Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 [3]
Эта книга - о состоянии современной России, в которое она приведена за десятилетие реформ Книга эта белая. Это значит, что в ней даны не мнения и оценки, а факты. Триста графиков, взятых из официальной статистики, дают картину общего состояния дел в хозяйстве России
Белая книга реформ (1970-2003 гг.) [1]
Эта книга – изложение фактов, говорящих о социально-экономическом состоянии России, в которое она приведена за время радикальных экономических реформ с 1991 по 2003 годы
Куда идет Россия (1970-2007). Белая книга реформ (1991-2007) [1]
Это - четвертое издание «Белой книги» об экономической реформе в России, в которой временные ряды примерно трехсот важнейших показателей главных сторон нашей жизни доведены до 2007 года
Куда идем? Беларусь, Россия, Украина (1970-2007 гг.) [1]
В этой книге показано, как пережили кризис 90-х годов и 2000-2007 годы народы и хозяйства Беларуси, России и Украины. Главные характеристики жизни трех наших стран, представленные в форме графиков, показывают, что с середины 90-х годов в каждой из них реализуется свой, отличный от других, проект восстановления и развития.
Народное хозяйство СССР (середина-конец XX в.) [1]
В данной книге излагаются почти исключительно статистически значимые факты, причем удостоверенные органами государственной статистики. Это факты, говорящие о развитии главных систем народного хозяйства СССР и материальном обеспечении (благосостоянии) населения.
Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013(16) гг. [52]
В книге даны временные ряды примерно трехсот важнейших показателей главных сторон жизни нашей страны с середины прошлого века по настоящее время

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 38


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Белая книга России: сер. XX - нач. XXI вв. » Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013(16) гг. [ Добавить статью ]

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: транспортная и производственная инфраструктура (Часть 11)

Еще одним массивным элементом материально-технической базы сельского хозяйства является инфраструктура. Это, прежде всего, дороги, линии электропередач, ирригационные каналы. Известно, что именно в создании современной инфраструктуры отечественное сельское хозяйство сильно отставало от западного – в силу огромной стоимости работ. Это вызывало перерасход средств во время уборки и транспортировки продукции, значительные ее потери. Сеть дорог с твердым покрытием в России по своей плотности просто несопоставима с сетью в других развитых странах – в РСФСР в 1990 г. имелось 23 км дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории. А, например, во Франции 1364 км, в Англии 1499 км, в Польше 493 км, в Канаде 83 км.

Понятно, что малонаселенные области Сибири следовало бы исключить из сравнения. Но и в Центральном районе (12 областей) РСФСР, вполне сравнимом с Францией, было всего 131 км дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км, а в исключительно важном сельскохозяйственном Поволжском районе – 82 км. Плохо обстояло дело и с внутрихозяйственными дорогами с твердым покрытием. В РСФСР на 10 тыс. га посевов имелось всего 6 км таких дорог. На Западе грузовики во время уборки приближаются непосредственно к полю, доставляя продукцию в торговую сеть, на переработку или в хранилища без перевалки; в России уборка чаще всего приходится на сезон распутицы, так что продукцию вывозят с поля на тракторных тележках. За 1990-2000 гг. посевные площади сократились в 1,4 раза (в основном «удаленные»), и в 2000 г. протяженность сельхоздорог необщего пользования с твердым покрытием увеличилась до 13 км на 10 тыс. га. Затем сокращение протяженности сельхоздорог (за 2000-2012 гг. в 3,2 раза) опережало выбытие посевных площадей: на 10 тыс. га в 2005 г. их осталось 9,2 км, в 2010 г. 5 км, в 2014 г. 4,2 км.

Решать проблему бездорожья можно только путем строительства дорог. В 1980‑е годы для этого были уже накоплены средства и создана система строительных организаций. Начался быстрый рост дорожного строительства. Трудно назвать другую программу, которая была бы прервана рыночной реформой столь резко, как строительство дорог[19].

_____________________

[19] Заметим, что СМИ утверждали совершенно противоположное тому, что происходило на деле.

При этом именно строительство внутрихозяйственных дорог, то есть относящихся именно к инфраструктуре сельского хозяйства, сократилось в наибольшей степени. В 1986-1988 гг. было построено 43,3 тыс. км таких дорог, в 1990 г. – 28,3 тыс. км, в 1995 г. – 1,9 тыс. км, в 1998 г. – 270 км, в 2000 г. – 327 км, в 2005 г. – 74 км, в 2009 г. – 7 км, в 2010 г. – 14 км, в 2013 г. – 33 км, в 2016 г. – 70 км. Более того, сеть местных и внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в России сокращается из-за недостатка средств на их содержание. Этот фактор усугубился вследствие развала системы крупных сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов).

Готовая статистика протяженности дорог местного значения начала новый отсчет с 2006 г., поскольку меняется классификация таких дорог, вводятся категории дорог регионального и межмуниципального значения, они переводятся из одной категории в другую, прежний временной ряд нарушен. О масштабах сокращений автодорог в сельской местности косвенно можно судить по динамике протяженности дорог необщего пользования с твердым покрытием (Рис. 5- 24).

