Недавно обсуждавшиеся вопросы (1)-(3) о внедрении риск-ориентированного подхода – важные проблемные составляющие для решения общей задачи о необходимости обеспечения исключительно безопасной технологической модернизации поднадзорных опасных производственных объектов, а не «модернизации вообще» ради т.н. инвестиционного климата. Любая суверенная незападная модернизация будет встречена в штыки постиндустриальной публикой, – на дискредитацию и очернение индустриальной России будут брошены влиятельные силы и средства, включая возможные факты крупных промышленных аварий и их профессионально сконструированные образы, упакованные в доступные черные мифы о технологическом невежестве, отсталости и проч. (в крайних формах не исключен шантаж навешивания ярлыка «индустриального варвара»). Первичные (и уже привычные для специалистов) людские и материальные потери при реализации опасностей промышленных аварий могут генерировать угрозы более высокого порядка для всей системы национальной безопасности России. В пределе здесь вызревает угроза вытеснения промышленной России в неиндустриальную периферию «устойчивого развития» – как опасную страну «не справившуюся» с технологической модернизацией, допустившей «нецивилизованные аварии».
Предупреждение зарождения и вызревания социально-экономических угроз крупных промышленных аварий в системе национальной безопасности России достигается, в том числе, через внедрение риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Такая модель включает в себя подсистему первичной оценки аварийной опасности производственных объектов, подлежащих технологическому надзору, и решает задачи:
- обеспечения условий соответствия интенсивности контрольно-надзорной деятельности и (измеряемой риском) степени опасности возникновения (в т.ч. крупных) промышленных аварий;
- концентрации усилий надзорных органов на производственных объектах с чрезвычайно высоким и высоким риском аварии, представляющих наибольшую опасность для защищенности личности и общества аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;
- сокращения числа формализованных проверок на опасных производственных объектах со средним и малым риском аварии;
- рационального и наиболее эффективного использования средств, выделенных на осуществление надзора за исполнением государственной функции;
- улучшения состояния промышленной безопасности в системе поднадзорных объектов за счет предупреждения нарушений требований промышленной безопасности, представляющими наибольшие опасность и угрозы для защищенности личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий;
- стимулирования объектов надзора (в т.ч. проектных, экспертных и эксплуатирующих организаций) к соблюдению требований промышленной безопасности через возможность обоснованного снижения периодичности плановых проверок.
- повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в целях обеспечения промышленной безопасности в системе поднадзорных опасных производственных объектов.
Практическое внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность Ростехнодзора означает разработку, создание и использование комплексной системы выявления, анализа и прогнозирования опасностей промышленных аварий, оценки риска и возможных масштабов последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – КСА). Целесообразность и возможность создания КСА определяется следующим.
Возникновение и выявление известных и новых угроз техногенного и антропогенного характера на протяжении всей истории индустриальной культуры порождает необходимость разработки новых средств и способов предупреждения промышленных аварий, а на современном этапе позднего индустриализма – внедрение риск-ориентированного подхода для информационно-аналитического обеспечения и повышения эффективности промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Опасности промышленных аварий и особенно возможности катастрофических последствий крупных промышленных аварий могут достаточно быстро перерастать в реальные угрозы технологической стагнации для социально-экономического развития любой индустриальной страны. Поэтому все промышленно-развитые страны создают, обслуживают и совершенствуют национальные системы обеспечения промышленной безопасности и подсистемы предупреждения угроз крупных промышленных аварий. Каждая действенная система безопасности первоначально исходит из текущих и постоянно обновляемых представлений о структуре существующих опасностей. Уже на основе имеющейся «карты опасностей» определяются возможные меры безопасности (предупреждения и/или локализации опасностей и угроз), выделяются необходимые или оптимально распределяются доступные ресурсы для сдерживания перерастания потенциала опасностей в реальность угрозы причинения масштабного и (или) непоправимого ущерба. От состояния и качества исходной «карты опасностей» (ее актуальности, масштабности, динамичности, наглядности, ориентированности, подробности, адекватности и т.п.) во многом зависит результативность всей системы обеспечения безопасности, а также эффективность защищаемой от опасностей деятельности в целом. На этих общих закономерностях базируется и российское нормативно-правовое обеспечение промышленной безопасности, отражающее приоритетный принцип предупреждения наиболее опасных проявлений аварийности и травматизма в системе поднадзорных опасных производственных объектов. Обширные знания для предупреждения катастрофических последствий в значительной степени накапливаются из трагического опыта происшедших аварий. Помимо недопущения прошлых просчетов и ошибок, в современных условиях возрастания угроз реализации крупных промышленных аварий требуется систематизированное выявление, анализ и прогнозирование известных и новых аварийных опасностей в быстро изменяющейся промышленности, и особенно в ее базовой и наиболее опасной топливно-энергетической части – на объектах ТЭК и смежных отраслях промышленности.
