Катастрофы в угольных шахтах теперь становятся медийным поводом для конъюнктурных заявлений. Не стала исключением и крупная промышленная авария на воркутинской шахте «Северная» 25-28 февраля 2016 г.
В емкой и разноплановой статье поставарийного жанра с характерным названием «Горный приговор» свои заготовленные доводы опубликовал известный российский экономист Иноземцев В.Л.. Видный энтузиаст неороссийского постиндустриализма выносит безапелляционный "горный приговор" неправильно отреформированной новой РФ. Отвлекающими маневрами о «цене жизни шахтера» он убирает из анализа причин пореформенных крупных промышленных аварий проведенную в РФ деиндустриализацию (в углепроме более известна как реструктуризация).
Статья Иноземцева В.Л. «Горный приговор» важна не объектом атаки, а источником силы. Высвобождающаяся в катастрофах «сила незнания» огромна: шахта строится и разрабатывается долго и трудно, а рушится мгновенно и «сама». Раньше эту трагическую силу копили для поисков выхода из кризиса индустриализма (ведь сколько надежд было на осмысление уроков Чернорбыля-1986), а теперь ком «катастроф незнания» сталкивает отреформированную РФ в смертельный антимодерн.
В качестве подтверждающего тезиса в "горном приговоре" использованы сравнительные оценки ежегодного числа погибших на объем добычи. Уникальные групповые смертельные опасности крупных аварий плохо отражаются среднеотраслевыми потерями. Из их межстранового сравнения однозначного вывода о безопасности угледобычи сделать нельзя. Важно не абсолютное расхождение, а его изменение. Отставание Российской Федерации от США по удельной шахтерской смертности резко усилилось в 1990-х годах, а в последние 15 лет оно медленно сокращалось. Среднегодовые смертельные потери падают, а относительное число крупных аварий на шахтах растет на фоне быстрого снижения и последующей стагнации подземной добычи, закрытия наиболее опасных угольных шахт и сокращения рабочих мест. В России наблюдался рост опасностей крупных шахтных аварий на переходных этапах индустриализации и деиндустриализации.
При реструктуризации отечественного углепрома вместе с закрытием опасных шахт устранялся и непосредственный источник аварий, исчезали возможные жертвы. Подобное пассивное сокращение аварийного потенциала породило не только новые угрозы крупных промышленных аварий, но и неизвестные ранее беспромышленные опасности, масштабные социально-экономические бедствия в бывших шахтерских регионах.
Что происходило с аварийными опасностями в отечественном углепроме до, во время и после реструктуризации 1990-2000-х гг. см. подробнее на Рискпром.рф здесь>> |