Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?
В конце апреля 2013 г. федеральное агентство
CSB в соответствии со своими полномочиями приступило к расследованию крупной
промышленной аварии на заводе по производству удобрений компании West
Fertilizer Company в Уэйко в штате Техас (Massive Explosion and Fire at WEST Fertilizer Plant Near Waco, Texas).
Ранее подобные аварии исследовало только ЕРА. Как подсчитали американские СМИ в
нынешнем расследовании аварии WEST‑2013
участвуют 29 государственных и федеральных учреждений, – один из признаков, что
«непонятные» аварии рассматриваются в США на первом этапе как можно широко.
Аварии с
аммиачной селитрой достаточно хорошо известны и изучены. Напомним краткие сведения
о наиболее известных из них за рубежом:
По
прошествии первого шока от смертельной трагедии WEST‑2013, американские СМИ недоумевают, почему известные опасности
промышленных опасностей выпали из под контроля государственных надзорных
органов. В межаварийное спокойное время «четвертая власть» не может привлечь
внимание читателей к вопросам промышленной безопасности – слишком уж редки
такие трагические события, в сравнении с той же частотой выхода газет.
Надо
отдать должное, американские СМИ быстро оправляются от «информационного шока» и
ставят принципиальные вопросы обеспечения безопасности труда в промышленности для
всей страны (более взвешенные информационно-аналитические публикации появились
примерно через 2-3 недели после аварии WEST‑2013). От того, что раскапывают журналисты, уже невозможно отмахнуться
и при официальном расследования, и при научно-техническом исследовании.
Американские
СМИ отмечают важные особенности обеспечения безопасного труда в промышленности
Техаса. Законодательство в области промышленной и пожарной безопасности в штате
сравнивают с «лоскутным одеялом». По меньшей мере семь государственных и
федеральных ведомств, ответственных за регулирование деятельности химически
опасных производственных объектов, как оказалось, были плохо осведомлены об
опасностях аварии подобной WEST‑2013. В
данном вопросе госнадзоры полагаются на добросовестность компании, которые
должны сами сообщать об уровне опасности эксплуатируемых производств. В отличие
от других штатов законодатели и государственные чиновники Техаса уже традиционно
ошибаются в вопросах обеспечения промышленной безопасности – в штате самый
высокий производственный травматизм в США. Так в 2011 г. в промышленности
Техаса погибло 400 человек, а в следующей по списку потерь Калифорнии с вдвое
большим населением – 260 погибших.
Ущерб от аварий на более чем 1300 химически опасных
производственных объектах Техаса за последние пять лет сопоставим с ущербом от
аварий во всех остальных штатах США. Так по сравнению Иллинойсом (второе место
в США по числу химических ОПО – более 950), где установлены более жесткие
правила пожарной и промышленной безопасности, в «саморегулируемом» Техасе
произошло в 3 раза больше аварий, в 4 раза больше несчастных случаев, и
причинен в 300 раз больший материальный ущерб.
Действующий губернатор Техаса Рик Перри (Rick Perry) – продолжатель
уже во многом традиционной линии на безгосударственное регулирование
безопасности в промышленности. В сфере безопасности Рик Перри известен ярким
символическим высказыванием об аварии Deepwater Horizon в 2010 г: "an act
of God" (стихийное бедствие, Закон Божий), уподобив, как пишут газетчики,
«Творца несовершеннолетнему вандалу». Даже после аварии WEST‑2013 в его родном штате губернатор Рик
Перри все равно утверждал, что «ужесточение государственного регулирования и
увеличение расходов на безопасность, не предотвратили бы одну из самых тяжелых
промышленных аварий за последние десятилетия». Губернатору вторит и мэр Веста Томми
Муска (Tommy Muska), заявивший, что более жесткие
правила градостроительного зонирования (в т.ч. и противопожарные разрывы) не
спасли бы его город в апреле 2013.
