Несмотря на глобализирующийся характер мирового производства и обмена промышленных товаров и услуг, как говорят американцы, – «главные вещи делайте сами», сколько бы они не стоили. Вспомним из У. Шекспира: «Коня, коня, полцарства за коня!».
В нефтегазовом комплексе России в условиях санкций проблема импортозамещения продукции машиностроения стоит чрезвычайно остро.
История проблемы началась задолго до санкций и была запущена реформами 1990‑х гг., достаточно быстро сформировавшими экпортозамещение "неконкурентоспособных" машин "отменным" энергосырьем. Недальновидно, но приятно бороться с симптомами не устраняя причин (до импортозамещения придется сначала произвести экспортовозвращение энергии в производственную деятельность страны). До сих пор результаты росреформ 1990-2000-х гг. игнорируются («курс реформ будет неизменным») или обсуждаются максимум «для служебного пользования».
Озвучиваемая сегодня в СМИ проблема импортозамещения – прямое следствие результатов реформы деиндустриализации, разработанной и объявленной еще академиком А.Н. Яковлевым (см. его предисловие к "Черной книге коммунизма").
Предполагаемая Правительством РФ реиндустриализация страны при первых же всплесках активности сразу обострит проблему обеспечения промышленной безопасности в РФ. Существенно изменится ситуация с аварийными опасностями и при реализации объявленных программ импортозамещения машиностроительной продукции в нефтегазовом комплексе. Если дело дойдет до их реализации, то встанет и другая аварийно-опасная проблема - экспортозамещения сырья на машины (возвращения предназначенных на экспорт энергоресурсов для внутреннего промышленного потребления). В любом случае экспортируемые сейчас энергоресурсы нужны для запуска индустрии (в т.ч. и импортозамещения), и эту "дополнительную" энергию еще нужно суметь превратить не только в товары для импортозамещения, но и обуздать, не допустив "дополнительных" промышленных аварий - т.е. обеспечить промышленную безопасность при реиндустриализации (импортозамещение машин - экспортовозмещение энергии и сырья) - см. также Энергопотенциал аварии и энергопотенциал взрывоопасности.
Реальное импортозамещение потребует немедленного экспортовозвращения энергоресурсов в нашу страну (или наращивание добычи углеводородов), что чревато серьезными последствиями для энергетической безопасности платежеспособных партнеров. Любая промышленная авария будет использована ими как тяжелый довод к немедленному прекращению "дикого импортозамещения"...
Чтобы грядущий переход не стал аварийно-болезненным необходимо знать общее состояние, тенденции и фоновые показатели опасности промышленных аварий. Подробнее рассмотрим этот вопрос на примере нефтедобывающей промышленности (станового хребта российского ТЭК и экономики РФ) - см. на РискПром.рф здесь>> |