Важны оба факта – и существенный срок действия принципиально нового тогда в 2016 г. РБ-МУДРА, и его переутверждение вновь в 2023 г.
Многолетнее витание в экспертном сообществе пристрастного мнения преимущественно расчетчиков риска, что им (и значит никому) «эта методика не нужна», седиментируется в угрожающие деяния грядущих безответственных преступлении норм и правил промышленной безопасности на некоторых российских опасных производствах.
А почему же важна и кому нужна Методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности?
Вопрос о необходимости и возможности установления для значительных промышленных опасностей единых критериев оценки риска аварии возник и был поставлен в дискуссионную повестку сразу с появлением первых российских формализованных методов анализа опасностей и оценки риска аварий в середине 1990-х гг.
С тех пор постоянно идут сложные и тяжелые дебаты между сторонниками и противниками в чем-то крайних представлений о многочисленных опасностях и единой безопасности сложных техно-социальных систем, например, опасных производственных объектов.
Замещением сложного, многослойного, многостороннего проявление опасности промышленной аварии только страхом уничтожения индивида (модель человека в либеральной идеологии со времен Гоббса), провоцируется латентный рост других видов аварийных угроз, которые вовсе несоразмерны индивидуальному риску ликвидации человекомодели, и не сводятся к нему. Более того, при использовании одинаково-единых критериев индивидуального риска гибели, подспудно умалчивается вопрос о взаимосвязи разнообразных проявлений опасностей и угроз с общесистемным свойством безопасности.
Представлены оценки фоновых уровней аварийных опасностей за 2009-2018 гг. на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, магистрального трубопроводного транспорта, угледобывающей промышленности, горнодобывающих производств, металлургической промышленности, производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Наблюдаемые тренды изменения за последние десятилетия фоновых уровней аварийных опасностей в большинстве отраслей промышленности и транспорта указывают на относительную стабильность, адекватность угрозам и действенность требований российской системы обеспечения промышленной безопасности.
Проблемные вопросы определения и применения уровней допустимого риска аварии для оценки и обоснования достаточности дополнительных и компенсирующих мер, сохраняющих безопасное состояние ОПО при: (1) отступлениях от действующих требований безопасности, их (2) недостаточности, (3) отсутствии.
В ходе разработки и согласования «Методики установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса» в российском экспертном сообществе велись плодотворные дискуссии вокруг проблемы допустимости и приемлемости ограниченного воздействия проявлений аварийных опасностей на интересы и потребности рискующих. Формальное утверждение Методики Ростехнадзором на время прервало «горячие» диспуты, и перевело их в «холодную» форму.
Для конструктивного внедрения риск-ориентированного подхода в сферу обеспечения промышленной безопасности необходимы не только общепринятые методические и понятийные представления о риске, как мере опасности аварии, но и реальные ориентиры текущих опасностей, а также достигнутого и желаемого уровня обеспечения промышленной безопасности. Одним из важных риск-ориентиров состояния промышленной безопасности может служить фоновый риск аварий, фиксируемый в больших отраслевых системах опасных производственных объектов
Аварийность и травматизм в промышленности – трагическая и теневая сторона эксплуатации опасных производственных объектов. Для взвешенной оценки уровня аварийных опасностей первоначально важно знать и динамику состояния основной производственной деятельности. Что же наблюдалось на лицевой и оборотной стороне медали магистральноготрубопроводного транспорта России до, во время и после реформ 1990-2000-х гг.?
Материалы к выездному заседанию секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора,
Уфа, ГК «Башкирия», 17-18 ноября 2015 г.
Материалы к выездному заседанию секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора,
Уфа, ГК «Башкирия», 17-18 ноября 2015 г.
Материалы к выездному заседанию секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора,
Уфа, ГК «Башкирия», 17-18 ноября 2015 г.
ТЕЗИСЫ Доклада о ПОДХОДАХ установления допустимого риска аварии с использованием показателей опасности аварий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса
представленного на Выездном заседании секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса НТС Ростехнадзора по теме: «Анализ опасностей аварий на ОПО нефтегазового комплекса и методические подходы к оценке риска аварий» 17.02.2015 г. Тобольск, Тюменская область