Тут мало кампанейщины и много искренности. В
ночь аварии мэр Веста сам был среди пожарных на месте происшествия во время
взрыва, его личный дом разрушен, а пятеро его друзей из добровольной пожарной
команды погибли[11].
______________________________ [11] В ликвидации начальной
стадии аварии WEST-2013
отмечаеся неосведомленность пожарных-добровольцев об особенностях и опасностях
пожаров с аммиачной селитрой. В 2009 г. пожар в г. Брайн (Техас) на заводе
минеральных удобрений (El Dorado Chemical Company) со складом по амиачной
селитры развивался совсем по другому сценарию, чем WEST-2013. Пожарные г. Брайна знали об
опасности взрыва при нагреве аммиачной селитры. Были эвакуаривоны 80 тыс.
жителей, а пожару позволили выгореть. Тогда взрыва не произошло.
Губернатор и мэр нисколько не лукавят, ведь
избранная ими предопределенность "an act of God" – основа протестантской
этики, сформировавшей дух капитализма, наиболее ярко проявляющегося именно в
Техасе. Руководители штата делают подобные заявления не только по своим личным
пристрастиям, а опираясь на мнение большинства своих избирателей.
Техасцы
всегда гордились своей «рыночной осанкой». Это единственный штат США, в котором
от компаний не требуются внесения вклада в выплату компенсаций работникам. Зато
Техас может похвастаться самой быстрорастущей экономикой в США, и самым крупным
городом в стране Хьюстоном, построенном без регламентов градостроительного
зонирования. В Хьюстоне не имеется противопожарных общегосударственных норм (state
fire code). Для привлечения инвесторов и компаний некоторые районы Техаса в
своих рекламных проспектах даже специально указывают на отсутствие местных норм
пожарной безопасности. Отставной адвокат Рэймонд Дж. Снокхаус (Raymond J. Snokhous) из Веста, потерявший в аварии WEST‑2013 двух своих двоюродных братьев, которые были
пожарными-добровольцыми, сказал: «Никто никогда ранее не говорил, что нужно
ужесточать регулирование».
Как долго вызревала авария WEST‑2013 хорошо видно по географическим картам со следами
«саморегулирования» в противопожарных разрывах. Фактическое отсутствие обязательных
противопожарных требований и надзора за их исполнением сказалось и на отсутствии
системы пожаротушения, и на хранении аммиачной селитры рядом с горючими
материалами.
Рисунок 1. Расположение площадки завода
WFC у поселения West в 1964, 2010 и 2013 гг.
(источники: GeoSearch, Austin, TX; facebook.com/WestExplosion)
Примечание: на первых двух изображениях цветом обозначены
радиусы в 500, 1000 и 1500
футов (~ 150, 300 и 460 м)
Как заключают американские СМИ, во многом
исторические «ковбойские» социокультурные особенности свободолюбивого Техаса
способствовали именно такой характерной «техасской» аварии как WEST‑2013. Техасцы в значительной степени отбросили земное бремя по «защите
расстоянием» потенциальных жертв, всецело вверив их судьбу в «защиту временем»,
которая подобна стихийному бедствию ("an act of God") и почти
неподвластна человеку (ну не повезло обитателям дома престарелых около склада WFC, что
поделаешь, судьба). Так на общественных слушаниях после аварии WEST-2013 сенатор штата Донна Кэмпбел
(Donna Campbell) заключила «Я думаю, что мы делаем хорошую работу. Просто
периодически что-то случается непредсказуемое».
Антирегулирующие
рвения в сфере промышленной безопасности – лишь часть более широкого мировоззрения
в Техасе, соединяющей население штата в общность техасцев. То, что государство
должно уйти из жизни людей – глубокое убеждение большинства жителей на всей
территории штата, касающееся и многих других аспектов жизнеустройства, в
частности свободы владения оружием. Исторические корни этого явления
мифологизированы героическим ковбойским прошлым и эхом рабовладельческого наследия.
