Сегодня скопился большой и трагический опыт неудач, отбрасывание
его недопустимо.
В первоочередных задачах – зафиксировать и изучить поставленный реформами масштабный
российский опыт промышленных аварий и производственного травматизма.
На основе инновационных
научных исследований государство запишет и проконтролирует модернизированные
правила безопасности, а бизнес их исполнит, или окончательно распишется в своей
хозяйственной несостоятельности – буквально кровью промышленных аварий...
Вышла в свет статья об актуальном состоянии промышленной безопасности в отечественной угледобыче в сравнении с мировой
Главному редактору ежемесячного массового научно производственного Ордена Знак Почета журнала "Безопасность труда в промышленности" 26 сентября 2010 года исполнилось 70 лет. Поздравляем!!
Заместитель начальника управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии А.А. Герасимов опубликовал в Вестнике финансовой академии (№2 2010) статью о современном положении саморегулируемых организаций в праве зарубежных стран.
Основные выводы таковы:
Саморегулирование не может подменять собой правовое принуждение
Любая саморегулируемая система, которая является добровольной и не имеет принудительного механизма, может быть неэффективной
Необходимость использования международного стандарта ИСО 9001 опробована экономиками развитых стран. На алтарь этого почтенного документа, кодекса качества промышленные предприятия, футбольные команды и культовые организации, и даже целые населенные пункты приносят в жертву лучших специалистов, отвлекая силы от технологии и назначая их на должность экспертов и аудиторов систем менеджмента качества (СМК). И в России рамки с надписями «ISO 900х» как мухи облепили офисные стены. Но 15-летний опыт внедрения международной СМК в России к промышленному расцвету не привел.
По официальным статистическим данным объем производства промышленной продукции в РФ после двукратного провала 90-х сегодня лишь подтягивается к уровню РСФСР конца 80-х годов прошлого века. Да и сам темп промышленного оживления мало отличается от «ускорения времен застоя». Эмпирический факт неумалим: работавшая в РСФСР с 1971 г. Единая система аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП) обеспечивала устойчивый рост российской промышленности, а СМК на основе международных стандартов серии ИСО 9000 оправдывала в РФ дейндустриализацию.
Тематика семинара «Об опыте декларирования промышленной и пожарной безопасности и страхования ответственности. Развитие методов оценки риска аварий на опасных производственных объектах».
Программа
семинара включает в себя
следующие темы:
1.
Методология анализа риска в промышленной и пожарной
безопасности, техническом регулировании и
страховании на опасных объектах.
2.
Основные положения и методическое обеспечение Федерального
закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца
опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном
объекте" (№ 225-ФЗ).
3.
Физико-химические закономерности и математическое
моделирование аварийных процессов.
4.
Опыт декларирования промышленной безопасности и оценки пожарного
риска (на примере типовых видов опасных производственных объектов).
На семинар приглашаются специалисты экспертных
организаций, территориальных уполномоченных органов; страховых компаний, а также
организаций, деятельность которых связана с эксплуатацией и проектированием
опасных производственных объектов.
29 сентября 2020 г.
желающие могут сдать технический экзамен для аттестации в области
декларирования промышленной безопасности и документации в части анализа риска в
соответствии с СДА-12 ЕС ОС Ростехнадзора.
Критерии безопасности и экономической эффективности лежат на разных
полюсах производственной деятельности. Решить все производственные проблемы одними
экономическими реформами не удается. Наглядный пример – реструктуризация
угольной промышленности в РФ. Грезы о невидимой руке рынка материализовались в
шахтах подзатыльниками крупных аварий, периодически направляющими реформаторский
восторг в затяжной нокдаун. Надо отдать должное мессианскому упорству
реформаторов и жертвенной стойкости реформируемых. Бой с тенью конкурентоспособности
продолжается, несмотря на давно выброшенное заморским тренером полотенце, отзвонивший
гонг и опустевший зал.
После тяжелой аварии 8-9 мая 2010 на шахте
«Распадская» внимание государства и общества вновь ненадолго сфокусировалось на
вопросах безопасности в производственной деятельности. За первым искренним
чувством сострадания родным и близким погибших шахтеров наступает время холодного
осмысления происшедшего. Тяжесть крупных промышленных аварии не столько придавливает
бизнес-прибыли в экономике, сколько ощутимо поджимает научно-технический статус
нашей страны, что тяжело ударяет по будущему каждого россиянина – укроются немногие.
Без такого статуса индустриальная страна быстро переводится в разряд варварской
периферии, удел и счастье которой поставлять дешевые первичные ресурсы в цивилизованную
метрополию. Бытующие
разговоры о планах будущей инновационной модернизации в РФ могут потерять
всякий смысл – негде, незачем и некому их будет пр
... Читать дальше »
Технический прогресс неизменно сопровождается увеличением числа аварий в промышленности. Сдержать их рост и минимизировать ущерб от них может только внедрение основанных на научных знаниях требований, закрепленных в национальных законах, регламентах, правилах, нормах и стандартах.
