Для современной России, прошедшей в 1990-е годы обширную деиндустриализацию, постановка и решение проблемы предупреждения крупных промышленных аварий не имеет исторических аналогов в отечественной и зарубежной практике. По этическим и экономическим причинам России вряд ли удастся сбросить свои производственные издержки обеспечения безопасности на страны третьего мира. С другой стороны нам доступны для анализа результаты уникального отечественного эксперимента в промышленности по рокировке концепции «абсолютной безопасности» на «абсолютную свободу».
Статью на тему крупных промышленных аварий опубликовал Всеукраинский научно-практический журнал «Промислова Безпека» в ноябре 2011.
В статье д-ра техн. наук Б.В. Лаптева "Историография аварий при разработке соляных месторождений" рассмотрены техногенные аварии, происшедшие при разработке калийных и соляных месторождений и приведшие как минимум к остановке технологического процесса, потерям запасов полезных ископаемых или выводу из строя рудников.
На Верхнекамском
месторождении калийно-магниевых солей (Россия) к отработке принято от одного до
трех пластов: вышележащий карналлитовый В, нижележащие сильвинитовые АБ и Красный
II. Все они на отрабатывавшихся и отрабатываемых шахтных полях (4-е шахтное поле
в г. Березники и 3-е в г. Соликамск) относятся к выбросоопасным. Наиболее опасным
считается карналлитовый пласт В, при отработке которого (ранее только буровзрывным
способом) регистрировалось (в зависимости от объемов добываемой руды) до 110 явлений
в год на Первом Березниковском (БКПРУ-1, ОАО «Уралкалий») и до 550 на Первом Соликамском
(СКПРУ-1, ОАО «Сильвинит») рудниках с максимальной интенсивностью до 6230 т.
В февральском номере журнала Безопасность труда в
промышленности за 2012 г.
опубликована статья-манифест д-ра экономических наук, профессора А.Д. Зарецкого
из Кубанского государственного университета «Формирование института
добровольной пожарной охраны на современных предприятиях России».
По своему структурному содержанию статья профессора А.Д.
Зарецкого мало чем отличается от недавней знаковой статьи независимого эксперта В.В. Жукова
"Новый смысл пожарной безопасности", «Пожаровзрывобезопасность» №12 за
2011 г. (обсуждение
см. здесь)
В индустриальной истории отечественного углепрома накоплено уникальное
научное и практическое знание о предупреждении крупных промышленных аварий. В
постиндустриальный период — после перестройки и реструктуризации российской угольной
промышленности — трагически приоткрываемое авариями новое знание перестало
поступать в широкий научно-практический оборот и не работало на предупреждение
будущих промышленных угроз. Сегодня наблюдается острая нехватка получения и реализации
результатов отечественных научных исследований — чему свидетельствует череда
крупных постсоветских угольных катастроф.
В статье проведено сравнение расчетов зон разрушения при внешних взрывах топливно-воздушных смесей, определяемых по российским методикам (РД 03-409-01, ПБ 09-540-09) и методике фирмы TNO (Голландия), а также сравнение с экспериментальными данными по взрывам водородо-воздушной смеси. Предложен методический подход оценки риска разрушения зданий и сооружений при аварийных взрывах на опасных производственных объектах.
Более века крупные угольные катастрофы с гибелью более 100 человек сопровождали индустриально развитые страны Европы, США и Японию, начиная с аварии в английской шахте «Wallsend» в Нортумберленде (18.01.1835 г., погибло 102 человека) и заканчивая разрушением дамбы хвостохранилища американской угольной компании Pittston в Буфало Грик Западной Виржинии (26.02.1972 г., погибло 114 человек). В течение почти 140 (137) лет, начиная с первой трети XIX века (с 1835 г. по 1972 г.) индустриально развитые страны каждые четыре года получали 3 крупные (более 100 погибших) угольные аварии, в каждой из которых в среднем гибло 175-250 человек. Большинство аварий пришлось на сорокалетие с 1890 по 1930 гг.
Обращение на морских нефтегазовых объектах пожаровзрывоопасных и горючих веществ (газ, нефть, продукция скважин) определяет необходимость оценки опасности взрыва и устойчивости платформ при взрывных нагрузках и воздействиях.
В статье приведен обзор работ по верификации методик и сравнительный анализ расчетов по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ, выполненных с использованием программных продуктов, разработанных специалистами ЗАО НТЦ ПБ (ТОКСИ+, ТОКСИ+Risk) и программных продуктов PHAST и SAFETI, разработанные фирмой Det Norske Veritas (DNV).
