Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

... Российская империя,СССР, РСФСР, РФ... [21]
исторический опыт, настоящее и будущее жизнеустройства Нашей Страны
Стратегические ядерные силы (СЯС) [7]
Прошлое, настоящее и будущее СЯС
Безопасность вне промышленности [25]
Защищеность и устойчивость жизнеустройства в нашем Отечестве
Безопасность в промышленности [36]
Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
20 лет без советской власти. Роспромтехносфера 2010+: границы безопасности [7]
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [12]
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?

Наш опрос

Опыт крупных промышленных аварии в РФ (СШГЭС-09, Распадская-10, Кольская-11, Воркутинская-13)
Всего ответов: 309


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Безопасное жизнеустроение » Безопасность в промышленности [ Добавить статью ]

Комплексная система риск‑ориентированного предупреждения и прогнозирования угроз промышленных аварий

Реальные системы обеспечения безопасности создаются и обслуживаются, только если обнаружились существенные опасности и осознана серьезность угроз, которые «обезвреживаются» целостной системой установления, исполнения ограничительных норм и санкций за их нарушение. Выполнение норм безопасности осуществляется с внутренним самоконтролем, но под внешним надзором. Безопасность малоэффективна без активного согласия на принятие ограничений.  Если опасности невелики, то в пределе надзор вообще не требуется. И наоборот, когда опасности могут перерастать в катастрофические угрозы, обязательно необходима независимая внешняя система надзора. Внедряемый сегодня риск-ориентированный подход – это во многом современный инструмент выявления и оценки опасности. Зная меру опасности аварий на опасных производственных объектах (ОПО), и учитывая общее состояние культуры безопасности в стране, можно оптимизировать баланс между внутренними затратами на производственный контроль и административными нагрузками государственного надзора за исполнением требований промышленной безопасности.

Российское законодательство в области промышленной безопасности уже сделало первый значимый шаг в этом направлении – все ОПО поделены на четыре класса опасности ("статическая" модель) – для первого класса введен режим постоянного надзора, для четвертого исключены  даже плановые проверки. Впереди – возможности миграции «пограничных  ОПО» между классами опасности в зависимости от их фактического состояния по степени риска аварии ("динамическая" модель).

Требования безопасности должны соответствовать опасности объекта. За последние десятилетия тяжелая промышленность в России претерпела существенные изменения и качественного, и количественного характера. Многие опасности стали не так актуальны (требования по их предупреждению выглядят избыточными), однако активно «генерируются» новые опасности, которые действующими правилами еще не охвачены, а значит, быстро вызревают угрозы очередных «непонятных катастроф». Сегодня необходим не популистский отказ от «проверок отсталых требований», а инвентаризация опасностей  и принятие адекватных им новых мер обеспечения безопасности (установление адаптированных норм, "гибридный" контроль и надзор за их исполнением, неприемлемые санкции за неисполнение).

Промышленные аварии – трагические спутники всей индустриальной истории. Без рутинной работы по предупреждению аварийности и травматизма приятные результаты промышленного роста быстро истрачиваются на эффектную ликвидацию неприятных последствий.

Риск-ориентированный подход в обеспечении промышленной безопасности призван сориентировать промышленников, надзорные органы и экспертное сообщество в существующих аварийных опасностях и угрозах современной индустриальной России. В целях совершенствования обеспечения промышленной безопасности требуется сформировать актуальную «карту опасностей»[1] крупных промышленных аварий[2] и наметить на ней «дорожную карту» безопасной модернизации[3] российской промышленности.

Риск-ориентированный подход – выявление, анализ и прогнозирование опасностей промышленных аварий, оценка риска и возможных масштабов последствий аварий на опасных производственных объектах для оптимизации необходимых организационно-технических мер предупреждения аварий, недопущения возникновения угроз крупных промышленных аварий и повышения эффективности обеспечения промышленной безопасности на отдельном опасном производственном объекте и (или) в системе поднадзорных объектов в целом.

Концепция комплексной системы риск-ориентированного предупреждения и прогнозирования угроз крупных промышленных аварий (КСР-О) разрабатывается и реализуется  Службой на основе отечественного опыта обеспечения промышленной безопасности, а также лучших международных риск-ориентированных подходов и риск-информативных[4] систем предупреждения крупных промышленных аварий.

Риск-ориентированный подход учитывает внедрение перспективных разработок обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, в том числе системы непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий.

