Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

понятие и определения [15]
общие сведения об оценке риска аварии
Риск аварии и теория вероятностей [5]
вероятностные показатели опасности аварии
Нормирование техногенного риска [28]
О нормировании, приемлемости и допустимости техногенного риска
оценка риска. ПРИМЕРЫ [6]
Примеры анализа опасностей и оценки техногеного риска
"Управлять риском" или ориентироваться в опасностях? [16]
Управление неуправляемым. (само)Обман и имитация
Качественная оценка риска [1]
О методах качественного анализа опасностей и оценки техногенного риска
Оценка риска в декларациях [3]
Анализ результатов декларирования промышленной безопасности. Раздел анализ безопасности

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 47


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Риск аварии » Нормирование техногенного риска [ Добавить статью ]

Аварийность на российских магистральных трубопроводах (нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, газопроводы) в 1990-2014 гг.

По материалам публикации: Показатели опасности аварий на российских магистральных трубопроводах // Радионова С.Г., Жулина С.А., Кузнецова Т.А., Печёркин А.С., Кручинина И.А., Гражданкин А.И.// Безопасность труда в промышленности. - 2015. - 11. - с.62-69


Аварийность и травматизм в промышленности – трагическая и теневая сторона эксплуатации опасных производственных объектов. Для взвешенной оценки уровня аварийных опасностей первоначально важно знать и динамику состояния основной производственной деятельности. Кратко рассмотрим, что наблюдалось на «лицевой стороне медали» магистрального трубопроводного транспорта России до, во время и после реформ 1990-2000-х гг.

Трубопроводный транспорт занимает в РФ лидирующее положение по грузообороту (Табл. 1), на него уже с середины 1990-х гг. и вплоть до 2010 г. приходилось более половины российского грузооборота.

Табл. 1. Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте, %

 

1970

1980

1990

1995

2000

2005

2010

2012

2013

2014

Железнодорожный

64,1

52,5

41,2

32,9

37,7

39,7

42,3

43,9

43,2

45,3

Автомобильный

4,4

5,5

4,9

4,2

4,2

4,1

4,2

4,9

4,9

4,9

Трубопроводный*)

9,3

24,7

42,1

51,5

52,7

52,9

50,1

48,5

49,4

47,7

Морской

15,8

12,1

8,3

8,8

3,4

1,3

2,1

0,9

0,8

0,6

Внутренний водный

6,3

5,2

3,5

2,5

2,0

1,9

1,1

1,6

1,6

1,4

Воздушный

0,05

0,04

0,04

0,07

0,06

0,10

0,10

0,10

0,10

*) До 1990 г. - без газопроводного транспорта.

Трубопроводный транспорт – прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам).

Нефть, нефтепродукты и природный газ – основные грузы магистрального трубопроводного транспорта России (в начале 2010-х гг. и грузооборот, и перевозки магистральными газопроводами и магистральными нефте/нефтепродуктопроводами примерно равны).

Еще в 1970 г. доля перевозок нефтяных грузов трубопроводным транспортом составляла 51%, в 1985-90 гг. ее удалось существенно повысить до 62‑63%, а к концу 2000-х она еще незначительно выросла до 66‑67% (в начале 2010-х гг. – 66%).

Табл. 2. Перевозка нефтяных грузов по видам транспорта общего пользования, млн т

 

1960

1970

1975

1980

1985

1990

1995

2000

2005

2010

2011

2013

2014

Железнодорожный

118

219

285

279

266

247

150

155

219

253

278

250

257

Трубопроводный

123

303

428

576

575

558

309

318

482

525

576

558

556

Морской1)

37

43

54

51

53

26

10

3,6

6,5

6,1

7,1

Внутренний водный

18

32

38

40

39

33

13

12

17

13

15

17

1) В 1970-1990 гг. отправлено грузов морским транспортом из морских торговых портов России независимо от принадлежности (флага) судна; с 1995 г. - перевозки грузов российскими судами независимо от порта отправления

Однако дореформенные уровни перевозки нефтяных грузов в РФ пока не достигнуты (в 1980 г. – 950 млн т, в 1990 г. – 891 млн т, в 2011 г. – 875 млн т, в 2013 г. – 832 млн т). Восстановлены и даже превышены доперестроечные уровни перевозки нефтяных грузов только «неэффективным» железнодорожным транспортом. Более «эффективный» трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов по объемам перекачки в начале 2010-х гг. находится на уровне РСФСР конца 1970-х гг. (Рис. 1).

Рис. 1. Протяженность (тыс. км) и перекачка (млн т)
магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в РСФСР и РФ

Доля нефтепродуктов в перекачке нефтяных грузов по магистральным трубопроводам сократилась почти вдвое: в 1990 г. – 11%, в 1995-1999 гг. – 7%, в 2000-2004 гг. – 6,7%, в 2005-2009 гг. – 6%, в 2010-2014 гг. – 5,9% (Рис. 2).

