Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 [3]
Эта книга - о состоянии современной России, в которое она приведена за десятилетие реформ Книга эта белая. Это значит, что в ней даны не мнения и оценки, а факты. Триста графиков, взятых из официальной статистики, дают картину общего состояния дел в хозяйстве России
Белая книга реформ (1970-2003 гг.) [1]
Эта книга – изложение фактов, говорящих о социально-экономическом состоянии России, в которое она приведена за время радикальных экономических реформ с 1991 по 2003 годы
Куда идет Россия (1970-2007). Белая книга реформ (1991-2007) [1]
Это - четвертое издание «Белой книги» об экономической реформе в России, в которой временные ряды примерно трехсот важнейших показателей главных сторон нашей жизни доведены до 2007 года
Куда идем? Беларусь, Россия, Украина (1970-2007 гг.) [1]
В этой книге показано, как пережили кризис 90-х годов и 2000-2007 годы народы и хозяйства Беларуси, России и Украины. Главные характеристики жизни трех наших стран, представленные в форме графиков, показывают, что с середины 90-х годов в каждой из них реализуется свой, отличный от других, проект восстановления и развития.
Народное хозяйство СССР (середина-конец XX в.) [1]
В данной книге излагаются почти исключительно статистически значимые факты, причем удостоверенные органами государственной статистики. Это факты, говорящие о развитии главных систем народного хозяйства СССР и материальном обеспечении (благосостоянии) населения.
Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013-2021 гг. [83]
В книге даны временные ряды примерно трехсот важнейших показателей главных сторон жизни нашей страны с середины прошлого века по настоящее время

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 47


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Белая книга России: сер. XX - нач. XXI вв. » Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013-2021 гг. [ Добавить статью ]

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: от колхозов к сельхозпредприятиям (Часть 2)

Институциональные изменения в сельском хозяйстве в ходе реформы

Реформа означала революционное изменение организации сельскохозяйственного производства и его отношений со смежниками, потребителями и государством. Реформа изменила общественный строй России в части сельского хозяйства и всего жизнеустройства российской деревни.

До начала радикальных реформ, в 1989 г., в РСФСР действовало 12,9 тыс. государственных предприятий – совхозов – и 12,5 тыс. кооперативных предприятий - колхозов (без рыболовецких). В совхозах работало в тот момент 5,6 млн человек, и в колхозах – 4 млн человек.

Имелись также межхозяйственные предприятия и организации (2,8 тыс., 100 тыс. работников). У них было 45 тыс. участников из числа колхозов, совхозов и других организаций (многие из них участвовали в двух и более межхозяйственных предприятий). Они выполняли ряд специальных функций (например, брали на откорм скот перед поставкой) и были очень рентабельными (так, в 1990 г. при производстве сельскохозяйственной продукции в этих предприятиях прибыль составляла 64%).

Небольшую группу составляли агропромышленные комбинаты типа «Кубань» (130) и агропромышленные объединения типа «Новомосковское (150). Особый тип представляли собой 14 тыс. подсобных сельских хозяйств городских предприятий. Им было предоставлено 4 млн га сельскохозяйственных угодий, посевные площади составляли 1,9 млн га (1989 г.). В целом на одного городского жителя РФ подсобные хозяйства производили по 2,3 кг картофеля и овощей, 2,5 кг мяса и 8,1 кг молока (1990 г.).

В 1990 г. в сельской местности жили 38,8 млн человек, что составляло 26,2% всего населения РСФСР.

Сельскохозяйственные угодья совхозов составляли 119 млн га, из них посевная площадь 61,5 млн га. Угодья колхозов составляли 85,4 млн га, из них общественной посевной площади было 52,3 млн га.

Совхозы в 1989 г. произвели продукции сельского хозяйства (в ценах 1983 г.) на 48,8 млрд руб., а колхозы (с межхозяйственными предприятиями) – на 33,4 млрд руб.

