Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?
Риск-ориентированный подход в обеспечении промышленной безопасности – это выявление, анализ и прогнозирование опасностей промышленных аварий, оценка риска и возможных масштабов последствий аварий на опасных производственных объектах для оптимизации необходимых организационно-технических мер предупреждения аварий и повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности, недопущения возникновения угроз крупных промышленных аварий и повышения эффективности обеспечения промышленной безопасности на отдельном опасном производственном объекте и (или) в системе поднадзорных объектов в целом.
Промышленная
авария не только трагическое событие, но и грозное напоминание о темных
сторонах незнания или серых углах утраты знаний о безопасности на опасных
производственных объектах. Сейчас еще слишком рано однозначно утверждать о возможных
причинах и последствиях WEST-2013.
Но
на примере начавшегося расследования этой аварии полезно проследить в сравнении
с отечественным опытом, как в США организуют правовое расследование и научное
исследование.
Без
знания прошлого и нынешнего состояния реформируемых отечественной промышленности и ее оберегающей сферы промышленной безопасности даже
искреннее применение самых передовых инструментов управления «из лучшей
международной практики» вряд ли сдвинет объект реформирования к заветному «как у них». Овладение лучшим инструментом не снимает задачу ответственного выбора
возможных дорог в безопасное постиндустриальное будущее страны. Для этого в первую очередь нужны беспристрастные знания об объекте реформирования. Зная получаешь
силу, чтобы спокойно обсуждать и решать. Уникальным источником новых знаний о
социо-технических системах являются крупные промышленные аварии, происходящие
из-за незнания или забвения прошлого трагического опыта. Многое приоткрывается
на изломе аварии о национальных особенностях индустриальной культуры, о
сложившемся устройстве промышленности и ее безопасности.
Приведенный краткий обзор о состоянии промышленности,
опасных производственных объектов и промышленной безопасности в России (см. ЧАСТЬ II, ЧАСТЬ III, ЧАСТЬ IV),
конечно, не полный и, возможно, знающим специалистам может показаться грубым и
даже предвзятым. Но других эмпирических данных пока что нет. Все сведения взяты
из официальных открытых источников. Какие-то тайные и секретные материалы не
доступны, это удел конспирологов.
На ослабленную реформами РФ надвигается опасность беспромышленного существования в трущобах "оскотинившегося Запада". Это фундаметальная угроза подавляющему большинству индустриальной цивилизации, и в РФ, и за рубежом. Нужен новый Безопасный отВет и новый Свободный отечественный Ответственный.
Что бы оценить, как отразились реформы на состоянии индустрии, оставленной в РФ для обслуживания энергетической безопасности западных потребителей, рассмотрим другой важный авангард отечественного топливно-энергетического комплекса – магистральный трубопроводный транспорт.
Для современного этапа деиндустриализации и выхода из
нее, в РФ старые знания, о периоде промышленного расцвета РСФСР, не подходят –
средняя аварийность падает, а СМИ трещат об уникальных «варварских» авариях.
Упорно надеемся на западные обложечные директивы. Уж если и они не помогут, то
точно наступит крышка этой «немытой России». Одна такая крышка уже была в 2009 г. на СШГЭС. Как не «отстало», а придется налаживать
организационно-техническую работу по адаптации принятия и исполнения «старых»
норм безопасности к современным условиям промышленности. Жвачку о
чудодейственных заморских требованиях пока желательно оставить в зубах заштатных
спикеров с бесконечных круглых столов о «вот-вот» никак ненаступающих благах
техрегулирования.
Для оценки «непрожеванности» результатов реформирования рассмотрим подробнее
динамику изменения объемов производства и аварийности на примере угольной
промышленности.
Решение проблем промышленной безопасности в новой РФ подменяется формированием беспромышленной опасности – невиданного феномена для крупной индустриальной страны.