Создание и поэтапное внедрение комплексной системы риск-ориентированного предупреждения и прогнозирования угроз крупных промышленных аварий  уже в среднесрочный период позволит:

создать целостное нормативно-правовое, организационное, информационное и методическое поле по вопросам предупреждения крупных промышленных аварий на опасных производственных объектах;

иметь единые органы управления подсистемы прогнозирования и предупреждения крупных промышленных аварий, что обеспечит более эффективную защищенность личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и существенную экономию средств на локализацию и ликвидацию их масштабных последствий;

сосредоточить усилия Службы и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на решении совместных задач по снижению возможности возникновения и масштаба последствий крупных промышленных аварий, сформировать современные организационно-технические требования по созданию (модернизации) различных технических, в том числе автоматизированных, систем и средств для решения задач контроля и надзора за обеспечением промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

разработать и внедрить современные системы управления информацией (включая сбор, анализ, систематизацию и раскрытие) о текущей и прогнозируемой ситуации с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов, об авариях, инцидентах и несчастных случаях на опасных производственных объектах и угрозах крупных промышленных аварий в системе поднадзорных Службе опасных производственных объектов, в том числе повысить эффективность разработки и внедрения системы непрерывного дистанционного надзора с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий;

организовать проведение работ по созданию методологической и инструментальной основы анализа и оценки состояния промышленной и энергетической безопасности на опасных производственных объектах, при использовании технических устройств, в технологическом процессе;

провести сбор, анализ и систематизацию сведений о применяемых и существующих технологиях обеспечения безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах;

провести сбор, анализ и систематизацию сведений об аварийной опасности существующих производств, а также оценку возможностей снижения риска аварий на них с учетом технологических и социальных факторов;

сформировать современную систему научно-методического обеспечения анализа риска возникновения аварий (в том числе крупных) на опасных производственных объектах в Российской Федерации;

развивать и совершенствовать методические подходы и методики определения остаточного ресурса технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, к определению необходимых и достаточных условий возможности их безопасной эксплуатации сверх установленного производителем срока;

организовать и проводить современные научные исследования по перечню приоритетных направлений научных разработок, направленных на обеспечение анализа опасностей и оценки риска аварий и способов снижения аварийной опасности опасных производственных объектов, существующих и перспективных технологических процессов и технических устройств на действующих и проектируемых опасных производственных объектах ТЭК и смежных отраслей промышленности.

Основные задачи риск-ориентированного подхода в обеспечении промышленной безопасности:

а) представление в установленном порядке лицам, принимающим решения, персоналу опасных производственных объектов и иным лицам, заинтересованным в сохранении состояния защищенности от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий:

объективных риск-информативных сведений об актуальных опасностях (в том числе крупных промышленных) аварий как на отдельных опасных производственных объектах, так и для их совокупностей и подсистем (отраслевых, региональных, имущественных),

данных о степени аварийной опасности (степени риска аварии) различных участков и составляющих опасных производственных объектов, о «слабых местах» обеспечения безопасности на опасном производственном объекте и в системе поднадзорных объектов в целом,

перспективных вариантов тактических и стратегических (на среднесрочный период и долгосрочную перспективу) мер, рекомендаций и проектов решений по обоснованному снижению риска аварий на опасном производственном объекте и в целом в системе объектов топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности;

б) информационно-аналитическое обеспечение постановки и разработки способов решения актуальных проблем обеспечения промышленной безопасности в сфере:

повышения эффективности осуществления государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности в отношении высокорисковых опасных производственных объектов,

разработки и реализации правовых и технических норм по предупреждению угроз крупных промышленных аварий с использованием современных риск-информативных методов исследования современных аварийных опасностей,

предупреждения инцидентов и аварий, повышения устойчивости функционирования технологических процессов на высокорисковых опасных производственных объектах; оповещения и информирования персонала и населения об основных опасностях аварий на опасных производственных объектах,

обучения персонала опасных производственных объектов и информирование населения в области защищенности от неадекватного информационного воздействия сконструированных образов угроз крупных промышленных аварий,

обоснования планирования, выделения и использования необходимых финансовых и материальных ресурсов для предупреждения крупных промышленных аварий на высокорисковых опасных производственных объектах;

в) прогнозирование возможности возникновения крупных промышленных аварий в системе поднадзорных опасных производственных объектов, оценка вклада в риск аварий от них;

г) международное сотрудничество в области предупреждения крупных аварий в промышленности и энергетике;

д) иная деятельность, необходимая для решения задач обеспечения промышленной безопасности высокорисковых опасных производственных объектов, включая планирование и организацию проведения соответствующих упреждающих организационно-технических мероприятий на основе обоснованных результатов проводимых научных исследований в данной сфере.