Ограниченность государственного вмешательства – важнейший маркер идентичности современного
техасца, и особенно в сельской местности, где и произошел аварийный взрыв WEST‑2013. Это вовсе не значит, что власть (государства или иных институтов)
должна вовсе убраться из Техаса, вверив будущие подобные аварии в руки провидения.
Просто власть должна измениться и стать
незаметной, сохранив ответственное исполнение своих обычных функций, в том числе
и в сфере обеспечения промышленной безопасности. Что с того, что жители
пожелали свободно рисковать и отвергают «отсталые» директивные нормы, это же не
повод государству оставить своих граждан в опасности диких свобод
индустриальных угроз. Базис необходимых норм все равно исполнять придется, но
уже не насильным принуждением, а приятным внушением – в этом суть
культивируемого на западе постиндустриального подхода по «управлению рисками».
А в новой России, к сожалению, «управление риском» зачастую понимается
буквально, как достижение заветных «10-6», дескать, как во всем
цивилизованном мире.
Здесь важный неусвоенный урок для российских реформаторов
– давно пора прекратить натужные поиски идеального примера для имитации или подражания
в «рыночном» регулирования безопасности. Ссылки на «лучшую международную
практику из самих США» – беспочвенны, и сразу должны отвергаться как вульгарная
демагогия (что именно в сфере промышленной безопасности нужно копировать из США
– Техас, Иллинойс, «10-6» или что?). Без знаний о ядре
социокультурных особенностей, породивших нормы ведения промышленной
деятельности, глупо переписывать и потом натужно удивляться неисполнению «цивилизованных»
правил безопасности. Из «инвестиционнопривлекательной» Калужской области
«ковбойский» Техас вряд ли получится. На Западе это хорошо известно и
досконально изучено. Почему бы российским реформаторам не прочитать любой
западный учебник об истории модернизации, прежде чем начинать свои уверованные
доморощенные реформы в исковерканной экспериментами «немытой России».
Вот
известная чеканная формула, озвученная профессором юридического факультета
Техасского Университета специалистом по нормативному регулированию Томасом
МакГарити (Thomas O. McGarity): «Когда вы даете компании слишком много экономической
свободы и не хватает ответственности и подотчетности, то в защите здоровья и
безопасности населения вы получаете Дикий Запад (Wild West)». Wild West не только
созвучно WEST‑2013. Один из смыслов западного прогресса состоит
в окультуривании и одомашнивании «Дикого Запада», а авария WEST‑2013 – очередной барьер на этом долгом, тернистом и трагическом пути.
После
техасских уроков WEST‑2013 уместно вспомнить недавние стенания некоторых
безответственных российских промышленников, почти угробивших доставшееся в
приватизации отечественное хозяйство, как остро им вдруг перестало хватать
экономических свобод, – совсем задавили, дескать «избыточные инвестиции в
безопасность». Любой профессиональный реформатор должен иметь хотя бы
минимальные представление об объекте
реформирования. Если так хочется западных «раскованных» норм в промышленной
безопасности, то нельзя забывать, на примере того же Техаса и WEST‑2013, что там внешняя мягкость обязательных требований «к свободе»
компенсируется жесткостью внутренних этических норм протестантской этики «для
безопасности». Поседевшие российские младореформаторы об отброшенных остатках
этических ограничениях помалкивают (вялая пропаганда о социальной
отвественности бизнеса быстро заглохла) и искренне верят, что простое снятие неких
«административно-командных барьеров» сразу даст счастье экономической свободы,
а безопасность как-нибудь сама останется, как воздух.
Тема
свободы и безопасности наглядно проявляется во всех глубоких исследованиях
промышленных аварий. К сожалению, в последние десятилетия в России серьезно
укоренились представления о самостоятельном существовании и необходимости
стремления к счастью некой «абсолютной свободы». Эти представления почти
моментально вытеснили бытовавшие зеркальные «совковые» установки на «абсолютную
безопасность» (по структуре этот было примерно также, когда вчерашние
догматические марксисты перевоплотились в страстных рыночников).
