В Стратегии НТР РФ уже в девятом ее пункте появилась ссылка на советский опыт:
«В СССР решение масштабных исследовательских и инженерных задач обеспечивалось за счет концентрации ресурсов в системе Академии наук СССР и отраслевых институтах, директивного планирования исследований и разработок, осуществляемого Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике».
21 ноября 2016 г. СОСТОЯЛСЯ очередной* 31-й семинар в Научно-техническом центре исследований проблем промышленной безопасности (ЗАО НТЦ ПБ) по адресу: Россия, Москва, Переведеновский переулок, дом 13, строение 14, Учебно-методический центр ЗАО НТЦ ПБ. Начало работы семинара в 14-00. (Наши координаты)
Тематика 31-го семинара
«Проблемы оценки риска аварии в обосновании безопасности»
На семинаре рассматривались вопросы практического использования руководств по безопасности в области анализа опасностей аварий на опасных производственных объектах
Ситуация обыденная, Предприниматель извещает об избыточности административно-командных барьеров, напосильных пришедшему Инвестору: "...В связи с выявленными дефектами магистрального нефтепровода, введённого в эксплуатацию в 1980-х гг., необходимо провести его замену на участке, расположенном в коридоре действующих магистральных нефтепроводов и других коммуникаций. Существующий технический коридор сформирован более чем за 30 лет... поэтому нужно ненормативно сблизиться с прилегающими объектами с присутствием людей..."
Проектировщик рад, получив заказ на разработку СТУ, - безответственно находит опасный шаблон СТУ и делает автозамены в тексте. Все "экономические субъекты" в плюсе. В опасном минусе жертвы будущих аварий и репутация российского НГК, не справляющегося с промышленными опасностями. Кому это надо? В РФ Никому. Не по умыслу происходит, в основном по неведению.
Предприимчивое желание Инвестора отступления от действующих норм промышленной
... Читать дальше »
Приказом от 23 августа 2016 г. № 349 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено Руководство по безопасности «Методика установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса» (далее – Руководство).
Руководство разработано в целях содействия соблюдению требований
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29581);
Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Рос
... Читать дальше »
В емкой и разноплановой статье поставарийного жанра с характерным названием «Горный приговор» свои заготовленные доводы опубликовал известный российский экономист Иноземцев В.Л.. Видный энтузиаст неороссийского постиндустриализма выносит безапелляционный "горный приговор" неправильно отреформированной новой РФ. Отвлекающими маневрами о «цене жизни шахтера» он убирает из анализа причин пореформенных крупных промышленных аварий проведенную в РФ деиндустриализацию (в углепроме более известна как реструктуризация).
Вопрос об условиях безопасной эксплуатации опасного производственного объекта (ОПО), на котором предполагается совершить отступление от требований промышленной безопасности, часто встает перед заказчиками, разработчиками и экспертизой обоснования безопасности ОПО.
Если по каким-либо причинам (сегодня чаще по экономическим, реже по социальным), по мнению промышленников, назрело отступление от действующих требований безопасности, то после всестороннего анализа аварийной опасности предполагаемого отступления от требований безопасности необходимо выполнить минимальные условия:
- компенсировать увеличение опасности аварии из-за отказа от исполнения действующего требования с помощью введения новых требований и/или изменения структуры оставшихся защитных барьеров безопасности;
Корреспондент журнала «RUБЕЖ» Нурлан Султанов в конце марта 2016 г. задает экспертам важные вопросы в сфере обеспечения промышленной безопасности:
1. Сейчас Ростехнадзор разрабатывает документ «Основы госполитики в области промышленной безопасности». Что, на ваш взгляд, должно быть обязательно внесено в этот документ?
2. Почему именно сейчас государство начало активно заняться регулированием сферы промышленной безопасности? Чем это вызвано и чьи интересы за этим стоят?
3. Какие три основные угрозы для обеспечения промышленной безопасности в России вы видите?
Угольная промышленность – энергетическая база индустриальной цивилизации. В постиндустриальном переходе углепром всегда и под прицелом реформаторов и под защитой консерваторов. Самые острые аргументы обычно выкладываются непосредственно после трагических моментов групповой гибели людей на опасных производственных объектах. Почти сразу после аварии на воркутинской шахте «Северная», где 25-28 февраля 2016 г. погибли 36 человек, свои заготовленные доводы опубликовал известный российский экономист Иноземцев В.Л. в характерной статье поставарийного жанра «Горный приговор» (https://snob.ru/selected/entry/105199).  
... Читать дальше »
Приведен численный метод решения системы одномерных нестационарных уравнений, описывающих движение нефти в магистральных нефтепроводах в предположении изотермичности процесса. Метод предназначен для моделирования переходных процессов в магистральных нефтепроводах в нормальном и аварийном режимах, в том числе при разгерметизации трубопровода.
Несмотря на глобализирующийся характер мирового производства и обмена промышленных товаров и услуг, как говорят американцы, – «главные вещи делайте сами», сколько бы они не стоили. Вспомним из У. Шекспира: «Коня, коня, полцарства за коня!».
В нефтегазовом комплексе России в условиях санкций проблема импортозамещения продукции машиностроения стоит чрезвычайно остро.
