Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

... Российская империя,СССР, РСФСР, РФ... [21]
исторический опыт, настоящее и будущее жизнеустройства Нашей Страны
Стратегические ядерные силы (СЯС) [7]
Прошлое, настоящее и будущее СЯС
Безопасность вне промышленности [25]
Защищеность и устойчивость жизнеустройства в нашем Отечестве
Безопасность в промышленности [36]
Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
20 лет без советской власти. Роспромтехносфера 2010+: границы безопасности [7]
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [12]
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?

Наш опрос

Управление риском - это:
Всего ответов: 206


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Безопасное жизнеустроение » Безопасность в промышленности [ Добавить статью ]

Ответы на вопросы украинского журнала "Охорона праці" (Охрана труда) - весна 2014 г.

 Александр Иванович, журнал «Охрана труда» обращается к вам с просьбой о написании статьи!

Сегодня в Украине ведутся дискуссии (помимо, конечно же, обсуждения политической ситуации) о необходимости принятия закона о промышленной безопасности и, в частности, о том, что в этом законе необходимо обозначить сферу деятельности и ответственность экспертно-технических организаций. В связи с этим мы просим Вас в общих чертах описать содержание российского закона о промбезопасности, о том, какие вопросы он регулирует и более подробно остановиться на деятельности экспертных организаций.

Дорогая редакция, уважаемая Людмила Николаевна!

Полноценную статью написать вряд ли получится, а за вопросы спасибо – будем отвечать прямо здесь в тексте после Ваших формулировок. Наши ответы очень грубые – «крупными мазками», чтобы возникло более-менее целостное представление о картине проблем в области промышленной безопасности – а детали можно «прорисовать» позже (сейчас они и не нужны – ведь речь, возможно, идет о том, принимать или не принимать подобный закон, и хотелось бы взвесить все за и против «верными гирями»). Сначала кратко опишу, как видится проблема предупреждения аварийности и травматизма в промышленности из современной России (а не через призму добротного советского учебника по «технике безопасности» или продвинутого евростандарта по «управлению риском»).

Законодательство о промышленной безопасности имеется в той или иной форме во всех промышленно развитых странах. Такое регулирование вынуждены были взваливать на свои плечи именно государственные органы после эйфории от благ промышленной революции XVIII–XX вв. Тогда ископаемый уголь стал основной энергетической базой индустриализации, а угледобыча источником первых крупных промышленных аварий. Первые акты о безопасности появились в Англии в XIX в. после череды тяжелейших социально значимых аварий в угольных копях. Знаковая техногенная катастрофа была зафиксирована 16 января 1862 г. в английской угольной копи «Hartley» близ г. Нортумберленд – это первая в мире особо крупная угольная авария с гибелью более 200 чел. Массивный чугунный балансир паровой машины-насоса для откачки воды внезапно разрушился (вследствие дефектов литья и усталости металла), и обвалил верх ствола шахты своим обломком. Шахта работала с одним приточно-вытяжным вентиляционным стволом, разделенным на две половины вертикальной герметичной деревянной перемычкой, часть которой была разрушена обломком балансира. Вентиляция в шахте нарушилась и 204 шахтера (мужчины и подростки*) задохнулись. После аварии было введено законодательное требование об оборудовании всех шахт двумя стволами. С тех времен мало, что поменялось – в индустриальной культуре правила безопасности «пишутся кровью». К сожалению, в последнее время обозначилась тенденция вкрадчивого навешивания ярлыков «устаревших норм» без обсуждения и взвешенной дискуссии, под предлогом снятия с бизнеса «административно-командных барьеров»

__________________________________

* Британским Законом 1842 г. (The Mines Act of 1842) запрещалась работа в шахтах всех женщин и мальчиков младше тринадцати лет. Закон был принят через 5 лет после аварии в шахте «Huskar» (п. Силкстоун, Южный Йоркшир, 6.7.1838 г. При затоплении шахты утонули 15 мальчиков и 11 девочек возрастом от 7 до 17 лет (младшие работали дверовыми, а старшие – саночниками и коногонами). 14 более старших детей смогли выбраться на поверхность. Общественность была шокирована. Газета «Таймс» проиллюстрировала скандал, опубликовав изображения полуголых детей и женщин, работающих наравне с мужчинами.