Ценности
свободы и безопасности не какие-то абсолютные идолы с эталонами, хранящимися в
швейцарских банках или в советских ракетных шахтах. И свобода, и безопасность всегда
сугубо приземленные понятия, обусловленные сложившейся культурно-исторической системой
запретов и разрешений (сильно огрубляя можно заметить, что культура – это нормы
и запреты, возделанные человеком). Субъективное ощущение нехватки
«экономической» свободы не разменивается на слом «административно-командных
барьеров» промышленной безопасности, а лечится поиском, выбором и устройством
другой структуры заданных временем объективных несвобод. В промышленной
безопасности объективные запреты, очерченные «кровью аварий», упаковываются в субъективные
правила их исполнения (культура безопасности).
В Техасе таким механизмом
«упаковки» с какого-то момента стало саморегулирование. К нему после аварии WEST-2013 уже выдвинуто множество претензий. Не сомнения, что по результатам
расследования WEST-2013 американцы настроят и отрегулируют свою
самобытную связку «внутреннее саморегулирование - внешний госнадзор». Для этого
в США создан даже специальный исследовательский государственный орган – CSB. Но сможет
ли тонкий, изящный и даже изысканный инструмент техасского саморегулирования
удержать в непротестантской России исполнение отечественных противоаварийных запретов
– это главный вопрос, который младореформаторы должны разъяснить перманентно реформируемым.
Искренней веры в чудодейственность инструмента саморегулирования недостаточно,
важнее хладнокровное понимание того, кто, как и для чего сможет (ли) им
воспользоваться. Иначе возможно, что та предельная свобода, которой так дорожат
в нынешней индустриальной России, легко обернется беспредельным взрывом
«свободы аварий».
Нередко
приходится слышать, что нечего выдумывать «особый путь», а надо взять для новой
России только самое лучшее из зарубежного опыта промышленной безопасности, а
плохое отбросить, оставить его им там для романтики ковбойского Wild West. Вряд ли это возможно, иначе на прогрессивном Западе
давно бы уже наслаждались только свободой экономического роста, а досадные неприятности
аварийности и травматизма выкинули бы на свалку истории. В 2011 г. на
производствах в США погибли 4693 человек[12],
что сопоставимо с гибелью 4484 американских солдат при вторжении в Ирак в 2003 г. _____________________________________ [12] Для справки: в РФ в 2011 г. на производстве
смертельно травмировано 1800 человек, а конце 1980-х, когда советская экономика
была второй в мире после США, на производстве в РСФСР погибало более 8 тыс.
работников ежегодно (число погибших на производстве в последние десять лет
роста советской экономики постоянно снижалось: в 1980 г. в РСФСР было 12349
смертельных несчастных случаев, в 1985 г. – 9819,
а в 1990 г.
– 8393). Эти справочные данные нельзя воспринимать без 20-летнего контекста
бурного роста экономики США и известных событий в хозяйстве новой России (по
данным Росстата и ЦСУ РСФСР в начале 2010-х объемы промышленного производства в
РФ находятся на уровне РСФСР начала 1980-х)
Американские
эксперты утверждают, что ситуация с аварийностью и производственным
травматизмом в США вряд ли улучшится без фундаментального изменения нормативных
подходов к обеспечению пожарной и промышленной безопасности в стране, которые
полагаются на саморегулированием в этой отрасли, с редкими и ничтожными штрафами
нарушителей норм безопасности, когда несчастные случаи стали разновидностью обычных
бизнес-затрат. Что утверждают некоторые видные российские эксперты
тоже на слуху – даешь саморегулирование и управление риском «10-6», главное
чтоб как на Западе.
Вспомним
совсем недавнюю аварию по линии «саморегулирования» в нефтепереработке США. 6
августа 2012 года в крупном пожаре на нефтеперерабатывающем заводе компании
Шеврон в Ричмонде (США, Калифорния) пострадали 19 работников, а 15 тыс. жителей
обратились за медицинской помощью. Как установлено уже в предварительном официальном
исследовании CSB непосредственной
причиной стала аварийная утечка из дефектного трубопровода вследствие коррозии.
