Совокупность знаний, содержащихся в правилах безопасности (включая качественные признаки и количественные индикаторы), невозможно подменить результатами анализа опасностей и количественной оценки риска. Первые упорядочивают прошлое и предупреждают известные неудачи в настоящем, а вторые ищут угрозы в будущем.
Приемлемый риск аварии не может служить единственным критерием безопасности объекта. Сравнение побочно полученных оценок риска с их «приемлемыми уровнями» находится вне задач программно-целевого обеспечения промышленной безопасности на ОПО. В лучшем случае фактическая безопасность ОПО не изменится, но скорее опасности в ближайшем будущем возрастут из-за получения в настоящем «риск‑индульгенций» за эрозию действующих правил безопасности (через смягчение, отступление и невыполнение к нарушению).
РискПром.рф приглашает начать широкое научно-практическое обсуждение риск-ориентированного подхода в промышленной безопасности с совместным освоением, смысловым и содержательным наполнением понятийных новаций. В России с ее опытом в промышленной безопасности найдется и чем наполнить, и с чем гармонизировать терминологические новинки.
Практически все термины со словом «риск» приходят сегодня в технические науки из западного финансово-экономического словаря. Через столетие в известном споре начала ХХ-го века между М. Вебером и Г. Зиммелем о путях развития капитализма прав пока оказался последний – главными социальными институтами современного общества стали не промышленное предприятие и университет, а биржа и банк. Буквальное приложение известных финансовых и бизнес операций по управлению риском вряд ли даст удовлетворительные результаты в промы
... Читать дальше »
Представляется правильным вернуться к первоисточнику и, во-первых, установить в действующем ФЗ-116 минимальный порог присутствия опасных веществ для отнесения объекта к ОПО (можно принять его как в Директиве Seveso II (96/82), напомним, что там он составляет переменную величину, равную, как правило, 10-25 % от порога декларирования); во-вторых, серьезно задуматься, представляют ли социальную опасность с точки зрения промышленной безопасности ОПО, на которых применяются специфические виды оборудования (котлы; сосуды, работающие под давлением; грузоподъемные механизмы и т.п.)? Правильный ответ на этот вопрос позволит «правильно» выполнить международные требования и заставит ограничить сферу поднадзорности в области промышленной безопасности только опасными производственными объектами, на которых обращаются опасные вещества, выведя другие, упомянутые в ФЗ-116 ОПО (2-5 группы), из категории поднадзорных или оставив их в категории поднадзорных, но уже по другим более жестким, либо наоборот более либеральным принципам.
Основной вывод доклада «Глобальные риски 2011» Global Risk Report 2011 Всемирного экономического форума - Частота проявления и масштабность угроз для глобинтерна повысились, а возможности систем глобального управления, позволяющие бороться с ними, — нет. В докладе выложены наглядные "карты риска" глобализации
Комментирует Роберт Гринхилл, управляющий директор ВЭФ: «Системы XX века не способны управлять рисками XXI века. Нам необходимы новые сетевые системы для выявления и устранения глобальных рисков до того, как они перерастут в глобальные кризисы. В частности, экономическое неравенство и сбои глобального управления определяют эволюцию многих других глобальных рисков и подавляют нашу способность реагировать на них. Взаимосвязанность и сложность проблем означает появление множества непредвиденных последствий, и традиционные механизмы реагиро
... Читать дальше »
В индустриальной истории отечественного углепрома накоплено уникальное
научное и практическое знание о предупреждении крупных промышленных аварий. В
постиндустриальный период — после перестройки и реструктуризации российской угольной
промышленности — трагически приоткрываемое авариями новое знание перестало
поступать в широкий научно-практический оборот и не работало на предупреждение
будущих промышленных угроз. Сегодня наблюдается острая нехватка получения и реализации
результатов отечественных научных исследований — чему свидетельствует череда
крупных постсоветских угольных катастроф.
В годовщину 80-летия журнала "Безопасность труда в промышленности" состоялся очередной 21-й научный семинар «Промышленная безопасность» на тему«Риск-ориентированный подход в промышленной безопасности»
В годовщину 80-летия журнала "Безопасность труда в промышленности" проводится очередной 21-й научный семинар «Промышленная безопасность».
Семинар состоится 21 ноября 2011 г. в Научно-техническом центре исследований проблем промышленной безопасности (ЗАО НТЦ ПБ) по адресу: Россия, Москва, Переведеновский переулок, дом 13, строение 14, Учебно-методический центр ЗАО НТЦ ПБ. Начало работы семинара в 14-00.
ВНИМАНИЕ! Предполагается трансляция семинара в интернет сети.
Все более часто оглашается "предпринимательский" ВОПРОС:
А создают ли угрозу "жизни и здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, общественной безопасности", отдельные нарушения Правил промышленной безопасности? Можно ли иногда нарушать часть правил?
