Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

Понятия и толкования [10]
Опасность, безопасность, риск. Что есть что
Близкие общеупотребительные термины [2]
Терминология теории управления и теории надежности
Регламентация в сфере безопасности [33]
Вопросы стандартизации, техрегулирования, критерии опасности
Современные опасности крупных промышленных аварий (от углепрома в постиндустрию) [7]
Cостояние, предупреждение и прогноз КПА - техногенных происшествий на ОПО с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения. (На примерах смертельных аварий в угольной промышленности)
рИсковое общество постиндустриализма (Risikogesellschaft, risk society, "общество риска") [11]
одна из известных попыток определить контуры надвигающегося за индустриализмом будущего на языке опасностей. Термин "risk society" введен в оборот в 1990-е в трудах социологов Энтони Гидденса и Ульриха Бека

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 37


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Опасности и безопасность » Современные опасности крупных промышленных аварий (от углепрома в постиндустрию) [ Добавить статью ]

Крупная промышленная авария. О чем идет речь

Авария крупная промышленнаяавария  (техногенное происшествие) на опасном производственном объекте с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения, и связанных с гибелью людей, причинением материального ущерба или/и вреда окружающей среде. 

Такие аварии, как правило, происходили и происходят в наиболее энерговооруженных отраслях промышленности, опасные производственные объекты которых попадают в сферу государственного надзора за безопасным ведением работ:

  • ОПО ведения горных работ угольной промышленности, горнорудной и нерудной промышленности, объекты подземного строительства;
  • ОПО нефтегазодобывающей промышленности;
  • ОПО нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и объекты нефтепродуктообеспечения;
  • ОПО магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа;
  • ОПО металлургических и коксохимических производств;
  • ОПО газораспределения и газопотребления;
  • Взрывоопасные и химически опасные производства и объекты спецхимии;
  • ОПО производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • ОПО транспортирования опасных веществ;
  •  Врывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья;
  •  ОПО, на которых используется оборудование, работающее под давлением;
  • ОПО, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения.

Обычно тяжелые аварии в электроэнергетике и на транспорте рассматриваются отдельно от крупных промышленных аварий (см., например, аварии в энергосистемах, аварии на ГТС, радиационные и ядерные аварии, транспортные катастрофы, в т.ч., кораблекрушения, авиапроисшествия, железнодорожные катастрофы, ДТП и проч.). 

Крупные промышленные аварии выступают источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Исторически в отдельную подгруппу крупных промышленных аварий за рубежом выделяют аварии на шахтах и рудниках (Mining disasters). 

Существуют и международные толкования понятия о крупных промышленных авариях. Согласно определению Международной Организации Труда (МОТ) в Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (C174 Prevention of Major Industrial Accidents Convention, 1993 Part I - Scope and definitions)

 

термин «крупная авария» означает внезапное техногенное происшествие на опасном производственном объекте (крупный выброс опасных веществ, пожар или взрыв, по отдельности или в сочетании), приводящее к серьезной опасности для персонала, населения или окружающей среды, будь то немедленно или долгосрочно. 

the term major accident means a sudden occurrence - such as a major emission, fire or explosion - in the course of an activity within a major hazard installation, involving one or more hazardous substances and leading to a serious danger to workers, the public or the environment, whether immediate or delayed; 

См. дословный перевод здесь

термин «крупная авария» означает внезапное происшествие – такое как крупный выброс, пожар или взрыв – в ходе эксплуатации объекта повышенной опасности, вызываемое одним или несколькими опасными веществами и приводящее к серьезной как немедленной, так и отложенной опасности для трудящихся, населения или окружающей среды

В целом определение термина «крупная авария» от МОТ не утратило своей актуальности, за исключением изначальной расплывчатости ключевого критерия «серьезные опасности». Степень «серьезности» бедствия изменчива во времени и пространстве различных культур, имеет ярко выраженную ценностную природу (к примеру, на Западе опирается на общечеловеческие ценности). 

По формальным критериям к учитываемым «серьезным» бедствиям (согласно The World Bank, The International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies, World Health Organization, CRED Emergency Events Database и др.) обычно относят локальные события, в которых

  1. погибли более 10, или
  2. пострадали более 100 человек, или
  3. введено чрезвычайное положение, или
  4. объявлен призыв к международной помощи.

При этом не учитываются военные конфликты и связанные с ними голод, заболевания и эпидемии. 

