Важность
обеспечения промышленной безопасности на повестку дня поставило как ни странно
само промышленное развитие ведущих индустриальных стран. В 1970-80-х сначала в
западных, а потом и в незападных странах произошли уникальные тяжелые
промышленные аварии, которые дали четкий сигнал сначала ученым, а потом и
властям, что для устойчивого промышленного будущего одной только традиционной
техники безопасности уже недостаточно. Осмысление аварий не только ставит
запретный барьер на выявленном опасном пути, но и намечает новый вектор
безопасного развития страны – в этом основная задача обеспечения промышленной
безопасности, и как научной дисциплины, и как процедуры государственного
регулирования.
Рискпром.рф публикует заключительную часть дискуссионных материалов о соотношении безопасности и свободы в реформируемой России на примере обеспечения промышленной безопасности.
Приведенный ранее краткий обзор о состоянии промышленности,
опасных производственных объектов и промышленной безопасности в России (см.ЧАСТЬ II, ... Читать дальше »
Мировые СМИ растиражировали сообщение о мощном взрыве и пожаре на заводе по производству удобрений в городке West в штате Техас (WEST-2013: Massive Explosion and Fire at WEST Fertilizer Plant Near Waco, Texas) 18 апреля 2013 г. Последствия в городке West, затронутом крупной промышленной аварией, иллюстрируются СМИ примерно так:
Как отразились реформы на
состоянии индустрии, оставленной в РФ для обслуживания энергетической
безопасности западных потребителей?
Для примера, рассмотрим важный авангард
отечественного
топливно-энергетического комплекса – магистральный трубопроводный
транспорт.
В реформы более чем в 5 раз сначала резко выросла, а затем постепенно
снизилась аварийность на магистральном трубопроводном транспорте. В абсолютных
величинах в среднем почти 70% всех аварий магистрального трубопроводного транспорта
регистрировалось на газопроводах, но на них приходится и 70% протяженности всех
магистралей.
Обычно обывателей будоражат через СМИ авариями на
нефтепроводах. Образ нефтезагрязнения легче зафиксировать, сконструировать и
донести к запуганной публике (замазученные пеликаны как образы более живучи,
чем кратковременный газовый факел).
Сегодня в РФ весьма актуальна угроза
раскручивания спирали страха у населения перед авариями на магистральных
трубопроводах, с которыми большинство жителей никогда не сталкивалось. В
советское время защит от этой угро
... Читать дальше »
Для современного этапа деиндустриализации и выхода из
нее, в РФ старые знания, о периоде промышленного расцвета РСФСР, не подходят –
средняя аварийность падает, а СМИ трещат об уникальных «варварских» авариях.
Упорно надеемся на западные обложечные директивы. Уж если и они не помогут, то
точно наступит крышка этой «немытой России». Одна такая крышка уже была в 2009 г. на СШГЭС. Но еще прежде трагические сигналы крупных промышленных аварий поступали от реструктуризованного российского углепрома.
Как не «отстало», а придется налаживать
организационно-техническую работу по адаптации принятия и исполнения «старых»
норм безопасности к современным условиям промышленности. Жвачку о
чудодейственных заморских требованиях пока желательно оставить в зубах заштатных
спикеров с бесконечных круглых столов о «вот-вот» никак ненаступающих благах
техрегулирования.
... Читать дальше »
Решение проблем промышленной безопасности в новой РФ подменяется формированием беспромышленной опасности – невиданного феномена для
крупной индустриальной страны.
Неспособность выполнить «отсталые» нормы безопасности монетизаторы стали измерять рублями «избыточных инвестиций», попирающих свободу
экономической эффективности. Растущие взамен опасности теперь обсчитывают
мизерным риском типа «10-6». На промышленное производство стали
смотреть как на карточную игру: – на кону от 20 млрд. до 1 трлн. руб. и
мизер с дыркой «управление риска»: ах, кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Промышленность – не картежный стол. Поэтому пришлось срочно онаучивать теорию и
практику «управления риском».
Виртуальный «риск» стал «благородным делом» деиндустриализации
России.
Для современного
этапа деиндустриализации и
... Читать дальше »
В 1981 г. в издательстве Химия (Москва) тиражом 3,4 тыс. экз. вышел в свет учебник "Переработка нефтяных и природных газов" (авторы Берлин М.А., Гореченков В.Г., Волков Н.П.).
