По материалам публикации: Показатели опасности аварий на российских магистральных трубопроводах // Радионова С.Г., Жулина С.А., Кузнецова Т.А., Печёркин А.С., Кручинина И.А., Гражданкин А.И.// Безопасность труда в промышленности. - 2015. - 11. - с.62-69
Аварийность и травматизм в промышленности – трагическая и теневая сторона эксплуатации опасных производственных объектов. Для взвешенной оценки уровня аварийных опасностей первоначально важно знать и динамику состояния основной производственной деятельности. Кратко рассмотрим, что наблюдалось на «лицевой стороне медали» магистрального трубопроводного транспорта России до, во время и после реформ 1990-2000-х гг.
Трубопроводный транспорт занимает в РФ лидирующее положение по грузообороту (Табл. 1), на него уже с середины 1990-х гг. и вплоть до 2010 г. приходилось более половины российского грузооборота.
Табл. 1. Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте, %
|
1970
|
1980
|
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2012
|
2013
|
2014
|
Железнодорожный
|
64,1
|
52,5
|
41,2
|
32,9
|
37,7
|
39,7
|
42,3
|
43,9
|
43,2
|
45,3
|
Автомобильный
|
4,4
|
5,5
|
4,9
|
4,2
|
4,2
|
4,1
|
4,2
|
4,9
|
4,9
|
4,9
|
Трубопроводный*)
|
9,3
|
24,7
|
42,1
|
51,5
|
52,7
|
52,9
|
50,1
|
48,5
|
49,4
|
47,7
|
Морской
|
15,8
|
12,1
|
8,3
|
8,8
|
3,4
|
1,3
|
2,1
|
0,9
|
0,8
|
0,6
|
Внутренний водный
|
6,3
|
5,2
|
3,5
|
2,5
|
2,0
|
1,9
|
1,1
|
1,6
|
1,6
|
1,4
|
Воздушный
|
…
|
0,05
|
0,04
|
0,04
|
0,07
|
0,06
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
*) До 1990 г. - без газопроводного транспорта.
Трубопроводный транспорт – прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам).
Нефть, нефтепродукты и природный газ – основные грузы магистрального трубопроводного транспорта России (в начале 2010-х гг. и грузооборот, и перевозки магистральными газопроводами и магистральными нефте/нефтепродуктопроводами примерно равны).
Еще в 1970 г. доля перевозок нефтяных грузов трубопроводным транспортом составляла 51%, в 1985-90 гг. ее удалось существенно повысить до 62‑63%, а к концу 2000-х она еще незначительно выросла до 66‑67% (в начале 2010-х гг. – 66%).
Табл. 2. Перевозка нефтяных грузов по видам транспорта общего пользования, млн т
|
1960
|
1970
|
1975
|
1980
|
1985
|
1990
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2011
|
2013
|
2014
|
Железнодорожный
|
118
|
219
|
285
|
279
|
266
|
247
|
150
|
155
|
219
|
253
|
278
|
250
|
257
|
Трубопроводный
|
123
|
303
|
428
|
576
|
575
|
558
|
309
|
318
|
482
|
525
|
576
|
558
|
556
|
Морской1)
|
…
|
37
|
43
|
54
|
51
|
53
|
26
|
10
|
3,6
|
6,5
|
6,1
|
7,1
|
…
|
Внутренний водный
|
18
|
32
|
38
|
40
|
39
|
33
|
13
|
12
|
17
|
13
|
15
|
17
|
…
|
1) В 1970-1990 гг. отправлено грузов морским транспортом из морских торговых портов России независимо от принадлежности (флага) судна; с 1995 г. - перевозки грузов российскими судами независимо от порта отправления
Однако дореформенные уровни перевозки нефтяных грузов в РФ пока не достигнуты (в 1980 г. – 950 млн т, в 1990 г. – 891 млн т, в 2011 г. – 875 млн т, в 2013 г. – 832 млн т). Восстановлены и даже превышены доперестроечные уровни перевозки нефтяных грузов только «неэффективным» железнодорожным транспортом. Более «эффективный» трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов по объемам перекачки в начале 2010-х гг. находится на уровне РСФСР конца 1970-х гг. (Рис. 1).
Рис. 1. Протяженность (тыс. км) и перекачка (млн т)
магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в РСФСР и РФ
Доля нефтепродуктов в перекачке нефтяных грузов по магистральным трубопроводам сократилась почти вдвое: в 1990 г. – 11%, в 1995-1999 гг. – 7%, в 2000-2004 гг. – 6,7%, в 2005-2009 гг. – 6%, в 2010-2014 гг. – 5,9% (Рис. 2).
