50 лет назад сразу по завершении первого полета Человека в Космос летчик-космонавт майор Гагарин сообщил:
"Прошу доложить Партии и Правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею".
Авария крупная
промышленная – авария
(техногенное происшествие) на опасном
производственном объекте с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера,
непоправимых для самого объекта или/и его окружения, и связанных с гибелью
людей, причинением материального ущерба или/и вреда окружающей среде.
Такие аварии, как правило, происходили и происходят в наиболее
энерговооруженных отраслях промышленности, опасные производственные объекты которых
попадают в сферу государственного надзора за безопасным ведением работ.
По опубликованным данным во всеукраинском журнале Промислова Безпека (№2 за 2011г.) на предприятиях Украины в 2010 году травмировано 11698 человек, из них 644 смертельно. В 2009 г. было травмировано 12370 чел., из них 675 смертельно. Журнал приводит пооболастную карту украинского травматизма:
Об Изменениях, внесенных в приказ МЧС России от 10.07.2009 №404 «Об
утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на
производственных объектах» (далее - Изменения)
В конце 2010 года приказом МЧС от 14 декабря 2010г. №649 внесены очередные изменения в Методику определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (ранее утв. пр. МЧС № 404 от 10.07.2009).
Новые принципиальные изменения касаются в основном оценки пожарного риска на магистральных трубопроводах.
Специалисты ЗАО НТЦ ПБ и ОАО "Газпром-ВНИИГАЗ" направили в МЧС России свои Предложения по проекту изменений, вносимых в приказ МЧС России от 10.07.2009 №404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах". Основные замечания к проекту методики оценки пожарного риска магистральных трубопроводов:
1) игнорирование отечественного опыта и документов по оценке риска, в т.ч. стандартов ОАО "Газпром";
2) использование зарубежной статистики для расчетов вероятности аварии, противоречащей данным по аварийности на магистральных трубопроводах в России;
Созданная Обамой the National Commission on the BP Deepwater Horizon Oil Spill and Offshore Drilling опубликовала свой Итоговый отчет 11 января 2011.>>
Главный редактор массового всеукраинского научно-практического журнала «Промислова Безпека» задает три тематических вопроса, интересующих читателей (15 декабря 2010):
2. Государственная политика России в вопросах охраны труда и промышленной безопасности. (Принципы, по которым она строится, роль и место технической экспертизы, технического регулирования, разрешительная система)
3. СРО (саморегулирующие организации). По этой теме в Украине вообще мало что известно.
Уважаемая редакция! Спасибо за новые вопросы. Ресурсов пока на развернутые ответы нет, поэтому кратко:
И охрана труда и промышленная безопасность (далее – промбезопасность) – защитные средства технической культуры от техногенных и социальных угроз и опасностей человека-труженика. Исторически охрана труда возникла гораздо раньше промбезопасности (еще Маркс писал о жестокости «неохраняемого» труда в английских угольных копях). Проблемы промбезопасности проявились в зрелом индустриализме в 70-80-х годах прошлого века вместе с обнажившимися угрозами крупных промышленных аварий. См. далее и полностью здесь>>
Сегодня стал доступен для обсуждения и плодотворного анализа обширный опыт жесткой аварийной адаптации больших отечественных производственных технико-социальных систем, попавших в необычное «рыночное» окружение. Бытующее преклонение перед конкуренцией на глазах ведет к утратам безопасноспособности.
Эксперты давно предрекали нам технологический крах, а его все нет – прочность советского «технолома» была сильно недооценена в момент видимого краха СССР. Упущено два десятилетия – одни верили в невидимую руку рынка, другие в обуздание ее твердой рукой государства. Пока рука руку моет, пята хаоса «абсолютной свободы» раздавила прежние границы безопасного существования отечественной промтехносферы.
