Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?
Исследование аварий в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности США (Часть I)
17 апреля 2013 года на складе минеральных удобрений компании West
Fertilizer Company (принадлежит Adair Grain, Inc.) в поселении Вест (West), находящемся в 29 км севернее города Уэйко
(США, Техас), во время тушения пожара произошел мощный взрыв. По крайней мере,
15 человек погибли, более 160 получили ранения, были повреждены или уничтожены более
170 зданий (повреждены более 90 домов и одна школа, разрушены 80 домов, один
50-квартирный жилой дом полностью уничтожен). Официальные причины
первоначального пожара и последовавшего взрыва пока не установлены.
Эта крупная промышленная авария (КПА) привлекла массированное
внимание американских и мировых СМИ. Промышленная авария не только трагическое
событие, но и грозное напоминание о темных сторонах незнания или серых углах
утраты знаний о безопасности на опасных производственных объектах. Сейчас еще
слишком рано однозначно утверждать о возможных причинах и последствиях WEST-2013. Но на примере
начавшегося расследования этой аварии полезно проследить в сравнении с
отечественным опытом, как в США организуют правовое расследование и научное
исследование[1],
какие результаты ожидают получить, и как их собираются использовать для
предотвращения будущих КПА и смягчения их последствий.
_________________________ [1] Для обозначения
досудебного следствия и внесудебного научного исследования причин аварии в
английском языке часто используют один и тот же глагол – investigate. Различия
его употребления обычно понятны из контекста. Далее для упрощения под
исследованием будем понимать только научную часть, а под расследованием – более
общий комплекс досудебных следственных действий и судебных процедур.
Следует помнить, что
выявленные в исследовании организационно-технические причины аварии – только
часть (хотя и значительная) доводов, необходимых для установления степени
виновности. Научное исследование стремится дать как можно более объективную
картину происшедшей трагедии, но и без субъективных обстоятельств в завершающем
судебном расследовании не обойтись. Для нашей темы важно отметить, что правила
промышленной безопасности создаются, главным образом, по результатам научного исследования
причин и последствий происшедших аварий. Чем более качественно (адекватно и
своевременно) действующие правила безопасности уточняются трагическими
знаниями, добытыми исследователями из опыта недавних аварий, тем меньше будет
не только бед от будущих КПА, но и страданий у рассерженных предпринимателей, удрученных
«избыточностью инвестиций в безопасность».
West Fertilizer
Company (WFC) была основана в 1962
г. и занималась поставками минеральных удобрений непосредственно
фермерам. Опасная производственная деятельность West Fertilizer Company находилась
под надзором государственных органов OSHA[2] и EPA[3].
________________________ [2] Occupational Safety and Health Administration (OSHA) – агентство Министерства
труда США, ответственное за сферу охраны труда (обеспечение безопасных для
жизни и здоровья условий труда работающих мужчин и женщин путем установления и
обеспечения соблюдения стандартов, подготовки кадров, пропаганды, образования и
помощи). OSHA действует в соответствии с Законом о безопасности и гигиене труда от 29 декабря 1970 г (Occupational Safety and Health Act of 1970).
[3] United States Environmental Protection Agency
(EPA) – независимое
агентство Федерального правительства США по охране окружающей среды
Последняя
проверка WFC со стороны OSHA была проведена в 1985 г., тогда за нарушений
правил хранения безводного аммиака был выписан штраф в 30$ (при возможном в
1000$). В 2006 г.
EPA оштрафовало WFC на 2300$ за двухлетнюю задержку в подаче уведомительных
документов, но после устранения замечаний (поводом проверки тогда стали жалобы
жителей на запах аммиака) продлило лицензию WFC на эксплуатацию двух
резервуаров для хранения безводного аммиака. До 2009 г. предприятие не имело
охраны, охранной сигнализации и систем наблюдения.
Непосредственно перед аварией WFC имело разрешение на
хранение 240 т аммиачной селитры и 50 т безводного аммиака. Всего в техасе
насчитывется более 110 подобных опасных объектов[4],
на каждом из которых единовременно хранится более 4,5 тонн аммиачной селитры[5].
_______________________ [4] По всего по стране, по
данным американского Департамента Национальной Безопаности, – более 2400
предприятий с аммиачной селитрой.
[5] Нитрант аммония составляет
только 2% объемов минеральных удобрений, используемых в США. Аммиачная селитра является самой дешевой формой азотных
удобрений, ее американские фермеры обычно добавляют в воду для полива при
выращивании хлопка и цитрусовых.
Согласно законодательству штата Техас предприятия
по производству и хранению удобрений могут не страховать свою ответственность,
даже если на их объектах обращаются взрывоопасные вещества. Вместе с тем, WFC была
застрахована в United States Fire Insurance на 1 млн $. По уже имеющимся
оценкам этой суммы явно недостаточно для покрытия ущерба от аварии (более 100
млн. $). На складе отсутствовала и необязательная автоматическая
система пожаротушения, стоимость установки которой оценивается в 40 тыс. $ (3$ за
квадратный фут).