Рис. 2. Доля нефтепродуктов в перекачке нефтяных грузов по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов в РСФСР и РФ, %

Протяженность магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в 1990-2000-е гг. перестала расти, но и значительно не уменьшалась. Нефтепроводы за 1991-2014 гг. удлинились на 4% (на 2 тыс. км), а нефтепродуктопроводы на 2,6% (на 0,4 тыс. км), при этом 28% действующих в 2013 г. магистральных нефте и нефтепродуктопроводов были построены в годы реформ (т.е. эти трубопроводы были обновлены почти не треть).

Лидирующий среди других видов транспорта по грузообороту магистральный трубопроводный транспорт в части нефти и нефтепродуктов сократил к 1995 г. свой грузооборот на 46% до уровня середины 1970-х гг. С 2000 г. начался восстановительный рост грузооборота нефти и нефтепродуктов на магистральных трубопроводах, и после 2005 г. здесь достигнут и вплоть до начала 2010‑х гг. стабилизирован, уровень начала 1980‑х гг. (Рис. 3).

Рис. 3. Грузооборот на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах в РСФСР и РФ, млрд тонно-км

В результате реформы произошло падение эффективности использования трубопроводного и других видов транспорта. Показателем ее служит интенсивность перевозок – количество грузов и пассажиров, провозимых через километр пути (густота), а также коэффициент использования подвижного состава.

Сходная с грузооборотом динамика наблюдалась в изменениях интенсивности (густоты) перекачки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Падение к 1995 г. составило до 2 раз по сравнению с 1988 г. С середины 2000‑х гг. в РФ восстановлен уровень интенсивности перекачки конца 1970‑х гг. (Рис. 4).

Рис. 4. Интенсивность (густота) перекачки нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам в РСФСР и РФ, млн т-км на 1 км длины трубопроводов

В меньшей степени в первые годы реформ сократились грузооборот и транспортировка на магистральных газопроводах. К 1995 г. грузооборот здесь сократился на 15% от уровня 1990 г. (Рис. 5), а транспортировка – на 13% (Рис. 6). В 2014 г. отставание от дореформенного уровня удалось сократить по грузообороту до 10%, а по транспортировке –  до 4%.

Рис. 5. Грузооборот (млрд тонно-км) и интенсивность транспортировки (млн тонно-км на 1 км длины трубопроводов) магистрального газопроводного транспорта России

При этом протяженность магистральных газопроводов (Рис. 6) выросла за 1991-2014 гг. на 23% (на 33,3 тыс. км до 177,3 тыс. км). В 2013 г. 18% эксплуатировавшихся магистральных газопроводов были построены в годы реформ.

Рис. 6. Протяженность (тыс. км) и транспортировка (млн тонн)
магистральных газопроводов в РСФСР и РФ

Интенсивность (густота) транспортировки газа по магистральным трубопроводам (Рис. 5) снизилась в 1990-2009 гг. с 9,3 до 6,8 млн т-км на 1 км (в 2010 г. – 7,5, в 2014 г. – 6,8 млн т-км на 1 км). До 1990 г. сведения о длине и грузообороте газопроводов не включались в публикуемые статданные.

В годы деиндустриализации РФ магистральный трубопроводный транспорт пострадал не так сильно, как в целом отечественные промышленность, транспорт и энергетика[1]. Магистральный трубопроводный транспорт – важнейшее стратегическое звено экспортной цепочки отправок российских энергоносителей за рубеж. За ним следят внутри и вне новой России. Крупные промышленные аварии здесь редки, но все же случаются. Например, одна из недавних произошла на нефтеперекачивающей станции «Конда» 22.08.2009 г., как официально установлено из-за досадного «обстоятельства непреодолимой силы малоизученного природного явления - грозовой разряд». Но российские СМИ быстро и профессионально топят такие «аварийные сообщения» в информационном шуме. Конструирование и тиражирование угрожающих образов аварий на российских магистральных трубопроводах может пошатнуть веру в энергетическую безопасность у западных потребителей, что чревато крупными репутационными и материальными потерями для новой России. Кратко рассмотрим состояние аварийности на российских магистральных трубопроводах (газопроводах, нефтепроводах и нефтепродуктопроводах).

На основании официальных сведений Ростехнадзора об аварийности и данных Росстата о магистральном трубопроводном транспорте оценены отдельные фоновые показатели аварийной опасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов за 2010-2014 гг.

