Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

... Российская империя,СССР, РСФСР, РФ... [21]
исторический опыт, настоящее и будущее жизнеустройства Нашей Страны
Стратегические ядерные силы (СЯС) [7]
Прошлое, настоящее и будущее СЯС
Безопасность вне промышленности [25]
Защищеность и устойчивость жизнеустройства в нашем Отечестве
Безопасность в промышленности [36]
Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
20 лет без советской власти. Роспромтехносфера 2010+: границы безопасности [7]
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [12]
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?

Наш опрос

Управление риском - это:
Всего ответов: 206


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Безопасное жизнеустроение » Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [ Добавить статью ]

Реформы аварийности магистральных трубопроводов. Почем риск свободы для безопасности. Часть IV

(Продолжение. предыдущую ЧАСТЬ III здесь>>)
 

Углепром – фундамент любой индустриальной культуры, поэтому его реструктуризация была неизбежна для трансформации отечественного хозяйства в периферийный тип.

А что же происходило с промышленными отраслями, которые необходимы для обеспечения энергетической безопасности платежеспособных потребителей. Для примера рассмотрим важный авангард отечественного топливно-энергетического комплекса– магистральный трубопроводный транспорт.  

В реформы более чем в 5 раз сначала резко выросла, а затем постепенно снизилась аварийность на магистральном трубопроводном транспорте. В абсолютных величинах в среднем почти 70% всех аварий магистрального трубопроводного транспорта регистрировалось на газопроводах, но на них приходится и 70% протяженности всех магистралей. Динамика аварийности на российских трубопроводах выглядит так

 
Рис. 14. Аварийность на магистральных трубопроводах,  количество зарегистрированных аварий на 1 трлн тонно-км грузооборота

Обычно обывателей будоражат через СМИ авариями на нефтепроводах. Образ нефтезагрязнения легче зафиксировать, сконструировать и донести к запуганной публике (замазученные пеликаны как образы более живучи, чем кратковременный газовый факел). Сегодня в РФ весьма актуальна угроза раскручивания спирали страха у населения перед авариями на магистральных трубопроводах, с которыми большинство жителей никогда не сталкивалось. В советское время защит от этой угрозы не требовалось, наоборот, сведения об аварийности и травматизме были для служебного пользования – разжигать или подавлять техногенные страхи тогда было некому и ни к чему. Сегодня нужно представлять масштаб аварийности на трубопроводах, а не занижать их, рапортуя об успехах.

Согласно неоднократным публичным заявлениям официальных представителей АК «Транснефть» за период 2000-2006 гг. объем транспортировки нефти увеличился в 1,5 раза – с 313 до 459 млн. т соответственно. При этом, как утверждало в 2006 г. бывшее руководство компании, «количество аварий на магистральных нефтепроводах снизилось в 2,5 раза - с 0,1 аварии на 1 тыс. км нефтепроводов в 2000 году до 0,04 в 2006 году [в 2001 г. – 0,08, а в 2003-2006 стабильные 0,04]».

По данным Ростехнадзора интенсивность аварий на магистральных нефтепроводах (МН) за период 2000-2006 гг. составляла 2,7±0,8 аварий на 10 тыс. км в год, что в 5 раз хуже, чем озвучивалось бывшим руководством АК «Транснефть».

Даже если принимать в рассмотрение только технологические причины (т.е. без учета самовольных врезок, составлявших в те годы в среднем 60% всех причин аварий на МН), то аварийность по данным Ростехнадзора за 2002-2006 гг. составляла 0,95±0,12, а в 2006 г. – 1,2 аварий на 10 тыс. км в год, что все равно в 2-3 раза больше растиражированных в СМИ данных от АК «Транснефть». И это при том, что в начале 2000-х было завершено строительство 312 км участка нефтепровода Баку-Тихорецк в обход территории Чеченской республики.

Подавляющая часть сегодняшней промышленной и транспортной инфраструктуры РФ была создана по сложившимся и планируемым канонам советского жизнеустройства. При проектировании промышленных и транспортных объектов не учитывались внешние угрозы антропогенного характера, такие как диверсии или самовольные врезки (с целью хищения нефтегрузов и последующей загрузки мощностей свободно разросшихся опасных мини-НПЗ).

