Материально-техническая база российского сельскохозяйственного производства
Изменение в ходе реформы экономических условий деятельности сельскохозяйственных предприятий подорвало воспроизводство их материально-технической базы. До этого, особенно начиная с 1970-х годов, эта база в РСФСР развивалась очень быстро – село насыщалось техникой и кадрами, энергетическими мощностями и другими основными фондами. Налаживалась система обеспечения и топливом, и удобрениями, развивались новые отрасли промышленности, производящие нужные для села материалы.
Основные фонды колхозов, совхозов и межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий РСФСР выросли с 1970 по 1990 г. в расчете на одного работника с 3,7 до 27,3 тыс. руб., а в расчете на 100 га сельхозугодий с 19,3 до 129,8 тыс. руб. При этом и в ходе пятилетки 1985-1990 гг. продолжался быстрый рост основных фондов. За эту пятилетку, например, энергетические мощности в расчете на одного работника выросли с 40,3 л.с. до 50,5 л.с.
По этим основным показателям советское сельское хозяйство вышло в число высокоразвитых. В 1989 г. в РСФСР на одного работающего приходилось 35,3 киловатт энергетических мощностей[17], а в Италии в 1988 г. 23 кВт, в Нидерландах 30,5, в Дании 39, в Венгрии 9,5 кВт. Сильно различались энерговооруженность труда в сельском хозяйстве у СССР и США - в США на одного работника приходилось 105 кВт. Но по этому показателю США резко выпадали из общего ряда высокоразвитых стран – работники там снабжены избыточными энергетическими мощностями. В расчете же на 100 га пашни разница была не так велика – 259 кВт в СССР и 405 кВт в США. В каком темпе сокращались энергетические мощности в сельском хозяйстве в ходе реформы, показано выше Рис. 5- 6.
______________________
[17] Энерговооруженность 1 работника в сельском хозяйстве РСФСР была примерно на 40% выше, чем в среднем по СССР.
За 1970-1990 гг. материально-техническая база сельского хозяйства в СССР перешла на качественно новый уровень развития. Она обновлялась даже быстрее, чем в промышленности: в 1990 г. ввод в действие новых основных фондов (без скота) составлял в сельском хозяйстве 7%, а коэффициент выбытия 3,3% от наличия основных фондов на конец 1989 г. В промышленности эти показатели были равны 6,0% и 1,8%, соответственно.
С началом реформы, уже в 1991 г. практически прекратилось обновление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Капиталовложения (инвестиции) в основной капитал сельского хозяйства в ходе реформы к 1998 г. уменьшились по сравнению с 1990 г. в 25 раз, и в 2010-х гг. остаются в среднем в 6 раз более низкими, чем непосредственно перед реформой 1990-х гг. Динамика этого показателя приведена на Рис. 5- 11.
Рис. 5- 11. Индексы инвестиций (в сопоставимых ценах, 1990=100)
в основной капитал сельского хозяйства РСФСР и РФ
(с 2005 г. сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях)
Государство в ходе реформы практически перестало делать капиталовложения в сельское хозяйство. В 1990 г. государственные ассигнования составили 71% инвестиций в производственные объекты сельского хозяйства РСФСР (остальные капиталовложения делали колхозы). В 2001 г. доля бюджетных средств в капиталовложениях в АПК (и так уже многократно уменьшившихся, в 14 раз) составила всего 5,6%. С 1995 г. по 2001 г. доля средств для инвестиций в агропромышленную сферу из федерального бюджета сократилась с 16,8% до 2% из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – с 13,8% до 3,4%. В 2005 г. доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, составляли 4,3%, в 2010 г. – 2,3%, в 2015 г. – 3,7%.
Надежды на иностранного инвестора пока не оправдались. Доля сельского хозяйства (с 2005 г. включая охоту и лесхоз) в общем объеме инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала составляла в 1993 г. 0,16%, в 1995 г. 0,7%, в 2000 г. 0,5%, в 2005 г. 0,8%, в 2010 г. 1,3% в 2012 г. 2,3%. Суммарная доля сельского хозяйства, охоты и лесхоза в иностранных инвестициях составила в 2005 г. 0,2%, в 2010 г. и 2012 г. – по 0,4%, в 2014 г. – 1,6%. При этом доля прямых иностранных инвестиций составляла в 2010 г. – 0,3%, в 2012 г. – 0,2%, в 2013 г. – 1,5%.