В настоящее время актуальность вопросов предупреждения крупных промышленных аварий нарастает. В современной России эта проблема открывается в новом измерении, не свойственном странам первого и третьего мира. Высокоразвитые западные страны входят в период гипериндустриализма, когда опасные производства с возможными крупными промышленными авариями вытесняются в зону быстро растущего индустриализма (Китай, Индия, Вьетнам, Бразилия, Мексика, ЮАР и др. незападные индустриальные страны). Для современной России, прошедшей в 1990-е годы обширную деиндустриализацию, постановка и решение проблемы предупреждения крупных промышленных аварий не имеет исторических аналогов в отечественной и зарубежной практике. Здесь будет более важен опыт взаимодействия в рамках организации БРИКС. Страны БРИКС – незападные страны в период т.н. «догоняющей модернизации». В ходе промышленного развития они обязательно столкнутся с проблемой предупреждения крупных промышленных аварий (КПА). История таких аварий известна им сейчас в основном в своем углепроме (здесь показательны Китай, Индия ЮАР), но скоро КПА «перехлестнут» и в другие отрасли – нефтегаз, энергетика (здесь уже есть опыт у России). Опыт Запада по предупреждению КПА для стран БРИКС впрямую не годится (имитации даже опасны). Запад вытесняет производства с возможными КПА как раз в страны БРИКС (это туманно именуется как гипериндустриализм), а потом хвалится что КПА у него нет. Проблему КПА нужно решать именно силами стран БРИКС, обязательно используя западный опыт, с соответствующим преломлением на специфику индустрии БРИКС.
По этическим и экономическим причинам России не удастся «сбросить» свои производственные издержки обеспечения безопасности на страны третьего мира. Наоборот, незападные промышленные страны ждут от России примеров безопасного решения кризисных вопросов современного индустриализма, в том числе и по предупреждению крупных промышленных аварий.
Крупные российские техногенные катастрофы последних лет (Ульяновская-2007, Саяно-Шушенская-2009, Распадская-2010), обозначая провалы и упущения отечественной технической культуры в постсоветский переходный период, ставят новую общественную, научную и государственную задачу по выявлению и снижению социально-экономических угроз и техногенных опасностей крупных промышленных аварий. Успешность решения российской проблемы крупных промышленных аварий впрямую определяет безопасность промышленного будущего современной России, а также возможные перспективы нахождения безопасных путей выхода из кризиса для всей современной индустриальной цивилизации.
Таким образом, в современных кризисных условиях постиндустриализма проблемы обеспечения промышленной безопасности (а также экологической, технологической, энергетической) остаются весьма актуальными, являются важной государственной функцией, составной частью обеспечения национальной безопасности, что зафиксировано в (ст. 71,72) Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), федеральных законах «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013)) и «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (от 21.07.2011 N 256-ФЗ (ред. от 14.10.2014)), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014)), Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 29.10.2012 г. ПР-3167) и других нормативных правовых актах. Установленные в них приоритеты государственной политики соответствуют выполняемым Службой важнейшим государственным функциям по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию обеспечения безопасности на опасных производственных объектах, объектах электроэнергетики, строительного комплекса, гидротехнических сооружений, объектах использования атомной энергии и функциям по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Создание КСА позволит:
создать целостное организационное, информационное и методическое поле по вопросам предупреждения крупных промышленных аварий на опасных производственных объектах;
качественно повысить эффективность функционирования подсистемы контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сосредоточить усилия Службы и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на решении совместных задач по снижению возможности возникновения и масштаба последствий крупных промышленных аварий, сформировать современные организационно-технические требования по созданию (модернизации) различных технических, в том числе автоматизированных, систем и средств для решения задач контроля и надзора за обеспечением промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
разработать и внедрить современные системы управления информацией (включая сбор, анализ, систематизацию и раскрытие) о текущей и прогнозируемой ситуации с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов, об авариях, инцидентах и несчастных случаях на опасных производственных объектах и угрозах крупных промышленных аварий в системе поднадзорных Службе опасных производственных объектов, в том числе повысить эффективность разработки и внедрения системы непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий;
организовать проведение работ по созданию методологической и инструментальной основы анализа и оценки состояния промышленной и энергетической безопасности на опасных производственных объектах, при использовании технических устройств, в технологическом процессе;
провести сбор, анализ и систематизацию сведений о применяемых и существующих технологиях обеспечения безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах;
провести сбор, анализ и систематизацию сведений об аварийной опасности существующих производств, а также оценку возможностей снижения риска аварий на них с учетом технологических и социальных факторов;
сформировать современную систему научно-методического обеспечения анализа риска возникновения аварий (в том числе крупных) на опасных производственных объектах в Российской Федерации;
развивать и совершенствовать методические подходы и методики определения остаточного ресурса технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, к определению необходимых и достаточных условий возможности их безопасной эксплуатации сверх установленного производителем срока;
организовать и проводить современные научные исследования по перечню приоритетных направлений научных разработок, направленных на обеспечение анализа опасностей и оценки риска аварий и способов снижения аварийной опасности опасных производственных объектов, существующих и перспективных технологических процессов и технических устройств на действующих и проектируемых опасных производственных объектах ТЭК и смежных отраслей промышленности.
