Уважаемые коллеги!
В своем сообщении я кратко остановлюсь на истории и предпосылках становления риск-ориентированного подхода в промышленной безопасности и перспективах перехода от его базовой «статической» модели к «динамической»….
В 2014 г. в Ростехнадзоре была разработана первая редакция Концепции комплексной системы риск-ориентированного подхода (не буду зачитывать полное длинное название по контракту) - сокращенная аббревиатура РКСА – сегодня требуется развитие риск-ориентированных подходов и в среднесрочный период и на долгосрочную перспективу.
В области промышленной безопасности понятие «риск‑ориентированный» появилось не так давно, поэтому для решения насущных и постановки будущих задач предупреждения аварийности и травматизма важно наполнять его специфической предметной окраской, подпитывать актуальным терминологическим содержанием, отвечающим истории отечественной промышленной безопасности, современному и перспективному состоянию российских опасных производств.
Почему это так актуально сегодня для Ростехнадзора?
На слайде выше продемонстрирован бурный всплеск употребления термина «риск» в нормативных документах в промышленной сфере.
Видно что охотнее всего его используют в отраслевых технических нормах и правилах (в законодательных НПА в промсфере термин «риск» используют с осторожностью).
Напротив, если обратиться к нормотворчеству в целом по стране, то здесь лидируют новинки со словом «риск» именно в законодательных НПА.
Если мы не будем шевелится, формулировать и задавать свои предметные смыслы в риск-терминологии, то будем все чаще получать «странные вводные» из финансово-экономического блока и думать как же прицепить околофинансовый риск к риску аварии.
Сейчас Ростехнадзор задает ритм риск-ориентированных подходов в стране, если не развивать это направление концептуально, то опять будем пережевывать смыслы из не применимых к нам западных учебников тридцатилетней давности в странных переводах той же высшей школы экономики.
Вспомним, что лидерство Ростехнадзора в вопросах риск-анализа возникло не вчера. Эта кропотливая научно-исследовательская работа профессионально велась уже с начала 1990-х.
На слайде выше оригинальные российские разработки в области анализа опасностей и оценки техногенного риска.
Это не обложечные переводы западных гостов, которые заполонили нашу страну в имитационную реформу технического регулирования.
Риск-ориентированный подход все шире внедряется в сферу обеспечения промышленной безопасности.
На слайде выше – основные концептуальные этапы его разработки и совершенствования в сфере промышленной безопасности
В «статической» модели он уже используется в обновленном ФЗ-116 при классификации опасных производственных объектов (ОПО). (практическая реализация этапа 00)
Российское законодательство в области промышленной безопасности уже сделало первый значимый шаг в этом направлении – все ОПО поделены на четыре класса опасности ("статическая" модель) – для первого класса введен режим постоянного надзора, для четвертого исключены даже плановые проверки. Впереди – возможности миграции «пограничных ОПО» между классами опасности в зависимости от их фактического состояния по степени риска аварии ("динамическая" модель)
Один из важных и актуальных вопросов - внедрение «динамической» модели риск-ориентированного подхода – требует соответствующей концептуальной проработки. Начало было положено на этапе 01. Впереди этап 02. (см. слайд выше).
Риск-ориентрованный – что это? В чем и кому ориентироваться?
Риск-ориентированный подход в обеспечении промышленной безопасности призван сориентировать промышленников, надзорные органы и экспертное сообщество в существующих аварийных опасностях и угрозах современной индустриальной России.
Кратко рассмотрим схему этого процесса ориентирования на карте опасностей.
Нужно уметь обнаруживать будущие опасности в «рискованной тени» – в этом видится содержательный смысл отечественного риск-ориентированного подхода. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что ученье опасностей – свет безопасности, а неученье угроз – тьма риска будущих бедствий.
Основная побудительная причинами разработки и налаживания функционирования КСР-О - это насущная необходимость проведения не просто модернизации российской промышленности а именно БЕЗОПАСНОЙ модернизации.
Сегодня требуется современное риск-ориентированное планирование традиционных и инновационных оргтехмер предупреждения промышленных аварий.
Риск-ориентированный подход должен носить системный программно-целевой характер – его реализация КСР-О.
Практика обеспечения промышленной безопасности последних лет показывает, что в рамках КСР-О необходимо (по п1. СЛАЙДА…)
Кроме того в РОП необходимо двигаться от «статической» модели к «динамической» – они не отрицают, дополняют друг друга.