Более жесткие критерии применяются к подземным авариям в шахтах и рудниках. Согласно типовому определению американской Mine Safety and Health Administration (MSHA) –термин «Mine disaster» исторически применяется к авариям, в которых погибли 5 и более человек. (аналогично объясняет термин «mine disaster» и USMRA – United States Mine Rescue Association) 

В Западной Европе накопленные технические и социальные знания о предупреждении крупных промышленных аварий были формализованы в директивах Севезо I (1982 г.) и Севезо II (1996 г.), а в Российской Федерации – в ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.).

Вот формальное определение:

Крупная промышленная аварияавария на опасном производственном объекте с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта и (или) для окружающих инфраструктур, и связанных с гибелью людей, причинением материального ущерба и (или) вреда окружающей среде, а также с катастрофическими последствиями при эскалации аварии. К последствиям катастрофического характера относятся локальные события возникновения и развития аварии, в которых погибли более 10 человек, или пострадали более 100 человек, или введен режим чрезвычайного положения, или причинен критический ущерб объектам, нарушение или прекращение функционирования которых может создать угрозы для национальной безопасности государства или оказать негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, или привести к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на её территории, на длительный период времени. К социальным угрозам крупных промышленных аварии относятся  несоразмерности образов подобных катастроф в массовом сознании возможным ущербам от таких аварий, что при информационном разжигании технофобий может использоваться для запусков процессов дестабилизации социально-экономического положения в отрасли, в регионе, в стране.

Краткая история и современное состояние проблемы крупных промышленных аварий

Опасности крупных промышленных аварий зародились в колыбели индустриализации – горнодобывающей промышленности. К первым из известных подземных катастроф относятся обрушение в германском руднике «Rammelsberg» около г. Гослар в 1376 г. (погибло более 100 чел.), затопление австрийского рудника «Heilig-Kreuz-Stollen» около г. Швац в 1448 г. (погибло до 260 чел.) и обвал 1565 г. в германском руднике «Der Goldene Esel» в Силезии у современного польского г. Злоты-Сток (погибло до 95 чел.) (источник). 

Исторически первые крупные промышленные аварии проявились в период промышленной революции XVIII–XX вв. Ископаемый уголь стал основной энергетической базой индустриализации, а угледобыча – источником первых крупных промышленных аварий. Типичными промышленными бедствиями стали аварии в шахтах и рудниках – Mining disasters. Одно из наиболее ранних упоминаний о групповой гибели шахтеров относится к 3 октября 1705 г., когда при взрыве в шахте «Gateshead (Stony Flatt)» в графстве Дарем на севере Англии погибли 30 человек. В том же районе при взрыве в шахте «Fatfield» 18 августа 1708 г. погибли 69 шахтеров.. Из ранних так же известна авария в английской угольной копи Felling близ г. Гейтсхед, в которой 25 мая 1812 года погибло 92 шахтера, причем 30 их них были дети и подростки в возрасте от 8 до 16 лет. 

Начиная с 1835 года в угольных копях Великобритании, Германии, США, Чехии и Канады начат отсчет крупных промышленных аварий с гибелью более 100 человек:

 

В конце XIX-го в начале ХХ-го веков впервые в угледобыче Нового времени произошли особо крупные промышленные аварии с групповой гибелью более 200, 250, 300, 400 и 1000 человек:

Более ста лет в XIX-ХХ веках крупные угольные катастрофы с гибелью свыше 100 человек сопровождали индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки и Японию, начиная с аварии в английской шахте «Wallsend» в Нортумберленд (18.01.1835 г., погибло 102 человека) и заканчивая разрушением дамбы хвостохранилища американской угольной компании Pittston в Буфало Грик Западной Виржинии (26.02.1972 г., погибло 125 человек). Всего таких аварий было 105, а погибло в них 22 231 человек. 

Самыми масштабными авариями промышленного XIX-го века стали взрывы в английской угольной копи Окс в Барнсли 12 декабря 1866 г. (погиб 361 человек), пожар в чешском железном руднике Святая Мария в Пршибраме 31 мая 1892 г. (погибли 319 человек) и оползень отвала японского медного рудника Сумитомо Бесши у города Ниихама на о-ве Сикоку 28 августа 1899 г. (погибли 512 человек). 

В ХХ-ом веке смертельные угольные аварии достигли своего пика. Самые крупные из них произошли в оккупированной Японией Манчжурии (шахта «Honkeiko», 1942 г., 1549 погибших), во Франции (шахта «Courrières», 1906 г., 1100 погибших), в Японии (шахта «Mitsubishi Hojo», 1914 г., 687 погибших) и в Китае (шахта «Laobaidong», 1960 г., 682 погибших). Самая смертельная авария в отечественном углепроме произошла 18.06.1908 г. в Малороссии Российской Империи – тогда в аварии на шахте № 4-4 бис Макарьевского (Рыковского) рудника в Юзовке погиб 271 рабочий. 

