Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

понятие и определения [15]
общие сведения об оценке риска аварии
Риск аварии и теория вероятностей [5]
вероятностные показатели опасности аварии
Нормирование техногенного риска [28]
О нормировании, приемлемости и допустимости техногенного риска
оценка риска. ПРИМЕРЫ [6]
Примеры анализа опасностей и оценки техногеного риска
"Управлять риском" или ориентироваться в опасностях? [16]
Управление неуправляемым. (само)Обман и имитация
Качественная оценка риска [1]
О методах качественного анализа опасностей и оценки техногенного риска
Оценка риска в декларациях [3]
Анализ результатов декларирования промышленной безопасности. Раздел анализ безопасности

Наш опрос

Управление риском - это:
Всего ответов: 206


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Риск аварии » Нормирование техногенного риска [ Добавить статью ]

О методике установления допустимого риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса

Проект руководства по безопасности «МЕТОДИКА УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМОГО РИСКА АВАРИИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА». Пояснительная записка к проекту РБ

Уважаемые коллеги!

 Кратко рассмотрим ключевые положения проекта руководства по безопасности «МЕТОДИКА УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМОГО РИСКА АВАРИИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА»

Риск-ориентированный подход все шире внедряется в сферу обеспечения промышленной безопасности.

В «статической» модели он уже используется в обновленном ФЗ-116 при классификации опасных производственных объектов (ОПО).

Один из важных и актуальных вопросов для внедрения «динамической» модели риск-ориентированного подхода – необходимость более четкой формализации новой процедуры обоснования безопасности ОПО,

для которой    представляемая методика  установления допустимого риска аварии,   является одним из  средств оценки достаточности необходимых компенсирующих мероприятий.

Представляемый проект руководства по безопасности был разработан в период 2013-2015 гг. экспертным сообществом Секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса Научно-технического Совета Ростехнадзора: ПАО «Газпром нефть», ЗАО НТЦ ПБ, РСПП, АНО АИПР и все организации, давшие конструктивные замечания и предложения – ПАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ООО «НИИ Транснефть», ЗАО «Аэрокосмический мониторинг и технологии», ООО «ССПиЭБ», Экспертный союз, ЗАО «Технориск».

Разработанное руководство по безопасности  регламентирует процедуру установления допустимого риска аварии для оценки достаточности компенсирующих мероприятий при разработке обоснования безопасности ОПО.

Методика не предназначена для обоснования критических отступлений от требований безопасности, т.е.  таких, что увеличивают  опасности эскалации аварии или возникновения аварийных  зон группового поражения людей- всего того, что ведет к крупным промышленным авариям.

Такие опаснейшие отступления от норм безопасности должны быть немедленно устранены. Методика на эти случаи не распространяется.

Основные положения разработанной методики сформулированы в четырех главах  в виде прозрачного и проверяемого алгоритма. Все дополнительные и справочные материалы вынесены в пять приложений. Общая структура методики представлена на слайде выше.

Вопрос о допустимом риске - крайне конфликтогенный.

Но многие недоразумения и недопонимания, раздоры можно снять и предотвратить, если договориться о терминах. Первоначально озвучить их.

Споры о терминах самые тяжелые и бесконечные. Всегда есть и останутся  несогласные.

Все же для решения конкретной проблемы важнее задать рабочие определения, чем ждать идеальных формулировок «на века».

РИСК-анализ пришел во многом к нам из западных учебников, поэтому вроде бы непонятные термины нужно самим наполнять и привычным, и новым для нас содержанием.

На слайде выше - ключевые термины проекта методики – опасность и угроза аварии, риск и допустимый риск. Подробные объяснения этих терминов даны в пояснительной записке к проекту руководства.

Здесь очень кратко остановимся только на главных, принципиальных, родовых признаках этих понятий.

Для прояснения смысла термина «допустимый риск» важно различать особенности понятий ОПАСНОСТЬ и УГРОЗА.

ОПАСНОСТЬ аварии – свойство ОПО, характеризующее возможность возникновения аварийных ущербов.

УГРОЗА –это опасность в ином качестве, это актуализированная опасность – наступление предаварийной ситуации.

ОПАСНОСТЬ и УГРОЗА соотносятся примерно как чеховское ружье на стене и заряженное ружье в действии.

С помощью этой методики мы и стараемся нащупать, и не допустить этот переход.

Часто не различат понятия риск и опасность.

ОПАСНОСТЬ аварии – свойство ОПО, характеризующее возможность возникновения аварийных ущербов.

РИСК – ПОКАЗАТЕЛЬ опасности, комплексно измеряющий и частоту аварии, и тяжесть ее последствий.

