Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?
Критерии безопасности и экономической эффективности лежат на разных
полюсах производственной деятельности. Решить все производственные проблемы одними
экономическими реформами не удается.
Наглядный пример – реструктуризация
угольной промышленности в РФ. Грезы о невидимой руке рынка материализовались в
шахтах подзатыльниками крупных аварий, периодически направляющими реформаторский
восторг в затяжной нокдаун.
Надо отдать должное мессианскому упорству
реформаторов и жертвенной стойкости реформируемых. Бой с тенью конкурентоспособности
продолжается, несмотря на давно выброшенное заморским тренером полотенце, отзвонивший
гонг и опустевший зал.
Корреспондент Интерфакса 02 июля 2010 года прислал список вопросов.
1) как менялся в последние годы смертельный травматизм по подземной угледобыче (цифры в целом по отрасли показывают, что он снижается, но некоторые эксперты указывают, что это происходит за счет наращивания открытой добычи, а в подземной за последние 20 лет произошел скачок с 1 до 3 смертей на 1 млн т угля);
2) как решается эта проблема в других странах с рыночной экономикой и значительными объемами добычи;
3) экономические причины заметного увеличения доли крупномасштабных аварий;
4) оценка эффективности заявленных после взрыва на Распадской мер - закон о дегазации, расширение полномочий надзорных органов, создание спец.прокуратуры на Кузбассе и т.д.
Хотя вопросы оказались "риторическими" ответить на них полезно
Рано или поздно от трансформируемых больших технико-социальных систем, через глухоту вибраций, должен был и пробился всеочевидный, жесткий и крайне болезненный сигнал Саяно-Шушенской аварии – вторая черная метка всем нам от единящейся энергосистемы нашей страны. Первая посылалась Чернобылем в 1986 г. и общими усилиями на время все же была обелена и затоптана. Безопасность всегда очерчивается смертельными границами возможной жизнедеятельности. Чернобыль-86 очертил ее сверху, а Саяны-09 – снизу. В 86-ом получили черную метку аварии за то, что переоценили багаж своих знаний и возможностей, а в 2009-ом – за то, что опыт и знания растеряли до предельной красной черты.
Энергосистема страны своей аварией на СШ ГЭС 17 августа 2009 подала клич всем тем, кто еще может и должен адаптировать ее к внешне управляющему «финансово-экономическому» воздействию, помочь не превратиться в ТЭК сектор глобинтерна.
Как же отвечали на Саяно-Шушенский сигнал о техногенной опасности главные социальные субъекты нашей страны (государство, бизнес, инженерное сообщество, население, СМИ и др.).
Анализ риска аварий на магистральных нефтепроводах при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности
В статье изложены методология и результаты количественного анализа риска, полученные при обосновании мер безопасности, разработанных для специальных технических условий проектирования магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2». Представлен анализ факторов, влияющих на показатели риска аварий на нефтепроводах и эффективность мероприятий, компенсирующих отступления от нормативных требований.
К традиционным экономическим показателям производственной деятельности обычно относят объемы производства и производительность труда, а к показателям безопасной производственной деятельности – удельные аварийность и травматизм на число занятых и/или на масштаб производства. Добыча углеводородного сырья – базис экономики РФ. На переломе веков Россия находится в переходном периоде. Откуда переход – в целом понятно, а куда – пока смутно. В контексте осмысления «куда» представляется целесообразным проследить на примере угле и нефтедобычи РФ взаимную сопряженность традиционных показателей промышленного производства и промышленной безопасности. Численные значения показателей безопасности изменились незначительно, но качественный вектор обеспечения безопасности в промышленности кардинально меняет направление - от безопасного труда к неопасной продукции.
При проектировании и сооружении подводных трубопроводов на объектах континентального шельфа используются самые современные достижения в области морских технологий. Однако, как показывает практика эксплуатации подводных трубопроводов, имеются реальные угрозы их повреждения.
В статье проанализированы основные причины разрушений подводных трубопроводов и проведена оценка вероятности возникновения аварий на них.
Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений относится к сфере производственной деятельности повышенной опасности.
В статье дан обзор некоторых наиболее крупных аварий на буровых судах и платформах. На основе статистических данных проведен анализ причин аварийности на нефтегазодобывающих платформах.
По жесткой схеме "модернизаторов" безопасность в техносфере должна обеспечиваться «сама собой» посредством регулирования товарооборота – от полного госрегулирования в «тоталитарных» подходах и вплоть до «невидимой руки рынки» в радикальных неолиберальных версиях. Другими словами, если цель существования любого источника опасности постулируется как сбыт товара на рынке, то и безопасность производства товаров можно обеспечить, воздействуя на товарооборот, а не на источник опасности. Эта модерн-схема принципиально отличается от традиционного способа обеспечения безопасности, когда меры безопасности применяются непосредственно в системе «источник опасности - потенциальные жертвы», а не в эфемерной макроэкономической оболочке. Еще неизвестно, как поведут себя наши «отсталые от рынка» опасные объекты в условиях управления их безопасностью насосом «товар-деньги-товар» в тумане благозвучного "упраления риском".
Характерный пример отклика сложной социо-технической системы на кардинальное изменение цели производственной деятельности – авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г. Агрегаты станции проектировались в предположении, что их режим работы и обслуживания будут происходить в рамках единой энергосистемы. Расчлененная же ЕЭС – есть сумма деградировавших систем, для которых нужны элементы и связи с принципиально иными свойствами. Старые элементы и связи от ЕЭС СССР не смогли полностью адаптироваться для обслуживания новой системы «свободного» рынка электроэнергии. Произошла тяжелая авария, после которой непроектная нагрузка на оставшиеся элементы и связи осколков ЕЭС еще более усилилась. Заклинанием о «науке управления рисками» здесь не отделаться. Необходимо последовательно изучать «получившуюся» систему и «притирать» ее старые элементы и связи к возникшим условиям. Ни старые ГОСТы, ни новые евронормы, ни их смесь в техрегламентах – здесь не помогут, все они существенно искажают картину актуальных угроз и опасностей (одни из них «отстали», другие – «впереди»).