Со своей
стороны на аварию WEST-2013 быстро отреагировала и законодательная власть
США. Председатель Комитет Сената по окружающей среде и общественным работам
Барбара Боксер 30 апреля 2013
г. направила в органы исполнительной власти официальные
запросы, с
целью выяснения причин аварии и устранения пробелов законодательстве о
безопасности химических производств. В частности сенатором были заданы такие
вопросы в адрес ЕРА:
1) Опишите процедуру расследования
EPA аварии на WFC, включая сроки и объемы
работ.
2) Гл. 112I Закона о чистом
воздухе устанавливает, что закон был принят с целью повышения безопасности и
снижения риска негативного воздействия взрывоопасных химических веществ.
Средства массовой информации сообщили, что на WFC хранились большие объемы аммиачной
селитры, которые могли быть взрывоопасными. Почему аммиачной селитры нет в
списке химических веществ[7], согласно
которому предприятия должны сообщать в EPA о своих программах риск-менеджмента[8]?
____________________________ [7] После взрыва амиачной
селитры на заводе минеральных удобрений Terra
Industries 13 декабря 1994 г. (Порт Нил, Айова, США) в ЕРА уже
разъясняли, что собственно нитрат аммония отсутствует в обязательном перечне
аварийно-опасных химических веществ (АОХВ), но в этом перечне присутствуют
вещества, используемые при его производстве. Кроме того некоторые
производственные процессы, использующие аммиачную
селитру, могут также включать вещества из перечня
АОХВ (см. Chemical Safety Alert: Explosion Hazard From Ammonium Nitrate // EPA
550-F-97-002d. – 1997).
[8] Близким аналогом
зарубежных программ риск-менеджмента (Risk Management Program) в новом
российском законодательстве являются системы управления промышленной
безопасности, включающие анализ опасностей и оценку риска промышленных аварий
3) Просьба представить список
всех химических веществ, регулируемых в рамках программ риск-менеджмента[9] в
соответствии с Гл. 112I Закона о чистом воздухе и типы химических веществ не
попавших в список, при обращении с которыми EPA может потребовать принятия иных обязательных мер в
соответствии с Гл. 112I. _________________________ [9] Для справки: согласно
американскому законодательству в списке аварино-опасных химических веществ
содержится 77 токсичных и 63 легковоспламеняющихся веществ. Пороговые значения
количеств обращающихся АОХВ (основание для госнадзора за промпредприятием)
составляют для токсичных веществ : 200 кг (фосген и селеноводрод), 500 кг (арсин, диоксид
хлора, фтор, фтороводород и др.), 1,1 тн (хлор, диборан, синильная кислота и
др.), 2,3 тн (акролеин, диоксид серы, метилхлорциан, фуран, фосфин и др.), 4,5
тн (аммиак, бром, хлорциан, сероводород, толуол, оксид азота, олеум,
тетраметилсвинец и др.), 6,8 тн (формальдегид, гидразин, соляная кислота, азотная
кислота и др.), 9,1 тн (аммиак водный (более 20%), сероуглерод, хлороформ и
др.). Для всех лекговоспламеняющихся вещест (и жидкостей и газов) пороговое
значение АОХВ составляет 4,5 тн. Из этой сферы госнадзора полностью
исключаются добываемые, траспортируемые и продаваемые углеводороды (как АОХВ учитываются углеводороды только на
промплощадках в производственых процессах). Надзор за опасными
производственными, торговыми и транспортными объектами с природными
углеводородами осуществляется по законодательству об аварийных нефтяных
разливах, пожарной безопасности и транспортной деятельности. По данным EPA в 2012 г. в США было
зарегистрировано более чем 12 тыс. производственных объектов с обращающимися
АОХВ в объемах выше предельных, в т.ч. 1347 объектов в Техасе.
4) Представьте мне список всех химических веществ, при
обращении с которыми предприятия обязаны сообщать государственным или местными
властями чрезвычайного планирования, но не обязаны сообщать в EPA.
5) Сколько предприятий
подпадают под действие Гл. 112I Закона о чистом воздухе, и где они расположены?
6) Как часто такие предприятия
осматриваются инспекторами EPA?
7) Кто именно в EPA ответственен
за исполнение Гл. 112I из Закона о чистом воздухе, и как убедиться, что EPA
регулярно проводит надзор опасных производственных объектов?
8) Опишите любые санкции и все
штрафы, выданных в отношении WFC за несоблюдение норм безопасности, связанных с химическими
веществами.
9) Объясните, как EPA работает
с другими учреждениями на местном, региональном и федеральном уровне планирования
по предотвращению промышленных аварий.
