В начале
10-х годов XXI-го века ведущие отраслевые специалисты в области
промышленной безопасности из крупных российских нефтегазовых компаний выдвинули
масштабные претензии к действующим требованиям промышленной безопасности,
мешающим, по их мнению, модернизации отечественных нефтегазоперерабатывающих производств.
Авторское видение проблемы совершенствования норм промышленной безопасности в нефтегазоперерабатывающей
промышленности они сформулировали в своей концепции [1], важных статьях и выступлениях в ее развитие (см.
например, [2-6]).
Практические
предложения авторов оформлены ими в проекте Правил обеспечения промышленной безопасности
нефтеперерабатывающих, нефтегазохимических и газоперерабатывающих комплексов [7], предлагаемого взамен действующих правил
промышленной безопасности ПБ 09-566-03, ПБ 12-609-03, ПБ 03-584-03, ПБ
03-591-03, ПБ 03-585-03 [8-12] и др.
На большую часть поступивших модернизаторских
предложении корректный и исчерпывающий ответ дан в отзыве начальника управления
Ростехнадзора С.А. Жулиной. В [13] она наглядно показала граничащую с некомпетентностью
ошибочность частных претензий ведущих менеджеров-нефтегазопереработчиков к мешающим
им шести пунктам из всей совокупности действующих правил промышленности безопасности.
Публично демонстрируя (не важно – искренне или притворно) свое незнание смысла
действующих требований безопасности, ведущие отраслевые специалисты подспудно поднимают
и обсуждают, как точно подметила С.А. Жулина,
совсем другую тему – «Допустимое обществом увеличение аварийности и травматизма
в целях повышения экономической и энергетической эффективности производства».
Напирая
на отсталость России от лучшей международной практики, и на основании самобичевательного
разоблачения ущербности все тех же шести пунктов действующих правил промышленной
безопасности российские нефтегазопереработчики в своей концепции [1] и в проекте модернизированных правил безопасности [7] декларируют фактически полный отказ от всей исторически
сложившейся в России системы обеспечения (принятия и исполнения) требований промышленной
безопасности. Разъясняя свою позицию, они пишут в [5]: «нарушения
российских норм в отрасли не обязательно повлекут снижение безопасности, а уж тем
более – невосполнимых людских потерь, потерь промышленных и экологических
ресурсов».
В начале XXI века, накопленные за последние 50-70 лет из горького опыта
отечественных аварий и катастроф, «старые» знания о промышленных опасностях отбрасываются
«новыми» российскими нефтегазопреработчиками, как бесполезные хвосты незнания.
Взамен предлагается вырастить новые модернизаторские промышленные опасности,
удобрив поля рисков лучшей международной практикой. По проекту
модернизированных правил безопасности [7] вся совокупность организационно-технических
требований, ограничивающих опасные превышения технологических и архитектурно-планировочных
параметров, заменяется документной процедурой подтверждения соответствия нефтегазоперерабатывающего
производства его упрощенной модели, с использованием магических компьютерных
программ и единственного риск-индикатора:
«Индивидуальный риск является допустимым
риском, если не превышает следующих значений:
-
для
работников производства – 10Е-4 случаев в год; -
для
населения – 10Е-6 случаев в год».
Внешне
предложение нефтегазопереработчиков выглядит, как ранее говорили, «красивым
инженерным решением». Но красота – страшная сила, и требует жертв. Оценим
предлагаемое новаторами «увеличение аварийности и травматизма в целях повышения
экономической и энергетической эффективности производства».
Сначала о
будущих жертвах. По данным Росстата за 2010 год во всей нефтеперерабатывающей
промышленности России, во всех несчастных случаях на производстве погибло
9 человек. Если использовать форму показателей из лучшей международной
практики, то индивидуальный риск смерти на производстве за год для каждого из 113235 работающих
в отрасли составил 8×10Е-5. В прозаических терминах охраны
труда это означает, что в год на тысячу работающих приходится 0,08 случаев смерти
на производстве*.