В контексте разработанной Методики, риск – это та «линейка», которой измеряют «размер» опасности аварии. Критерий – «красная черта» на этой линейке, ориентирующая, что «хорошо», а что «плохо» (в разработанной Методике критерий назван «допустимым риском»).

Инструментарий оценки риска не всесилен при обосновании безопасности.

В проекте методики описана процедура измерения опасностей на риск-шкале и нахождения на ней той красной линии, которую нельзя переступать, т.к. в этом случае отстраненная опасность перерастает во вполне конкретную угрозу жизни и здоровья людей, причинения имущественного, экологического  и репутационного в целом ущербов - и объекту, и отрасли и даже стране.

На слайде выше схематично представлен весь алгоритм процедуры установления допустимого риска аварии

…начиная ОТ сбора исходных данных, выбора показателей опасности предполагаемого отступления от норм  и определения фоновых уровней имеющихся опасностей

…и вплоть  ДО установления допустимого риска аварии для конкретного случая отступления от норм, посредством введения соответствующего коэффициента запаса относительно существующего уровня опасностей на объекте, в отрасли или даже в техносфере.

Соотношение между фоновым, расчетным, и допустимым риском проиллюстрировано на слайде выше.

На слайде выше представлены оценки фонового риска гибели людей в некоторых поднадзорных отраслях.

Очень важно какой фоновый уровень опасности мы имеем сегодня и что будет происходить с этим уровнем после многократного применения обоснования безопасности (т.е отступления от норм с компенсирующими мерами).

По замыслу методики, промышленная техносфера должна становится безопаснее, а фоновые риски снижаться.

Это достигается в методике выбором соответствующих коэффициентов запаса для установления допустимого риска по сравнению с фоновым.

Предлагаемые в Методике значения коэффициентов запаса

1)должны стимулировать разработчиков обоснований безопасности исследовать достоверные исходные данных о предпосылках аварии и инцидентов на конкретном ОПО где предполагаются отступлениями от требований безопасности и 
2)пресекать крайне опасные манипуляции «расчетчиков риска» вокруг «заветного риска в 10-6»

Допустимый риск аварии должен изменяться в зависимости от класса опасности ОПО, вместе с тем не рекомендуется в качестве показателей безопасной эксплуатации ОПО использовать единственный показатель риска аварии на ОПО. Когда в крупной аварии погибнет сразу 10 человек, глупо будет выглядеть обоснование, "а зато у каждого из них риск был допустим и меньше 10‑6". Методика пресекает подобные ошибки.

И в заключении…

Установленный допустимый риск – результат многоуровневого согласования очень разных сторон –

 коммерческих интересов бизнеса,

жизненно важных потребностей и интересов государства и общества,

необходимости рискующих в защищенности от аварийных угроз,

бизнес-интересов инвесторов, проектировщиков и «расчетчиков рисков»,

производственных нужд эксплуатирующих организаций,

исследовательских запросов науки и т.д.

В этом дискуссионном процессе наиболее уязвимая, молчаливая и всегда реально страдающая сторона – собственно рискующие люди, для которых при вынужденных отступлениях от требований безопасности  и допускается устанавливание «среднего порога гибели индивида» - сегодня это чаще бытующие вульгарные 10-6.

Вынужденность отступления от требований безопасности и необходимость защищенности рискующих – крайне несоизмеримые ценности. Их не соединить «алгоритмом расчета».

«Первые» и «вторые» стороны, допускающие отступления от норм, берутся директивно устанавливать допустимый риск аварии для «третьей» стороны – рискующих, однако сами практически не рискуют погибнуть в аварии. Поэтому настоящая Методика во многом «человекоцентрична», и исходит из крайне консервативных предположений, когда все обнаруженные неопределенности и скрытые незнания трактуются в запас улучшения защищенности людей от реализации опасностей промышленных аварий.

При обсуждении  данной методики ее приняли в штыки "расчетчики рисков".

 Заказчикам нужны реальные может и неприятные данные об опасности отступления, а не успокаивающие расчеты риска.

Пусть методика еще не совершенна, но главное она устраняет ненужную «моду на  риски», и не позволяет из нового инструмента обоснования безопасности  устроить торговлю индульгенциями безопасности с магическими риск-расчетами «ах 10 в минус 6».



Источник: http://riskprom.ru/Seminars/2015/grazhdankin_rb-doprisk_17noja2015.ppt
Категория: Нормирование техногенного риска | Добавил: safety (25.11.2015) | Автор: Гражданкин А.И. (ноя-2015)
Просмотров: 3957 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]