Предисловие Учебника-1981 оптимистично-научно:
"За
истекшие 10 лет в области переработки нефтяных и природных газов
произошли большие изменения - построены крупные предприятия, расширена
сырьевая база газоперерабатывающих заводов, получены новые теоретические
и экспериментальные данные по технологии и процессам переработки газа и
аппаратному их оформлению; изменилась роль и значение
газоперерабатывающих заводов..." (читаем далее здесь>>)
РискПром.рф начинает новую тему о сопряжении проблем Безопасности и радостей Свободы. Вопрос вечный и сегодня горячий. Нужна хоть какая-то инструкция для новичков. Наломают дров. Давайте делать такую "инструкцию" вместе. РискПром.рф приглашает всех знающих и неравнодушных к обсуждению.
В последнее время в сообществе промышленников и специалистов
по безопасности вновь оживилась научно-методическая дискуссия о соотношении,
сопряжении и сближении современных и традиционных способов обеспечения
промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Едкий дым затянувшейся
реформы технического регулирования понемногу рассеивается, и все более становится
заметен трагический огонь крупных промышленных аварий, поразивших индустриальную
Россию в начале XXI-го века (Ульяновская‑2007, Саяно-Шушенская‑2009, Распадская‑2010,
Кольская‑2011, Воркутинская-2013).
О чем сигнализируют такие аварии, почему от них не уберегли нас
доставшиеся из пр
... Читать дальше »
Вячеслав Владимирович ИНОЗЕМЦЕВ, гендиректор ООО
«ДИАФОРМ», эксперт высшей квалификации в нефтяной и газовой
промышленности пишет в Межотраслевом альманахе в 2013 г.:
"... если государство снимет с себя все полномочия по
регулированию ситуации вокруг экспертизы промышленной безопасности
опасных производственных объектов и отдаст её на откуп эксплуатирующим и
экспертным организациям, и все это будет прикрываться страхованием, то в
ближайшем будущем такая ситуация приведет к непоправимым последствиям.
При этом будут востребованы «дешёвые» организации, которые за малые
деньги малограмотными «низкооплачиваемыми» экспертами будут рисовать
заключения ЭПБ.
Важно сберечь и развивать экспертные организации, способные создавать
системы мониторинга, вести НИОКР (научно-исследовательские и
опытноконструкторские работы) в сфере промбезопасности, но в такой
ситуации им выжить будет невозможно.
Учитывая, что большинство эксплуатирующих организац
... Читать дальше »
К юбилею службы государственного технадзора за котлами и подъемными сооружениями д-р техн. наук А.С. Липатов из МГТУ им. Н.Э. Баумана в журнале Безопасность труда в промышленности (№2-2013) рассказывает об истории развития отечественных методик по экспертизе и техническому диагностированию грузоподъемных кранов. Анатолий Степанович пишет:
Направление науки, связанное с экспертным обследованием и техническим диагностиро-ванием грузоподъемных кранов, зародилось в нашей стране еще в середине 70-х годов прошлого столетия. Основоположниками этого направления, по моему мнению, следует считать Егора Михайловича Концевого и Бориса Михайловича Розеншейна (рис. 1), работавших в то время во ВНИИПТМАШе. Именно эти специалисты в своей монографии по ремонту крановых металлоконструкций (рис. 2) не только впервые предложили классификацию дефектов, но и посвятили целую главу «обследованию и испытанию металлических конструкций кранов».
Время и условия, в которых пришлось сохраняться службе котлонадзора, в очерке зам. нач. управления Ростехнадзора В.В. Чернышева описано так:
"В 1990–2000-е годы, богатые на преобразования, полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза. Попытки остановить его с помощью силы (гг. Тбилиси, Баку, Вильнюс, Рига) приводили к прямо противоположным результатам. Центробежные процессы, обусловленные распадом СССР и образованием надзорных органов в каждой суверенной республике бывшего Советского Союза, привели к необходимости кардинального пересмотра нормативно-технических документов, полномочий надзорных органов, их правового
... Читать дальше »
Поздравляем ветеранов службы и всех ответственных сегодня за промышленную безопасность!!!
В честь юбилея российской службы котлонадзора журнал Безопасность труда в промышленности продолжает публикацию исторического очерка о зарождении, становлении, развитии и удержании отечественного котлонадзора:
Проблема неопределенности результатов оценок риска аварии рассмотрена в новой статье статья доцента Поволжского государственного технологического университета канд. физ.-мат. наук Е.Ю. Колесникова
В статье показана
принципиальная важность развития методов количественного оценивания
неопределенности, сопровождающей любые численные оценки при применении
методологии анализа техногенного риска. На примере автомобильной
газозаправочной станции, с учетом ряда упрощающих предположений, выполнена
количественная оценка вероятности исходов гипотетической аварии — полной
квазимгновенной разгерметизации сосуда со сжиженным углеводородным газом.
Оценены средние значения вероятности сценариев и неопределенность полученных результатов.