Примем это как оценку сверху. _________________ * Следует признать значимость достижений лучшей мировой практики в презентации
результатов с нужной «приятной» стороны. Так компактная экспоненциальная запись
величины «8×10Е-5»
в обыденном сознании воспринимается просто мизерной по сравнению с десятичной
«0,08», сцепленной с пугающей «1000». В первом случае никаких умственных
арифметических операций для сопоставления значений вроде бы и не требуется, все
уже разделено и посчитано как надо неким «чокнутым профессором», а степенной
знак «‑» дополнительно подпитывает чувство уверенности в несущественности
проблемы. В новом российском законодательстве пошли еще дальше. В
Пожтехрегламенте-2008 (№123-ФЗ) описание образа опасности гибели от пожаров
сопровождается наноязами типа «одна миллионная», «одна десятимиллионная», «одна
стомиллионная». Доступные умозрительные сравнения размеров этих долей с
обыденными представлениями о процентах, например акций или откатов, не
оставляют сомнений в защищенности россиян от пожаров. Если перевести эти
«инновации» в «устаревшие» приземленные понятия, то оказывается, что вместо
сегодняшних 14,5 тыс. ежегодно гибнущих в пожарах в помещениях РФ
(усреднение за 2002-2011 гг.), закон требует, чтобы в 2012 году в РФ погибло
менее 142 человек. Кроме того Пожтехрегламент-2008 устанавливает, что групповая
гибель людей в пожарах должна происходить в десять раз чаще гибели одного
индивида, желающие могут даже прочувствовать разницу – «одна десятимиллионная»
и «одна стомиллионная».
В предлагаемом же нефтегазопереработчиками проекте правил [7] в рассмотрение принимаются не все виды смертельного
травмирования на производстве, а только непосредственно связанные с авариями и
групповыми несчастными случаями, т.е. учитываемые Ростехнадзором события, число
которых заведомо меньше, чем по линии охраны труда. Обратившись к данным
Ростехнадзора за последние 10 лет (2002-2011 гг.), легко оценить, что в нефтегазоперерабатывающей
промышленности России ежегодно в среднем происходит 6,8±1,7 аварий и погибает
4±1,3 человек. Если использовать данные Росстата о численности работающих,
то оценка фонового среднегодового индивидуального риска гибели работающего нефтегазоперерабатывающей
промышленности в авариях и в групповых несчастных случаях составляет (4±1,3)×10Е-5
или ~ 0,04 смертельных случаев в год на тысячу работающих. Кстати, это
меньше, чем в целом по переработке нефти и газа, нефтехимии и газохимии в США –
4,6×10Е-5,
по данным самих новаторов в [1] со ссылкой на данные OGP (The International
Association of Oil & Gas producers) 2010 года. Не так важно, в каких формах
представлена величина смертельных производственных потерь, а как она
соизмеряется с радикальными предложениями по смене курса промышленной
безопасности.
Ведущие
нефтегазопереработчики, неудовлетворенные текущим положением с аварийностью и
травматизмом в отрасли (ах, «безопасность
значительно ниже, чем в США») предлагают отказаться от государственного
надзора за исполнением «старых» требований промышленной безопасности и
ориентироваться на значение нового показателя смертельного травматизма, который
в среднем в 2,5 раза хуже фоновых значений. Другими словами, сетуя на то, что
отечественная нефтегазопереработка отстает от США «по смертности в 2 раза», ведущие специалисты по безопасности желают
модернизироваться и достигнуть 5-кратного отставания. Кроме того, они
предлагают и населению теперь не то что травмироваться, но и погибать в
отраслевых авариях, чего ранее в России не наблюдалось. Что такое для населения
«10-6», много это или мало? Положим, что вокруг каждого из 31-го
крупного нефтегазоперерабатывающего предприятия России в зону новых аварий рискуют
попасть ок. 5 тыс. человек, а вокруг 250 мини-НПЗ – ок. 200 рискующих,
тогда по модернизированным правилам за десятилетие допускается смерть 2-х
обывателей и соответственное кратное число травмированных. Получается как в известной
кинокомедии: «У вас … несчастные
случаи были?… Будут. Пшли…». Скажут, что там мелочиться, только в пожарах
ежегодно этих обывателей угорает по 12-15 тыс. ежегодно. Неужели не пожертвуем
нескольких неудачников на алтарь модернизации для блага новой нефтегазопереработки
«как в США»?
