Изменения в социальной сфере села в ходе реформы
"Фермеризация" означала революционное изменение организации сельскохозяйственного производства и его отношений со смежниками, потребителями и государством. Реформа изменила общественный строй России в части сельского хозяйства и всего жизнеустройства российской деревни.
В 1990 г. в сельской местности жили 38,8 млн человек, что составляло 26,2% всего населения РСФСР. В 1990 г. в сельской местности жили 38,8 млн человек, что составляло 26,2% всего населения РСФСР.
С 1990 г. по 2010 г. число сельхозработников сократилось почти в 6 раз – с 10 до 1,7 млн человек (в 2015 г. – 1,3 млн чел.).
Первым и самым прямым следствием социальных изменений стало резкое падение заработной платы работников сельского хозяйства. Динамика ее представлена на Рис. 5- 66.
Рис. 5- 66. Средняя зарплата в сельском хозяйстве в % от средней зарплаты по всем отраслям народного хозяйства РСФСР и РФ
Поскольку реальная стоимость денег в ходе реформы быстро менялась, зарплата сельских тружеников выражена относительно - в сравнении со средней зарплатой по всем отраслям народного хозяйства РСФСР и экономики РФ.
Надо подчеркнуть, что средняя зарплата у работников сельского хозяйства снизилась совершенно непропорционально другим отраслям. Это снижение никак не оправдано сокращением производства – по этому показателю сельское хозяйство мало отличается от промышленности. Ничуть не меньше стали в сельском хозяйстве затраты труда работников – напротив, тяжесть труда значительно возросла из-за деградации технологической базы и сокращения использования энергии. Следовательно, в результате реформы произошла глубокая дискриминация работников сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики.
В 1990 г. средний совокупный месячный доход на душу в семьях колхозников был в РСФСР 175 руб., что составляло 88% от совокупного дохода рабочих и служащих. По среднедушевому доходу колхозники приблизились к горожанам. При этом доход от колхоза вместе с зарплатой членов семьи и с выплатами из общественных фондов составлял 72,4% всех доходов семьи колхозника, а доход от личного подсобного хозяйства – 21,5%.
В 2006 г. средняя номинальная начисленная зарплата в сельском хозяйстве России была 4569 руб. в месяц, а у служащих банков и страховых компаний – 27885 руб., то есть в 6,1 раза больше, чем у работников сельского хозяйства (речь идет именно о зарплате, а не о доходах собственников капитала). В 2010 г. разница средних зарплат работников организаций сельского хозяйства (вкл. охоту и лесное хозяйство) и финансовой деятельности составляла 4,7 раз (10,7 и 50,1 тыс. руб.), в 2013 г. 4 раза (15,4 и 60,6 тыс. руб.), в 2016 г. в 3,8 раза (21,3 и 80,3 тыс. руб.). Существенен теперь разброс зарплат и между самими работниками сельского хозяйства, охоты и лесхоза. Так по данным выборочных обследований организаций, соотношение средней заработной платы 10% наиболее и 10% наименее оплачиваемых сельхозработников составляло в апреле 2011 г. 9,1 раз, в апреле 2013 г. 8,7 раз, в апреле 2017 г. 9,2 раз.
Сельское хозяйство – это не только производство, но и образ жизни. Здесь, как ни в какой иной сфере, производство и быт людей неразрывно связаны. В 2007-2017 гг. в сельской местности в РФ проживало в среднем 37,7 млн человек или 26% всего населения страны, а 58% сельского населения находились в трудоспособном возрасте. В 2016 г. в РФ в сельском хозяйстве (вкл. охоту) было занято 5,4 млн чел. (7,5% занятых в экономике).
В течение 70 лет центром жизнеустройства в российской деревне было крупное сельскохозяйственное предприятие – колхоз или совхоз. Реформа подорвала возможности этих предприятий или даже разрушила их. Это не могло не сказаться самым драматическим образом на социальной сфере села.
Важнейшим жизненно важным благом и даже условием жизни является жилье. После войны в РСФСР выполнялась программа интенсивного жилищного строительства, в том числе на селе. Реформа повлекла за собой резкое – в три раза по сравнению с серединой 1980-х годов – сокращение жилищного строительства в сельской местности. В 2003 г. жилья на селе было построено почти в 2 раза меньше, чем даже в 1970 г., затем началось оживление. К началу 2010‑х гг. достигнут уровень начала-середины 1980-х гг., в основном за счет строительства домов населением за свой счет и с помощью кредитов. Динамика строительства приведена на Рис. 5- 67.
