По своему структурному содержанию статья профессора А.Д. Зарецкого мало чем отличается от недавней знаковой статьи независимого эксперта В.В. Жукова "Новый смысл пожарной безопасности", «Пожаровзрывобезопасность» №12 за 2011 г. (обсуждение см. здесь)
Снова и снова огонь пожарищ ненавистного государства-Левиафана лижет пятки гоббсовского Человека-Зверя
Исходный посыл профессора А.Д.Зарецкого апокалиптичен, он пишет:
«пожары — глобальная проблема современного мироустройства».
Затем уже глобалист А.Д.Зарецкий отводит России до боли знакомое никчемное место:
«Россия традиционно имеет наихудшие показатели по травмированию и гибели людей при пожарах среди наиболее экономически развитых стран».
В круг избранных и высокоразвитых евростран с марксизмом из 19-го века теперь не пускают, поэтому профессор взял на противопожарное вооружение более ранние прозападные постулаты либерализма 17-го века. Вообще то на дворе уже начало 21-века и о результатах внедрения либерализма на Западе с 17-го века досконально известны и плюсы и минусы. Один из самых влиятельных западных мыслителей XX-го века Мишель Фуко в своем курсе лекций "Безопасность, территория, население", прочитанном им в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году, дословно подводит черту Нового времени:
"цивилизация христианского Запада, вне сомнения, была самой изобретательной, самой победоносной, самой честолюбивой и одной из самых кровавых среди цивилизаций. Во всяком случае одной из тех, которые ассоциируются с величайшими из совершавшихся когда-либо жестокостей".
Западная культура прекрасна и жестока, ее путь трагичен и неповторим. Какое неуважение к Западу слышать от кубанского профессора в начале 21-го века, что незападная Россия неизбежно должна в пожарном порядке возделывать у себя либерализм четырехсотлетней давности - "как в США". Раз отклонился от столбовой дороги цивилизации - начинай догонять с четырехсотлетним отставанием?
И марксизм и либерализм – гармоничные части единой и хорошо разработанной метаидеологии западной культуры - евроцентризма. Собственно поэтому так легко, еще вчера восхвалявшие светлое коммунистическое будущее, сегодня проклинают проклятое советское прошлое и грезят о прекрасной либеральной евроРаше без тоталитарных пожаров.
В полном соответствии с известными находками либералов, профессор А.Д. Зарецкий использует заветы французских энциклопедистов: о чем бы не пишешь (о тычинках, цементе или пожарах), обязательно незаметно вставляй палки в колеса нецивилизованной российской пылающей телеге, или масла в огонь подлей, или песочка в бензобак подсыпь, или толченого стекла в корм скоту и проч.
Немного перестарался профессор А.Д.Зарецкий – о пожарной безопасности в его статье написаны банальности, да и то со ссылкой на какие смутные образы «беспожарных» США, а в главном статья о «немытой России» – как и почему гореть ей синим пламенем.
Структурная формула статьи профессора Зарецкого лаконична: пожар и традиционная Россия – суть «зло», либерализм и США – суть «добро». Подобными манихейскими заклинаниями пожары в техносфере не тушатся, а быстро разжигаются в социуме. И пожарных с пожарниками уже не спутаешь.
Со ссылкой на авторитет основоположника теории либерализма Дж. Локка, в свое время писавшего рабовладельческие конституции южных штатов Америки и вкладывавшего свои сбережения в работорговлю, профессор А.Д. Зарецкий предлагает отвести проклинаемому российскому государству роль «ночного сторожа», а за пожарами, дескать, будут следить либерально-некоммерческие пожарные добровольцы. Советский опыт добровольных пожарных дружин упоминается вскользь, а все надежды возлагаются на нетленное «заграница нам поможет». Что нам советский хлам, будем бороться с пожарами как в США, только на территории РФ.
Вот как профессор А.Д. Зарецкий определяет желаемый образ будущей беспожарной РФтипаСША:
«Итак, развитое либерально-демократическое общество, которое желает построить у себя Россия, имеет два главных отличительных аспекта: - массовое предпочтение некоммерческих (добровольческих) организаций по сравнению с государственными службами как легальный способ для людей действовать от своего лица, преследуя собственные интересы; - высокий статус добровольной инициативы и упование людей на нее, что является выражением настоящей демократии».
Другими словами, нечего требовать от госмонстра «левиафана-РФ» подачек и выполнения обязанностей, – будем уповать на пожарных предпринимателей, уж они то точно не продадут, а защитят интересы индивидов из либерально-демакратического (по В.В. Жириновскому?) гражданского общества (по Дж. Локку?).
Одна лишь заминка, в это гражданское общество новой РФтипаСША будут приниматься не все жители нынешней РФ. Спасибо проф. А.Д. Зарецкому, он прямо указывает тех, кто будет жить и либерально-демократически бороться с пожарами в неизбежной РФтипаСША. Профессор достаточно четко описывает модель желаемого человека, способного противостоять напастям неолиберальных пожаров:
«Человек от природы изначально существо независимое, амбициозное, желающее для удовлетворения своих желаний принимать нестандартные решения, но при этом, как правило, он не хочет нарушать действующее законодательство».
Профессор тут не оригинален – он воспроизвел известную гоббсовскую модель западного индивида – «Человека-Зверя», оцивилизованного «действующим законодательством». В исторической России эта прекрасно разработанная модель западного атомизированного человека неоднократно хромала и с треском проваливалась (и в царские, и в советские, и в перестроечные, и в последние неолиберальные времена).
Кто не подходит, под определение индивида от Зарецкого, готовьтесь, – сожгут Вас либеральные профессора от пожарной инквизиции в топке гражданского беспожарного общества – и глазом не моргнут. Не будут особо рассуждать – соборная ли вы личность или варвар. Добровольцы есть?