Неспособность выполнить «отсталые» нормы безопасности монетизаторы стали измерять рублями «избыточных инвестиций», попирающих свободу экономической эффективности. Растущие взамен опасности теперь обсчитывают мизерным риском типа «10-6».
На промышленное производство стали смотреть как на карточную игру: – на кону от 20 млрд. до 1 трлн. руб. и мизер с дыркой «управление риска»: ах, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Промышленность – не картежный стол. Поэтому пришлось срочно онаучивать теорию и практику «управления риском».
Виртуальный «риск» стал «благородным делом» деиндустриализации России.
В последнее время в сообществе промышленников и специалистов по безопасности вновь оживилась научно-методическая дискуссия о соотношении, сопряжении и сближении современных и традиционных способов обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Едкий дым затянувшейся реформы технического регулирования понемногу рассеивается, и все более становится заметен трагический огонь крупных промышленных аварий, поразивших индустриальную Россию в начале XXI-го века (Ульяновская‑2007, Саяно-Шушенская‑2009, Распадская‑2010, Кольская‑2011, Воркутинская-2013).
О чем сигнализируют такие аварии, почему от них не уберегли нас доставшиеся из прошлого требования безопасности, и как обезопасить промышленную Россию в будущем?
Подборка материалов об "инновациях постмодерна" по замещению рутины обеспечения промышленной безопасности приятными расчетами на компьютерах приемлемого (для кого?) риска. До РФ это "избежание избыточных инвестиций" докатилось где-то в начале 2000-х. Первые статьи были о замене требований пожарной безопасности на расчеты пожарного риска - уж "риск" то знает всю правду, скрываемую коррумпированными пожинспекторами, он взятку не возьмет и не попросит. Апогеем риск-предписания стал Пожарный техрегламент 2008 г., основные положения которого о рископреклонении к 2012 г. были "без шума и пыли" похоронены. Но в том же 2012 г. испускаемый дух "всея риска" заполонил сферу промышленной безопасности. К такой атаке и правила промбезопасности и обслуживающее их профессиональное сообщество оказались не готовы - "отсталые". Но контуженные все же смогли организовать оборону, хотя диалога не получилось пока.
Все споры по большому счету сводятся к "вечному" вопросу «Свобода» vs «Безопасность». Эти понятия не какие-то внеземные абсолютные идолы, – каждое из них наполняется оригинальным, «текущим» смыслом жизнеспособной технической культуры. В изучении и разъяснении относительности и поиска динамического согласованного баланса безопасности и свободы видится историческая обязанность сообщества экспертов по промышленной безопасности. Имитационные заимствования обходятся и слишком тяжело (на языке «Безопасности») и слишком дорого (в терминах «Свободы»).
Проблему
технологической модернизации нефтегазопереработки, как впрочем и другой
отрасли, не решить простым отказом от действующих правил промышленной
безопасности. Накопленные культурно-исторические, социально-экономические и
организационно-технические опыт и знания, и у нас, и за рубежом, наглядно и прямо
указывают, что требования безопасности – не досадный барьер на беговой дорожке
предпринимателя к прибыли, а вынужденное ограждение у пропасти аварийных потерь
людских, промышленных и энергетических ресурсов, а с ними и возможной утраты
Россией технологического статуса индустриальной державы.
Фонд знаний, содержащихся в отечественных правилах промышленной
безопасности невозможно подменить результатами анализа риска аварий. Первые
упорядочивают прошлое и предупреждают известные неудачи в настоящем, а вторые
ищут угрозы в будущем и изъяны в существующем
обеспечении промышленной безопасности.
Отказ от «написанных кровью» правил
промышленной безопасности в отечественной нефтегазопереработке ведет не к
модернизации отрасли, а к ее технологическому краху с перспективным ростом мини-НПЗ.
РискПром.рф предлагает свое видение проблемы:
Технологическая модернизация и промышленная безопасность в российской нефтегазопереработке (2012)