Аварийность и травматизм – мрачные спутники любого индустриального прогресса, и если за ними не следить, то незаметно и быстро деградирует техническая культура страны в целом (не только в промышленности). После шока «очередной» крупной промышленной аварии, страну, допустившую это явление на своей территории, могут вычеркнуть из клуба «цивилизованных промышленно-развитых стран» (или пригрозить изгнанием, и даже непринятием, для тех, кто тянется туда).

С другой стороны, любая промышленная авария – это мощный и трагический источник нового знания о большом классе типичных объектов (невольный «experimentum crucis»). Когда что-то ломается, на изломе вскрывается много нового и неизвестного. Если в индустриальной стране не налажен сбор таких знаний и не осуществляется их последующее защитное применение (а знание – сила), то промышленное развитие в лучшем случае стагнирует, а в пределе может стать периферийным и даже раздавленным, не только значительными материальными ущербами крупных промышленных аварий, но и давлением внешнего рынка, играющего на «плохих новостях».

Вряд ли кто будет отрицать, что Запад прошел свой трагический и неповторимый путь, сначала революционной, а затем последовательной индустриализации (смена технологических укладов). Кровью и потом там были вскрыты целые пласты новых знаний о «темных сторонах прогресса», о червоточинах своей промышленности. Господствующая парадигма Просвещения и веры в Прогресс сделала эти знания «для служебного пользования», поместив их в оболочки очень разных национальных законодательств о предупреждении аварийности и травматизма.

Незападные промышленные страны вынуждены были проходить, как правило, сжатую форсированную индустриализацию. Ее часто путают с «догоняющей». Но догнать Прогресс невозможно. Приходится, как отмечал М. Вебер, «одновременно и догонять, и убегать». Бесперспективно здесь имитировать опыт промышленных аварий, бывших характерными в зарубежном промышленном развитии. На разных путях индустриализации набиваются совершено разные «шишки» и извлекаются свои уроки. Никто не спорит, сходства, безусловно, есть, но более фундаментальны различия, которые в сфере обеспечения безопасности концентрируются в «непреодолимых» запретах, налагаемых законодательством на промышленную деятельность. Если эти запреты почерпнуты из инструкции для другой «промышленной машины», то наивно и опасно верить, что «Запорожец» превратиться в «Мерседес», хотя формальных сходств у них предостаточно.

Эти процессы хорошо видны на примере истории обеспечения безопасности донбасских и кузбасских угольных шахт. Основатель отечественной научной школы в области рудничной атмосферы, аэродинамики, рудничной термодинамики, борьбы с газопроявлениями в выработках, их запыленностью и рудничными пожарами – академик А.А. Скочинский – в нач. ХХ в. начинал свой путь горным инженером, обследуя угольные копи в Донецком угольном бассейне. Затем он активно исследовал к тому времени очень масштабный западный опыт предупреждения угольных аварий. Этот колоссальный опыт, конечно, завораживает, но важно сохранять трезвые представления о своей «карте угроз». Уже в первые годы советской власти будущий академик побывал в США и оставил логически стройные и весьма нелицеприятные сравнения американской и отечественной промышленной безопасности в угольных шахтах. Сегодня по тем же шаблонам А.А. Скочинского «отсталости России от США» демагоги всех мастей умело осыпают проклятьями опасную российскую промышленность, и ищут спасения в «гармонизации» (саморегулировании, целеустановлении, снятии АКС-нагрузок, избавлении от избыточных инвестиций и проч.). После поездки по США будущий академик «от безысходности» фактически предложил просто копировать американский опыт. Но дело имитации не заладилось. Как говорят теперь, не нашлось эффективных менеджеров. Пришлось создавать свою систему безопасности, и именно на этом пути А.А. Скочинскому суждено было стать академиком. Сейчас трудно сравнивать, что лучше – быть академиком и создателем самобытной научной школы безопасности подземной добычи или топ-менеджером по «ООС, ОТ и ПБ» – равнодушным профессиональным ретранслятором «лучшей международной практики». Наше время уже показало ошибки академика и высоты топ-менеджеров. В новой России государственный научный институт ИГД им. А.А. Скочинского передан в частные руки и фактически прекратил научную деятельность, хотя материалов и новых фактов для исследования стало больше. По количеству и распределению тяжести крупных аварий с числом погибших более 35 чел. новая Россия за первые двадцать лет реформ уже догнала РСФСР и стала сопоставима с ней за последние шестьдесят лет ее добычи.