История проблемы началась задолго до санкций и была запущена реформами 1990‑х гг., достаточно быстро сформировавшими экпортозамещение "неконкурентоспособных" машин "отменным" энергосырьем. Недальновидно, но приятно бороться с симптомами не устраняя причин (до импортозамещения придется сначала произвести экспортовозвращение энергии в производственную деятельность страны). До сих пор результаты росреформ 1990-2000-х гг. игнорируются («курс реформ будет неизменным») или обсуждаются максимум «для служебного пользования».
1 декабря 2015 г. в Ростехнадзоре состоялось заседание секции №1 научно-технического Совета Ростехнадзора «Вопросы совершенствования государственного регулирования безопасности, надзорной деятельности», на котором в том числе рассматривались концептуальные вопросы развития риск-ориентированного подхода в обеспечении промышленной безопасности.
Реальные системы обеспечения безопасности создаются и обслуживаются, только если обнаружились существенные опасности и осознана серьезность угроз, которые «обезвреживаются» целостной системой установления, исполнения ограничительных норм и санкций за их нарушение.
Официальные данные о количестве зарегистрированных аварий на 1 трлн тонно-км грузооборота магистрального трубопроводного транспорта России выглядят так:
Другие материалы к выездному заседанию секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора, Уфа, ГК «Башкирия», 17-18 ноября 2015 г. см. здесь:
Другие материалы по данной теме к выездному заседанию секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора, Уфа, ГК «Башкирия», 17-18 ноября 2015 г.:
В начале XXI в. в мире ежегодно происходит 10-12 млн. пожаров, при которых погибают 100-120 тыс. чел. (каждый десятый - в РФ).
Суммарные потери и затраты на борьбу и ликвидацию пожаров составляют в сумме около 1% ВНП, причем затраты (пожслужба, противопожарные меры в зданиях, страхование и др.) в 4-5 раз превышают ущерб от пожаров
Реальные системы обеспечения безопасности создаются и обслуживаются, только если обнаружились существенные опасности и осознана серьезность угроз, которые «обезвреживаются» целостной системой установления, исполнения ограничительных норм и санкций за их нарушение. Выполнение норм безопасности осуществляется с внутренним самоконтролем, но под внешним надзором. Безопасность малоэффективна без активного согласия на принятие ограничений. Если опасности невелики, то в пределе надзор вообще не требуется. И наоборот, когда опасности могут перерастать в катастрофические угрозы, обязательно необходима независимая внешняя система надзора.
Внедряемый сегодня риск-ориентированный подход – это во многом современный инструмент выявления и оценки опасности. Зная меру опасности аварий на опасных производственных объектах (ОПО), и учитывая общее состояние культуры безопасности в стране, можно оптимизировать баланс между внутренними затратами на производственный контроль и административными нагрузками государственного надзора за исполнением требований промышленной безопасности.
23 ноября 2015 г. СОСТОЯЛСЯ очередной 29-й семинар в Научно-техническом центре исследований проблем промышленной безопасности (ЗАО НТЦ ПБ) по адресу: Россия, Москва, Переведеновский переулок, дом 13, строение 14, Учебно-методический центр ЗАО НТЦ ПБ. Начало работы семинара в 14-00. (Наши координаты)
Тематика 29-го семинара
«Практика оценки риска аварий на опасных производственных объектах»
На семинаре рассматривались вопросы опыта анализа опасностей аварий на опасных производственных объектах.
Научная программа семинара включала два основных доклада с последующим обсуждением.
Обострившийся в последнее время вопрос о допустимом и приемлемом риске вовсе не технократический, а ценностный. Его не решить «самым лучшим» постановлением, приказом или «точным» расчетом риска. Это отблеск более общей проблемы «смены норм», в том числе и в «технике безопасности». Погнаться за мерцанием «риска 10-6» в вопросе установления требований безопасности – крайне опасно и опрометчиво для всей технической культуры России, и не только в сфере промышленной безопасности.
По этой тематике в ЗАО НТЦ ПБ разработан проект руководства устанавливания допустимого риска аварии (т.е. как его устанавливать, а не чему ж он равен "на самом деле"), который выводит из тени рост реальных опасностей и угроз промышленному будущему России от сиюминутных безответственных отступлений от требований промышленной безопасности. Без «знания и совести» нельзя устанавливать допустимый риск гибели и страданий для несведущих рискующих от «проектируемых» аварий на опасных производственных объектах.
Крупные промышленные аварии (КПА) - не только трагическая гибель людей и нагнетаемые через СМИ страхи обывателей (т.н. управление риском), но и масштабные материальные потери на опасных производственных объектах. Вот как выглядят монетизированные КПА за последние 40 лет в мировом нефтегазпроме по данным страховых компаний:
Топ-20 масштабных имущественных потерь от крупных промышленных аварий в мировой нефтегазовой отрасли (1974-2013 гг.)
В этой книге собраны официальные статистические данные о том, как реформа, начатая в СССР (и РСФСР) в 1989–1990 гг. и продолженная в РФ, повлияла на народное хозяйство России, на жизнь населения и страны, с чем к ней подошли и что имеем сегодня. Книга эта — белая: здесь представлены фактические сведения о реформах, а не мнения и оценки. По-видимому, 2013 г. был пиком новой РФ, поэтому сведения из этого обзорного сборника статистики по ключевым показателям развития России "проживут долго".