Рис. 5- 24. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования с твердым покрытием в РСФСР и РФ, тыс. км
1 – всего; 2 – в. т.ч. по организациям с видом деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях»

Несмотря на значительный рост дорожного строительства (в 1985-1990 гг. ежегодный ввод автодорог общего и необщего пользования с твердым покрытием увеличился с 20 до 40 тыс. км) РСФСР в 1990 г. находилась на последнем месте в СССР по удельному весу автодорог с твердым покрытием. Тогда 12% автодорог общего пользования были грунтовыми, более трети дорог с твердым покрытием имели недолговечное щебеночное или гравийное покрытие. Еще в те годы констатировалось, что отсутствие качественных автодорог приводит к перерасходу горючего, преждевременному износу техники, потерям грузов при транспортировке, несвоевременному вывозу с полей сельскохозяйственной продукции, крайне негативно влияет на социальное развитие села. К концу 1990 г. 151 райцентр в РСФСР (8% их общего количества) все еще не был соединен дорогами с твердым покрытием с областными центрами, 1,7 тыс. центральных усадеб колхозов и совхозов (7%) были лишены такой связи с райцентрами. В 1993 г. 40% сельских населенных пунктов РФ не имели дорог с твердым покрытием для связи с сетью путей сообщения общего пользования, в 1997 г. – 32%, в 2002 г. – 33,3%, в 2007 г. – 28,8%, в 2010 г. – 28,6%, в 2016 г. – 29%. Фермеризация незначительно повлияла на строительство сельских дорог: за 1997‑2016 гг. в РФ было введено в действие 94 км автомобильных дорог с твердым покрытием для фермерских хозяйств.

За годы реформ сократился не только ввод, но и ухудшилось обслуживание и ремонт дорог, часть их формально выводится из эксплуатации, и это касается именно дорог местного значения. Ход этого процесса можно оценить, сравнив эксплуатационную длину дорог с твердым покрытием с протяженностью, которую они должны были бы иметь с учетом ввода в действие новых дорог, начиная с 1974 г. (Рис. 5- 25).

Рис. 5- 25. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в РСФСР и РФ, тыс. км:

1 – сумма протяженности на конец 1974 года и вводимых в действие новых дорог;
2 – официально объявленная эксплуатационная протяженность дорог (с 2010 г. – без дорог местного значения и улиц);
3 – публикуемая с 2010 г. протяженность, включая дороги местного значения, с 2012 г. - протяженность улиц

Из Рис. 5- 25 видно, что в 1975-1990 гг. в среднем ежегодно выбывало 1,7 тыс. км автодорог с твердым покрытием, а вводилось ежегодно 23,5 тыс. км. С началом реформы выбытие резко увеличилось, а строительство стало сокращаться, но до 2000‑х гг. ввод все-таки опережал выбытие. В 1991-1995 гг. выбывало в среднем уже 10 тыс. км в год, но строилось 22,2 тыс. км в год, в 1996-2000 гг. – 5,6 и 6,6 тыс. км в год. Тревожный перелом наступил в 2003 г., когда впервые в России было зафиксировано сокращение дорожного фонда, а в целом за пятилетку 2001-2005 гг. ежегодное выбытие (10,2 тыс. км в год) автодорог с твердым покрытием превысило ввод (3,6 тыс. км в год). Как уже отмечалось, с 2006 г. изменялись методики классификации и учета автодорог, и ситуацию с сокращением дорожного фонда РФ удалось «выправить» - это наглядно проявилось по скачкам официально объявляемой протяженности автодорог с твердым покрытием (кривая 2 на Рис. 5- 25 в 2006-2009 гг.). Общими усилиями строителей и методистов протяженность автодорог с твердым покрытием выросла в РФ в 2006-2010 гг. на 62 тыс. км, хотя за эти же годы построено и реконструировано было вчетверо меньше – 14,8 тыс. км. Другими словами некоторые автодороги из ранее выбывших были признаны пригодными к эксплуатации и какая-то часть была переквалифицирована в дороги с твердым покрытием, ранее ими не считавшимися. С середины 2000-х гг. автодороги с твердым покрытием берегут и перестали официально выводить из эксплуатации. Однако это совсем не означит, что удастся быстро восстановить ранее выбывшие из эксплуатации автодороги.