10) Опишите, как EPA обеспечивает широкое
распространение информации о предотвращении аварии и о реагировании на
чрезвычайные ситуации, в том числе в через ответственные органы и с помощью
электронных баз данных.
В адрес CSB[10] – еще
одного ведомства, ответственного за обеспечение промышленной безопасности на
опасных производственных объектах химической, нефтехимической и
нефтеперерабатывающей промышленности – сенатор Барбара Боксер направила следующие просьбы:
____________________ [10] The U.S.
Chemical Safety Board
(CSB) – Совет по
химической безопасности, независимое федеральное агентство США, которому
поручается расследование промышленных химических аварий
(1) Пожалуйста, опишите планы
CSB по исследованию взрыва на WFC, в том числе объем и сроки работ.
(2) Пожалуйста, предоставьте
список и описание всех рекомендаций, которые вы сделали в прошлом, связанных с
сокращением рисков аварий на предприятиях с обращающимися взрывоопасными и
токсичными веществами, и были ли ваши рекомендации приняты правительством или
промышленниками.
(3) Пожалуйста, укажите
получателей этих рекомендаций.
Как видно по характеру запросов сенатора в
значительной степени правовым расследованием и более научным исследованием
промышленных аварий в США занимаются два различных органа исполнительной
власти. Из этих двух в чем-то пересекающихся источников знания и формируются
актуальные изменения в законодательство США о промышленной безопасности.
Похожая система формирования правил безопасности существовала и в СССР.
Например, научно-техническим анализом аварий на заводах азотной промышленности
занимался Государственный научно-исследовательский и проектный институт азотной
промышленности и продуктов органического синтеза (ГИАП). По результатам
исследования аварий и инцидентов ГИАП выдавал рекомендации по внесению
изменений в правила безопасности, которые могли включаться в обязательные
мероприятия, предлагавшиеся комиссией по расследованию аварии.
Сегодня для России важен и прошлый советский опыт и
актуальные зарубежные подходы в
исследовании промышленных аварий для внесения обоснованных изменений в
правила промышленной безопасности. Для информации кратко рассмотрим сферу
деятельности американского федерального агентства CSB.
Поправкой в Закон о чистом воздухе 1990 года (Clean Air Act
Amendments of 1990) был создан Совет по химической безопасности США (The U.S.
Chemical Safety Board – CSB), который начал функционировать в январе 1998 года.
Законодательная история гласит: «Принципиальная
роль нового Совета по химической безопасности – исследование аварий,
определение их условий и обстоятельств, причин, чтобы подобные аварии можно
было бы предотвратить».
Конгресс наделил CSB уникальными полномочиями – никакие
другие ведомства или должностные лица исполнительной власти не могут руководить
деятельностью CSB. Хотя CSB был создан, чтобы действовать независимо, он также
сотрудничает в нескольких важных сферах с EPA, OSHA и другими ведомствами. CSB заключил
ряд меморандумов о взаимопонимании (МОВ), которые определяют условия
сотрудничества, например, в тех случаях, когда несколько ведомств проводят
расследование конкретной аварии.
На сегодня CSB является независимым федеральным агентством,
которому поручено исследование аварий на производственных объектах, на которых
обращаются опасные вещества. Штаб-квартира CSB располагается в Вашингтоне,
округ Колумбия. Руководитель федерального агентства CSB (Председатель
Совета) и четыре члена Совета по химической безопасности США назначаются
Президентом США и утверждаются Сенатом.
Члены Совета работают в течение установленного пятилетнего
срока. На начало 2013 г.
в штате Совета было только три члена. Председатель Совета работает в должности Руководителя
CSB и несет ответственность за
административные вопросы агентства, в то время как все члены Совета несут ответственность за
основные вопросы формирования бюджета, стратегического планирования и руководства, отвечают за общий контроль по
агентству, а также за одобрение исследовательских отчетов.
CSB проводит исследование причин химических аварий на
стационарных промышленных объектах. Основные причины – это, как правило,
недостатки в системах обеспечения безопасностью. Другие причины аварии часто
связаны с отказами оборудования, ошибками человека, непредвиденными химическими
реакциями или другими опасностями.
Ежегодно CSB отслеживает и контролирует химические аварии
и инциденты в промышленности, имеющие существенные последствия, в результате
которых:
произошел несчастный случай со смертельным
исходом или госпитализацией;
причинен имущественный ущерб на сумму свыше $
500 тыс. $;
потребовалась масштабная эвакуация людей;
нанесен ущерб за пределами производственной площадки.
В 2010
г. CSB зарегистрировал 162 таких аварий и инцидентов, в 2011 г. – 282. По полученным
CSB совсем недавно данным от Статистического управления США, подтверждается,
что смертельные случаи на рабочих местах от поражающего воздействия вредных
веществ, пожаров и взрывов за последние несколько лет в США не сократились.