По мнению
ведущих специалистов по безопасности в нефтегазопереработке, модернизацию
отрасли сдерживают именно отсталые требования промышленной безопасности.
Отсталость их в том, что они «установлены
как обязательные». Концептуально в [1] они пишут:
«действующая нормативная база России
является сдерживающим фактором на пути технического прогресса… Таким образом,
становится очевидным (является доказанным), что необходимым условием
совершенствования нормативной базы… [по безопасности нефтегазопереработки]… является полный отказ от установления
обязательных государственных (предписывающих) требований к
организационно-техническим параметрам производств». Всего делов то: прекрати
госнадзор за соблюдением действующих правил, разреши работающим погибать в 2,5
раза чаще, чем сейчас, и модернизированная отрасль расцветет глубиной
переработки в назидательный укор всем сомневавшимся в имитации лучшей
международной практики. Как только это случится, можно и правила дорожного
движения отменить, а модернизированным полицейским вместо радаров выдать айпады
– нечего в засадах прятаться, пускай себе следят по интернету за «10‑4»
индивидуального риска гибели на дорогах*.
_________________ * Для сравнения: на сегодня
фоновый риск гибели в ДТП для россиянина за год ~2,2×10Е-5 или ~0,02 смерти на 1 тыс.
чел.
С
жертвами немного разобрались, теперь о приятном. Какую нефтегазопереработку
получим от продажи будущих мертвых душ? Об этом говорится туманно, весь пар уходит
в гудок о модернизации. Что это такое для нас говорится невнятно, главное верить,
чтоб это произошло «как в США».
Мнение группы специалистов по безопасности о правилах безопасности, как
тормозе модернизации, не разделяют их же коллеги по цеху. Публикуемая Росстатом
по опросам промышленников оценка факторов, ограничивающих рост обрабатывающего
производства за 2009-2011 гг. указывает, что наиболее важным в этом
вопросе считается [14]: - недостаточный спрос на продукцию организации на
внутреннем рынке (55,3%);
- неопределенность экономической ситуации (52,0 %); - высокий уровень налогообложения (42,3%); - недостаток финансовых средств (45,4%); - высокий процент коммерческого кредита (34,3%); - изношенность и отсутствие оборудования (23,5%); - недостаток квалифицированных рабочих (22,5%); - отсутствие или несовершенство
нормативно-правовой базы (7,3%).
Как видно решение проблем изменениями в законодательстве меньше всего
волнует производственников. Откуда же тогда взялась идея о будущей модернизации
производства в обмен на «допустимое обществом увеличение аварийности и
травматизма»? Посмотрим, возможно, она обусловлена прошлым опытом развития и
настоящим состоянием отрасли. Обратимся к официальным сведениям Минэнерго России
и данным Росстата.
Сырьем
для нефтегазоперерабатывающей промышленности России служат, главным образом,
добываемые у нас нефть и газовый конденсат. Нефтедобывающий комплекс России в
современном виде создан в послевоенное время, в основном в 70-80 годы прошлого
века (см. Рис. 1). В докладе
Минэнерго России о Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года [15] сказано, что «нефтедобывающая отрасль, достигнув
максимальный уровень добычи в 1988 году в объеме 569 млн. тонн, пережила период
существенного кризиса, как отражение общего спада производства в стране, упав в
объемах почти в два раза (до 318-305 млн. тонн нефти в год). В начале
2000-х произошел подъем отрасли с восстановлением» уровня добычи конца 1970-х –
ок. 500 млн. тонн (см. Рис.