Рис. 2. Доля нефтепродуктов в перекачке нефтяных грузов по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов в РСФСР и РФ, %
Протяженность магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в 1990-2000-е гг. перестала расти, но и значительно не уменьшалась. Нефтепроводы за 1991-2014 гг. удлинились на 4% (на 2 тыс. км), а нефтепродуктопроводы на 2,6% (на 0,4 тыс. км), при этом 28% действующих в 2013 г. магистральных нефте и нефтепродуктопроводов были построены в годы реформ (т.е. эти трубопроводы были обновлены почти не треть).
Лидирующий среди других видов транспорта по грузообороту магистральный трубопроводный транспорт в части нефти и нефтепродуктов сократил к 1995 г. свой грузооборот на 46% до уровня середины 1970-х гг. С 2000 г. начался восстановительный рост грузооборота нефти и нефтепродуктов на магистральных трубопроводах, и после 2005 г. здесь достигнут и вплоть до начала 2010‑х гг. стабилизирован, уровень начала 1980‑х гг. (Рис. 3).
Рис. 3. Грузооборот на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах в РСФСР и РФ, млрд тонно-км
В результате реформы произошло падение эффективности использования трубопроводного и других видов транспорта. Показателем ее служит интенсивность перевозок – количество грузов и пассажиров, провозимых через километр пути (густота), а также коэффициент использования подвижного состава.
Сходная с грузооборотом динамика наблюдалась в изменениях интенсивности (густоты) перекачки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Падение к 1995 г. составило до 2 раз по сравнению с 1988 г. С середины 2000‑х гг. в РФ восстановлен уровень интенсивности перекачки конца 1970‑х гг. (Рис. 4).
Рис. 4. Интенсивность (густота) перекачки нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам в РСФСР и РФ, млн т-км на 1 км длины трубопроводов
В меньшей степени в первые годы реформ сократились грузооборот и транспортировка на магистральных газопроводах. К 1995 г. грузооборот здесь сократился на 15% от уровня 1990 г. (Рис. 5), а транспортировка – на 13% (Рис. 6). В 2014 г. отставание от дореформенного уровня удалось сократить по грузообороту до 10%, а по транспортировке – до 4%.
Рис. 5. Грузооборот (млрд тонно-км) и интенсивность транспортировки (млн тонно-км на 1 км длины трубопроводов) магистрального газопроводного транспорта России
При этом протяженность магистральных газопроводов (Рис. 6) выросла за 1991-2014 гг. на 23% (на 33,3 тыс. км до 177,3 тыс. км). В 2013 г. 18% эксплуатировавшихся магистральных газопроводов были построены в годы реформ.
Рис. 6. Протяженность (тыс. км) и транспортировка (млн тонн)
магистральных газопроводов в РСФСР и РФ
Интенсивность (густота) транспортировки газа по магистральным трубопроводам (Рис. 5) снизилась в 1990-2009 гг. с 9,3 до 6,8 млн т-км на 1 км (в 2010 г. – 7,5, в 2014 г. – 6,8 млн т-км на 1 км). До 1990 г. сведения о длине и грузообороте газопроводов не включались в публикуемые статданные.
В годы деиндустриализации РФ магистральный трубопроводный транспорт пострадал не так сильно, как в целом отечественные промышленность, транспорт и энергетика[1]. Магистральный трубопроводный транспорт – важнейшее стратегическое звено экспортной цепочки отправок российских энергоносителей за рубеж. За ним следят внутри и вне новой России. Крупные промышленные аварии здесь редки, но все же случаются. Например, одна из недавних произошла на нефтеперекачивающей станции «Конда» 22.08.2009 г., как официально установлено из-за досадного «обстоятельства непреодолимой силы малоизученного природного явления - грозовой разряд». Но российские СМИ быстро и профессионально топят такие «аварийные сообщения» в информационном шуме. Конструирование и тиражирование угрожающих образов аварий на российских магистральных трубопроводах может пошатнуть веру в энергетическую безопасность у западных потребителей, что чревато крупными репутационными и материальными потерями для новой России. Кратко рассмотрим состояние аварийности на российских магистральных трубопроводах (газопроводах, нефтепроводах и нефтепродуктопроводах).
На основании официальных сведений Ростехнадзора об аварийности и данных Росстата о магистральном трубопроводном транспорте оценены отдельные фоновые показатели аварийной опасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов за 2010-2014 гг.
Табл. 3. Показатели опасности аварий в 2009-2014 гг.
на российском магистральном трубопроводном транспорте (МТТ)
В целом на МТТ после всплеска в 1993-1998 гг. удельная аварийность на грузооборот снижается, и в начале 2010-х гг. по этому показатель МТТ России вышел на уровни начала 1990-х гг. (Рис. 7):
Рис. 7. Аварийность на магистральных трубопроводах,
количество зарегистрированных аварий на 1 трлн тонно-км грузооборота
В абсолютных величинах в среднем почти 70% всех аварий магистрального трубопроводного транспорта регистрируется на газопроводах, но на них приходится и ~70% протяженности всех магистралей.