В ноябре 2010 на RiskProm.ru были размещены краткие ответы на четыре вопроса массового всеукраинского журнала "Промислова Безпека" полностью вопросы и ответы СМ. ЗДЕСЬ>>
К настоящему времени Журнал "Промислова Безпека"частично опубликовал печатную и электронную версии ответов:
Еще в 2006 году на
стадии подготовки закона «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате
аварии на опасном объекте» (далее – Закон) по заказу Национального союза
страховщиков ответственности (НССО), объединяющего около 30 крупнейших страховщиков,
специалисты группы компаний «Промышленная безопасность» разработали ряд
методик, которые не утратили своей актуальности и могут после доработки использоваться
страховщиками в повседневной работе.
Согласно Закону страховые суммы,
а также коэффициенты к страховым тарифам зависят от максимально возможного
количества потерпевших (МВКП) в результате аварии, от специфики и уровня
безопасности страхуемых опасных объектов.
Оценка случайной величины МВКП – существенная
часть более общей трудоемкой процедуры анализа опасностей и количественной
оценки риска аварий на опасных объектах, выполняемой, например, при
декларировании промышленной безопасности.
Авария на технически современной и крупнейшей в РФ угольной шахте «Распадская» – очередной тревожный сигнал реформируемым и реформаторам, реализующим сегодня анклавную модель модернизации производства и быта в РФ, когда прогресс точек роста осуществляется за счет архаизации всего внешнего и неконкурентоспособного. На переломе веков анклавная модернизация переламывает отечественный углепром.
Уже по своему названию реформа реструктуризации была направлена на коренное изменение структуры угольной отрасли,– т.е. всей совокупности устойчивых связей, обеспечивающих сохранение основных ее свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структура выражает то, что остаётся устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы. Преобразования задумывались кардинальные. Было ясно, что структура советского углепрома сразу затрещит при смене его функциональной цели, когда вектор промышленной деятельности резко развернулся от обеспечения углем устойчивой единой энергетической системы страны к удовлетворению неустойчивого платежеспособного спроса. Реструктуризацию, как изменение структуры, уместнее называть не реформой, а трансформой.
Вышла в свет монография Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией В.А. Акимова / МЧС России. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.
Практическая реализация Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» требует разработки комплекса нормативно правовых и методических документов.
27 июля 2010 г. принят Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"№ 225-ФЗ, а также ряд изменений в законодательные акты, связанные с этим Законом.
Данный Закон имеет трудную судьбу: законопроект находился на рассмотрении в Государственной Думе с 02.11.2005 г. и был принят в первом чтении 16.12.2005. И только спустя почти пять лет был принят Государственной Думой сразу во втором и третьем чтениях. К принятию Закона вернулись после опыта крупных аварий, в первую очередь на Саяно-Шушенской ГЭС и шахтах Кузбасса....
Сегодня скопился большой и трагический опыт неудач, отбрасывание
его недопустимо.
В первоочередных задачах – зафиксировать и изучить поставленный реформами масштабный
российский опыт промышленных аварий и производственного травматизма.
На основе инновационных
научных исследований государство запишет и проконтролирует модернизированные
правила безопасности, а бизнес их исполнит, или окончательно распишется в своей
хозяйственной несостоятельности – буквально кровью промышленных аварий...
Вышла в свет статья об актуальном состоянии промышленной безопасности в отечественной угледобыче в сравнении с мировой
Технический прогресс неизменно сопровождается увеличением числа аварий в промышленности. Сдержать их рост и минимизировать ущерб от них может только внедрение основанных на научных знаниях требований, закрепленных в национальных законах, регламентах, правилах, нормах и стандартах.
Вышла из печати новая статья сотрудников ЗАО НТЦ ПБ:
Лисанов М.В., Савина А.В., Дегтярев Д.В., Самусева Е.А. Анализ российских и зарубежных данных по аварийности на объектах трубопроводного транспорта / Безопасность труда в промышленности. - №7. - 2010. - с.16-22.
С началом активной реструктуризации отрасли удельное число смертей начало снижаться. Однако нисходящий общий тренд, который объясняется закрытием наиболее опасных шахт (за время реструктуризации в 1994-2007 гг. количество шахт уменьшилось более чем наполовину, а доля открытой добычи выросла с 57% до 65,5%) разбивается резкими всплесками крупных аварий, нехарактерными для угледобычи советских времен.
Несмотря на положительное влияние вывода из эксплуатации нерентабельных и небезопасных объектов, общее сокращение угледобывающей индустрии негативно сказывается на широте внедрения капиталоемких технологий. Сжимаясь, промышленность в целом теряет экономию на масштабе и уже не может позволить себе прежние расходы на безопасность производства
Анализ риска аварий на магистральных нефтепроводах при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности*
В статье** изложены методология и результаты количественного анализа риска, полученные при обосновании мер безопасности, разработанных для специальных технических условий проектирования магистрального нефтепровода «Тихорецк-Туапсе-2». Представлен анализ факторов, влияющих на показатели риска аварий на нефтепроводах и эффективность мероприятий, компенсирующих отступления от нормативных требований.
*Полный текст статьи будет изложен в мартовском номере журнала БТП