1).
Рис. 1. Добыча нефти, включая газовый
конденсат, в РСФСР и РФ в 1928-2011 гг., млн. т.
Похожая
картина наблюдалась и в отечественной нефтеперерабатывающей промышленности (см.
Рис. 2-а), достигшей в 1980-х своего пика по первичной
переработке нефти (~ 300-325 млн. т). За годы реформ уровень переработки по
сравнению с 1990 г. сначала упал почти вдвое (в 1998 г. до 164 млн. т), затем происходило
восстановление омертвленных мощностей, и к 2011 г. (258 млн. т) по этому показателю достигнут
уровень начала-середины 1970-х.
Рис. 2-а. Нефтеперерабатывающая промышленность в РСФСР и РФ
в 1970-2011 гг.: Первичная
переработка нефти, млн. т
Рис. 2-б. Нефтеперерабатывающая промышленность в РСФСР и РФ
в 1970-2011 гг. Производительность труда работающих в первичной переработке нефти,
тыс. тонн/ чел.
После
падения в 1990-х восстановительные темпы роста рыночной нефтегазопереработки
оказались в 1,6 раза медленнее, чем в советское время, и это – практически на
тех же самых мощностях, уровнях производства и почти с тем же кадровым составом
(ср. на Рис. 2-а наклон кривой роста в 1970-1980-х и в 1998-2011
гг.). Действительно есть серьезный повод задуматься о технологической модернизации,
т.к. эффект восстановления заброшенного в 1990-е производства иссякает – уже практически
достигнуты дореформенные значения уровня использования производственных
мощностей (Рис. 3) и производительности труда в нефтепереработке (Рис. 2‑б).
Рис. 3. Уровень использования среднегодовой производственной мощности
в первичной переработке нефти, %
Можно
заметить, что правила безопасности и безопасное производство стали резко
«устаревать» лишь в постсоветский период, поэтому ссылки на правила как «тормоз
модернизации» не годятся. Ведь в почти той же технико-социальной системе, но с
другими производственными целями – и производство модернизировали и правила
меняли – реализацию этих функции обеспечивала отечественная отраслевая наука,
которой сейчас практически нет – и которая новой нефтегазопереработке «и не по
уму, и не по карману».
Из
располагаемых ныне нефтеперерабатывающих мощностей (ок. 280 млн.т/год) за два
десятилетия в новой российской нефтегазопереработке (1991-2011 гг.) введено в
действие всех производственных мощностей (включая мини-НПЗ) за счет нового
строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения лишь на
39,3 млн.т/год, а подавляющее большинство (более 85 %) располагаемых сегодня
производственных мощностей создано в РСФСР.
Из ныне действующего 31-го крупного НПЗ*
еще в царской России в 1911 г введен единственный Краснодарский НПЗ (современные
мощности на 2,2 млн.т/год), в советской России до войны введены 7 НПЗ (~45
млн.т/год), в военный и послевоенный период до 1954 года – 6 НПЗ (~44,8 млн.т/год), в 1955-1966 гг. – 10 НПЗ (~137,9 млн.т/год) и затем с
перерывом в 1979-1985 гг. – 4 НПЗ**
(~14,8 млн.т/год). За 1966—1991 гг. в СССР было построено только 7 крупных нефтеперерабатывающих
заводов, из них 6 — вне РСФСР (в Лисичанске, Мозыре, Мажейкяе, Чарджоу,
Чимкенте и Павлодаре).
За два
десятилетия с 1991 по 2011 г. в новой России построено 5 новейших крупных НПЗ (~16,8
млн.т/год), причем три из них (~7,5 млн.т/год) имеют глубину переработки менее
65 %***.