На основании ретроспективных данных об аварийности за последние 10 лет были оценены фоновые показатели аварийной опасности для опасных производственных объектов магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы:
отдельные показатели аварийной опасности
Рис. 8. Частота аварий на магистральных нефтепроводах, аварий на 10 тыс. км
Фоновая частота промышленных аварий на магистральных нефтепроводах в 2005-2014 гг. достигала 2,1 аварий на 10 тыс. км (в среднем – (1,4±0,8)×10-4 на км в год), а для магистральных нефтепродуктопроводов – до 0,8 аварий на 10 тыс. км (в среднем – 5×10-5 на км в год). Динамика этих показателей в 2005-2014 гг. представлена на Рис. 8 –Рис. 9.
Рис. 9. Частота аварий на магистральных нефтепродуктопроводах, аварий на 10 тыс. км
За последние 10 лет фоновая удельная частота аварий достигала 9,5 аварий на 1 трлн т-км грузооборота магистральных нефтепроводов (в среднем 6,1±3,4 аварий на трлн т-км). Динамика этого показателя представлена на Рис. 10.
Рис. 10. Удельная частота аварий на магистральных нефтепроводах, аварий на 1 трлн т-км грузооборота
Динамика представленных на Рис. 8 и Рис. 10 показателей аварийности для магистральных нефтепроводов на Рис. 11 и Рис. 12 дана с начала 1990-х гг.
Рис. 11. Аварийность на магистральных нефтепроводах в России,
число зарегистрированных аварий на 10 тыс. км
Рис. 12. Аварийность на магистральных нефтепроводах в России,
число зарегистрированных аварий на 1 трлн тонно-км грузооборота
При рассмотрении и использовании данных об аварийности на магистральных трубопроводах необходимо принимать во внимание изменения в регистрации фактов аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. Подавляющая часть сегодняшней промышленной и транспортной инфраструктуры РФ была создана по сложившимся и планируемым канонам советского жизнеустройства. При проектировании промышленных и транспортных объектов не учитывались современные внешние угрозы антропогенного характера, такие как диверсии или самовольные врезки (с целью хищения и последующей загрузки мощностей разросшихся мини-НПЗ). Изменение социально-экономической действительности в РФ принесло не только блага магистральной свободы транспортирования нефти и нефтепродуктов платежеспособным потребителям, но и рост аварийности на трубопроводах из-за внешних антропогенных воздействий (в том числе преступных). С точки зрения основного технологического предназначения бывший советский нефтепровод не отличается от имеющегося российского. Изменилось его внешнее социально-экономическое окружение, проявились непроектные нагрузки и ответные аварии на них. Но аварийность новому менеджменту удобнее и приятнее фиксировать по-старому. Искусно создан причудливый гибрид, когда на «реформированном» нефтепроводе игнорируются «капиталистические» аварии (антропогенные) и горделиво подсчитываются только «советские» (в основном технологические).
Магистральные газопроводы: отдельные показатели аварийной опасности
На основании ретроспективных данных об аварийности и смертельном травматизме за последние 10 лет были оценены следующие фоновые показатели аварийной опасности для опасных производственных объектов магистральных газопроводов (Рис. 13–Рис. 16).
Фоновая частота промышленных аварий на магистральных газопроводах в 2005-2014 гг. достигала 1,1 аварий на 10 тыс. км (в среднем – (9±2)×10-5 на км в год). При этом на одну аварию в 2012-2014 гг. регистрировалось в среднем 20 инцидентов.
Рис. 13. Частота аварий на магистральных газопроводах, аварий на 10 тыс. км
За последние 10 лет фоновая удельная частота аварий достигала 13 аварий на 1 трлн т-км грузооборота магистральных газопроводов (в среднем 11±2,3 аварий на трлн т-км). Динамика этого показателя представлена на Рис. 14.
Рис. 14. Удельная частота аварий на магистральных газопроводах, аварий на 1 трлн т-км грузооборота
За 2009-2014 гг. фоновый ожидаемый ущерб на одну аварию достигал 10,6 млн руб. (в среднем 8,4±2,2 млн руб., максимум в 2014 г. – 12,1 млн руб.). Динамика показателя представлена на Рис. 15.
Рис. 15. Ожидаемый ущерб от аварии на магистральных газопроводах, млн руб.
За 2009-2014 гг. фоновый ожидаемый объем аварийного выброса газа на одну аварию достигал 3,3 млн куб. м (в среднем 2,4±0,9 млн куб. м., максимум в 2012 г. – 3,9 млн куб. м). Динамика показателя представлена на Рис. 16.