Табл. 3. Показатели опасности аварий в 2009-2014 гг.
 на российском магистральном трубопроводном транспорте (МТТ)

В целом на МТТ после всплеска в 1993-1998 гг. удельная аварийность на грузооборот снижается, и в начале 2010-х гг. по этому показатель  МТТ России вышел на уровни начала 1990-х гг. (Рис. 7):

Рис. 7. Аварийность на магистральных трубопроводах,
 количество зарегистрированных аварий на 1 трлн тонно-км грузооборота

В абсолютных величинах в среднем почти 70% всех аварий магистрального трубопроводного транспорта регистрируется на газопроводах, но на них приходится и ~70% протяженности всех магистралей.

На основании ретроспективных данных об аварийности за последние 10 лет были оценены фоновые показатели аварийной опасности для опасных производственных объектов магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы:
 отдельные показатели аварийной опасности

Рис. 8. Частота аварий на магистральных нефтепроводах, аварий на 10 тыс. км

Фоновая частота промышленных аварий на магистральных нефтепроводах в 2005-2014 гг. достигала 2,1 аварий на 10 тыс. км  (в среднем – (1,4±0,8)×10-4 на км в год), а для магистральных нефтепродуктопроводов – до 0,8 аварий на 10 тыс. км (в среднем – 5×10-5 на км в год). Динамика этих показателей в 2005-2014 гг. представлена на Рис. 8 –Рис. 9.

Рис. 9. Частота аварий на магистральных нефтепродуктопроводах, аварий на 10 тыс. км

За последние 10 лет фоновая удельная частота аварий достигала 9,5 аварий на 1 трлн т-км грузооборота магистральных нефтепроводов (в среднем 6,1±3,4 аварий на трлн т-км). Динамика этого показателя представлена на Рис. 10.

Рис. 10. Удельная частота аварий на магистральных нефтепроводах, аварий на 1 трлн т-км грузооборота

Динамика представленных на Рис. 8 и Рис. 10 показателей аварийности для магистральных нефтепроводов на Рис. 11 и Рис. 12 дана с начала 1990-х гг.

Рис. 11. Аварийность на магистральных нефтепроводах в России,
 число зарегистрированных аварий на 10 тыс. км

Рис. 12. Аварийность на магистральных нефтепроводах в России,
 число зарегистрированных аварий на 1 трлн тонно-км грузооборота

При рассмотрении и использовании данных об аварийности на магистральных трубопроводах необходимо принимать во внимание изменения в регистрации фактов аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. Подавляющая часть сегодняшней промышленной и транспортной инфраструктуры РФ была создана по сложившимся и планируемым канонам советского жизнеустройства. При проектировании промышленных и транспортных объектов не учитывались современные внешние угрозы антропогенного характера, такие как диверсии или самовольные врезки (с целью хищения и последующей загрузки мощностей разросшихся мини-НПЗ). Изменение социально-экономической действительности в РФ принесло не только блага магистральной свободы транспортирования нефти и нефтепродуктов платежеспособным потребителям, но и рост аварийности на трубопроводах из-за внешних антропогенных воздействий (в том числе преступных). С точки зрения основного технологического предназначения бывший советский нефтепровод не отличается от имеющегося российского. Изменилось его внешнее социально-экономическое окружение, проявились непроектные нагрузки и ответные аварии на них. Но аварийность новому менеджменту удобнее и приятнее фиксировать по-старому. Искусно создан причудливый гибрид, когда на «реформированном» нефтепроводе игнорируются «капиталистические» аварии (антропогенные) и горделиво подсчитываются только «советские» (в основном технологические).

Магистральные газопроводы: отдельные показатели аварийной опасности

На основании ретроспективных данных об аварийности и смертельном травматизме за последние 10 лет были оценены следующие фоновые показатели аварийной опасности для опасных производственных объектов магистральных газопроводов (Рис. 13–Рис. 16).

Фоновая частота промышленных аварий на магистральных газопроводах в 2005-2014 гг. достигала 1,1 аварий на 10 тыс. км  (в среднем – (9±2)×10-5 на км в год). При этом на одну аварию в 2012-2014 гг. регистрировалось в среднем 20 инцидентов.

Рис. 13. Частота аварий на магистральных газопроводах, аварий на 10 тыс. км

За последние 10 лет фоновая удельная частота аварий достигала 13 аварий на 1 трлн т-км грузооборота магистральных газопроводов (в среднем 11±2,3 аварий на трлн т-км). Динамика этого показателя представлена на Рис. 14.

Рис. 14. Удельная частота аварий на магистральных газопроводах, аварий на 1 трлн т-км грузооборота

За 2009-2014 гг. фоновый ожидаемый ущерб на одну аварию достигал 10,6 млн руб. (в среднем 8,4±2,2 млн руб., максимум в 2014 г. – 12,1 млн руб.). Динамика показателя представлена на Рис. 15.

Рис. 15. Ожидаемый ущерб от аварии на магистральных газопроводах, млн руб.