Вот в таких противоречивых условиях формировалось современное российское законодательство в области обеспечения промышленной безопасности. С началом реформ советское законодательство в этой сфере уже не могло полноценно применяться, и не только по идеологическим соображениям. Нарождающийся бизнес вопросы безопасности тогда мало заботили. Надвигалась деиндустриализация, и замаячила реальная угроза невиданных ранее крупных промышленных аварий «на спаде» (советские нормы безопасности хорошо работали в условиях «подъема» и «застоя»). Государство эти угрозы осознало и в трудных условиях «лихих 90-х» взяло разгосударствленную промышленность под надзор. В середине 1990-х в рамках государственных программ на научной основе был подробно проанализирован обширный зарубежный опыт. По результатам этих исследований, на основе действующих отечественных требований безопасности и было создано новое российское законодательство в области промышленной безопасности. В 1997 г. был принят новаторский федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон). Правоприменительная практика показала, что Закон проработали без особых изменений более 15 лет. Теперь можно сказать, что в России целом справились на первом этапе реформ с прогнозируемым видными экспертами накатом технологических катастроф в промышленности.

Перечислим ключевые особенности регулирования промышленной безопасности, установленные Законом:

Государственное лицензирование деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов и деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности;
Установление и актуализация обязательных требований промышленной безопасности;
Образован федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности (сегодня – Ростехнадзор), который осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности.

Отметим, что эти принципы в той или иной форме действовали и до Закона. Надзор за безопасностью работ в тяжелой промышленности был и в СССР, и РФ. С принятием Закона пришлось отказаться от полностью отраслевого перечня поднадзорных объектов (приложение к Положению о Госгортехнадзоре России) и заменить его полуописательным приложениями к Закону, основанными на понятии «опасные вещества», применив в приложении 1 к Закону характеристику «используется оборудование…» и полуотраслевые понятия «получаются расплавы…», «ведутся горные работы» и «работы в подземных условиях».Установление обязательных требований промышленной безопасности было и до Закона, только ранее нормы принимали отраслевые министерства и ведомства. И даже сейчас в перечень 2013 года документов в сфере деятельности Ростехнадзора входит 125 документов, принятых в СССР. Из них более 30 в области обеспечения промышленной безопасности.

В 2013 г. в Закон были внесены достаточно существенные изменения с целью более гибкого воплощения вышеприведенных основ на новом этапе промышленного развития. О главных изменениях Закона лучше прочитать в специальных статьях на эту тему в официальном журнале Ростехнадзора «Безопасность труда в промышленности»:

Ферапонтов А.В., Яковлев Д.А., Кловач Е.В., Шалаев В.К. Новые подходы к регулированию промышленной безопасности /Безопасность труда в промышленности - №3. – 2013 (http://programs.safety.ru/BTP/2013_3/13_03_9-11.pdf);

Ферапонтов А.В., Яковлев Д.А., Кловач Е.В., Шалаев В.К. Об изменениях законодательства/Безопасность труда в промышленности - №4. – 2013 (http://programs.safety.ru/BTP/2013_4/13_04_3-4.pdf)


Ниже даны другие краткие ответы на вопросы всеукраинского журнала «Охрана труда».

Редакция журнала спрашивает:

Касательно деятельности экспертных организаций, в частности, интересует следующее:

1. Каким законом (документом) регулируется экспертная деятельность?

Основные документы следующие:

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Закон);

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (утв. Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538,  Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 N 30855).

Кроме того, есть еще 99-ФЗ о лицензировании, и ряд законов в которых есть про ЭПБ, включая административные и уголовные кодексы, есть также подзаконные акты: постановление Правительства РФ о лицензировании деятельности в области ЭПБ, есть еще ФНП «Порядок осуществления ЭПБ в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», есть административный регламент Ростехнадзора  и много еще чего.