Рис. 5- 67. Ввод в действие жилых домов в сельской местности в РСФСР и РФ, млн кв. м общей площади
Надо к тому же отметить, что за годы реформы в сельской местности выстроено большое количество дач, загородных домов и коттеджей с очень большой, по сравнению с обычными жилищами, площадью. Данных статистика не приводит, однако если учесть эту компоненту, то объем строительства жилищ для сельских тружеников снизится еще больше.
Это видно и из того, как резко возросло строительство домов в Московской области, где сосредоточилось большое количество коттеджей и дач, по сравнению с другими областями Центрального района России.
В 1985 г. общая площадь построенного в сельской местности Московской области жилья составляла 30,3% площади жилья, построенного в сельской местности всех остальных областей Центрального района. В 1990 г. эта доля сократилась до 22,1%, а в 1995 г. подпрыгнула до 144% - почти в семь раз. В 1997 г. эта величина достигла 234,1% - в Подмосковье строилось в 2,3 раза больше жилья (по площади), чем во всех 11 областях Центрального района. В 2000 г. эта разница составила 2,6 раз, в 2005 г. – 3,7 раз, в 2010 г. – 2,7 раз, в 2016 г. – 1,4 раз.
Основную долю затрат на сельское жилищное строительство в РСФСР несло государство (в 1986-1990 гг. на средства государства было построено 59% жилой площади). Следующим по важности источником средств были колхозы и совхозы. В 1981-1985 гг. за счет средств самого населения (и кредитов, взятых у государства) было построено на селе 11,8 млн кв. м жилья, а колхозами и совхозами – 21,7 млн кв. м. В годы перестройки роль населения несколько возросла: за 1986-1990 гг. за свой счет население построило 15,1 млн кв. м, а колхозы и совхозы – 21,0 млн кв. м.
С разрушением сельскохозяйственных предприятий их доля в строительстве упала, как и доля государства. Строительство почти исключительно ведется за счет средств населения и взятых им кредитов. С конца 1990-х гг. так строится около 80-90% жилья в сельской местности (Рис. 5- 68).
Рис. 5- 68. Доля жилых домов в сельской местности РСФСР и РФ, построенных населением за свой счет или с помощью кредитов, %
В целом масштабы строительства и реконструкции инфраструктуры российского села в результате реформы резко снизились – за исключением работ по газификации. Это видно из Табл. 5- 28.
Табл. 5- 28. Развитие инфраструктуры села, ввод в действие в сельской местности, в % от уровня 1990 г.
Строительство других элементов социальной инфраструктуры на селе сократилось в еще большей степени, нежели строительство дорог, линий электропередач и водопроводных сетей. Об этом свидетельствует сравнение данных по строительству объектов социально-культурной сферы до и после реформ.
Табл. 5- 29. Ввод в действие объектов социально-культурной сферы в сельской местности РСФСР и РФ, в % от уровня 1990 г.
В качестве иллюстрации на Рис. 5- 69 приведена характерная динамика строительства и реконструкции объектов социально-культурной сферы в годы реформ на примере ввода в действие амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности.
Рис. 5- 69. Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности в РСФСР и РФ, тыс. посещений в смену
Обслуживание и содержание имеющихся объектов социально-культурной сферы села также деградируют. В годы реформ количество объектов социально-культурного назначения стало неуклонно сокращаться.
Табл. 5- 30. Учреждения образования и культуры в сельской местности в РСФСР и РФ, в % от уровня 1990 г.
Число посещений киносеансов в среднем на одного жителя села сократилось с 14 в 1990 г. до 0,1 в 2010-х гг. Резко сократилась на селе сеть районных и участковых больниц, более приближенных к деревне, нежели центральные районные больницы. При этом была свернута и сеть сельских амбулаторно-поликлинических учреждений.
На Рис. 5- 70 для иллюстрации приведена характерная динамика числа объектов социально-культурной сферы села до и после реформ на примере дошкольных учреждений в сельской местности.
Рис. 5- 70. Число постоянных дошкольных учреждений (тыс., левая шкала) и численность в них детей (млн., правая шкала) в сельской местности РСФСР и РФ
Если в городе в 2000 г. 64% детей соответствующего возраста пользовались услугами дошкольных учреждений (по сравнению с 1990 г. это означало снижение на 8,5%), то в сельской местности – только 35% (это снижение на 37,5%). Сближение кривых числа детсадов и численности детей в них на Рис. 5- 70 указывает на относительную нехватку мест для детей селян в детских садах и яслях.