________________________
* Здесь и далее под
аббревиатурой НПЗ понимаются все виды крупных нефтегазоперерабатывающих
производств, учитываемых Минэнерго России в первичной переработке нефти и
газового конденсата. ** Нижнекамскнефтехим –
1979 г., Ачинский НПЗ – 1981 г., Астраханский ГПЗ – 1981 г.,
Сургутский ЗСК – 1985 г. *** Ильский НПЗ (2002 г.) – 63%, Антипинский НПЗ
(2006) – 55%, Новошахтинский ЗНП (2009) – 65%
Лучше
дела с глубиной переработки у флагмана новой российской нефтепереработки ОАО
«ТАНЕКО»: на 2012 г. – 72%. Первоначально завершение строительства
комплекса намечалось на 2009 ‑ 2011 годы. Комплекс должен был
включать НПЗ мощностью 7 млн. т нефти в год, завод глубокой переработки нефти
мощностью 3,5 млн. т в год и нефтехимический завод по производству
продукции на основе ароматических углеводородов. Как пишет деловая электронная
газета Татарстана БИЗНЕС Online «на сегодняшний день имеется только большой
«самовар» в виде сданной установки ЭЛОУ-АВТ-7, которая «варит» в промышленных
масштабах мазут, печное топливо и основу для производства прямогонного бензина,
переводя на них нефть в режиме «промышленного опробывания»… Сейчас ударными
темпами строят установку гидрокрекинга, что позволит наладить производство
товарного бензина, но ее ввод обещают в лучшем случае в 2013 году. По
оптимистичным расчетам, НПЗ по «простой топливной» схеме (производство бензина
и дизтоплива) будет запущен в промышленную эксплуатацию не раньше 2014 года.
Сравните с первоначальными планами - глубокая переработка и «ароматика» заработают
уже в 2009 - 2011 годах» [16].
Неужели и вправду старые правила безопасности заставляют промышленников
проектировать и создавать в XXI-ом
веке нефтеперерабатывающие заводы 1960-х годов? Подобный постановочный ответ
никому и в голову не приходит, кроме ведущих специалистов по безопасности
нефтегазопереработки. Что же движет промышленниками?
Как сказано в докладе Минэнерго России 2010 г. «ключевыми
проблемами нефтепереработки сегодня являются устаревшие технологии производства
и отсутствие инвестиций в увеличение глубины и качества переработки в
предыдущие годы. … Глубина переработки нефти в среднем по отрасли в 2010 г. составляет 70%. При этом, из
28 крупнейших российских НПЗ 16 заводов (134 млн.тонн) имеет глубину переработки
менее 70%, 12 заводов (102 млн.тонн) – 70% и более. Несмотря на технологическую
отсталость российские НПЗ получают высокую маржу и не имеют стимулов к
повышению глубины переработки. Качество дистиллятов находится на очень низком
уровне, так 30% в корзине продуктов нефтепереработки занимает мазут, 70%
которого экспортируется в Европу, где его перерабатывают и превращают в дизель
и бензин высокого качества.
А что же с инвестициями? Текущий налоговый режим, когда пошлина на мазут
в 2,5 раза ниже пошлины на нефть и почти в 2 раза ниже пошлины на светлые
продукты, стимулирует лишь к выжиманию максимума из того, что было построено
ещё в советское время, при минимуме капитальных затрат, и созданию
экспортно-ориентированных нефтеперерабатывающих заводов, в том числе мини-НПЗ,
которые нефть превращают в мазут, прямогонный
бензин и дизель низкого качества для дальнейшей отправки на экспорт. Справочно: По оценке министерства, количество таких НПЗ в стране
достигает 250, а их совокупный объем переработки составляет 12 млн. тонн в год. При этом в 2008 году маржа
среднего российского НПЗ составляла 15 долларов на баррель – что в 2-3 раза
превышало маржу западных гораздо более технологичных коллег» [15]. С такими показателями экономической эффективности отрасли не страшны
пугающие сравнения с США от ведущих менеджеров-нефтегазопереработчиков, – ах «удельная производительность в
России ниже в 1,5 раза, удельные трудозатраты в 4 раза выше» [5] – что с того, ведь маржа в 2-3 раза выше*. О какой еще
«технологической рациональности
(экономической эффективности)» [5] для периферийного производства мечтают
менеджеры-нефтегазопереработчики, куда ж еще выше? __________________
* Поданным
Росстата рентабельность
работы организаций по виду экономической деятельности «Производство кокса и
нефтепродуктов» составляла в 2005 г. – 21,4%, в 2007 г. – 27,5%, в 2008 г.
