Обзор возможностей сертифицированного программного комплекса "ТОКСИ+Risk", предназначенного для расчета последствий аварий на опасных производственных объектах и оценки риска гибели людей при авариях, в т.ч. пожарного риска в соответствии с Методикой МЧС определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах опубликован в статье
К одной из проблем внедрения декларирования пожарной безопасности для организаций, эксплуатирующих ОПО, следует отнести неопределенность термина "объект защиты", для которого и должна разрабатываться декларация пожарной безопасности. Отсутствие четких критериев этого понятия может привести на практике к неоправданным затратам на услуги по оценке риска малоопасных, но многочисленных объектов защиты, к конфликту с надзорными органами и трудностям страхования ответственности. Например, при декларировании морской платформы объектом защиты может быть как сама платформа, регистрируемая Ростехнадзором как отдельный ОПО, так и отдельные помещения, например отделение сепарации или жилой модуль. В этом случае можно было бы рассчитывать пожарный риск только для производственных участков платформы, где есть горючие вещества, а для остальных составлять отдельную декларацию пожарной безопасности без расчетов. Но, возможно, более простым решением в этом случае было бы считать объект защиты от пожара тождественным соответствующему ОПО (точнее его материальной части). Однако следует учитывать, что с юридической точки зрения ОПО более широкое понятие, чем "продукция", трактуемая в ФЗ-84 как "результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме".
Причины экопроблем сегодня хорошо изучены и подробно описаны. Так известным итогом беспрецедентной Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) стало признание природоразрушающего характера созданного этой цивилизацией типа хозяйства - т.н. «рыночной экономики». Ее краеугольные идеи свободы и прогресса предполагают неисчерпаемость периферийных ресурсов, природных в первую очередь. Хорошо изучен вопрос о том, что капиталистическое хозяйство может процветать лишь при избытке ресурсов. Как говорят «Запад создал себя из материала колоний» (см. Клод Леви-Стросс «Структурная антропология»). И современная Россия, и СССР, и Российская Империя никогда не имели избыточных ресурсов, поэтому сегодняшний российский капитализм может только хиреть, попутно истощая природу, общество и техносферу.
Сегодня в РФ попорчен не только производственный базис жизнеустройства, но незаметно сбрасывается уникальная цивилизационная оболочка безопасного труда в отечественной промышленности. Задуманная еще в прошлом веке сфера промышленной безопасности создавалась на рубеже веков, чтобы оберегать народ и его хозяйство от жалящих издержек экспансии прогресса техники в природу – несчастных случаев, профессиональных заболеваний, промышленных аварий, техногенных чрезвычайных ситуаций, несущих жизненные и смертные страдания человеку-труженику
С началом реализации проектов по освоению месторождений морского континентального шельфа возрастает риск крупных аварий и с разливами нефти .
Ответом на новые "шельфовые" техноопасности станет использование современных технологий с адресными мерами безопасности, обоснованными при анализе опасностей и оценке риска аварий.
Процедуры анализа риска и декларирования промышленной безопасности не только оценивают уровень безопасности объектов нефтегазовых месторождений, но и позволяют планировать организационные и технические меры обеспечения безопасности по снижению вероятности аварийных ситуаций и возможного ущерба от них.
Безопасный труд в промышленности – важнейшее завоевание поздней индустриальной эпохи. Смена цивилизационного вектора развития страны может привести к утрате научных и практических знаний в сфере промышленной безопасности и, как следствие, к росту аварийных производственных потерь.
Основные причины ошибок при оценке соответствия по критериям допустимости связаны с попытками нормирования количественных показателей техногенного риска без учета специфики источника опасности, конкретизации оцениваемого события (например, без различия между вероятностью травмирования и гибели человека), объекта воздействия(реципиента) и территории.
До недавнего времени считалось, что негативные последствия аварийности и травматизма проще и выгодней предупреждать, чем ликвидировать. Сегодня все выглядит несколько иначе.
На пути к рынку наше общество разделилось на две неравновесные части — сплоченный пролиберальный демос и рыхлый безынициативный охлос . Теперь с точки зрения нового демоса предупредительные меры безопасности, жизненно необходимые для большинства рискующих из охлоса, неоправданно затратны, так как ухудшают макроэкономические показатели, ведут к неконкурентоспособности, инфляции и прочим бедам перехода к рынку. Сенсационно-спасительные методы реагирования на уже случившиеся техногенные происшествия наиболее выгодны (эффективны) для демоса, а для охлоса — весьма зрелищны (эффектны).
Путь к рынку через деиндустриализацию оказался весьма пагубным для отечественной технической культуры, что отразилось и на такой чувствительной области, как обеспечение безопасности труда в промышленности. Хорошо известно, что экономика лишь тогда становится рыночной, когда деньги и труд превращаются в товар. Безопасный труд дорог, и, как товар, при абсолютно свободном рынке неконкурентоспособен. В связи с этим возникла фантазия, что причина бед не в товаре, а в требованиях безопасности.
В
честном разговоре вряд ли удастся заполучить согласие наших граждан
обменять безопасный труд и отдых на прибыльную свободу присягнувших
«общечеловеческим ценностям». Согласие же сборища деклассированных
индивидов можно легко купить на политическом рынке, подсунув им модный
бестселлер «О приемлемом риске … для Homo economicus».
Слова после многоточия "печатаются" мельчайшим шрифтом в подвалах
примечаний – прямо они не озвучиваются, в лучшем случае проглатываются
скороговоркой.
Но
прежде утверждений о «приемлемости …для кого» стоит вопрос
«приемлемости … чего?», а еще ранее – вообще, что есть «приемлемый»...
Наконец-то расцвел цветок либерально-рыночного редукционизма в мировоззрении техреформаторов. По их мнению, окружающий Мир – это рынок, а Человек – лишь продавец или покупатель (Homoeconomicus).
Состояние техносферы определяет карту текущих опасностей и угроз техногенного характера. Если в стране резко сменяется жизнеустройство, расщепляется ее интеллектуальный, производственный и экономический базис, видоизменяется структура хозяйственных и технологических укладов, то с определенным опозданием следует ожидать постлиберальных перемен и в состоянии безопасности техносферы
Одноименная статья д.т.н. М.В.Лисанова, к.т.н. В.В. Симакина (оба из НТЦ "Промышленная безопасность), А.И. Макушенко, П.И. Дворниченко (оба из ОАО "НИПИгазпереработка), д.т.н. А.В. Еремеева-Райхтера (Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд) опубликована в журнале "Безопасность труда в промышленности" №8 2008 г. с.63-69. ....См. материалы статьи здесь>>