Соотношение продукции растениеводства и животноводства в стоимостном выражении составляло в целом по всем предприятиям 1:1,6 (в совхозах 1:2). В 1989 г. сельскохозяйственные предприятия произвели, в стоимостном выражении, 77,6% продукции, а личные подсобные хозяйства населения (приусадебные участки, сады и огороды) – 22,4%.

После интенсивной идеологической кампании по дискредитации колхозов и совхозов как социально-производственных систем, в 1992 г. была начата обязательная перерегистрация этих предприятий. К 1 октября 1992 г. прошло перерегистрацию 10,6 тыс. (42%) предприятий, причем их них 4,5 тыс. (43%) решили сохранить свой статус колхозов или совхозов. На 1 января 1994 г. перерегистрацию прошли 95% хозяйств, из них 34% сохранили свой статус.

В справке Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ (2002 г.) значение этого шага оценивается так: “На состояние сельского хозяйства существенно повлияла неготовность аграрного менеджмента управлять производством в новых условиях, а также ускоренная, практически не ориентированная на сохранение накопленного в сельском хозяйстве производственного потенциала, реорганизация колхозов и совхозов”.

Надо заметить, что “неготовность аграрного менеджмента” – столь же существенный объективный фактор, как и любой другой, и он должен был быть принят во внимание. Тем более что реорганизация велась как «не ориентированная на сохранение накопленного в сельском хозяйстве производственного потенциала». Именно в этой реорганизации колхозов и совхозов заключалась главная суть реформы 90-х годов.

За 1990-е гг. в производственной системе произошли существенные организационные изменения. На 2001 г. в РФ насчитывалось 24,8 тыс. крупных и средних предприятий по производству сельскохозяйственной продукции (в 2006 г. 16,9 тыс., в 2010 г. 7,2 тыс., в 2013 г. 5,1 тыс.). Из них к концу 1990-х гг. половина была производственными сельскохозяйственными кооперативами, около 10% государственными предприятиями, 5% открытыми акционерными обществами, около 15% закрытыми акционерными обществами и предприятиями иных видов коллективной и коллективно-долевой форм собственности.

Таким образом, прежде всего произошло раздробление и изменение организационного типа бывших крупных предприятий – колхозов и совхозов. Значительная часть и ресурсов, и производственной деятельности переместилась из предприятий в мелкое производство – в хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства.

Реформа привела к резкому сокращению объемов производства в сельскохозяйственных предприятиях. В сопоставимых ценах физический объем продукции сельского хозяйства предприятий составил в 1998 г. 35% от уровня 1990 г. (в том числе 38% в растениеводстве и 34% в животноводстве), в 2005 г. – 46%, в 2010 г. – 53%, в 2016 г. – 85%. При набранных в 2000-2010-х гг. темпах роста сельхозпредприятия восстановят дореформенный уровень производства 1990 г. только к 2020-2025 гг.

За годы реформ доля сельхозпредприятий в производстве сельскохозяйственной продукции упала в среднем с 70-75% до 45-55% (см. Рис. 5- 2)

Изменение некоторых характеристик сельскохозяйственных предприятий выглядит так:

Табл. 5- 1. Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий

По данным Сельскохозяйственной переписи 2006 г., крупных и средних организаций, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность в 2006 году, было 19,3 тыс. Но кроме того имелось 7,25 тыс. организаций, «прекративших сельскохозяйственную деятельность», а также 1,2 тыс. организаций, «приостановивших сельскохозяйственную деятельность». По предварительным данным Сельскохозяйственной переписи 2016 г. в стране насчитывалось в сумме 15,2 тысячи крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций. Это важная информация о состоянии сельского хозяйства в целом.