Изменение социально-экономической действительности в РФ принесло не только блага магистральной свободы транспортирования нефти и нефтепродуктов, но и рост аварийности на трубопроводах из-за преступных внешних антропогенных воздействий. С точки зрения основного технологического предназначения бывший советский нефтепровод не отличается от российского. Изменилась его внешнее социально-экономическое окружение, проявились непроектные нагрузки и ответные аварии на них. Но аварийность новым менеджерам удобнее и приятнее фиксировать по-старому. Искусно создан причудливый гибрид, когда на «реформированном» нефтепроводе игнорируются «капиталистические» аварии и горделиво подсчитываются только «советские».

По данным Ростехнадзора динамика аварийности на магистральных нефтепроводах в годы реформ была такой

Рис. 15. Аварийность на магистральных нефтепроводах, число зарегистрированных аварий на 10 тыс. км трубопроводов
 
Магистральный трубопроводный транспорт – важнейшее стратегическое звено экспортной цепочки отправок российских энергоносителей за рубеж. За ним следят внутри и вне новой России. Крупные промышленные аварии здесь все же случаются. Например, одна из последних произошла на нефтеперекачивающей станции «Конда» 22.08.2009 г., как официально установлено из-за досадного «обстоятельства непреодолимой силы малоизученного природного явления - грозовой разряд». Но российские СМИ быстро топят такие аварийные сообщения в информационном шуме – и правильно делают, иначе "дело труба" грозит всей РФ. Аварии на российских магистральных трубопроводах могут пошатнуть веру в энергетическую безопасность западных потребителей.

В годы реформ магистральный трубопроводный транспорт пострадал не так сильно, как в целом отечественные промышленность, транспорт и энергетика. Возьмем магистральные нефте и нефтепродуктопроводы.

 
Рис. 16. Протяженность (тыс. км, левая шкала) и перекачка (млн т, правая шкала)  магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в РСФСР и РФ


Как значимый вид транспорта создан в 1970-80 годы. Хотя грузооборот на нефте и нефтепродуктопроводах к середине 1990-х ополовинился, в начале 2010‑х его удалось восстановить на уровне начала 1980‑х. С точки зрения потенциала промышленных опасностей ситуация в отечественном магистральном нефтепроводном транспорте улучшилась – при застывшей в новой РФ протяженности нефтепроводов, объемы перекачки сначала упали вдвое в конце 1990-х, а затем постепенно выросли до уровня конца 1970-х. Грузооборот восстанавливался быстрее за счет увеличения средних расстояний перекачки – платежеспособные потребители далековато обосновались.  «Труба» работает как часы, да и аварии не часто беспокоят (вскрики ангажированных СМИ вяловаты, транспорт нефтегрузов не так резко задевают как нефтедобычу).

Все же следят в РФ за угрозой крупных промышленных аварий на магистральных трубопроводах, есть и в РФ с кого пример брать. В отличие от многих других отраслей здесь сохранены и укреплены научные институты, достигнуты значительные теоретические и практические результаты по внутритрубной диагностике мирового уровня,  разработаны современные методические руководства по анализу опасностей и оценке риска аварий на МТ (СТО Газпром 2-2.3-351-2009, РД-13.020.00-КНТ-148—11 и др.). Есть еще чему поучиться в обеспечении безопасной эксплуатации у российских магистральных трубопроводчиков.
 

(см. также по "трубопроводной" теме на РискПром.рф - Аварийность на российских магистральных трубопроводах (нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, газопроводы) в 1990-2014 гг. )


См. далее ЧАСТЬ V здесь>>



__________________________
См. также

ЧАСТЬ I ... ЧАСТЬ II ... ЧАСТЬ III ... ЧАСТЬ VI ... ЧАСТЬ V ...



Источник: http://riskprom.ru/TemaKtlg/BZD/SafetyModernLiberty2013.pdf
Категория: Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы | Добавил: safety (14.03.2013) | Автор: Реформы РФ
Просмотров: 3322 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]