Исходя из требований законодательной и нормативной правовой базы в области промышленной безопасности, а также отечественного и лучшего международного опыта обеспечения промышленной безопасности, базовыми положениями создания и функционирования КСА должны являться:
организация и функционирование КСА выступает одними из важнейших современных риск-ориентированных подходов повышения эффективности исполнения основных функций Службы, а также необходимыми специальными элементами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны, промышленной и энергетической безопасности ее топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности;
непосредственное информационно-аналитическое взаимодействие КСА с разрабатываемой и внедряемой системой непрерывного дистанционного мониторинга опасных производственных объектов с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий;
признание наличия и (после осуществления противодействия) сохранения опасности аварий и возможности возникновения угроз крупных промышленных аварий на отдельных опасных производственных объектах, характеризуемых высоким риском аварии;
признание несоизмеримости ценностей экономической свободы владельцев опасных производственных объектов и безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах;
необходимость проведения безопасной технологической модернизации поднадзорных опасных производственных объектов, включая объекты ТЭК и смежных отраслей промышленности, строительства, транспорта и энергетики;
планирование и осуществление мероприятий по предупреждению промышленных аварий (в т.ч. крупных) проводятся с учётом социально-экономических, организационно-технических и иных характеристик, особенностей отраслей промышленности и степени реальной опасности возникновения масштабных последствий крупных промышленных аварий;
объём и содержание мероприятий по прогнозированию угроз реализации аварийных опасностей и предупреждению возникновения промышленных аварий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
максимально доступное, открытое и широкое ознакомления рискующих с установлением допустимых[1] уровней риска аварий и их обоснованием как границы перехода «опасность-угроза»[2] на основе данных о фоновых и сведений о приемлемых[3] уровнях аварийной опасности с учетом отраслевой принадлежности и класса опасности опасных производственных объектов;
____________________
[1] Допустимый риск аварии – установленные законодательными, нормативными и правовыми документами значения риска аварии, превышение которых создает угрозу возникновения аварии на опасном производственном объекте
[2] Опасность аварии – возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрыва и (или) выброса опасных веществ на опасном производственном объекте.
Угроза аварии – актуализированная опасность аварии, характеризующая непосредственно предаварийное состояние опасного производственного объекта.
[3] Приемлемый риск аварии (приемлемая опасность аварии): совокупность значений показателей и признаков опасности аварии, воспринимаемых рискующими в качестве их допустимой нормы. Первоначальной количественной оценкой приемлемого риска служат значения фонового риска аварии для различных отраслей промышленности и транспорта;
Фоновый риск аварии: риск аварии, характеризующий текущие проявления аварийности на опасных производственных объектах
_______________________________
необходимость динамического категорирования опасных производственных объектов по уровню (степени) риска аварии в процессе его эксплуатации (мониторинг аварийной опасности), в отличие от предрегистрационного единовременного присвоения класса опасности производственному объекту (фиксирование уровня опасности);
заблаговременная подготовка опасных производственных объектов к осуществлению организационно-технических мероприятий по предупреждению возникновения угроз крупных промышленных аварий;
выделение в качестве основного показателя повышения эффективности промышленной безопасности во всей системе поднадзорных опасных производственных объектов – снижение в среднем за последние 5-10 лет удельной (по объему произведенной продукции, по числу рискующих) доли крупных промышленных аварий в общем числе зарегистрированных аварий и инцидентов;
построение финансово-экономических механизмов регулирования промышленной безопасности на основе открытого и эффективного государственно-частного партнерства, реализующего приоритет обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов страны;
интеграция с международными и иностранными системами прогнозирования и предупреждения крупных аварий в промышленности и энергетике.