«Непонятные» крупные промышленные аварии (Ульяновская-2007, Саяно‑Шушенская-2009, Распадская-2010) кровью чертят новый опасный рубеж отступления для нашей технической культуры. Без трудового пота нам не вернуться на безопасные высоты.
Федеральное государственное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий) является правопреемником Всесоюзного научно-исследовательского института гражданской обороны (42 ВНИИ ГО), созданного 1 декабря 1976г. по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 марта 1976г. в целях проведения научных исследований по проблемам повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992г. №968 ВНИИ ГО был переименован в Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС).
Научно-производственную деятельность института условно можно разделить на четыре основных периода:
Первый — 1976-1985 гг. — период становления института и разработки методологических основ повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны, его отраслевых и территориальных звеньев в военное время;
Второй — 1986-1996гг. — период, связанный с расширением направлений исследований, вызванных аварией на Чернобыльской АЭС и разработкой нормативно-методической базы защиты населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
Третий — 1997-2002гг. — период, связанный с разработкой и внедрением современных технологий предупреждения и ликвидации ЧС, с признанием в мире ВНИИ ГОЧС как лидера
... Читать дальше »
Н.А. Махутов, В.В. Зацаринный, Л.Д. Зацаринная, В.А. Акимов, А.А. Таранов. Национальное и межгосударственное сотрудничество стран СНГ по научным проблемам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Обитатели отечественных техноландшафтов оказались пред выбором:
А) Принять анклавно-периферийную модель расчленение техносферы и общества. Согласные должны успеть занять не свое место в «теплице прогресса». И дрожать, что вышвырнут.
Б1) Беречь старые краеугольные элементы техсоцсистем, приспосабливаясь к внешним «финансово-экономическим» воздействиям. Продержимся, но не долго, запас прочности имеет физические пределы;
Б2) Искать новые жизнестабильные формы солидарных связей для обвязки и омоложения традиционных техсоцсистем, выпавших в «маразм современности».
Пространство возможных тактических решений резко сжимается. Границы свободы жизнеустройства снаружи очерчены красной чертой безопасности. Авария на СШ ГЭС прочертила ее почти «ниже плинтуса». Кадровый и технический износ, внутрисоциальные противоречия и смена типа хозяйствования существенно сократили безопасную область свободы маневров. И физических, и экономических и интеллектуальных.
На культурном спаде цивилизация обеспечивает безопасность техноландшафтов сбережением техсоцсистем. Из кризиса так не выйдешь, зато не скатишься в коллапс. В фазе культурного подъема только сбережением не обойтись. Развитие сопряжено с опасностями подвижек. Понадобится совсем другая программа – безопасного созидания технико-социальных систем без тоталитарной конкуренции. Тогда безопасно рискуют настоящим ради будущего.
С жизнестойким образом будущего еще необходимо определиться. Опираться все
... Читать дальше »
Главному редактору ежемесячного массового научно производственного Ордена Знак Почета журнала "Безопасность труда в промышленности" 26 сентября 2010 года исполнилось 70 лет. Поздравляем!!
Заместитель начальника управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии А.А. Герасимов опубликовал в Вестнике финансовой академии (№2 2010) статью о современном положении саморегулируемых организаций в праве зарубежных стран.
Основные выводы таковы:
Саморегулирование не может подменять собой правовое принуждение
Любая саморегулируемая система, которая является добровольной и не имеет принудительного механизма, может быть неэффективной
Необходимость использования международного стандарта ИСО 9001 опробована экономиками развитых стран. На алтарь этого почтенного документа, кодекса качества промышленные предприятия, футбольные команды и культовые организации, и даже целые населенные пункты приносят в жертву лучших специалистов, отвлекая силы от технологии и назначая их на должность экспертов и аудиторов систем менеджмента качества (СМК). И в России рамки с надписями «ISO 900х» как мухи облепили офисные стены. Но 15-летний опыт внедрения международной СМК в России к промышленному расцвету не привел.