Расчленение сложившихся крупных предприятий и их технологической базы – акция, необъяснимая с точки зрения хозяйственной эффективности[13]. В 1999 г. все группы сельскохозяйственных предприятий с численностью занятых до 180 человек, были убыточными (в 2001 г. – до 100 чел., далее этот показатель Росстатом не публиковался). С этими данными согласуется уровень рентабельности или убыточности предприятий в зависимости от других показателей размера хозяйства. Например, от количества скота – в 1999 г. рентабельными в среднем были только предприятия с поголовьем крупного рогатого скота более 1500 голов (в 2001 г. и в 2008 г. эти же предприятия имели наименьшую убыточность – 16 и 12%) , но таких предприятий в РФ оставалось в 1999 г. всего 3,4% (в 2001 г. – 3,5%).

_________________________

[13] В то время в одном из обзорных отчетов Министерства сельского хозяйства США сказано, например: “По переписи 1997 года в США насчитывалось 1,9 млн. ферм. Они делятся на мелкие семейные с размером реализации до 250 тыс. и крупные, свыше 250 тыс. долларов. Мелкие семейные фермы к началу нового века практически выпали из числа эффективных товаропроизводителей. И хотя таких сегодня в стране абсолютное большинство - 1,6 млн, или 82%, их вклад в общий доход не превышает 12%. Если бы не государственная поддержка в размере 1200 долл. на одну ферму, они еще в 1997 году оказались бы в убытке. Эти хозяйства существуют исключительно за счет внефермерской деятельности”.

В 1999 г. в этих крупных предприятиях годовые затраты на одну голову скота составляли 2415 руб., а на фермах с поголовьем до 100 голов – 4685 руб. В крупных предприятиях суточный привес на голову скота составлял в среднем 409 г, а в малых (до 100 голов) – 253 г. Еще более разительно различаются надои на одну корову: в предприятиях, имевших более 1000 коров, надой в 1999 г. составлял 3167 кг, а в тех, которые держали менее 100 коров, – 1601 кг. В 2001 г. и в 2003 г. положительную рентабельность имели сельхозорганизаций с поголовьем коров более 300, в 2008 г. – более 100. Наибольшую рентабельность в эти же годы имели сельхозорганизации с поголовьем свыше 1000 коров – 45, 30 и 30% соответственно.

В ходе реформы экономическое положение большинства предприятий было очень нестабильным. На первом этапе реформ до 1998 гг. большая часть ранее прибыльных сельхозпредприятий резко стали убыточными. На втором этапе реформирования в 1999-2007 гг. общее число сельхозпредприятий сократилось в 1,8 раз – в основном за счет ликвидации убыточных (их число сократилось более чем в 7 раз). На следующем этапе реформ с 2008 г. идет сокращение числа всех сельхозпредприятий – ставшие из прибыльных убыточными быстро ликвидируются. Динамику этого процесса можно видеть на Рис. 5- 3.

Рис. 5- 3. Число прибыльных и убыточных сельскохозяйственных предприятий в РСФСР и РФ, тыс.

Как видно из Рис. 5- 3 экономическая нестабильность была присуща сельхозпредприятиям и до реформ, однако текущая убыточность не была приговором – сельхозпредприятия не ликвидировали, а планомерно развивали.

Один из главных и в долгосрочной перспективе очень тяжелых ударов, которые нанесла реформа сельскому хозяйству и российскому обществу в целом, заключается в вытеснении большой массы сельского населения из крупных механизированных предприятий с последующей архаизацией хозяйства и быта этой части россиян. К концу 80-х годов подавляющее большинство работников колхозов и совхозов имели квалификацию и навыки труда индустриального типа, были опытными трактористами, комбайнерами и водителями автомобилей, операторами на фермах. Если в 1950 г. и 1960 г. в РСФСР работало 0,83 и 1,4 млн механизаторов, то в 1970 г. и 1980 г. – 1,76 и 2,18 млн, а в 1987 – 2,2 млн (т.е. более 20% всех работников сельского хозяйства составляли механизаторы).

Ежегодно переподготовку и обучение вторым профессиям проходили около 200 тыс. колхозников, а курсы повышения квалификации – более 1 миллиона. Этот кадровый потенциал представлял собой большое национальное достояние России.