В риск-ориентированном подходе основными функциональными задачами, определяемыми проблемой предупреждения в первую очередь крупных промышленных аварий, должны быть:
а) представление в установленном порядке лицам, принимающим решения, персоналу опасных производственных объектов и иным лицам, заинтересованным в сохранении состояния защищенности от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий:
объективных риск-информативных сведений об актуальных опасностях (в том числе крупных промышленных) аварий, как на отдельных опасных производственных объектах, так и для их совокупностей и подсистем (отраслевых, региональных, имущественных),
данных о степени аварийной опасности (степени риска аварии) различных участков и составляющих опасных производственных объектов, о «слабых местах» обеспечения безопасности на опасном производственном объекте и в системе поднадзорных объектов в целом,
перспективных вариантов тактических и стратегических (на среднесрочный период и долгосрочную перспективу) мер, рекомендаций и проектов решений по обоснованному снижению риска аварий на опасном производственном объекте и в целом в системе объектов топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности;
б) информационно-аналитическое обеспечение постановки и разработки способов решения актуальных проблем обеспечения промышленной безопасности в сфере:
повышения эффективности осуществления государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности в отношении высокорисковых опасных производственных объектов,
разработки и реализации правовых и технических норм по предупреждению угроз крупных промышленных аварий с использованием современных риск-информативных методов[1] исследования современных аварийных опасностей,
_______________
[1] Риск-информативные методы – взаимосвязанная совокупность вероятностных и детерминистических специальных методов исследования причин возникновения и сценариев развития возможных аварий
предупреждения инцидентов и аварий, повышения устойчивости функционирования технологических процессов на высокорисковых опасных производственных объектах; оповещения и информирования персонала и населения об основных опасностях аварий на опасных производственных объектах,
обучения персонала опасных производственных объектов и информирование населения в области защищенности от неадекватного информационного воздействия сконструированных образов угроз крупных промышленных аварий (противодействие бесконтрольному «управлению рисками», особенно по разжиганию антипромышленных технофобий, резко неадекватных реальной аварийной опасности),
обоснования планирования, выделения и использования необходимых финансовых и материальных ресурсов для предупреждения крупных промышленных аварий на высокорисковых опасных производственных объектах;
в) прогнозирование возможности возникновения крупных промышленных аварий в системе поднадзорных опасных производственных объектов, оценка вклада в риск аварий от них;
г) международное сотрудничество в области предупреждения крупных аварий в промышленности и энергетике;
д) иная деятельность, необходимая для решения задач обеспечения промышленной безопасности высокорисковых опасных производственных объектов, включая планирование и организацию проведения соответствующих упреждающих организационно-технических мероприятий на основе обоснованных результатов проводимых научных исследований в данной сфере.
Национальная система обеспечения промышленной безопасности объединяет органы управления, силы и средства Службы, эксплуатирующих опасные производственные объекты организаций, научных и экспертных организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия и сферу деятельности которых входит постановка проблем и решение вопросов по предупреждению промышленных аварий и в системе поднадзорных опасных производственных объектов.
Основу структуры риск-ориетированного регулирования промышленной безопасности составляют следующие ключевые взаимосвязанные элементы и подсистемы:
блок сбора сведений об опасностях аварий в системе поднадзорных опасных производственных объектах, основанный на анализе данных подсистемы «Аварийность и травматизм» Комплексной системы информатизации Ростехнадзора (далее – КСИ), данных декларирования промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II класса опасности, на которых обращаются опасные вещества, а также сведений системы непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий;
подсистема анализа опасностей и оценки риска аварий (анализа риска аварий), включающая модули формирования специальных исходных данных и методического обеспечения анализа риска аварий;
классификатор опасностей промышленных аварий (один из ключевых модулей – см. о нем ниже подробнее);
подсистема формирования и актуализации динамического перечня опасных производственных объектов с высоким и чрезвычайно высоким риском возникновения крупных промышленных аварий;
подсистема динамической карты актуальных опасностей и угроз аварий в системе поднадзорных опасных производственных объектов («карта опасностей»);
модуль прогноза крупных промышленных аварий в системе поднадзорных опасных производственных объектов, позволяющий выявлять на «карте опасностей» опасных производственных объектов проблемные области с предаварийным состоянием (или приближение к предаварийному состоянию);
подсистема «дорожная карта риск-ориентированного надзора», включающая модуль разработки адресных мер предупреждения крупных промышленных аварий на опасных производственных объектах I и II класса опасности.