В целом уровень социально-культурного обслуживания в сельской местности значительно снизился. Например, ухудшилось транспортное обслуживание сельских жителей. Число сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами, сократилось по РФ за 1991-1997 гг. на 35 тыс. (на 31%). Число сельских автобусных маршрутов уменьшилось на 7 тыс. (на 32%), их протяженность на 482 тыс. км (на 38%). Для сравнения: за 1986-1990 гг. автобусные перевозки в сельской местности уменьшились на 1,5%. В 1995 г. число сельских автобусных маршрутов составляло 16,1 тыс., а их протяженность – 852,3 тыс. км, в 2000 г. – 14,8 тыс. маршрутов протяженностью 708,2 тыс. км, в 2005 г. – 14,1 тыс. маршрутов на 643,8 тыс. км, в 2010 г. 11 тыс. маршрутов на 487,5 тыс. км, в 2013 г. 8,6 тыс. маршрутов на 390 тыс. км. С 2014 г. была изменена методика учета этих показателей, они стали формироваться по данным органов местного самоуправления. Так в 2014 г. число автобусных маршрутов в сельской местности составило сразу 29,7 тыс., а их протяженность выросла до 970 тыс. км (заметим, что число всех российских автобусных маршрутов, и городских, и сельских, в 2010-2013 гг. составляло 22 тыс., а их протяженность – 1,3 млн км). Несмотря на смену методики подсчета уже в 2015 г. число автобусных маршрутов в сельской местности снизилось за год сразу на 21% до 23,4 тыс. Данные о протяженности уже не публикуются.
Если в 2000 г. еще 78,4 тыс. сельских населенных пунктов обслуживались автобусами в пригородном и междугородном сообщениях, то в 2005 г. таких населенных пунктов было 76,1 тыс., а в 2010 г. только 56,6 тыс. (т.е. через 20 лет реформ более 63% всех сельских населенных пунктов не имели никакого автобусного сообщения). Для справки: перед реформами в 1990 г. более половины сельских населенных пунктов РСФСР не обслуживались пригородными автобусными маршрутами и три четверти – междугородными. С 2011 г. изменилась методика оценки этого показателя: в 2012 г. автобусное обслуживание имели уже 82,3 тыс. сельских поселений, в 2013 г. – 85,4 тыс., в 2015 г. – 89,3 тыс.
Более чем втрое за последние годы увеличился удельный вес сельских населенных пунктов, не обслуживаемых сетью почтовой связи – с 2,1% в 2000 г. до 7,8% в 2014 г. В 2000 г. – 57% сельских малонаселенных пунктов не имели телефонной связи, в 2010‑2015 гг. – 17%.
Ухудшение жизни сельских жителей в результате кризиса сельскохозяйственного производства усугубляется тем, что на селе сворачиваются и многие государственные предприятия и социальные службы, так что сокращается возможность приложения рабочей силы вне собственно сельского хозяйства. В рамках сельского образа жизни произошел значительный переток рабочей силы, и к началу реформы примерно половина работников, живущих в селе, была занята уже не сельским хозяйством. В ходе реформы эти возможности сократились.
На рубеже ХХ-ХХI вв. российское село возвращается к устаревшим низкопроизводительным укладам хозяйствования. Сельское хозяйство РФ становится все более натуральным, а образ жизни занятых в нем людей все более архаичным.
___________________________
См. еще по теме
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг. (Часть 1)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: от колхозов к сельхозпредприятиям (Часть 2)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: личные подсобные хозяйства населения (Часть 3)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: фермерские(крестьянские) хозяйства (Часть 4)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: Реформа и экономические условия для ведения сельского хозяйства (Часть 5)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: инвестиции и капиталовложения (Часть 6)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: воспроизводство основных фондов (Часть 7)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: мелиорация земель (Часть 8)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: удобрение почв (Часть 9)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: химзащита растений (Часть 10)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: транспортная и производственная инфраструктура (Часть 11)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: сельхозтехника (Часть 12)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: растениеводство (Часть 13)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: животноводство (Часть 14)
Производство и потребление продуктов питания в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.
Источник: http://riskprom.ru/publ/43 |