Вышла из печати новая статья сотрудников ЗАО НТЦ ПБ:
Лисанов М.В., Савина А.В., Дегтярев Д.В., Самусева Е.А. Анализ российских и зарубежных данных по аварийности на объектах трубопроводного транспорта / Безопасность труда в промышленности. - №7. - 2010. - с.16-22.
16 июля 2010 г. Государственной Думой сразу во втором и третьем чтениях был принят законопроект № 231802-4 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». 19-20 июля 2010 законопроект № 231802-4 одобрен Советом Федерации и направлен Президенту РФ.
Законопроект № 231802-4 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» находился на рассмотрении в Государственной Думе с 02.11.2005 г. и даже был принят в первом чтении 16.12.2005. Последнее предложение о принятии законопроекта во втором чтении датировано 13.06.2007.
К законопроекту вернулись после опыта крупных аварий, в первую очередь на Саяно-Шушенской ГЭС и шахтах Кузбасса.
К опасным объектам по законопроекту № 231802-4 относятся опасные производственные объекты (ОПО), АЗС и ГТС.
Максимальные лимиты ответственности предприятий зависят от степени их опасности и составляют от 10 млн до 6,5 млрд руб. Степень опасности ( в первую очередь - максимально возможное количество потерпевших) предполагается определяет из деклараций промышленной безопасности ОПО, деклараций безопасности ГТС и согласно порядку установливаемому профессиональным объединением страховщиков.
Согласно ст.6 законопроекта № 231802-4
«1. Страховая сумма по договору обязательного страхования составляет:
В полном варианте вопросы и ответы звучали примерно так:
1. Кто должен ответить за аварию на Распадской и кто в итоге будет отвечать, если кто этим реально займется
Кто ответит? А кто спрашивает? Вопрос безопасности в шахтах поставила сама жизнь – видимо что-то не так, раз часто видим смерть в техносфере.
Техносфера настойчиво посылает всем нам сигнал об опасностях. Внимание! Вы приближаетесь к смертельной черте:
Саяны-2009 провели ее у реки Курск 2000 – под водой Ульяновская 2007, распадская 2010 – под землей Хромая Лошадь 2009 – в дискотеке.
Тяжесть крупных промышленных аварии не столько придавливает бизнес-прибыли, сколько ощутимо поджимает научно-технический статус нашей страны, что тяжело ударяет по будущему каждого россиянина – укроются немногие. Без такого статуса индустриальная страна быстро переводится в разряд варварской периферии, удел и счастье которой поставлять
... Читать дальше »
"Удастся ли предотвратить новые аварии на шахтах России с помощью нового закона о дегазации?"
Ответ примерно следующий:
Закон?- хорошо. Любой закон должен закреплять и отражать добытые в жизни знания. Технологии дегазации известны с 60-х годов прошлого века (старое-доброе опробованное научное знание). С тех пор многое изменилось, особено в сфере безопасности. И в законах наш новый опыт промышленных аварий пока не отразить (нигде и никем он еще не зафиксирован), а имитировать запад глупо - уж слишком мы разные (тулеевские надежды на "международных экспертов" тщетны).
Аварии на шахтах - огромный поставщик новых знаний, которые ни копить, ни использовать сегодня в РФ почти некому. Наблюдается моральный и физически износ не только техники, но и кадров. Предупредить аварии в пожарном порядке не удастся (и даже в двух чтениях). Лишь отсрочим аварии, отложим их в наше будущее. В постиндустриальное или в безЫндустриальное?
На нашем сайте обновлены сведения о значениях фонового риска гибели людей на опасных производственных объектах в РФ, полученные с использованием официальных данных Ростехнадзора и Росстата.
За последние пять лет средний индивидуальный риск гибели за год работников ОПО колебался от 5х10Е-7 (в газодобыче) до 1,5х10Е-3 (в производстве, хранении и примении взрывчатых веществ промышленного назначения).
На других производствах индивидуальный риск гибели работника достигал:
в углепроме 7,9х10Е-4 (1/год)
в горнорудной и нерудной промышленности; в нефтедобыче 1,4х10Е-4 (1/год)
в нефтепереработке 7,3х10Е-5 (1/год)
в хим и нефтехимпроме; в металлургической пром-ти 2,2х10Е-5 (1/год)
Внедрение конкурентоспособности вернуло безопасность российских шахт XXI-го века в состояние английских угольных копий середины XIX-го века.