Основные прикладные задачи КСР-О заключаются (см. слайд выше):
Во-первых в предоставлении информации об опасностях «как есть» – с максимальной степенью беспристрастности (т.е. Разработка динамической карты опасностей системы поднадзорных ОПО),
Во-вторых, в информационно-аналитическом обеспечении оптимизации предупредительных мер безопасности – в перспективе по критерию минимума суммарных издержек производства на предупреждение и ликвидацию аварий,
В-третьих, в прогнозировании угроз в первую очередь крупных промышленных аварий в системе поднадзорных объектов.
На слайде ниже – структурная схема КСР-О,
До известной степени подобный состав элементов и связей КСР-О универсален для любых систем обеспечения безопасности.
Многие ее элементы и связи уже созданы и работают явно или неявно, но сегодня и завтра им нужна будет системная целостность – не важно в рамках предлагаемой КСР-О или других Концепций –
главное что такую задачу риск-ориентированного целеполагания все равно придется решать в новых условиях существенных качественных и количественных изменений промышленного производства и промышленных опасностей и угроз.
Важнейший элемент КСР-О – классификатор опасности аварий – динамический – т.е. по степени риска.
На слайде выше пример классификации из отечественного опыта анализа опасностей и оценки риска, наработанного за более чем 15 лет декларирования промышленной безопасности наиболее опасных производств.
Не все тут гладко – потребуются в будущем обязательные уточнения по результатам дистанционного надзора с предметным анализом инцидентов – предвестников аварий.
Практический инженерно-управленческий результат функционирования действующей КСР-О – это предупреждения о вызревании угроз промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО с соответствующими рекомендациями по заблаговременному купированию предаварийных ситуаций.
Светофорная шкала – не самоцель КСР-О , это обертка доступного представления результатов.
Но сначала нужно создать начинку КСР-О
На следующих трех слайдах достаточно подробно представлены конкретные этапы создания внедрения и совершенствования КСР-О.
На первом примерно трехлетнем этапе необходимо что бы предлагаемая Концепция КСР-О была по существу, т.е. в главном, активно и благожелательно воспринята и экспертным сообществом и промышленниками и специалистами надзорных органов.
Во вторую трехлетку уже необходимо разрабатывать динамическую карту промышленных опасностей системы поднадзорных объектов.
На последнем этапе уже можно задумываться о планомерной реализации обоснованных дорожных карт безопасной модернизации российской промышленности, со всеми ее опасными поворотами и встречками…
Все этапы и подэтапы должны иметь научно-техническую поддержку и методическое обеспечение обоснованными результатами соответствующих законченных НИР и (или) НИОКР.
Реальные системы обеспечения безопасности создаются и обслуживаются, только если обнаружились существенные опасности и осознана серьезность угроз, которые «обезвреживаются» целостной системой установления, исполнения ограничительных норм и санкций за их нарушение. Выполнение норм безопасности осуществляется с внутренним самоконтролем, но под внешним надзором. Безопасность малоэффективна без активного согласия на принятие ограничений. Если опасности невелики, то в пределе надзор вообще не требуется. И наоборот, когда опасности могут перерастать в катастрофические угрозы, обязательно необходима независимая внешняя система надзора.
Внедряемый сегодня риск-ориентированный подход – это во многом современный инструмент выявления и оценки опасности. Зная меру опасности аварий на опасных производственных объектах (ОПО), и учитывая общее состояние культуры безопасности в стране, можно оптимизировать баланс между внутренними затратами на производственный контроль и административными нагрузками государственного надзора за исполнением требований промышленной безопасности.
Сегодня необходим не популистский отказ от «проверок отсталых требований», а инвентаризация опасностей и принятие адекватных им новых мер обеспечения безопасности (установление адаптированных норм, гибридный контроль и надзор за их исполнением, неприемлемые санкции за неисполнение).
Риск-ориентированный подход в обеспечении промышленной безопасности призван сориентировать промышленников, надзорные органы и экспертное сообщество в существующих аварийных опасностях и угрозах современной индустриальной России (а не Китая, США или Германии). Для этого требуется сформировать актуальную «карту опасностей» в первую очередь крупных промышленных аварий и наметить на ней «дорожную карту» безопасной модернизации российской промышленности.
Промышленные аварии – трагические спутники всей индустриальной истории. Без рутинной работы по предупреждению аварийности и травматизма приятные результаты промышленного роста быстро истрачиваются на эффектную ликвидацию неприятных последствий.
Источник: http://riskprom.ru/Seminars/2015/grazhdankin_2015_nts1-ksro_1dek2015.ppt |