Корреспондент журнала «RUБЕЖ» Нурлан Султанов задает экспертам в конце марта 2016 г. важные вопросы в сфере обеспечения безопасности:
1. Сейчас Ростехнадзор разрабатывает документ «Основы госполитики в области промышленной безопасности». Что, на ваш взгляд, должно быть обязательно внесено в этот документ?
2. Почему именно сейчас государство начало активно заняться регулированием сферы промышленной безопасности? Чем это вызвано и чьи интересы за этим стоят?
3. Какие три основные угрозы для обеспечения промышленной безопасности в России вы видите?
Вопросы важнее ответов, ответов может быть много, а правильный вопрос один. Что же можно кратко ответить?
1. Сейчас Ростехнадзор разрабатывает документ «Основы госполитики в области промышленной безопасности». Что, на ваш взгляд, должно быть обязательно внесено в этот документ?
Актуальная карта промышленных опасностей и угроз в первую очередь крупных промышленных аварий в системе поднадзорных опасных производственных объектов.
2. Почему именно сейчас государство начало активно заняться регулированием сферы промышленной безопасности? Чем это вызвано и чьи интересы за этим стоят?
Промышленной безопасностью в индустриальных культурах ответственно занимается только государство, не бизнес. Кризис разгосударствления 1990-х породил реформу технического регулирования, в которой пытались возложить многие функции обеспечения промышленной безопасности на создаваемые «с нуля» рыночные структуры. Разрушали больше, чем создавали. С ресурсным и кадровым голодом довели промышленность до небывалых катастроф и аварий – СШГЭС-2009, Распадская-2010 и др. Уцелевшая после деиндустриализации отечественная промышленность и система обеспечения ее безопасности серьезно деформированы. Находясь на авансцене, бизнес не создал адекватных проблеме рыночных структур, генерирующих прикладные научные и технические знания для противостояния изменившимся техно-социальным угрозам промышленных аварий. Обветшал действующий массив знаний о противостоянии аварийным опасностям, записанный в правилах безопасности горьким опытом прошлых аварий. Заменить его на евронормы не удалось. Новая европромышленость в России не возникла. Бизнес не справился с заявленной задачей, а государство ослаблено перманентными административными реформами и не имеет адекватного научно-экспертного сопровождения проблемы обеспечения промышленной безопасности. До реформ эту функции исполняла развитая система отраслевых НИИ, следившая за аварийными опасностями в разных частях промышленной техносферы. Результаты расследования промышленных аварий становились важнейшим источником инноваций, а сейчас трагическое знание аварий «заметается под ковер», Произошел резкий сдвиг от предупреждения к локализация и ликвидация последствий. Сложившееся положение сначала должно быть беспристрастно описано в виде динамической карты реальных промышленных опасностей и надвигающихся угроз. Такая карта нужна всем для выработки «дорожных карт» – проектов безопасного промышленного будущего нашей страны. Вот тогда и столкнутся прагматичные интересы в поисках куда идти. А без карт только «слепой ведет слепого».
3. Какие три основные угрозы для обеспечения промышленной безопасности в России вы видите?
1. Долгосрочные последствия деиндустриализации российской промышленности (включая кадровый и ресурсный дефицит), проявляющиеся в частности в росте угроз крупных промышленных аварий на фоне успокоительного сокращения средних показателей аварийности и травматизма;
2. Деградация когнитивных, информационных и организационных систем экспертного сообщества в сфере обеспечения промышленной безопасности;
3. Отсутствие у бизнеса публичных действенных структур научно-технического обеспечения промышленной безопасности.
Источник: |