Начиная с середины ХХ-го века крупные промышленные аварии из подземелья шахт и рудников все более перемещались на поверхность промышленных площадок новых энергонасыщенных производств. С развитием СМИ промышленные аварии проникли и на поверхность информационного пространства. 

С новой «информационной» остротой встал вопрос обеспечения промышленной безопасности больших производственных технико-социальных систем (промышленности, транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, агропрома, леспрома, связи и др.). Тогда же в больших технических культурах высокоразвитых индустриальных стран сложились оригинальные способы обеспечения промышленной безопасности, внедрялись свои подходы предупреждения опасностей и парирования угроз крупных промышленных аварий.

 

В 70-80-е годы XX века сложность и энергоемкость опасных производственных объектов перерастает бытовавшие инструменты обеспечения надежности отдельных технических устройств. Сначала на Западе, а потом и в незападных странах происходят крупные промышленности аварии, например 

− Стейтен Исланд (США, 1973 г., пожар с участием СПГ, погибло 40 чел.),

− Потчефструм (ЮАР, 1973 г., утечка аммиака, погибло 18 чел.),

− Фликсборо (Великобритания, 1974 г., взрыв циклогексана, погибло 28 и травмировано 89 чел.),

− Декейтор (Иллинойс, США, 1974 г., взрыв пропана, погибло 7 и травмировано 152 чел.),

− Беек (Нидерланды, 1975 г., взрыв пропилена, погибло 14 и травмировано 107 чел.),

− Севезо (Италия, 1976 г., токсическое заражение от выброса диоксина, пострадало 30 чел., переселены 220 тыс. чел.),

− Уэстуэго, Галвестон и др. (США, декабрь 1977 г., 5 взрывов пыли за 8 дней на разных элеваторах, погибло 59 и 48 чел. ранены),

− Сан-Карлос (Испания, 1978 г, взрыв пропилена, погибло 215 чел.),

− Санта Круз (Мексика, 1978 г., пожар с участием метана, погибло 52 чел.),

− Ортуэлла (Испания, 1980 г., от взрыва пропана погиб 51 чел.),

− Бхопал (Индия, 1984 г., выброс метилизоцианата, погибло более 2 тыс. чел, стали инвалидами более 200 тыс. чел),

− Сан-Хуан-Иксуатепек (Мехико-Сити, Мексика, 1984 г., взрывы сжиженного нефтяного газа, погибло 644 чел., 7087 чел. травмированы),

− Арзамас (СССР, 1988 г., взрыв гексогена, погиб 91 чел., пострадали 1500 чел.),

− Piper Alpha (Северное море, 1988, взрыв газа на морской нефтедобывающей платформе, погибло 167 из 226 чел.),

− Уфа (СССР, 1989 г., взрыв ШФЛУ, погибли 575, ранены более 600 чел.).

 

 

 

 

Более подробные перечни известных промышленных аварий см. в Википедии здесь и здесь, или в специальной литературе, например, в Kletz, Trevor A. Learning from accidents. – 3rd ed. – Gulf Professional Publishing. – 2001. – ISBN 0 7506 4883 X

Достаточно быстро выяснилось (См., например, Lagadec P. Major Technological Risk. An Assessment of Industrial Disasters. – 1st ed – Pergamon Press. – 1982. – ISBN 0-08-028913-4), что техногенная опасность крупных промышленных аварий порождает в массовом сознании промаварийные страхи, подобные хорошо известному и изученному феномену радиофобии или «западного ядерного страха». В контроле промаварийных страхов доминируют манипулятивные приемы массовым сознанием с образами крупных промышленных аварий, по сравнению с традиционными  организационно-техническими мерами обеспечения промышленной безопасности.