За 2009-2014 гг. фоновый ожидаемый объем аварийного выброса газа на одну аварию достигал 3,3 млн куб. м (в среднем 2,4±0,9 млн куб. м., максимум в 2012 г. – 3,9 млн куб. м). Динамика показателя представлена на Рис. 16.

Рис. 16. Ожидаемый объем выброса при аварии на магистральном газопроводе, млн куб. м

Стоимость одного аварийного кубометра газа в 2009-2014 гг. составляла в среднем 2,8‑5 рублей, максимум был за этот период отмечен в 2014 г. - 5,7 руб. за 1 аварийно выброшенный кубометр (что сравнимо с ценой кубометра газа, отпускаемого в Подмосковье для населения).

За последние 10 лет фоновые показатели частоты возникновения регистрируемых аварий на магистральных газопроводах снижались (см. Рис. 13, Рис. 14). Это характерная тенденция присуща и другим большим системам, находящихся в системе динамического равновесия (когда изменения ключевых технологических параметров системы относительно незначительны – протяженность, грузооборот, технология работ и др.- см. Рис. 5, Рис. 6). Сходные тенденции сокращения числа аварий наблюдаются и на североамериканских, и европейских магистральных трубопроводных системах. Однако соотношение между числом регистрируемых аварий и инцидентов на магистральных газопроводах (1:20) косвенно свидетельствует о недостаточности анализа причин аварийности и травматизма в рамках производственного контроля и непоступлении предупредительных организационно-технических мер в широкий оборот для предотвращения возникновения промышленных аварий на магистральных трубопроводах. Особенно эта проблема опасна для высокоизношенных объектов. Об этом свидетельствует в целом динамика роста «средней цены одной аварии» (Рис. 15) при сохранении «среднего выброса при аварии» (Рис. 16). Более чем треть аварий за 2012-2014 гг. произошла на газопроводах с износом основных фондов выше 85%, а 60% материального ущерба пришлось на аварийные трубопроводы с износом более чем 50%.

Табл. 4. Распределение количества и тяжести аварий за 2012-2014 гг.
на магистральных газопроводах с различным сроком эксплуатации

Распределение аварийной опасности в 2012-2014 гг.:

Срок эксплуатации

0-10 лет

10-20 лет

20-40 лет

> 40 лет

по количеству зарегистрированных аварий

3%

6%

66%

25%

по размеру экономического ущерба от аварий

1%

13%

61%

25%

по объемам аварийного выброс газа

0,03%

9%

52%

39%

 

Табл. 5. Распределение количества и тяжести аварий за 2012-2014 гг.
на магистральных газопроводах с различным износом основных фондов

Распределение аварийной опасности в 2012-2014 гг.:

Износ основных фондов

до 25%

25-50%

50-85%

> 85%

по количеству зарегистрированных аварий

13%

9%

41%

38%

по размеру экономического ущерба от аварий

31%

10%

31%

29%

по объемам аварийного выброс газа

21%

2%

15%

62%

Проблема «заметания под ковер» трагических «аварийных знаний» выявляется не только при рассмотрении соотношения регистрации числа аварий и инцидентов, но и в заявляемой оценке ущерба от аварий. Сейчас уровень объявляемого ущерба от аварий на магистральных газопроводах таков, что не позволяет планировать меры экономического стимулирования предупреждения аварий. В последние пять лет средняя стоимость одного аварийно выброшенного кубометра газа (т.е. с учетом всех составляющих ущерба от аварии) сравнима со стоимостью товарного газа для населения. Другим словами, продажа газа населению и его аварийное рассеивание стоит примерно одинаково. Можно предположить, что реальный ущерб от аварий «поглощается системой», а скорее  «размазывается» по тарифу для платежеспособных потребителей.

В любом случае все же следят в РФ за угрозой крупных промышленных аварий на магистральных трубопроводах. В отличие от многих других отраслей здесь сохранены и укреплены научные институты, достигнуты значительные научные и практические результаты по внутритрубной диагностике мирового уровня. Есть еще чему поучиться в обеспечении безопасной эксплуатации опасных производственных объектов у российских магистральных трубопроводчиков.

БТП-11-2015-с62-69


Справочно:

На основании оценок фонового риска аварии на МТТ (Табл. 3) и в соответствии с Приложением N 6 к Руководству по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от от 13.05.2015 N 188,  опасность аварии на участках линейной части МТТ может устанавливаться относительным сравнением с фоновым риском аварии (Табл. 6)

Табл. 6. Показатели и критерии для ранжирования участков линейной части МТТ по степени аварийной опасности по сравнению со среднеотраслевым фоновым риском аварии за последние 5 лет


* * *



Источник: http://riskprom.ru/DXfile/pdf_publikacii/2015/BTP_MTTriskorient_11_2015.pdf
Категория: Нормирование техногенного риска | Добавил: safety (21.12.2015) | Автор: БТП-11-2015-с62-69
Просмотров: 9807 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]