Согласно выводам CSB благодаря саморегулированию в Шеврон для
большинства ремонтных случаев выбрали новаторскую стратегию «управления риском»
старения оборудования вместо привычной регламентной замены. Председатель CSB Рафаэль Маури-Эрасо (Rafael Moure-Eraso) подвел предварительный итог
этой аварии: «Именно регулирующий режим, в котором работал НПЗ, позволил этому
случиться». Многие американские СМИ не преминули отметить, что такое же
ошибочное саморегулирование было и на WCF перед
аварией WEST-2013.
Американские эксперты по безопасности сразу забили тревогу: аварии
последних лет являются уже не сигналом, а доказательством неэффективности сложившейся
системы внутреннего и внешнего надзора за обеспечением безопасности на
производстве в США. Действующая система нормативного регулирования в области
пожарной, промышленной безопасности и охраны труда финансируется недостаточно,
а сборы от штрафов незначительны (средний штраф за смертельный несчастный
случай составляет 7900$). При этом непосильная ответственность за безопасность
через механизмы саморегулирования возложена на компании, у которых нет ни сил,
ни средств, ни желания заниматься исследованиями проблем обеспечения
безопасности, а им требуются к исполнению каждодневные обоснованные решения по сдерживанию
промышленных опасностей.
В отличие от Западной Европы американское нормативное регулирование
исходит из презумпции безопасности промышленной компании, а бремя
доказательства чрезмерной опасности конкретного производства возлагается на инспекционный
госнадзор. По данным Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (AFL-CIO),
крупнейшего в США объединения профсоюзов, в OSHA для
проверки 8 млн. американских рабочих мест имеется 2178 инспекторов охраны
труда, т.е. каждый поднадзорный объект может быть проверен только один раз в
130 лет. Поэтому американские эксперты считают, что от принципа презумпции
безопасности компании необходимо отказаться, и возложить на
социально-ответственный бизнес обязанность продемонстрировать и доказать достаточность
предпринятых мер по обеспечение промышленной безопасности, как непременное
условие продолжения производственной деятельности. В России пока очень трудно
разжечь сырое мнение о презумпции безопасности отечественного бизнеса, как
необходимой основы для принятия решения о снятии ненавистных ему «административно-командных
барьеров». И причина здесь не только в якобы коррупционной заинтересованности госнадзоров,
как представляют дело одиозные рупоры бизнес-сообщества. Основная причина
невозможности принятия обществом, бизнесом и властью в России презумпции
безопасности российского бизнеса заключается в его родовой травме (приватизация
1990-х) и подростковых шалостях (экономические кризисы новой России). Без
ковбойского героического прошлого трудному подростку глупо грезить о безбарьерном
саморегулировании.
Традиционно
в рыночных культурах большие надежды в обеспечении безопасности производства
возлагаются на замену ценности работника суррогатной «ценой человеческой жизни»
(ЦЧЖ). По прецедентам американских судов ЦЧЖ составляет в США примерно
3 млн. $. А ЕРА оценивает ЦЧЖ в 7-10 млн. $, считая, что
только после этого порога заработают экономические механизмы, стимулирующие
добровольные саморегулируемые инвестиции в безопасность производства. По этим
предельно жестким и циничныи оценкам американской ЦПЖ видно, как далеко оторваны
от реальности «благие» установки многих российских реформаторов о саморегулировании
промышленной безопасности невидимой рукой рынка с далеко допороговой российской
ЦПЖ в 0,03-0,07 млн. $.
Без
знания прошлого и нынешнего состояния реформируемых социотехнических систем
(отечественной промышленности и ее обрегающей сферы промышленной безопасности) даже
искреннее применение самое передовых инструментов управления «из лучшей
международной практики» вряд ли сдвинет объект реформирования к заветному «как
на у них». Овладение лучшим инструментом не снимает задачу ответственного выбора
возможных дорог в безопасное постиндустриальное будущее страны. Для этого в первую
очередь нужны беспристрастные знания об объекте реформирования. Зная получаешь
силу, чтобы спокойно обсуждать и решать, в т.ч. прыгать или нет выше головы,
через пропасть в два прыжка и проч.
