Уважаемые коллеги!
Кратко рассмотрим отдельные примеры установления и использования показателей аварийной опасности магистральных трубопроводов.
Риск-ориентированные показатели опасности аварий на МТТ не отменяют, а только дополняют традиционные показатели аварийности и травматизма – «высвечивают» опасности аварий в переходные и кризисные периоды.
Для относительно стабильных, динамически устоявшихся систем поднадзорных опасных производственных объектов (находящихся в состоянии гомеостаза) традиционные показатели аварийности и травматизма вполне пригодны, в достаточной степени представительны для формирования соответствующей «карты опасностей».
Если же основная производственная деятельность претерпевает существенные качественные и количественные изменения, то абсолютные показатели аварийности и травматизма необходимо дополнять риск-ориентированными показателями опасности аварий.
Аварийность и травматизм в промышленности – трагическая и оборотная теневая сторона эксплуатации опасных производственных объектов. Для взвешенной оценки уровня опасностей аварий первоначально важно знать и динамику состояния основной производственной деятельности. Кратко рассмотрим, что наблюдалось на «лицевой стороне медали» магистрального трубопроводного транспорта России за последние десятилетия….
Нефть, нефтепродукты и природный газ – основные грузы магистрального трубопроводного транспорта России (в начале 2010-х гг. и грузооборот, и перевозки магистральными газопроводами и магистральными нефте/нефтепродуктопроводами примерно равны).
Трубопроводный транспорт – прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам).
Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов сократил к 1995 г. свой грузооборот на 46% - до уровня середины 1970-х гг.
С 2000 г. начался восстановительный рост грузооборота нефти и нефтепродуктов на магистральных трубопроводах, и после 2005 г. здесь достигнут и вплоть до начала 2010‑х гг. стабилизирован, уровень начала 1980‑х гг. - около 1200 млрд тонно км в год.
Сходная с грузооборотом динамика наблюдалась в изменениях интенсивности (густоты) перекачки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Падение к 1995 г. составило до 2 раз по сравнению с 1988 г. С середины 2000‑х гг. в РФ восстановлен уровень интенсивности перекачки конца 1970‑х гг. – около 17 млн т на 1 км длины трубопроводов.
В меньшей степени в первые годы реформ сократились грузооборот и транспортировка на магистральных газопроводах. К 1995 г. грузооборот здесь сократился на 15% от уровня 1990 г., а транспортировка – на 13%. В 2014 г. отставание от дореформенного уровня удалось сократить по грузообороту до 10%, а по транспортировке – до 4%.
Интенсивность (густота) транспортировки газа по магистральным трубопроводам снизилась в 1990-2009 гг. с 9,3 до 6,8 млн т-км на 1 км (в 2010 г. – 7,5, в 2014 г. – 6,8 млн т-км на 1 км).
До 1990 г. сведения о длине и грузообороте газопроводов не включались в публикуемые статданные
В 1990-е гг. магистральный трубопроводный транспорт РФ пострадал не так сильно, как в целом отечественные промышленность, транспорт и энергетика.
Магистральный трубопроводный транспорт – важнейшее стратегическое звено, обеспечивающее экспорта российских энергоносителей. К нему всегда приковано пристальное внимание и России и за рубежом. Крупные промышленные аварии здесь редки, но все же случаются. Например, 3 ноября 2012 г. на 16,8 км магистрального газопровода «Щитниково-Оборино 1-я нитка» в районе населенного пункта Алмазово Московской области произошел аварийный разрыв трубопровода с последующим возгоранием газа. В близрасположенном садовом товариществе "Алмаз-1" Щелковского района загорелись десять частных домов, а общий размер ущерба составил 3,87 млн руб. Но российские СМИ быстро и профессионально топят такие «аварийные сообщения» в информационном шуме. Конструирование и тиражирование угрожающих образов аварий на российских магистральных трубопроводах может пошатнуть веру в энергетическую безопасность у прозападных потребителей, что чревато крупными репутационными и материальными потерями для современной России. В этом ключевая особенность новых «гибридных» угроз от крупных промышленных аварий. В том числе и по этой причине сегодня по-новому настраивается и система обеспечения промышленной безопасности в стране, внедряются риск-ориентированные подходы в надзорной деятельности.
Кратко рассмотрим состояние аварийности на российских магистральных трубопроводах (газопроводах, нефтепроводах и нефтепродуктопроводах).
В целом на МТТ после всплеска в 1993-1998 гг. удельная аварийность на грузооборот снижается, и в начале 2010-х гг. по этому показатель МТТ России вышел на уровни начала 1990-х гг. При этом на одну аварию в 2011-2014 гг. регистрировалось в среднем 17 инцидентов.
В абсолютных величинах в среднем почти 70% всех аварий магистрального трубопроводного транспорта регистрируется на газопроводах, но на них приходится и ~70% протяженности всех магистралей.
На основании официальных сведений Ростехнадзора об аварийности и травматизме, а также данных Росстата о магистральном трубопроводном транспорте могут быть оценены отдельные фоновые показатели опасности аварий для ОПО магистральных трубопроводов за последние годы.
На основании фоновых оценок показателей опасности аварий (риска аварии) на МТТ и в соответствии с Приложением N 6 к Руководству по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.05.2015 N 188, опасность аварии на участках линейной части МТТ может устанавливаться относительным сравнением с фоновым риском аварии (Таблица на слайде выше).
Чтобы развивать и совершенствовать действительно эффективные системы обеспечения безопасности, требуется подробная и динамичная «карта опасностей». Она должна давать беспристрастную картину происходящего: какие и где опасности имеются в системе поднадзорных объектов, что с ними происходит, как меняются. «Карта опасностей» должна давать целостную и динамическую картину текущего накала аварийных опасностей. Тогда на ее основе можно планировать адекватные меры предупреждения, и соответствующие регулирующие воздействия. Фактически «карта опасностей» – это упорядоченный набор значений соответствующих показателей исследуемого явления, в данном случае – опасности аварий.
От состояния и качества исходной «карты опасностей» (ее актуальности, масштабности, динамичности, наглядности и т.п.) во многом зависит результативность всей системы обеспечения безопасности, а также эффективность защищаемой от опасностей деятельности в целом. На этих общих закономерностях базируется и российское нормативно-правовое обеспечение промышленной безопасности, отражающее приоритетный принцип предупреждения наиболее опасных проявлений аварийности и травматизма в системе поднадзорных опасных производственных объектов. Обширные знания для предупреждения катастрофических последствий в значительной степени накапливаются из трагического опыта происшедших аварий. Помимо недопущения прошлых просчетов и ошибок, в современных условиях требуется систематизированное выявление, анализ и прогнозирование известных и новых опасностей аварий в быстро изменяющейся промышленности, и особенно в ее базовой и наиболее опасной топливно-энергетической части – на объектах ТЭК и смежных отраслях промышленности.
Источник: http://riskprom.ru/Seminars/2015/pokazateli_opsnavrmtt_grazhdankin_7min-2015.ppt |