Представлены оценки фоновых уровней аварийных опасностей за 2009-2018 гг. на опасных производственных объектах нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, магистрального трубопроводного транспорта, угледобывающей промышленности, горнодобывающих производств, металлургической промышленности, производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Наблюдаемые тренды изменения за последние десятилетия фоновых уровней аварийных опасностей в большинстве отраслей промышленности и транспорта указывают на относительную стабильность, адекватность угрозам и действенность требований российской системы обеспечения промышленной безопасности.
Проблемные вопросы определения и применения уровней допустимого риска аварии для оценки и обоснования достаточности дополнительных и компенсирующих мер, сохраняющих безопасное состояние ОПО при: (1) отступлениях от действующих требований безопасности, их (2) недостаточности, (3) отсутствии.
В ходе разработки и согласования «Методики установления допустимого риска аварии при обосновании безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса» в российском экспертном сообществе велись плодотворные дискуссии вокруг проблемы допустимости и приемлемости ограниченного воздействия проявлений аварийных опасностей на интересы и потребности рискующих. Формальное утверждение Методики Ростехнадзором на время прервало «горячие» диспуты, и перевело их в «холодную» форму.
Для конструктивного внедрения риск-ориентированного подхода в сферу обеспечения промышленной безопасности необходимы не только общепринятые методические и понятийные представления о риске, как мере опасности аварии, но и реальные ориентиры текущих опасностей, а также достигнутого и желаемого уровня обеспечения промышленной безопасности. Одним из важных риск-ориентиров состояния промышленной безопасности может служить фоновый риск аварий, фиксируемый в больших отраслевых системах опасных производственных объектов
Аварийность и травматизм в промышленности – трагическая и теневая сторона эксплуатации опасных производственных объектов. Для взвешенной оценки уровня аварийных опасностей первоначально важно знать и динамику состояния основной производственной деятельности. Что же наблюдалось на лицевой и оборотной стороне медали магистральноготрубопроводного транспорта России до, во время и после реформ 1990-2000-х гг.?
Материалы к выездному заседанию секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора,
Уфа, ГК «Башкирия», 17-18 ноября 2015 г.
Материалы к выездному заседанию секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора,
Уфа, ГК «Башкирия», 17-18 ноября 2015 г.
Материалы к выездному заседанию секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса научно-технического Совета Ростехнадзора,
Уфа, ГК «Башкирия», 17-18 ноября 2015 г.
ТЕЗИСЫ Доклада о ПОДХОДАХ установления допустимого риска аварии с использованием показателей опасности аварий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса
представленного на Выездном заседании секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса НТС Ростехнадзора по теме: «Анализ опасностей аварий на ОПО нефтегазового комплекса и методические подходы к оценке риска аварий» 17.02.2015 г. Тобольск, Тюменская область
Выездное заседание секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса НТС Ростехнадзора по теме: «Анализ опасностей аварий на ОПО нефтегазового комплекса и методические подходы к оценке риска аварий» 17.02.2015 г. Тобольск, Тюменская область
Доклад:
ПОДХОДЫ установления допустимого риска аварии с использованием
показателей опасности аварий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса
Методика предназначена для применения в обосновании безопасности, которое разрабатывается в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Обоснование безопасности должно содержать применительно к конкретному опасному производственному объекту (ОПО) или его составляющей технические и организационные требования, дополнительные к установленным или отсутствующие в федеральных нормах и правилах в области, промышленной безопасности и отражающие особенности эксплуатации, капитального ремонта, консервации или ликвидации опасного производственного объекта (далее – компенсирующие меры безопасности). Компенсирующие мероприятия должны разрабатываться и применяться так, чтобы не были превышены допустимые уровни риска аварии на ОПО.
Методика разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874).