В ходе реформы «село отступило на подворья» – большая часть бывших работников предприятий занялась низкопродуктивным ручным трудом в «хозяйствах населения» (Рис. 5- 4).

Рис. 5- 4. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства в РСФСР и РФ в сопоставимых ценах (1990 г.=100)

Демонтаж колхозно-совхозной системы означал деиндустриализацию и демодернизацию сельского хозяйства.

Этот массивный процесс характеризуется быстрым сокращением энергетических мощностей сельского хозяйства, резким снижением использования электроэнергии для производственных целей, катастрофическим уменьшением парка сельхозтехники и сокращением числа работников сельскохозяйственных предприятий. Динамика этих процессов представлена на Рис. 5- 5 - Рис. 5- 8.

С 1990 г. по 2010 г. число сельхозработников сократилось почти в 6 раз – с 10 до 1,7 млн человек (в 2015 г. – 1,3 млн чел.).

Рис. 5- 5. Число работников в сельскохозяйственных организациях РСФСР и РФ, млн

Энергетические мощности сельскохозяйственных организаций в реформы сократились более чем в 4,5 раза, – в 2016 г. их осталось, как полвека назад.

Рис. 5- 6. Энергетические мощности сельскохозяйственных организаций
РСФСР и РФ, млн л.с.

В реформы парк тракторов сократился более чем в 6 раз – с 1366 до 223 тыс. шт. (это даже меньше, чем было в РСФСР в предвоенное время – Рис. 5- 7).

Рис. 5- 7. Парк тракторов в сельскохозяйственных предприятиях РСФСР и РФ¸ тыс.

Почти в 7 раз за 1991-2016 гг. сократился парк зерноуборочных комбайнов (Рис. 5- 8) – с 408 до 59 тыс. машин.

Рис. 5- 8. Число зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях
в РСФСР и РФ, тыс. штук

Примерно такая же картина наблюдалась и с парками другой сельхозтехники. К 2017 г. в реформы парк плугов сократился в 9 раз, культиваторов – в 7 раз, сеялок – в 8 раз, жаток – в 13 раз, косилок – в 9 раз, пресс-подборщиков – в 4 раза, дождевальных и поливальных машин – в 13 раз, машин для внесения минеральных удобрений – в 7 раз, доильных установок и агрегатов – в 10 раз, кукурузоуборочных комбайнов – в 14 раз, льноуборочных – в 30 раз, картофелеуборочных – в 15 раз, кормоуборочных – в 9 раз, свеклоуборочных машин – в 11,5 раз. Никаких существенных признаков замедления сокращения или возрастания числа этих машин не наблюдается, кроме дождевальных и поливальных машин и установок, количество которых возросло в 2013‑2016 гг. в 1,16 раз – с 5,2 до 6 тыс. ед.

В реформы потребление электроэнергии на производственные цели в сельскохозяйственных предприятиях снизилось более чем в 5 раз и находилось в РФ в середине 2010-х гг. на уровне РСФСР середины 1970-х гг.

Рис. 5- 9. Потребление электроэнергии на производственные цели в РСФСР и РФ:
в сельскохозяйственных предприятиях (1) и в отраслях «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (2), млрд кВт-ч.

Таково положение предприятий. На другом конце спектра сельскохозяйственных производителей находятся хозяйства населения (в основном их представляют приусадебные хозяйства бывших колхозников и рабочих совхозов; кроме того, в эту категорию входят коллективные и индивидуальные сады и огороды).

___________________________

См. по теме также

Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг. (Часть 1)

Производство и потребление продуктов питания в РСФСР и РФ 1950-2016 гг. (Часть 1)

 

 



Источник: http://riskprom.ru/publ/43
Категория: Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013-2021 гг. | Добавил: safety (31.10.2017) | Автор: Белая книга России 1950-2016 гг.
Просмотров: 6351 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]