Все вышеперечисленные элементы должны быть связаны адекватным и предметным информационным взаимодействием в целостную структуру, схематично изображенную на рисунке 1 ниже.
Рис. 1. Риск-ориентированный подход в обеспечении промышленной безопасности: схема основных структурных элементов и связей комплексной системы выявления, анализа и прогнозирования опасностей промышленных аварий, оценки риска и возможных масштабов последствий аварий на опасных производственных объектах
Элементы и подсистемы риск-ориентированного подхода в промышленной безопасности строятся с учетом территориально-производственного и отраслевого принципа для формирования совместимых слоев динамической карты актуальных опасностей и угроз аварий в системе поднадзорных опасных производственных объектов.
Управление и информационное обеспечение в риск-ориентированном подходе осуществляется с использованием Комплексной системы информатизации Ростехнадзора и системы непрерывного дистанционного мониторинга опасных производственных объектов с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий.
Необходимая классификация аварийной опасности проводится с целью выявления в системе поднадзорных ОПО наиболее высокорисковых объектов, территорий и отраслей для последующей оптимизации адресных мер предупреждения аварий и парирования угроз крупных промышленных аварий на них.
Целесообразно динамически категорировать ОПО по степени риска аварий и масштабу последствий от них для расширения особенностей и уточнения градаций действующего подразделения ОПО по четырем классам опасности. Класс опасности ОПО устанавливается изначально при регистрации ОПО, а степень риска аварии на ОПО может динамически меняться при эксплуатации ОПО, что должно отражаться в соответствующих информационно-аналитических подсистемах Службы. Целесообразно установить следующие (сравнительные) степени риска аварий для ОПО (категории опасности ОПО по степени риска аварии):
чрезвычайно высокий риск аварии,
высокий риск аварии,
средний риск аварии,
низкий риск аварии.
Классификация аварийной опасности объектов топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности, основанная на расчетах риска их эксплуатации и учитывающая масштабы последствий аварии может проводиться с использованием следующих показателей опасности аварии (показателей риска аварии):
возможное наличие третьих лиц в зонах смертельного поражения при наиболее опасном по последствиям сценарии аварии (при максимальной гипотетически возможной аварии[1]) на ОПО;
_______________________
[1] Максимальная гипотетически возможная авария – авария, сопровождающаяся отказом систем противоаварийной защиты и (или) локализации аварии и (или) реализацией ошибочных действий персонала и (или) нерасчетных внешних техногенных, антропогенных или природных воздействий и приводящая к максимально возможному ущербу
возможное число человек, у которых будут нарушены условия жизнедеятельности при максимальной гипотетически возможной аварии на ОПО;
возможное число погибших при максимальной гипотетически возможной аварии на ОПО (в том числе и при нарушении условий жизнедеятельности);
условная вероятность возникновения эскалации аварии[2];
_________________
[2] Эскалация аварии – последовательное возникновение аварий, причинами которых являются поражающие факторы аварий на соседних составляющих опасного производственного объекта
кратность превышения индивидуального риска гибели персонала от аварий по сравнению со среднеотраслевым уровнем;
условная вероятность гибели при аварии на ОПО-ТЭК более 10-ти человек из числа третьих лиц;
возможный аварийный разлив нефти и нефтепродуктов;
возможный материальный ущерб при максимальной гипотетически возможной аварии на ОПО.
Конкретные значения вышеприведенных показателей могут быть представлены для типовых ОПО в качестве критериев их безопасной эксплуатации, например в рамках процедуры обоснования безопасности опасного производственного объекта.
см. также по теме Риск-ориентирование в вопросах дистанционного надзора, методик анализа риска аварий и критериев безопасной эксплуатации ОПО
Источник: http://riskprom.ru/publ/33-1-0-358 |