Уникальным источником новых знаний о
социо-технических системах являются крупные промышленные аварии, происходящие
из-за незнания или забвения прошлого трагического опыта. Многое приоткрывается
на изломе аварии о национальных особенностях индустриальной культуры, о
сложившемся устройстве промышленности и ее безопасности. Поэтому такое важное
значение уделяется исследованию промышленных аварий во всех индустриальных
странах. В России в последние два десятилетия эта необходимая для безопасного
развития отечественной промышленности работа заметно ослабла. В годы реформ
печальных поводов для исследований было более чем достаточно, тем более аварии
происходили небывалые авариии в фазе деиндустриализации. Нет нужды нанимать
американский CSB, или копировать их подход. Сами можем справиться,
опыт есть, и советский, и российский, и международный. Ясно одно, что без
государственной организации работ в этом вопросе не обойтись ни у нас, ни даже
в США. Это будет памятью жертвам катастроф, уроком нам и предостережением от промышленных
угроз нашим постиндустриальным потомкам.
Источники американских СМИ
1. Blast Victims Left Unprotected in Texas Without Emergency Plan//
Bloomberg Businessweek.
– By Mike Lee on May 10, 2013. – http://www.businessweek.com/news/2013-05-10/blast-victims-left-unprotected-in-texas-without-emergency-plan
2.
West
explosion was entirely preventable // Houston Chronicle. – May 12, 2013. – http://www.houstonchronicle.com/opinion/editorials/article/West-explosion-was-entirely-preventable-4506846.php?t=23ddfdf39af77fec17
3. Texas dotted with residents vulnerable to
fertilizer plant accidents // Houston Chronicle. – May 12, 2013. – http://www.houstonchronicle.com/news/houston-texas/houston/article/Texas-dotted-with-residents-vulnerable-to-4508583.php?cmpid=ael&t=fbcab01fd3a06becac
4. After Plant Explosion, Texas Remains Wary of
Regulation (By IAN URBINA, MANNY FERNANDEZ and JOHN SCHWARTZ) // The New York
Times. May 9, 2013.
–
http://www.nytimes.com/2013/05/10/us/after-plant-explosion-texas-remains-wary-of-regulation.html?hpw&pagewanted=all&_r=0&pagewanted=print
5. A Neighborhood Nearly Obliterated by
a Blast // The New York Times. May
9, 2013. – http://www.nytimes.com/interactive/2013/05/10/us/damage-from-west-texas-explosion.html?ref=us&ref=us
6. Chemical Depots Fall Under a
Patchwork of Rules (By MAURICE CHAMMAH and CHRIS HOOKS) // The New York Times. May 9, 2013. –
http://www.nytimes.com/2013/05/10/us/texas-chemical-depots-fall-under-a-jumble-of-regulations.html?pagewanted=2&ref=us&pagewanted=all&pagewanted=print
7. West, Texas fertilizer plant failed to disclose
risks to federal regulators (Brooks Hays) // GIMBY. – Government from the
Ground Up. - May 01, 2013.
– http://gimby.org/blogs/government-ground/20130501/west-texas-fertilizer-plant-failed-disclose-risks-federal
8.
Workplace
accidents, fatalities lead experts to question regulatory status quo (Brooks
Hays) // GIMBY. – Government from the Ground Up. - May 06, 2013. – http://gimby.org/blogs/government-ground/20130506/workplace-accidents-fatalities-lead-experts-question-regulatory
9. Important safeguards
missing from West Fertilizer Co (By RANDY LEE LOFTIS) // The Dallas Morning
News. – May 11, 2013.
– http://www.dallasnews.com/news/west-explosion/headlines/20130511-important-safeguards-missing-from-west-fertilizer-co..ece СМ. Часть 1 здесь>>