В части 2 тома III "КАПИТАЛ" К. Маркс приводит цитату из отчета 1841 года:
"При конкуренции, господствующей между владельцами каменноугольных шахт ... не делается иных затрат, кроме тех, которые необходимы для того, что бы преодолеть самые очевидные физические трудности; а при конкуренции между рабочими-шахтерами, которых имеется обыкновенно в избытке, рабочие эти охотно подвергают себя значительным опасностям и самым вредным влияниям за плату, лишь немного превышающую зароботок соседних деревенских поденщиков, т.к. работа в шахтах позволяет, кроме того, с выгодой использовать их детей. Этой двойной конкуренции совершенно достаточно для того ... чтобы работы в большинстве копии велись при самом несовершенном способе осушения и вентиляции, часто в плохо построенных шахтах, с плохими креплениями, неподготовленными машинистами, с плохо проложенными и плохо отстроенными штольнями и откатными путями; разрушение жизни и здоровья, увечья рабочих - таковы результаты, статистика которых представила бы ужасающую картину" ( " First Report on Children`s Employment in Mines and Collieries etc.", 21 Aprel 1841, p.102).
В своих неудачах апологеты техрегулирования стали обвинять "несуществующую на западе" промышленную безопасность, о сфере действия которой они имеют весьма смутные представления.
Старый ельцинский закон ФЗ-116 "О промышленой безопасности ОПО" метафорически представляется то холодным айсбергом, то горячей торпедой зла, сгубившей абсолютно хорошее и доброе дело техрегулирования. Виновник неудач найден. Даешь вступление в ВТО! Смерть промышленой безопасности!
См. живописное сообщения с борта "титаника" техрегулировани от "боцмана" М. Петровского здесь>>
С началом активной реструктуризации отрасли удельное число смертей начало снижаться. Однако нисходящий общий тренд, который объясняется закрытием наиболее опасных шахт (за время реструктуризации в 1994-2007 гг. количество шахт уменьшилось более чем наполовину, а доля открытой добычи выросла с 57% до 65,5%) разбивается резкими всплесками крупных аварий, нехарактерными для угледобычи советских времен.
Несмотря на положительное влияние вывода из эксплуатации нерентабельных и небезопасных объектов, общее сокращение угледобывающей индустрии негативно сказывается на широте внедрения капиталоемких технологий. Сжимаясь, промышленность в целом теряет экономию на масштабе и уже не может позволить себе прежние расходы на безопасность производства
Корреспондент Интерфакса 02 июля 2010 года прислал список вопросов.
1) как менялся в последние годы смертельный травматизм по подземной угледобыче (цифры в целом по отрасли показывают, что он снижается, но некоторые эксперты указывают, что это происходит за счет наращивания открытой добычи, а в подземной за последние 20 лет произошел скачок с 1 до 3 смертей на 1 млн т угля);
2) как решается эта проблема в других странах с рыночной экономикой и значительными объемами добычи;
3) экономические причины заметного увеличения доли крупномасштабных аварий;
4) оценка эффективности заявленных после взрыва на Распадской мер - закон о дегазации, расширение полномочий надзорных органов, создание спец.прокуратуры на Кузбассе и т.д.
Хотя вопросы оказались "риторическими", ответить на них полезно.
24 мая 2010 г. в Научно-техническом центре исследований проблем промышленной безопасности состоялся 18-й традиционный научный семинар «Промышленная безопасность» на тему:
Рано или поздно от трансформируемых больших технико-социальных систем, через глухоту вибраций, должен был и пробился всеочевидный, жесткий и крайне болезненный сигнал Саяно-Шушенской аварии – вторая черная метка всем нам от единящейся энергосистемы нашей страны.
Первая посылалась Чернобылем в 1986 г. и общими усилиями на время все же была обелена и затоптана. Безопасность всегда очерчена смертельными границами возможной жизнедеятельности.
Чернобыль-86 очертил ее сверху, а Саяны-09 – снизу. В 86-ом получили черную метку аварии за то, что переоценили багаж своих знаний и возможностей, а в 2009-ом – за то, что опыт и знания растеряли до предельной красной черты.
Анализ риска аварий на магистральных нефтепроводах при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности*
В статье** изложены методология и результаты количественного анализа риска, полученные при обосновании мер безопасности, разработанных для специальных технических условий проектирования магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2». Представлен анализ факторов, влияющих на показатели риска аварий на нефтепроводах и эффективность мероприятий, компенсирующих отступления от нормативных требований.
*Полный текст статьи будет изложен в мартовском номере журнала БТП
Всплеск внимания государства и общества к проблемам обеспечения промышленной безопасности наблюдался сразу после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г. Из этой трагической точки отечественная техносфера подала всем четкий сигнал об угрозе возникновения масштабных и чувствительных техногенных потерь в жизнеобразующих технико-социальных системах.
Одним из знаковых результатов рефлексии государства на проявившиеся техногенные опасности стал проект Основ государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения промышленной безопасности на период до 2015 года и дальнейшую перспективу
Презентация доклада ЗАО НТЦ ПБ об использовании программных комплексов ТОКСИ+ и PHAST DNV для расчетов пожаровзрывоопасных зон, образующихся в результате аварийного выброса горючих газов на VIII Всероссийской научно-технической конференции РГУ-80 лет (1-3 февраля 2010)