Относительно всех капвложений в основной капитал в РФ инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство с самого начала реформы упали более чем втрое и уже с 1995 г. их доля не превышала 5% – это меньше, чем в годы Великой Отечественной войны (в 1941-45 гг. 6,8%, в 1970 г. 15%, в 1980 г. 17%, в 1990 г. 15,4%, в 1997 г. 2,5%, в 2000 г. 2,7%, в 2005 г. 3,7%, в 2010 г. 3,2%, в 2016 г. 3,7%). Динамика этого показателя представлена на Рис. 5- 12.
Рис. 5- 12. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства (в объекты производственного назначения) в РСФСР и РФ, % от всех капиталовложений в народное хозяйство и экономику
За более чем двадцать пять лет реформ 1991-2016 гг. недовложения в основной капитал сельского хозяйства РФ (по уровню 1990 г.) составили ок. 1,1 трлн долл. США. Для сравнения, это составляет 86% объема ВВП России за 2016 г., или почти втрое больше всех доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2016 г.
Сокращение инвестиций затронуло сельское хозяйство в значительно большей степени, чем другие экспорториентированные отрасли экономики, – например, доля инвестиций в топливную промышленность в реформы хотя и неравномерно, но росла (Рис. 5- 13).
Рис. 5- 13. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства и топливной промышленности
в РСФСР и РФ в процентах от всех капиталовложений в народное хозяйство и инвестиций в экономику
Реформа привела к разрушению цикла воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства. В 1995 г. коэффициент обновления (ввод в действие) основных фондов упал до 0,6%, а в 1998 г. до 0,5%, и оставался менее 1% до 2005 г. (Рис. 5- 14).
Рис. 5- 14. Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов в сельском хозяйстве РСФСР и РФ - ввод в действие и ликвидация основных фондов (без скота до 2004 г., с 2005 г. суммарно «в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве» без исключения скота),
в процентах от наличия основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах
Однако охота и лесное хозяйство по величине основных фондов сильно уступают сельскому хозяйству, скот по стоимости составляет 6-7% основных фондов сельского хозяйства и численность его не увеличилась. Таким образом, и этот новый агрегированный показатель отражает динамику основных фондов сельского хозяйства с приемлемой точностью.
Пересчет показателя для 2004 г., видимо, связан с переоценкой основных фондов, которая показала их значительное сокращение. Это легко проследить по сокращению парка сельхозтехники в РСФСР и РФ (см. Рис. 5- 7, Рис. 5- 8 и Табл. 5- 21). А так до и после реформы происходило обновление сельхозмашин (Табл. 5- 10):
Табл. 5- 10. Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники за год, (приобретено сельхозорганизациями новой техники в % к наличию на конец года)
Как видно из Табл. 5- 10 сразу после начала реформы приток новой техники резко сократился.
В 2011-2016 гг. ежегодный коэффициент обновления основных фондов составляет в среднем 4,1%, т.е. цикл обновления теперь оценивается примерно в 24 года, тогда как до реформы – вдвое меньше (в 1985-89 гг. ~12 лет). При этом за годы реформ основные фонды сельского хозяйства к середине 2000-х гг. сократились на 30% – вследствие замедления обновления и ускоренного выбытия (в 2016 г. отраслевые фонды составляли только 80,8% от уровня 1990 г.).
___________________________
См. по теме также
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг. (Часть 1)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: от колхозов к сельхозпредприятиям (Часть 2)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: личные подсобные хозяйства населения (Часть 3)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: фермерские(крестьянские) хозяйства (Часть 4)
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: Реформа и экономические условия для ведения сельского хозяйства (Часть 5)
Производство и потребление продуктов питания в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.
Источник: http://riskprom.ru/publ/43 |