– 27,8%, в 2009 г. – 26,3%, в 2010 г. – 25,5%,
в 2011 г. – 19,3% [14].
Как пишет
газета «Ведомости» 22.06.2012 «из-за политики сдерживания топливных цен внутри
страны и введения налогового режима 60-66, маржа переработки сейчас не так
высока — $3-4 за баррель (против $10-15 год назад)».
На недавнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому
развитию экономики России (23 марта 2010 года, Ханты-Мансийск) также речь шла о
приоритетном обеспечении промышленной безопасности при планируемой технологической
модернизации нефтегазоперерабатывающих производств**, а не об обмене
безопасности на экономическую свободу. ____________________ ** По результатам заседания
данной Комиссии и во исполнение Поручения Президента Российской Федерации
(№ Пр‑839 от 29.03.2010) Минэнерго России совместно с ОАО «Газпром нефть»
заказали в ЗАО «ТАУ» разработку концепции по совершенствованию нормативной базы
обеспечения безопасности в нефтегазопереработке [1], основные положения которой легли в основу
обсуждаемых публикаций и предложений ведущих специалистов по безопасности
нефтегазопереработки [2-7].
Аналогичный подход изложен и в
подготовленной Ростехнадзором и одобренной 28 июля 2011 года Президиумом
Правительства РФ «Концепции совершенствования государственной политики в
области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости
стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года».
Руководящим принципом концепции обозначен риск-ориентированный подход к обеспечению безопасной эксплуатации опасных
производственных объектов. Хорошо известно, что современные методы анализа
риска весьма полезны для оценки будущих опасностей, но никому и в голову не
приходило отказаться от действующих правил безопасности под предлогом
«современности риска», и сделать в промышленной безопасности фетиш из «10-4»
по уже печальному примеру «10-6» из и.о. инновационного
техрегламента о требованиях пожарной безопасности 2008 года.
Как видно подавляющее большинство ответственных коллег новаторов – и по
цеху, и по лаборатории, и по офису – не разделяют их мнения о препятствиях действующих
правил промышленной безопасности для технологической модернизации отрасли. Возможно,
все остальные специалисты ошибаются и не знают лучшей международной практики? Рассмотрим
наиболее важные методические принципы, на которых строят свои рассуждения
менеджеры‑нефтегазопереработчики, тем более в публикациях они для убедительности
неоднократно ссылаются на «разумную
достаточность» [4] и «технологическую
рациональность» [5] своих предложений, полученных «следуя законам природы» [2]. Выделим принципиальные предложения и вопросы, выдвинутые
менеджерами по промышленной безопасности крупнейших нефтегазовых компаний
России. Об этом и далее см. ЧАСТЬ II и ЧАСТЬ III
Весь материал в PDF>>
Литература к Части I:
1. Концепция совершенствования
нормативной правовой базы в области проектирования, строительства и
эксплуатации нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих и нефтехимических
производств в части, касающейся изменения существующих требований безопасности
(с учетом зарубежного опыта и современного развития техники и технологий), для
обеспечения надлежащего уровня производственной безопасности. – Минэнерго России, ОАО «Газпром
нефть», ЗАО «Технологии: Анализ и Управление». – 2010 г. (http://riskprom.ru/load/0-0-0-303-20 )
2. Черноплеков А.Н., Николаенко
О.В. Совершенствование нормативных правовых актов в нефтегазовом комплексе
России поддерживает модернизацию// Нефть и газ Евразия. – 2011. – № 3. (http://www.oilandgaseurasia.ru/articles/p/137/article/1455/
)
3.