По официальным статистическим данным объем производства промышленной продукции в РФ после двукратного провала 90-х сегодня лишь подтягивается к уровню РСФСР конца 80-х годов прошлого века. Да и сам темп промышленного оживления мало отличается от «ускорения времен застоя». Эмпирический факт неумалим: работавшая в РСФСР с 1971 г. Единая система аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП) обеспечивала устойчивый рост российской промышленности, а СМК на основе международных стандартов серии ИСО 9000 оправдывала в РФ дейндустриализацию.
Критерии безопасности и экономической эффективности лежат на разных
полюсах производственной деятельности. Решить все производственные проблемы одними
экономическими реформами не удается. Наглядный пример – реструктуризация
угольной промышленности в РФ. Грезы о невидимой руке рынка материализовались в
шахтах подзатыльниками крупных аварий, периодически направляющими реформаторский
восторг в затяжной нокдаун. Надо отдать должное мессианскому упорству
реформаторов и жертвенной стойкости реформируемых. Бой с тенью конкурентоспособности
продолжается, несмотря на давно выброшенное заморским тренером полотенце, отзвонивший
гонг и опустевший зал.
После тяжелой аварии 8-9 мая 2010 на шахте
«Распадская» внимание государства и общества вновь ненадолго сфокусировалось на
вопросах безопасности в производственной деятельности. За первым искренним
чувством сострадания родным и близким погибших шахтеров наступает время холодного
осмысления происшедшего. Тяжесть крупных промышленных аварии не столько придавливает
бизнес-прибыли в экономике, сколько ощутимо поджимает научно-технический статус
нашей страны, что тяжело ударяет по будущему каждого россиянина – укроются немногие.
Без такого статуса индустриальная страна быстро переводится в разряд варварской
периферии, удел и счастье которой поставлять дешевые первичные ресурсы в цивилизованную
метрополию. Бытующие
разговоры о планах будущей инновационной модернизации в РФ могут потерять
всякий смысл – негде, незачем и некому их будет пр
... Читать дальше »
16 июля 2010 г. Государственной Думой сразу во втором и третьем чтениях был принят законопроект № 231802-4 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». 19-20 июля 2010 законопроект № 231802-4 одобрен Советом Федерации и направлен Президенту РФ.
Законопроект № 231802-4 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» находился на рассмотрении в Государственной Думе с 02.11.2005 г. и даже был принят в первом чтении 16.12.2005. Последнее предложение о принятии законопроекта во втором чтении датировано 13.06.2007.
К законопроекту вернулись после опыта крупных аварий, в первую очередь на Саяно-Шушенской ГЭС и шахтах Кузбасса.
К опасным объектам по законопроекту № 231802-4 относятся опасные производственные объекты (ОПО), АЗС и ГТС.
Максимальные лимиты ответственности предприятий зависят от степени их опасности и составляют от 10 млн до 6,5 млрд руб. Степень опасности ( в первую очередь - максимально возможное количество потерпевших) предполагается определяет из деклараций промышленной безопасности ОПО, деклараций безопасности ГТС и согласно порядку установливаемому профессиональным объединением страховщиков.
Согласно ст.6 законопроекта № 231802-4
«1. Страховая сумма по договору обязательного страхования составляет:
В полном варианте вопросы и ответы звучали примерно так:
1. Кто должен ответить за аварию на Распадской и кто в итоге будет отвечать, если кто этим реально займется
Кто ответит? А кто спрашивает? Вопрос безопасности в шахтах поставила сама жизнь – видимо что-то не так, раз часто видим смерть в техносфере.
Техносфера настойчиво посылает всем нам сигнал об опасностях. Внимание! Вы приближаетесь к смертельной черте:
Саяны-2009 провели ее у реки Курск 2000 – под водой Ульяновская 2007, распадская 2010 – под землей Хромая Лошадь 2009 – в дискотеке.