В последнем номере 2012 г. журнала Безопасность труда в промышленности руководители и специалисты Ростехнадзора к 170-летию котлонадзора опубликовали первую часть своего Очерка истории службы котлонадзора Российской империи
В начале ХХ-го века произошла либерализация надзора за котлами - не меньше реализуемой сегодня в сфере промышленной безопасности. В 1910 г. Минпромторгом были приняты инновационные Правила о
предоставлении Обществам Котловладельцев, образованным для надзора за паровыми
котлами, права производить освидетельствование паровых котлов, с освобождением
от этой обязанности чинов правительственного за котлами надзора. Что через 7 лет вышло из той благой попытки "котлосаморегулирования" многие помнят (а некоторые делают вид, что забыли). Процитируем дословно заключительные обнадеживающие (или удручающие) слова из очерка руководства
... Читать дальше »
В новой статье наших коллег из ВНИИГАЗа (Газпром) представлены решение задачи о формировании и эволюции первичной
воздушной ударной волны при мгновенной разгерметизации находящегося под
высоким давлением оборудования на объектах газотранспортной системы, а
также результаты расчета зон негативного барического воздействия при
гильотинном разрыве газопровода диаметром 1400 мм при рабочем давлении
15 МПа.
Рискпром.рф продолжает следить за атакой авангарда современных риск-специалистов на традиционные требования промышленной безопасности.
Ранее уже рассматривался вопрос о противопоставлении технологической модернизации и промышленной безопасности на примере российской нефтегазопереработки. С тех пор отряд реформаторов безопасности пополнился видными специалистами в вопросах безопасности техносферы. Большим коллективом автором в развитие "модернизации нефтеперегонки" был подготовлен важный отчет под шапкой Межведомственного
центра аналитических исследований в области физики, химии и биологии при
Президиуме Российской академии наук» (МЦАИ РАН)
по проведению пилотной количественной оценки риска
установки АТ-ВБ на ОАО «Газпромнефть-МНПЗ». Хочется надеяться, что не все специалисты подписавшие Отчет МЦАИ РАН читали его целиком (махинации с авторами вполне возможны, такие случаи известны).
В настоящее время практика
обеспечения безопасности производственных объектов выявила два подхода к
регламентированию процедур анализа (оценки) риска как меры опасности:
1)
Анализ риска в области промышленной безопасности трактуется как процедура
обоснования безопасности на основе качественного/количественного анализа
возможности/вероятности и последствий
аварийных ситу
... Читать дальше »
Публично
демонстрируя (не важно – искренне или притворно) свое незнание смысла
действующих требований безопасности, ведущие отраслевые специалисты подспудно поднимают
и обсуждают, ... Читать дальше »
На сайте Группы компаний "Промышленная безопасность" safety.ru открыт новый бесплатный информационный ресурс со сведениями по аварийности и производственному травматизму на поднадзорных Ростехнадзору опасных производственных объектах с расширенной системой отбора и поиска данных. См. подробнее здесь>>
8 июня 2012 года
исполнилось 70 лет
заведующему кафедрой трубопроводного
транспорта, водоснабжения и гидравлики Полоцкого государственного университета,
доктору технических наук, профессору
ЛИПСКОМУ
Владимиру Константиновичу.
Поздравляем!!!
В день Вашего юбилея, уважаемый Владимир
Константинович, желаем
Вам крепкого здоровья, личного счастья, благополучия, неиссякаемого творческого
вдохновения и дальнейших успехов на благо безопасности Белоруссии, Украины и России!
Ведущие специалисты в области промышленной безопасности из Газрома, Лукойла и Сибура выдвинули масштабные претензии к требованиям промышленной безопасности, мешающие по их мнению модернизации российских производств.
Основные положения
проекта руководящего документа «Правила безопасности для магистральных
трубопроводов» (Правила), разрабатываемого ЗАО НТЦ ПБ в соответствии с
решениями секции НТС Ростехнадзора по безопасности в нефтегазовом комплексе от
31 мая 2011 г., представил в своем
докладе директор Центра анализа риска ЗАО НТЦ ПБ д.т.н. Лисанов
Михаил Вячеславович на VIII Международном Техническом Симпозиуме
«Трубопроводный транспорт – 2012: диагностика, эксплуатация и реконструкция»
РискПром.рф обновил форму представления сведений о значениях фонового риска гибели людей на опасных производственных объектах в РФ, полученных с использованием официальных данных Ростехнадзора и Росстата.
Вместе с табличными данными представлены графики, показывающие динамику некоторых показателей смертельного травматизма на опасных производственых объектах различных отраслей. Например так выглядит
Динамика удельной смертности на металлургических и коксохимических производствах и объектах
В качестве учитываемых событий принимаются во внимание в основном только случаи смертельного травматирования людей, непосредственно связанные с технологическими процессами