Рис. 16. Ожидаемый объем выброса при аварии на магистральном газопроводе, млн куб. м
Стоимость одного аварийного кубометра газа в 2009-2014 гг. составляла в среднем 2,8‑5 рублей, максимум был за этот период отмечен в 2014 г. - 5,7 руб. за 1 аварийно выброшенный кубометр (что сравнимо с ценой кубометра газа, отпускаемого в Подмосковье для населения).
За последние 10 лет фоновые показатели частоты возникновения регистрируемых аварий на магистральных газопроводах снижались (см. Рис. 13, Рис. 14). Это характерная тенденция присуща и другим большим системам, находящихся в системе динамического равновесия (когда изменения ключевых технологических параметров системы относительно незначительны – протяженность, грузооборот, технология работ и др.- см. Рис. 5, Рис. 6). Сходные тенденции сокращения числа аварий наблюдаются и на североамериканских, и европейских магистральных трубопроводных системах. Однако соотношение между числом регистрируемых аварий и инцидентов на магистральных газопроводах (1:20) косвенно свидетельствует о недостаточности анализа причин аварийности и травматизма в рамках производственного контроля и непоступлении предупредительных организационно-технических мер в широкий оборот для предотвращения возникновения промышленных аварий на магистральных трубопроводах. Особенно эта проблема опасна для высокоизношенных объектов. Об этом свидетельствует в целом динамика роста «средней цены одной аварии» (Рис. 15) при сохранении «среднего выброса при аварии» (Рис. 16). Более чем треть аварий за 2012-2014 гг. произошла на газопроводах с износом основных фондов выше 85%, а 60% материального ущерба пришлось на аварийные трубопроводы с износом более чем 50%.
Табл. 4. Распределение количества и тяжести аварий за 2012-2014 гг.
на магистральных газопроводах с различным сроком эксплуатации
Распределение аварийной опасности в 2012-2014 гг.:
|
Срок эксплуатации
|
0-10 лет
|
10-20 лет
|
20-40 лет
|
> 40 лет
|
по количеству зарегистрированных аварий
|
3%
|
6%
|
66%
|
25%
|
по размеру экономического ущерба от аварий
|
1%
|
13%
|
61%
|
25%
|
по объемам аварийного выброс газа
|
0,03%
|
9%
|
52%
|
39%
|
Табл. 5. Распределение количества и тяжести аварий за 2012-2014 гг.
на магистральных газопроводах с различным износом основных фондов
Распределение аварийной опасности в 2012-2014 гг.:
|
Износ основных фондов
|
до 25%
|
25-50%
|
50-85%
|
> 85%
|
по количеству зарегистрированных аварий
|
13%
|
9%
|
41%
|
38%
|
по размеру экономического ущерба от аварий
|
31%
|
10%
|
31%
|
29%
|
по объемам аварийного выброс газа
|
21%
|
2%
|
15%
|
62%
|
Проблема «заметания под ковер» трагических «аварийных знаний» выявляется не только при рассмотрении соотношения регистрации числа аварий и инцидентов, но и в заявляемой оценке ущерба от аварий. Сейчас уровень объявляемого ущерба от аварий на магистральных газопроводах таков, что не позволяет планировать меры экономического стимулирования предупреждения аварий. В последние пять лет средняя стоимость одного аварийно выброшенного кубометра газа (т.е. с учетом всех составляющих ущерба от аварии) сравнима со стоимостью товарного газа для населения. Другим словами, продажа газа населению и его аварийное рассеивание стоит примерно одинаково. Можно предположить, что реальный ущерб от аварий «поглощается системой», а скорее «размазывается» по тарифу для платежеспособных потребителей.
В любом случае все же следят в РФ за угрозой крупных промышленных аварий на магистральных трубопроводах. В отличие от многих других отраслей здесь сохранены и укреплены научные институты, достигнуты значительные научные и практические результаты по внутритрубной диагностике мирового уровня. Есть еще чему поучиться в обеспечении безопасной эксплуатации опасных производственных объектов у российских магистральных трубопроводчиков.
БТП-11-2015-с62-69
Справочно:
На основании оценок фонового риска аварии на МТТ (Табл. 3) и в соответствии с Приложением N 6 к Руководству по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах", утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от от 13.05.2015 N 188, опасность аварии на участках линейной части МТТ может устанавливаться относительным сравнением с фоновым риском аварии (Табл. 6)
Табл. 6. Показатели и критерии для ранжирования участков линейной части МТТ по степени аварийной опасности по сравнению со среднеотраслевым фоновым риском аварии за последние 5 лет
* * *
Источник: http://riskprom.ru/DXfile/pdf_publikacii/2015/BTP_MTTriskorient_11_2015.pdf |