Комплексная система риск-ориентированного прогнозирования и предупреждения промышленных аварий должна объединить органы управления, силы и средства Службы, эксплуатирующих опасные производственные объекты организаций, научных и экспертных организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия и сферу деятельности которых входит постановка проблем и решение вопросов по предупреждению промышленных аварий на ОПО-ТЭК и в системе поднадзорных опасных производственных объектов.

В зависимости от обстановки, характера и масштаба реальной аварийной опасности и прогнозируемой угрозы крупных промышленных аварий в системе поднадзорных опасных производственных объектов решением Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования системы риск-ориентированного прогнозирования и предупреждения промышленных аварий в рамках подсистемы «дорожная карта риск-ориентированного надзора»:

режим повседневной деятельности (зеленая «карта опасностей») – исполнение плановых функций по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности;

режим повышенной аварийной опасности (оранжевая «карта опасностей») - исполнение функций по внеплановому адресному контролю и надзору в сфере промышленной безопасности на высокорисковых опасных производственных объектах;

режим угрозы крупной промышленной аварии (красная «карта опасностей») – исполнение функций постоянного адресного надзора в сфере промышленной безопасности на опасных производственных объектах с чрезвычайно высоким риском аварии.

Создание и развитие системы риск-ориентированного прогнозирования и предупреждения промышленных аварий в 2015-2030 гг. целесообразно осуществлять поэтапно путём интеграции КСР-О и действующей системы обеспечения промышленной безопасности страны без снижения их функциональности, с заблаговременной разработкой и принятием законодательных и нормативных правовых актов, определяющих эту интеграцию и функционирование элементов новой подсистемы и системы в целом, а затем развития созданной КСР-О.

Все этапы создания и внедрения КСР-О должны иметь научно-техническую поддержку и методическое обеспечение обоснованными результатами соответствующих законченных НИР и (или) НИОКР.

Целесообразно в рамках Секции 1 НТС Ростехнадзора организовать работу по разработке и обсуждению Концепции Комплексной системы риск ориентированного предупреждения и прогнозирования угроз промышленных аварий.

 

[1] Карта опасностей промышленных аварий («карта опасности») – система сбора, анализа, систематизации и представления информации о текущей и прогнозируемой ситуации с опасностями промышленных аварий, в том числе об инцидентах, авариях, несчастных случаях и угрозах крупных промышленных аварий в системе поднадзорных Службе опасных производственных объектов, в том числе отдельно на опасных производственных объектах I и II класса опасности.

[2] Крупная промышленная авария – авария на опасном производственном объекте с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта и (или) для окружающих инфраструктур, и связанных с гибелью людей, причинением материального ущерба и (или) вреда окружающей среде, а также с катастрофическими последствиями при эскалации аварии. К последствиям катастрофического характера относятся локальные события возникновения и развития аварии, в которых погибли более 10 человек, или пострадали более 100 человек, или введен режим чрезвычайного положения, или причинен критический ущерб объектам, нарушение или прекращение функционирования которых может создать угрозы для национальной безопасности государства или оказать негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, или привести к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на её территории, на длительный период времени. К социальным угрозам крупных промышленных аварии относятся  несоразмерности образов подобных катастроф в массовом сознании возможным ущербам от таких аварий, что при информационном разжигании технофобий может использоваться для запусков процессов дестабилизации социально-экономического положения в отрасли, в регионе, в стране.

[3] Любая суверенная незападная модернизация (не важно, догоняющая или прорывная) будет встречена в штыки постиндустриальной публикой, – на дискредитацию и очернение индустриальной России будут брошены влиятельные силы и средства, включая возможные факты крупных промышленных аварий и их профессионально сконструированные образы, упакованные в доступные черные мифы о технологическом невежестве, отсталости и проч. (в крайних формах не исключен шантаж навешивания ярлыка «индустриального варвара»). Прямые людские и материальные потери при реализации опасностей промышленных аварий могут генерировать косвенные последствия более высокого порядка для всей системы национальной безопасности России. В пределе здесь вызревает угроза вытеснения промышленной России в неиндустриальную периферию «устойчивого развития» – как опасную страну, «не справившуюся» с технологической модернизацией, допустившей «нецивилизованные аварии».

[4] Риск-информативные методы – взаимосвязанная совокупность вероятностных и детерминистических специальных методов исследования причин возникновения и сценариев развития возможных аварий.


См. ppt по теме http://riskprom.ru/Seminars/2015/grazhdankin_2015_nts1-ksro_1dek2015.ppt



Источник: http://riskprom.ru/publ/34-1-0-370
Категория: Безопасность в промышленности | Добавил: safety (03.12.2015) | Автор: КСР-О 2015
Просмотров: 3202 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]