Бюджет CSB в 2012
г. составил 12,8 млн $, а на 2013 г. – 11,4 млн $. Вместе
с тем, руководство CSB в своей бюджетной заявке сетует, что серьезные
ограничения в ресурсах не дали возможности CSB проводить ежегодные исследование
наиболее серьезных аварий в достаточном объеме. Так в 2011 г. бремя расследования
аварии на платформе Deepwater Horizon и задолженности в исследовании прошлых
аварий серьезно помешали возможности CSB инициировать новые исследования.
Федеральное агентство CSB не накладывает штрафы и
взыскания, а только выдает рекомендации по совершенствованию нормативов других
регулирующих органов, например по охране труда (OSHA) и охране окружающей среды
(EPA), а также рекомендации по совершенствованию безопасности для промышленных
организаций и трудовых коллективов.
Конгресс установил, что CSB не может устанавливать нормативы,
он независим от других ведомств для того, что бы с помощью его исследований была
возможность оценивать эффективность действующих требований безопасности,
установленных в правилах и нормах других ведомств.
В штате исследовательских подразделений CSB –
инженеры химики и механики, эксперты по промышленной безопасности и другие
специалисты с опытом работы в частном и государственном секторах. Многие
исследователи имеют многолетний опыт работы в химической промышленности. На
начало 2013 г.
в штате CSB было 44
сотрудника.
В положениях Закона о
чистом воздухе, в которых говорится о создании Совета, прописано требование о
том, что члены Совета назначаются на основе технической квалификации, профессионального стажа и обладания
специальными знаниями в области исследования несчастных случаев, проектирования
средств обеспечения безопасности, человеческого фактора, токсикологии и разработки
требований безопасности.
После того как команда CSB прибывает на место аварии, исследователи
начинают свою работу, в том числе берут подробные интервью у свидетелей,
работников завода, менеджеров, других очевидцев. Химические пробы и фрагменты
оборудования, полученные на месте аварии направляются в независимые лаборатории
для тестирования.
Расследование длится обычно в течение нескольких
месяцев, исследуются доказательства, ведутся консультации с членами Совета, а также
проводится рассмотрение действующих нормативных актов и отраслевых методик по
обеспечению безопасности для выявления причин, разработки основных выводов и
рекомендаций. Во время расследования, исследователи могут совещаться с
руководителями предприятий, рабочими, трудовыми коллективами, а также с другими
государственными органами. Исследовательская работа обычно занимает от шести до
двенадцати месяцев и заканчивается проектом Отчета для представления на
рассмотрение Совета. Окончательный Отчет может быть принят на основании
письменного голосования членами Совета или голосования специального
общественного митинга или на месте аварии, или в Вашингтоне.
В дополнение к расследованию конкретных аварий, Совет имеет
право проводить обобщающие исследования происшедших химических аварий, или
предаварийных инцидентов. Так в 2002 году CSB рассмотрел сведения о более 150
серьезных авариях, связанных с неконтролируемыми химическими реакциями в
промышленности. Это исследование привело к выдаче новых рекомендаций OSHA и EPA
для нормативных изменений. Второе исследование опасностей горючих пылей еще
продолжается (текущий отчет представлен на официальном сайте CSB).
И расследования аварий и исследования опасностей ведут к
созданию новых рекомендаций по безопасности, которые являются основным
инструментом CSB для достижения позитивных изменений в промышленной
безопасности США. Рекомендации выдаются государственным органам, компаниям,
торговым ассоциациям, профсоюзам и другим организациям. Реализация каждой
рекомендации по обеспечению безопасности, отслеживается и контролируется
сотрудниками CSB. Когда рекомендуемые действия были завершены
удовлетворительно, рекомендация может быть закрыта голосованием членами CSB.
Хотя некоторые рекомендации могут быть приняты немедленно,
другие весьма трудоемки и требуют пропаганды для достижения их реализации. Уроки,
полученные в ходе исследований CSB, применяются во многих других компаниях, на
которых еще не было подобных аварий. Многие рекомендации CSB были реализованы в
промышленности, и обеспечили более безопасные условия окружающей среды, охраны
труда и промышленной безопасности.
Члены Совета регулярно принимают участие в конференциях, семинарах
и форумах, посвященных вопросам безопасности, а также встречаются с руководителями
других федеральных агентств. Члены Совета также вносят свой вклад в виде статей
в научные журналы и профессиональные (отраслевые) издания, а также делают
доклады во время профессиональных совещаний и на других мероприятиях.
В конце апреля 2013 г. федеральное агентство
CSB в соответствии со своими полномочиями приступило к расследованию крупной
промышленной аварии на заводе по производству удобрений компании West
Fertilizer Company в Уэйко в штате Техас (Massive Explosion and Fire at WEST Fertilizer Plant Near Waco, Texas).