Поэтому сегодня вопрос о критериях отнесения промышленной аварии к крупной определяется не только абсолютным размером людских, материальных и природных потерь, сколько масштабностью образа бедствия, конструируемого средствами массовой коммуникации. Например, мировые СМИ умело создали образ крупной промышленной аварии с угрозой гибели и последовавшим воскрешением 33 горняков на чилийской меднорудной шахте Сан-Хосе 5 августа 2010 года, хотя подобные аварии не редкость. Вот лишь несколько известных примеров последних лет: 
23 октября 2003 г. произошел прорыв вод подземного озера в главный скиповый ствол шахты «Западная-Капитальная» в Новошахтинске Ростовской области, когда под землей находилась смена из 61 человека. В первые минуты затопления погибли два человека, 15 горняков успели выбраться на поверхность. Выход для 44 шахтеров оказался отрезанными потоками воды. Для предотвращения массового затопления производилась засыпка закладочным материалом 680-метрового скипового ствола шахты. Через двое суток были обнаружены и подняты через клетевой ствол 33 шахтера. Уже через сутки после начала аварии начата проходка 61-метровой поисково-спасательной сбойки с транспортного штрека соседней шахты «Комсомольская правда» на конвейерный штрек шахты «Западная-Капитальная».  По завершению сбойки на поверхность были подняты оставшиеся 11 шахтеров, которые в ожидание спасения провели в затопляемой шахте больше пяти дней. (Источники: Информационный бюллетень Госгортехнадзора России №4(13). – 2004. – с.18-24 и Википедия) 
1 августа 2007 года были спасены все 69 китайских шахтеров, заблокированные 27 июля 2008 г.в результате затопления шахты Чжицзянь провинции Хэнань. В ожидании спасения горняки провели в затопляемой шахте более трех дней. (Источник: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2007/08/01/n_1099791.shtml  ) 
8 июня 2008 года на востоке Украины произошло обрушение в угольной шахте «Им. Карла Маркса» в г. Енакиево Донецкой области. Обрушение было вызвано взрывом на глубине около 533 метров. В момент обрушения 37 шахтеров оказались заблокированы под землей на глубине 1006 метров. 13 человек погибли. В результате поисково-спасательной операции 24 человека удалось спасти, причем 22 шахтера ожидали помощи более 30 часов (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Обрушение_угольной_шахты_на_Украине_(2008)  и UA_Википедия). 
28 марта 2010 в провинции Шаньси Китайской Народной Республики произошло частичное затопление угольной шахты «Wangjialing», когда в ней находился 261 горняк, из них 108 сразу успели выбраться на поверхность, а 153 человека оказались отрезанными от выхода в девяти различных частях шахты. Спасательная операция завершилась 5 апреля 2010, когда были спасены 115 человек (Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Wangjialing_coal_mine_flood  ) 
21 ноября 2010 года произошло затопление на шахте «Batian Coal Mine» в уезде Вэйюань китайской провинции Сычуань. 13 шахтеров смогли самостоятельно выбраться на поверхность, а 29 оказались заблокированными в затопляемой шахте. Через сутки все они были спасены. (Источник: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/china/8150617/China-rescues-29-miners-trapped-in-a-flash-flood.html)

 

В современной России проблема крупных промышленных аварий открывается в новом измерении, не свойственном странам первого и третьего мира. Высокоразвитые страны Запада входят в период гипериндустриализма, когда опасные производства с возможными крупными промышленными авариями вытесняются в зону быстро растущего индустриализма (развивающие страны «Большого Дальнего Востока» – Китай, Индия, Вьетнам и др.), где мощный научно-технический потенциал активно ищет способы предупреждения опасностей крупных промышленных аварий. [Так уровень смертельного травматизма  китайской угледобыче сократился за 2000-2009 гг. с 5,86 до 0,863 смертей на 1 млн. тонн добычи (см. Гражданкин А.И., Печеркин А.С., Иофис М.А. Промышленная безопасность отечественной и мировой угледобычи/ Безопасность труда в промышленности. - №9. - 2010. - с.36-43)]

 

Для современной России, прошедшей в 1990-е годы обширную деиндустриализацию, постановка и решение проблемы предупреждения крупных промышленных аварий не имеет исторических аналогов в отечественной и зарубежной практике. По этическим и экономическим причинам России вряд ли удастся сбросить свои производственные издержки обеспечения безопасности на страны третьего мира.

 

Крупные российские техногенные катастрофы последних лет (Ульяновская-2007, СаяноШушенская-2009, Распадская-2010), обозначив текущее состояние утрат и перспективы регресса отечественной технической культуры, ставят новую общественную и научную задачу по предупреждению социальных и техногенных опасностей крупных промышленных аварий. Успешность решения российской проблемы крупных промышленных аварий впрямую определяет безопасность промышленного будущего современной России.  

RiskProm.RU © 2011


см. также на РискПром.рф (2017) Введение в понятие о крупной промышленной аварии (КПА)



Источник: http://safety.moy.su/publ/krupnaja_promyshlennaja_avarija_2011/27-1-0-201
Категория: Современные опасности крупных промышленных аварий (от углепрома в постиндустрию) | Добавил: safety (22.05.2011) | Автор: Гражданкин А.И.
Просмотров: 4088 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]