A. Chernoplekov, O.
Nikolaenko. Push to Modernize Drives Government, Industry to Rewrite Safety
Regs for Processing Industry // Oil&Gas Eurasia. – № 3. – 2011 (http://www.oilandgaseurasia.com/articles/p/136/article/1448/#)
4. Караев А., Николаенко О.,
Черноплеков А. По принципу разумной достаточности// ТЭК. Стратегии развития. –
2010. – № 5.
5. О.В. Николаенко, А.Н.
Черноплеков, И.А. Заикин, А.С. Крюков. Совершенствование основ и процессов
проектирования, строительства и эксплуатации производств переработки нефти и
газа, нефтехимии и газохимии через изменение в регулировании промышленной
безопасности // Безопасность труда в промышленности. – №4. – 2012. –
с.44-51 (http://riskprom.ru/DXfile/pdf_publikacii/2012/BTP_Chernoplek_PB_04_2012.pdf )
6. О.В. Николаенко.
Совершенствование основ и процессов проектирования, строительства и
эксплуатации производств переработки нефти и газа, нефтехимии и газохимии через
изменение в регулировании промышленной безопасности. Доклад на заседании секции
по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета
Ростехнадзора. 1 ноября 2011 г. (http://riskprom.ru/load/0-0-0-302-20 )
7. Проект Правил обеспечения
промышленной безопасности нефтеперерабатывающих, нефтегазохимических и
газоперерабатывающих комплексов. http://www.gosnadzor.ru/obsuzhdenie-zakonoproektov-proektov-normativnih-pravovih-aktov/pravila-obespecheniya-promishlennoy-bezopasosti-neftepererabativayushchih-neftegazohimicheskih-i-gazopererabativayushchih-kompleksov/
8. ПБ 09-566-03. Правила
безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся
жидкостей под давлением (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 27 мая 2003 г. N 43)
9. ПБ 12-609-03. Правила
безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (утв.
постановлением Госгортехнадзора РФ от 27 мая 2003 г. N 40)
10. ПБ 03-584-03. Правила
проектирования, изготовления и приемки сосудов и аппаратов стальных сварных
(утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 81)
11. ПБ 03-591-03. Правила
устройства и безопасной эксплуатации факельных систем (утв. постановлением
Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 83)
12. ПБ 03-585-03. Правила
устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (утв.
постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 80)
13. Жулина С.А. Отзыв на статью
О.В. Николаенко, А.Н. Черноплекова, И.А. Заикина, А.С. Крюкова
«Совершенствование основ и процессов проектирования, строительства и
эксплуатации производств переработки нефти и газа, нефтехимии и газохимии через
изменение в регулировании промышленной безопасности» // Безопасность
труда в промышленности. - №4. - 2012. - с.52-53 (http://riskprom.ru/DXfile/pdf_publikacii/2012/BTP_Chernoplek_PB_04_2012.pdf
)
14. Россия в цифрах. 2012:
Крат.стат.сб./Росстат – M., 2012. – 565 с.
15. Доклад Минэнерго России (С.И.
Шматко 28 октября 2010 года) по вопросу Генеральной схемы развития нефтяной
отрасли на период до 2020 года. (http://minenergo.gov.ru/press/doklady/5548.html )
16. Пять причин отставки рулевого
«стройки века» // Деловая электронная газета Татарстана БИЗНЕС Online. - 01.06.2012. – http://www.business-gazeta.ru/cgi-bin/artic.pl?id=60478
Весь материал в PDF>>
Источник: http://riskprom.ru/TemaKtlg/HazSaf/2012_ModernSafety_OilRef.pdf |