Тяжесть крупных промышленных аварии не столько придавливает бизнес-прибыли, сколько ощутимо поджимает научно-технический статус нашей страны, что тяжело ударяет по будущему каждого россиянина – укроются немногие. Без такого статуса индустриальная страна быстро переводится в разряд варварской периферии, удел и счастье которой поставлять
... Читать дальше »
"Удастся ли предотвратить новые аварии на шахтах России с помощью нового закона о дегазации?"
Ответ примерно следующий:
Закон?- хорошо. Любой закон должен закреплять и отражать добытые в жизни знания. Технологии дегазации известны с 60-х годов прошлого века (старое-доброе опробованное научное знание). С тех пор многое изменилось, особено в сфере безопасности. И в законах наш новый опыт промышленных аварий пока не отразить (нигде и никем он еще не зафиксирован), а имитировать запад глупо - уж слишком мы разные (тулеевские надежды на "международных экспертов" тщетны).
Аварии на шахтах - огромный поставщик новых знаний, которые ни копить, ни использовать сегодня в РФ почти некому. Наблюдается моральный и физически износ не только техники, но и кадров. Предупредить аварии в пожарном порядке не удастся (и даже в двух чтениях). Лишь отсрочим аварии, отложим их в наше будущее. В постиндустриальное или в безЫндустриальное?
Внедрение конкурентоспособности вернуло безопасность российских шахт XXI-го века в состояние английских угольных копий середины XIX-го века.
В части 2 тома III "КАПИТАЛ" К. Маркс приводит цитату из отчета 1841 года:
"При конкуренции, господствующей между владельцами каменноугольных шахт ... не делается иных затрат, кроме тех, которые необходимы для того, что бы преодолеть самые очевидные физические трудности; а при конкуренции между рабочими-шахтерами, которых имеется обыкновенно в избытке, рабочие эти охотно подвергают себя значительным опасностям и самым вредным влияниям за плату, лишь немного превышающую зароботок соседних деревенских поденщиков, т.к. работа в шахтах позволяет, кроме того, с выгодой использовать их детей. Этой двойной конкуренции совершенно достаточно для того ... чтобы работы в большинстве копии велись при самом несовершенном способе осушения и вентиляции, часто в плохо построенных шахтах, с плохими креплениями, неподготовленными машинистами, с плохо проложенными и плохо отстроенными штольнями и откатными путями; разрушение жизни и здоровья, увечья рабочих - таковы результаты, статистика которых представила бы ужасающую картину" ( " First Report on Children`s Employment in Mines and Collieries etc.", 21 Aprel 1841, p.102).
В своих неудачах апологеты техрегулирования стали обвинять "несуществующую на западе" промышленную безопасность, о сфере действия которой они имеют весьма смутные представления.
Старый ельцинский закон ФЗ-116 "О промышленой безопасности ОПО" метафорически представляется то холодным айсбергом, то горячей торпедой зла, сгубившей абсолютно хорошее и доброе дело техрегулирования. Виновник неудач найден. Даешь вступление в ВТО! Смерть промышленой безопасности!
См. живописное сообщения с борта "титаника" техрегулировани от "боцмана" М. Петровского здесь>>
Корреспондент Интерфакса 02 июля 2010 года прислал список вопросов.
1) как менялся в последние годы смертельный травматизм по подземной угледобыче (цифры в целом по отрасли показывают, что он снижается, но некоторые эксперты указывают, что это происходит за счет наращивания открытой добычи, а в подземной за последние 20 лет произошел скачок с 1 до 3 смертей на 1 млн т угля);
2) как решается эта проблема в других странах с рыночной экономикой и значительными объемами добычи;
3) экономические причины заметного увеличения доли крупномасштабных аварий;
4) оценка эффективности заявленных после взрыва на Распадской мер - закон о дегазации, расширение полномочий надзорных органов, создание спец.прокуратуры на Кузбассе и т.д.
Хотя вопросы оказались "риторическими", ответить на них полезно.