 

2. Связана ли экспертная деятельность с разрешительной деятельностью надзорных органов?

Согласно пп.2-3 ст. 13 Закона:

«2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники».

 

3. Как на практике применяется разрешительный документ как инструмент надзора?

Лицензирующий орган может принять только следующие решения: о предоставлении и переоформлении лицензии, приостановлении и возобновлении ее действия. Решение об аннулировании лицензии может принять только суд.

4. Есть ли государственные экспертные организации - аналог украинских экспертно – технических центров?

Организационно-правовая форма экспертной организации не является необходимым условием получения лицензии. Главное – наличие организованных, ответственных и квалифицированных экспертов.

Государственные экспертные организации тоже есть, и они обязаны получать такую же лицензию, как и прочие. По постановлению Правительства РФ от 25.12.2012 №1399 деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Лицензионным требованием к соискателю лицензии является наличие в штате соискателя лицензии как минимум одного эксперта, имеющего высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, аттестованного в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, по заявляемым работам (услугам).

Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) проведение экспертизы в соответствии с работами (услугами), указанными в лицензии, экспертами, имеющими высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, аттестованными в установленном порядке на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, в соответствующей области аттестации;

б) проведение экспертизы и оформление результатов экспертизы в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, а также копии документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии как минимум одного эксперта:

а) документ государственного образца о высшем образовании;

б) приказ о приеме на работу с выпиской из трудовой книжки;

в) удостоверение об аттестации эксперта в области промышленной безопасности;

г) квалификационное удостоверение эксперта.

Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

 

5. В каких случаях экспертные обследования оборудования становятся обязательными?

В России в нормативной документации нет понятия «экспертные обследования».

По ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится «обследования зданий и сооружений», для оценки фактического состояния технических устройств проводится «техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль».

По ФНП «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности» есть два вида обследований:

а) процедура проведения ЭПБ технических устройств включает этап «выполнение работ по натурному обследованию объекта» в том числе испытания на прочность и контроля неразрушающими методами. При этом выполнение натурного обследования объекта экспертизы проводится в соответствии с программой, согласованной Заказчиком и утвержденной руководителем экспертной организации, при соблюдении нормативных и методических документов в области промышленной безопасности, национальных стандартов, технических условий и других документов, регламентирующих порядок выполнения работ по отдельным видам обследования.

б) процедура проведения ЭПБ зданий и сооружений включает в том числе поверочный расчет конструкций с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций.

6. К чему ближе экспертная деятельность - к аудиту или надзору за промышленной безопасностью?

Надзор в области промышленной безопасности осуществляет Ростехнадзор.

Экспертиза промышленной безопасности (далее экспертиза) - оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

7. Каковы различия в надзоре за промышленной безопасностью и охраной труда?

Различия определяются исследуемой (и поднадзорной) областью опасностей производственной деятельности, а именно:

Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Более подробно см. в ответе на следующий вопрос.

 

8. Каковы были аргументы при объединении и разделении надзорных органов по ОТ и ПБ?

Об истории перипетий полномочий и названий надзорных органов в сфере охраны труда и промышленной безопасности лучше читать специальную литературу, например:

Загорский Ф. Н., Краткие очерки из истории техники безопасности в России, ч. 1, Л., 1955;
К 290-летию горного надзора в России. М., ЗАО НТЦ ПБ, 2009 г.

Полезнее проследить, в чем сходства и различия сфер охраны труда и промышленной безопасности, тогда и станут более понятны «аргументы при объединении и разделении».

И охрана труда, и промышленная безопасность  – защитные средства технической культуры от техногенных и социальных угроз и опасностей человека-труженика. Исторически охрана труда возникла гораздо раньше промышленной безопасности (еще Маркс писал о жестокости «неохраняемого» труда в английских угольных копях). Проблемы промышленной безопасности проявились в зрелом индустриализме в 70-80-х годах прошлого века, вместе с обнажившимися угрозами крупных промышленных аварий.