По опыту результатов реформы техрегулирования нужно стремиться пресекать на корню такие "вопросы" - правила записаны горьким опытом прошлых аварий, за каждым пунктом правил - смерть.
В противном случае за отменой ( под предлогом "несущественности") пунктов правил нужно соглашаться и на будущие трагедии. И готовиться к дебатам по вопросам "выгодности" смерти соотечественников:
1) от нарушений требований промышленой безопасности
Размещены материалы семинара 10-11.10.2011 «Об опыте декларирования промышленной и пожарной безопасности и страхования ответственности. Развитие методов оценки риска аварий на опасных производственных объектах». См . здесь>>
«Риск» - крайне многозначное понятие, и без оговорок о контексте, употреблять его нельзя – сразу вспыхнут контрпродуктивные горячие споры, возникнут взаимные недопонимания и упреки.
Совокупность знаний, содержащихся в правилах безопасности (включая качественные индикаторы и количественные показатели), невозможно подменить результатами анализа опасностей и количественной оценки риска. Первые упорядочивают прошлое и предупреждают известные неудачи в настоящем, а вторые ищут прорехи в будущем. Приемлемый риск аварии не может служить единственным критерием безопасности объекта.
Помимо методических трудностей применения существует сложнейшая проблема выбора критериев приемлемости риска – это вопрос не технократический, а ценностный. Здесь требуется не только знание истории опасностей на ОПО, но и согласие на принятие опасности потенциальными жертвами.
В статье проведено сравнение расчетов зон разрушения при внешних взрывах топливно-воздушных смесей, определяемых по российским методикам (РД 03-409-01, ПБ 09-540-09) и методике фирмы TNO (Голландия), а также сравнение с экспериментальными данными по взрывам водородо-воздушной смеси. Предложен методический подход оценки риска разрушения зданий и сооружений при аварийных взрывах на опасных производственных объектах.
По количеству и распределению тяжести крупных аварий с числом погибших более 35 чел. РФ за последние 20 лет уже догнала РСФСР и сопоставима с ней за последние 60 лет советской добычи
Функция распределения числа погибших в подземных
угольных авариях с гибелью 5 и более человек
Более века крупные угольные катастрофы с гибелью более 100 человек сопровождали индустриально развитые страны Европы, США и Японию, начиная с аварии в английской шахте «Wallsend» в Нортумберленде (18.01.1835 г., погибло 102 человека) и заканчивая разрушением дамбы хвостохранилища американской угольной компании Pittston в Буфало Грик Западной Виржинии (26.02.1972 г., погибло 114 человек). В течение почти 140 (137) лет, начиная с первой трети XIX века (с 1835 г. по 1972 г.) индустриально развитые страны каждые четыре года получали 3 крупные (более 100 погибших) угольные аварии, в каждой из которых в среднем гибло 175-250 человек. Большинство аварий пришлось на сорокалетие с 1890 по 1930 гг.
Обращение на морских нефтегазовых объектах пожаровзрывоопасных и горючих веществ (газ, нефть, продукция скважин) определяет необходимость оценки опасности взрыва и устойчивости платформ при взрывных нагрузках и воздействиях.
Цель Конференции – объединение и координация усилий
ведущих отечественных и зарубежных ученых и экспертов в области комплексного
анализа риска взаимозависимых критичных инфраструктур для решения
междисциплинарных фундаментальных и прикладных проблем обеспечения безопасности
стратегических инфраструктур и территорий России.
На конференции c докладами выступили сотрудники ЗАО НТЦ ПБ
21 июня 2011 в Москве в отеле "Арарат Парк Хаятт" состоялась
II Международная конференция «Страхование и перестрахование в системе риск-менеджмента крупного бизнеса»
Ключевые темы конференции:
Управление промышленными рисками в России: текущее состояние, рыночные и нормативные факторы развития
Страхование ответственности опасных производств как фактор развития страхования в среднесрочной перспективе
Урегулирование убытков при крупных авариях
Страхование и перестрахование с точки зрения риск-менеджера предприятия
На нашем сайте обновлены сведения о значениях фонового риска гибели людей на опасных производственных объектах (ОПО) в РФ - оценки получены с использованием официальных данных Ростехнадзора* и Росстата.
*Учитывается смертельный производственный травматизм, непосредственно связанный с технологическими процессами
За последние пять лет средний индивидуальный риск гибели за год работников российских ОПО колебался от 4х10Е-6 (в газодобыче) до 1,4х10Е-3 (в производстве, хранении и примении взрывчатых веществ промышленного назначения). На других производствах индивидуальный риск гибели работника достигал: в углепроме 8,6х10Е-4 (1/год)
в горнорудной и нерудной промышленности
1,4х10Е-4 (1/год)