Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?
Проблемные вопросы определения и применения уровней допустимого риска аварии для оценки и обоснования достаточности дополнительных и компенсирующих мер, сохраняющих безопасное состояние ОПО при: (1) отступлениях от действующих требований безопасности, их (2) недостаточности, (3) отсутствии.
В ходе разработки и согласования «Методики установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса» в российском экспертном сообществе велись плодотворные дискуссии вокруг проблемы допустимости и приемлемости ограниченного воздействия проявлений аварийных опасностей на интересы и потребности рискующих. Формальное утверждение Методики Ростехнадзором на время прервало «горячие» диспуты, и перевело их в «холодную» форму.
В экспертизе обоснования безопасности (ОБ) наиболее важный и ответственный пункт - оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности. Во многих случаях «полноту и достаточность» можно измерить применением методов оценки риска аварии – что уже достаточно четко прописано в действующем руководстве по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утв. приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 № 188.
Целесообразно этот методический принцип оценки полноты и достаточности (имеющихся и дополнительных) мер безопасности адаптировать и для других объектов экспертизы.
Корреспондент журнала «RUБЕЖ» Нурлан Султанов задает экспертам в конце марта 2016 г. важные вопросы в сфере обеспечения безопасности:
1. Сейчас Ростехнадзор разрабатывает документ «Основы госполитики в области промышленной безопасности». Что, на ваш взгляд, должно быть обязательно внесено в этот документ?
2. Почему именно сейчас государство начало активно заняться регулированием сферы промышленной безопасности? Чем это вызвано и чьи интересы за этим стоят?
3. Какие три основные угрозы для обеспечения промышленной безопасности в России вы видите?
Вопросы важнее ответов, ответов может быть много, а правильный вопрос один. Что же можно кратко ответить?
Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Несмотря на глобальный характер обмена товаров и услуг, как говорят американцы, – «главные вещи делайте сами», сколько бы они не стоили. Вспомним из У. Шекспира: «Коня, коня, полцарства за коня!».
В нефтегазовом комплексе России в условиях санкций проблема импортозамещения продукции машиностроения стоит чрезвычайно остро. История проблемы началась задолго до санкций и была запущена реформами 1990‑х гг., сформировавшими экпортозамещение машин сырьем. Недальновидно, но приятно бороться с симптомами не устраняя причин. До сих пор результаты реформ игнорируются («курс реформ будет неизменным») или обсуждаются максимум «для служебного пользования». Озвучиваемая проблема импортозамещения – прямое следствие результатов реформы деиндустриализации, разработанной и объявленной еще академиком А.Н. Яковлевым.
Предполагаемая Правительством РФ реиндустриализация страны сразу обострит проблему обеспечения промышленной безопасности в РФ. Существенно изменится ситуация с аварийными опасностями и при реализации объявленных программ импортозамещения машиностроительной продукции в нефтегазовом комплексе. Если дело дойдет до их реализации, то встанет и другая аварийно-опасная проблема экспортозамещения сырья на машины. В любом случае экспортируемые сейчас энергоресурсы нужны для запуска индустрии (в т.ч. и импортозамещения), и эту "дополнительную" энергию еще нужно суметь превратить не только в товары для импортозамещения, но и обуздать, не допустив "дополнительных" промышленных аварий - т.е. обеспечить промышленную безопасность при реиндустриализации (импортозамещение машин - экспортовозмещение энергии и сырья) - см. также Энергопотенциал аварии и энергопотенциал взрывоопасности.
Чтобы грядущий переход не стал аварийно-болезненным необходимо знать общее состояние, тенденции и фоновые показатели опасности промышленных аварий. Рассмотрим этот вопрос на примере нефтедобывающей промышленности (станового хребта российского ТЭК и экономики РФ).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ сообщения на НТС Ростехнадзора 01 декабря 2015.
Заседание секции №1 научно-технического Совета Ростехнадзора «Вопросы совершенствования государственного регулирования безопасности, надзорной деятельности», Москва, Ростехнадзор, 1 декабря 2015 г.
Развитие риск-ориентированного подхода в обеспечении промышленной безопасности. Разработка и внедрение Комплексной системы риск‑ориентированного предупреждения и прогнозирования угроз промышленных аварий (КСР-О)
Справочно-информационные материалы к проекту сообщения на НТС Ростехнадзора 01 декабря 2015.