За 1991-2005 гг. из эксплуатации выведено 131 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием. Т.е. до смены методик учета в РФ на 2005 г. было утрачено 15% общей длины автодорог с твердым покрытием (на 2016 г. – 28%). При этом протяженность больших дорог (федерального значения) нисколько не уменьшилась – утрачены именно дороги местной сети. Если принять, что «методические» ресурсы по вводу дорог в эксплуатацию исчерпаны, то при достигнутом в 2010-х гг. темпе строительства (2,6 тыс. км ежегодно в 2010-2016 гг.), только чтобы восстановить потери выведенных из эксплуатации за 1991-2010 гг. автодорог с твердым покрытием, потребуется более 30 лет. Эта консервативная оценка может быть резко изменена с началом восстановления сети сельских дорог, т.к. выбывшие местные дороги требуют гораздо меньших ресурсов на реконструкцию, чем строительство новых федеральных трасс. К сожалению, в начале 2010-х гг. протяженность дорог продолжают увеличивать «методиками подсчета» – с 2010 г. в протяженность российских автодорог с твердым покрытием стали включать дороги местного значения, а с 2012 г. и улицы (см. кривую 3 на Рис. 5- 25). В результате за 2010-2012 гг. официально объявленная протяженность дорог с твердым покрытием увеличилась на 264 тыс. км, а построено было в 33 раза меньше – только 8 тыс. км. Если же исключить из объявленной протяженности автодорог с твердым покрытием дороги местного значения (начали учитывать с 2010 г.) и улицы (приятны в учет с 2012 г.), то наблюдаемая протяженность не выросла, а наоборот сократилась примерно на 150 тыс. км (см. уровень кривой 2 на Рис. 5- 25 в 2010‑2016 гг.).

Другой важной составляющей инфраструктуры сельского хозяйства являются производственные сооружения, здания, постройки. Их строительство на селе почти прекратилось. В частности, практически прекращено строительство животноводческих помещений.

В 1970-е годы велось ускоренное строительство крупных ферм: например, в 1970 г. было введено в действие помещений для содержания крупного рогатого скота на 2,5 млн ското-мест и помещений для свиней на 2,9 млн мест, а в 1975 г. на 2,8 млн ското-мест и 1,7 млн мест, соответственно.

К середине 1980-х годов такое массовое строительство было завершено. Однако в ходе реформы оно должно было бы возобновиться, поскольку для новых форм хозяйствования требовались фермы другого типа[20]. Этого не произошло. В реформу значительная часть уцелевшего скота переведена на подворья, старые крупные фермы просто заброшены, а новых ферм оптимального размера (на 70 коров для Европейской части России) не строится.

________________________

[20] Одним из типичных аргументов в антиколхозной кампании было утверждение, будто колхозные и совхозные животноводческие фермы имеют неоптимальный размер (“гигантомания”), так что небольшие частные фермы будут более продуктивны. То есть в программе реформ речь шла о замене больших ферм новыми, “оптимального” размера. А это значит, что должно было начаться крупномасштабное строительство новых животноводческих помещений.

Аналогичное положение складывалось в птицеводстве. В течение 1970-х годов ежегодно вводились в строй птицефабрики яичного направления на 6,5 млн кур-несушек. В 1980-е годы велось строительство в масштабах, необходимых для поддержания всей системы с запланированным темпом расширения. Реформа, вопреки декларациям, на деле вовсе не привела к модернизации птицеводства и замене советских птицефабрик более совершенными птицефермами – строительство было почти прекращено.

Прекращение большой программы строительства птицефабрик мясного направления, для выращивания цыплят-бройлеров, носило еще более резкий характер – обвал начался с самых первых шагов реформы. В 1975-85 гг. ежегодно вводилось в действие таких птицефабрик на 51 млн голов птицы. За пятнадцать лет 1991-2005 гг. всего было построено птицефабрик на 30 млн голов. Только с 2006 г. опережающими темпами начался быстрый ввод в действие птицефабрик мясного направления. За 2006-2011 гг. введено мощностей на 651 млн голов птицы, это больше, чем за 1976-1990 гг. (641 млн голов птицы). Этот рост косвенно демонстрирует потенциал пореформенного восстановления производства сельскохозяйственной продукции в РФ. Подобный рост наблюдается с середины 2000-х гг. в вводе мощностей по производству растительного масла и комбикормов.

Табл. 5- 15. Ввод в действие важнейших производственных мощностей животноводства, и отдельных мощностей хранения и переработки продукции растениеводства в РСФСР и РФ

Резко сократилось и непрерывно продолжает сокращаться водоснабжение сельского хозяйства: использование свежей воды (не считая расхода на орошение, см. Рис. 5- 18) за 1991-2016 гг. снизилось с 4,7 до 0,3 куб. км – более чем в 14 раз.

___________________________

См. по теме также

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг. (Часть 1)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: от колхозов к сельхозпредприятиям (Часть 2)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: личные подсобные хозяйства населения (Часть 3)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: фермерские(крестьянские) хозяйства (Часть 4)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: Реформа и экономические условия для ведения сельского хозяйства (Часть 5)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: инвестиции и капиталовложения (Часть 6)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: воспроизводство основных фондов (Часть 7)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: мелиорация земель (Часть 8)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: удобрение почв (Часть 9)

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: химзащита растений (Часть 10)

Производство и потребление продуктов питания в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.



Источник: http://riskprom.ru/publ/43
Категория: Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013(16) гг. | Добавил: safety (01.11.2017) | Автор: Белая книга России 1950-2016 гг.
Просмотров: 11 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]