Главный объект исследований и приложений знаний и опыта охраны труда – человек на производстве в окружении техногенных опасностей. В сфере промышленной безопасности объект наблюдения, заботы, контроля и надзора – большая технико-социальная система, опасный производственный объект. Образно можно сказать, что охрана труда не выходит за границы рабочей среды трудящегося, а сфера промышленной безопасности в острых аварийных фазах даже выходит за рамки опасного производства (например, в медийное пространство). Это хорошо видно в постсоветских странах на примерах ломки «коллективного» общественного сознания и внедрения «индивидуализма». Государственная забота об охране труда человека отбрасывается как «регрессивный патернализм» – индивид сам должен бороться за свои права, включая право на безопасный труд. В рыночной экономике труд такой же товар, как деньги и земля. В открытом рынке безопасный труд – неконкурентоспособный и призрачный товар-фантом, предмет идеологизированных спекуляций о «прогрессе человечества». Муляж безопасного труда лежит на сверкающей западной витрине, а основные материальные блага создаются в подсобке конкурентоспособным дешевым и небезопасным китайским трудом (а теперь и российским, казахским, украинским и т.д. – дешевеющим за опасность). Западные же достижения в охране труда – следствие хорошо изученного процесса обуржуазивания передовых рабочих. Первый мир перенес бремя издержек опасного труда не внешний «пролетариат» третьего мира, а теперь и на бывш. второй мир.

В современных постсоветских странах локальные техногенные производственные опасности поглощаются на низовом уровне наемным персоналом. Деклассированные работники не в состоянии не то что отстоять, но даже заявить о своем праве на безопасный труд. Охрана труда бизнесом – гротескная карикатура. В силу фундаментальных противоречий буксуют перманентные реформы по превращению охраны труда в «государственную услугу». Рожденная в СССР охрана труда доживает свой век в «проклятом наследии» настоящего.

В другом масштабе стоит проблема обеспечения промышленной безопасности. Опасности и угрозы крупных аварий захватывают не только персонал, но быстро распространяются и вне предприятия, и даже за границы стран. Напор информационной аварийной огласки ударяет не столько по бизнесу, сколько по статусу и престижу государства. Поэтому все страны усиливают государственный надзор в сфере промышленной безопасности (удачно или неудачно – другой вопрос). Насаждаемый отказ от госфункций защиты от промышленных опасностей в современном жизнеустроении – признак регресса. Запад вытесняет опасные производства на обочину безопасного хайвэя первого мира, Китай вводит смертную казнь за аварии на шахтах, а страны второго мира отказываются от госрегулирования и расхищают свое безопасное прошлое.

Конкурирующий за дешевизну труд в постсоветском пространстве не способен раскошелиться на собственную охрану. Почему, зачем, как, от чего и кого необходимо охранять труд – риторические вопросы и для трудящихся, и для остатков госслужб по охране труда. Вроде бы все ясно, а что именно следует охранять не понятно. На советских представлениях об охране труда в антисоветских условиях быстро пойдешь с протянутой рукой, и протянешь ноги. А невидимая рука рынка умело «охраняет» труд глянцевой рекламой рукавиц, респираторов и белых тапочек-бахил.

 

9. Каковы были аргументы при переименовании Ростехнадзора (технический на технологический)?

«Госгортехнадзор» – это сокращение от «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ», сделанное в целях сохранения исторической преемственности традиционной надзорной службы. «Ростехнадзор» – это сокращение от «ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ». Здесь слово «технологический» заменяет слова «горный и промышленный».

Не стоит искать каких-то тайных умыслов в сложносокращенных словах, лучше знать, какие конкретно функции исполняет тот или иной государственный надзорный орган. Это всегда известно из российского законодательства.

10. Существует ли ещё в российском законодательстве понятие «техника безопасности»?

Техника безопасности - один из разделов охраны труда, представляющий собой систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

То, что термин дословно исчез из законодательства, вовсе не означает, что исчезло обозначаемая им деятельность. В Трудовом кодексе РФ аналогом понятия «техника безопасности» является понятие «безопасные методы и приемы работы». Сфера охраны труда претерпела в России значительные деформации входе гармонизации стандартов ССБТ под евронормы HSE. Привычная терминология была вытеснена, а новая пока не прижилась. Если понятия «техника безопасности» было досконально разработано и в научном, и в правовом аспекте, то содержание нового словосочетания «безопасные методы и приемы работы» в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах не раскрыто. Поэтому на практике специалисты пользуются старыми проверенными знаниями об охране труда и технике безопасности, втискивая их в упаковки переводных терминов гармонизированных стандартов HSE.