Развитие риск-ориентированного подхода в обеспечении промышленной безопасности. Разработка и внедрение Комплексной системы риск‑ориентированного предупреждения и прогнозирования угроз промышленных аварий (КСР-О)
Промышленное производство – определяющий базис современной индустриальной цивилизации. Задуманная еще в прошлом веке сфера промышленной безопасности создавалась в России на рубеже веков для защиты отечественного хозяйства от угроз крупных промышленных аварий, обусловленных во многом несоответствием сложности больших технических систем и доступного инструментария обеспечения их технической надежности. Такие аварии происходили и происходят в наиболее энерговооруженных отраслях промышленности, опасные производственные объекты которых исторически и попадают в сферу государственного надзора за безопасным ведением работ.
Основная задача в сфере обеспечения промышленной безопасности – формулировать и ставить запреты на перерастание опасности производственных объектов в угрозу возникновения промышленных аварий. Под угрозой обычно понимают актуализированную опасность, особое свойство непосредственно предаварийного неустойчивого пограничного состояния опасного производственного объекта.
В 2015 г. готовится к выпуску Белая книга промышленности и строительства России 1950-2014 гг.
В ней есть специальный подраздел о производственном травматизме – характерном нежелательном проявлении упущенных промышленных опасностей (как безнадзорных, так и неизвестных ранее).
Что происходило с производственным травматизмом в России в последние 40 лет?
Георгий Бовт: Сегодня у нас в гостях заведующий отделом количественной оценки риска Научно–технического центра промышленной безопасности Александр Гражданкин. Александр Иванович, здравствуйте.
Александр Гражданкин: Добрый вечер.
Г.Б.: Повод для нашей сегодняшней встречи, конечно же, невеселый – это произошедшая авария в московском метро. Наша радиостанция целый день эту аварию разбирала. Мы пока знаем не много подробностей. Во всяком случае, не много даже для того, чтобы вы как специалист могли бы ее как-то проанализировать и дать оценку. Поэтому мы говорим сегодня в целом о промышленной безопасности в России, ее состоянии. И, наверное, главный вопрос, который все время витает в воздухе, и его периодически повторяют разные комментаторы. Звучит он примерно так: не настала ли уже та пора, когда советская инфраструктура "посыпалась", и теперь нас ждут техногенные катастрофы одна за другой – начиная от гидроэлектростанций и кончая метро? Хотя в данном случае формально произошла эта авария на новой ветке метро, но тем не менее, может быть, речь идет о деградировавшей инженерной культуре в стране? Когда люди уже просто не могут управлять подобной сложности механизмами, устройствами, транспортными и другими системами?
Украинский научно-производственный ежемесячный журнал "Охорона праці" (Охрана труда) издается с июля 1994 г.
Учредители: Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору; редакция журнала «Охрана труда»
Главный редактор: Матвийчук Дмитрий Лаврентьевич, полковник запаса, отличник образования Украины.
"Уважаемые читатели!
Как гражданина Украины, меня беспокоит все, что происходит в нашем государстве и в повседневной жизни соотечественников. Беспокоит будущее нашей страны... Но к чему бы ни сводились бурные общественные дискуссии сегодняшнего дня, наиболее актуальными ценностями неизменно были, есть и будут оставаться жизнь и здоровье человека труда."
Рискпром.рф уже традиционно отвечает на вопросы украинских журналов (см. подробнее здесь>> и здесь>>). В это непростое для Украины и России время мы продолжаем наш диалог с украинскими коллегами.
В начале марта 2014 г. в самый разгар майдановских событий мы получили просьбу украинской журналистки Людмилы Николаевны Солодчук ответить на несколько вопросов, интересующих читателей журнала "Охорона працi".
"Александр Иванович, журнал «Охрана труда» обращается к вам с просьбой о написании статьи!
Сегодня в Украине ведутся дискуссии (помимо, конечно же, обсуждения политической ситуации) о необходимости принятия закона о промышленной безопасности и, в частности, о том, что в этом законе необходимо обозначить сферу деятельности и ответственность экспертно-технических организаций. В связи с этим мы просим Вас в общих чертах описать содержание российского закона о промбезопасности, о том, какие вопросы он регулирует и более подробно остановиться на деятельности экспертных организаций. Касательно последних, в частности, интересует следующее:"