Сфера промышленной безопасности в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации
1 декабря 2016 г. Президент России подписал Указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (далее – Стратегия НТР РФ), которая была разработана в соответствии со ст.18 ФЗ от 28 июля 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
В Стратегии НТР РФ уже в девятом ее пункте появилась ссылка на советский опыт:
«В СССР решение масштабных исследовательских и инженерных задач обеспечивалось за счет концентрации ресурсов в системе Академии наук СССР и отраслевых институтах, директивного планирования исследований и разработок, осуществляемого Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике».
Так в 1983 г., например, в предпоследней Комплексной программе научно-технического прогресса СССР на 1986-2005 годы был отдельный проблемный раздел 3.3. «Население, трудовые ресурсы и охрана труда», в котором для нефтегазодобывающей промышленности конкретно требовалось «обеспечить дистанционное управление запорными устройствами и отсекателями … полностью оснастить объекты подготовки и переработки нефти и газа системами дистанционного управления», а для химической промышленности – «оснастить взрывоопасное оборудование автоматическими системами предупреждения взрывов».
Такой детализации в Стратегии НТР РФ пока нет (предполагается в «дорожных картах» по ее реализации), но некоторые направления в сфере обеспечения промышленной безопасности в целом отмечены.
Среди наиболее значимых больших вызовов России выделено «возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов… и рост рисков для жизни и здоровья граждан» (это, безусловно, касается и роста новых угроз крупных промышленных аварий на опасных производственных объектах - КПА на ОПО). В этом же контексте о КПА и анализе аварийных рисков в п. 21 Стратегии НТР РФ заострено, что «необходимо обеспечить готовность страны к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, предусмотреть своевременную оценку рисков…».
В приоритетах и перспективах Стратегии НТР РФ указано «противодействие техногенным… угрозам» (техногенные поставлены самыми первыми в предлагаемом перечне угроз – см. пп. (д) п.20).
Согласно п. 22 Стратегии НТР РФ « в долгосрочной перспективе особую актуальность приобретают исследования в области понимания процессов… человеко-машинных систем» (ОПО – типичная человеко-машинная система, а промышленные аварии – важнейший источник накопления научных знаний о них, в том числе и в виде правил промышленной безопасности).
К сожалению, Стратегия НТР РФ слишком краткосрочна для такой большой и сложной исторической сферы как наука и научно-техническое обеспечение промышленной безопасности России: для сравнения горизонт «дорожной карты» сейчас 9 лет (2016-2025), а в позднем СССР планы были на более чем 20 лет (1983-2005).
Но другой «дорожной карты» науки у нас нет, придется окультуривать, что имеем.
|