11. Что понимается под объектами надзора при надзоре за промышленной безопасностью?

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;

средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;

е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;

средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;

2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

(п. 6 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства.

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

 

12. Существует ли в российском законодательстве понятие «техногенная безопасность»?

Нет. См. подробнее:

Словарь терминов официальных документов по безопасности / В.К. Шалаев.  —М.: Некоммерческое партнерство «Группа компаний «Промышленная безопасность», 2012. — 744 с.

В научной литературе употребляется понятие «техногенные опасности», а в российском законодательстве о техническом регулировании – «техногенные воздействия». В российском законодательстве выделяют ЧС техногенного характера.

13. Какой орган и согласно каких законов надзирает за аттракционами, лифтами, эскалаторами, канатными дорогами?

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектах» к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых, в том числе, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры. Государственные надзорные функции в области промышленной безопасности за опасными производственными объектами осуществляет Ростехнадзор.

Согласно Постановлению Правительство Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 407 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" осуществляется:

«Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации;

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности)».

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники осуществляется муниципальными административно-техническими инспекциями

14. В законодательстве России «надзор» и «контроль» одно и тоже?

Законодательство России достаточно обширное, поэтому ограничимся сферой промышленной безопасности. Согласно п.1 и 4 ст. 16 Закона:

«1. Под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

4. Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов. В случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта, предметом проверки является соблюдение требований такого обоснования безопасности».

Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014)

«проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;

мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда».

Иными словами, надзор бывает только и только государственным, а контроль и муниципальным в том числе. Кроме того, к мероприятиям по контролю могут привлекаться эксперты, экспертных организаций. Сами эксперты надзор не осуществляют.

 

15. Какие подзаконные акты в законодательстве России поддерживают конвенции МОТ №174 и №176?

Действующее российское законодательство в сфере вышеупомянутых конвенции гораздо обширнее и жестче, поэтому какие-то специальные «оправдательные» подзаконные акты в России не требуются. Если в России начнут строго выполнять только и только положения этих рамочных конвенции, то положение в промышленной безопасности и в охране труда в стране, скорее, ухудшиться, т.к. во многом будет отброшен богатый отечественный опыт обеспечения безопасного труда в промышленности.

Конвенция МОТ 1993 года № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий» ратифицирована Россией в 2011 г. Это совершенно не означает, что она не выполнялась до этого времени по существу. Действующее законодательство Российской Федерации и закрепление полномочий за органами исполнительной власти обеспечивает осуществление надзорных и контрольных функций за выполнением норм конвенции. В России госполитику в сфере Конвенции МОТ № 174  определяют Минприроды, МЧС и Ростехнадзор. Процедуры регулирования отношений в области предупреждения крупных промышленных аварий содержатся в 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот Закон разрабатывался в середине 1990-х уже с учетом положений Конвенции МОТ № 174. Последние изменения в Закон в 2013 г. также проходили под влиянием Конвенции МОТ № 174.

Конвенция МОТ 1995 года № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах» в России не ратифицирована, и в этом нет особой необходимости, т.к. в стране имеется актуальное и достаточно развитое законодательство о безопасном труде шахтеров и промышленной безопасности в шахтах.

 

***

 

Интерес представляет как личное мнение так и реалии законодательства

С уважением

Людмила Солодчук!

03 марта 2014 г.


Дорогая Редакция! Спасибо за интересные вопросы!

С уважением,

Гражданкин Александр Иванович
к.т.н., зав. отделом количественной оценки риска
Научно-технического центра
исследований проблем промышленной безопасности
(ЗАО НТЦ ПБ, Safety.RU)

11 марта 2014



Источник:
Категория: Безопасность в промышленности | Добавил: safety (11.06.2014) | Автор: Охорона працi
Просмотров: 2379 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]