Чекист рассказал чекисту о сельском хозяйстве России
Владимир Путин провёл 09окт2018 очередное совещание о мерах по реализации потенциала агропромышленного комплекса страны. С основным докладом выступил Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Придворные эксперты посредством Руководства РФ продолжают поддерживать у населения РФ приятную картину состояния хозяйственных дел в нашей стране. Не стало исключением рабочая поездка Президента РФ и Предсправительства РФ в Ставропольский край 09 октября 2018. Официальные СМИ (http://kremlin.ru/events/president/trips/58758) сообщили:
«В станице Георгиевской Владимир Путин и Председатель Правительства Дмитрий Медведев посетили сельскохозяйственное предприятие «Рассвет», ознакомились с процессом сбора урожая, встретились с работниками компании (подробнее по этому вопросу см. неприятные статданные о том, как капхоз «Рассвет» встречает либерти-яблоками и урожайностью пшеницы романтический закат фермеризирующейся РФ).
Позже в Минеральных Водах глава государства провёл совещание о мерах по реализации потенциала АПК. Завершая поездку, В.Путин и Д.Медведев кратко пообщались с местными жителями».
И по второму вопросу получаем полезный повод для актуализации Белой книги России: строительство, перестройка и реформы (1950-2018).
Ниже дана стенограмма минводского совещания Руководства РФ о мерах по реализации потенциала АПК, на котором один (бывш.) Чекист успокаивал другого. И наоборот.
Для пользы и населения РФ и Руководства РФ дополним гладкую стенограмму врезками из не всегда приятных, но фактических данными Росстата (и его предшественников в РСФСР) о сельском хозяйстве в РСФСР и РФ. Начнем.
СТЕНОГРАММА Совещания по вопросам развития сельского хозяйства / 2018-10-09 18:10:00 / Минеральные Воды
В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами встречаемся в Ставропольском крае – одном из крупных аграрных центров России.
Сегодня предлагаю в целом рассмотреть результаты работы сельского хозяйства, обсудить актуальные задачи, стратегические ориентиры развития ключевой отрасли страны. Мы с вами это делаем достаточно регулярно и, я бы сказал, не так уж и редко, причём не только в Москве, а действительно в разных регионах нашей страны.
В последние годы агропромышленный комплекс демонстрирует позитивную динамику. За пять лет объём производства сельхозпродукции вырос более чем на 20 процентов. Это без всякого преувеличения и называется прорыв, это называется, без всякого преувеличения, рывок вперёд.
А до рывка вперед, был не менее масштабный рывок – реформирование народного сельского хозяйства РСФСР в фермерскую экономику РФ.
Реформа привела к тяжелейшему кризису всего сельского хозяйства – и растениеводства, и животноводства. По отношению к уровню 1990 г. в 1998 г. в РФ было произведено, в стоимостном выражении в сопоставимых ценах, 55% продукции сельского хозяйства, в 2000 г. – 61%, в 2005 г. – 68%, в 2010 г. – 72%, в 2017 г. – 102%. В середине 2010-х гг. производство сельхозпродукции в РФ находится на уровне РСФСР конца 1980-х гг. Динамика сельхозпроизводства приведена на Рис. 5- 1.
Рис. 5- 1. Индексы физического объема животноводческой и растениеводческой продукции сельского хозяйства в РСФСР и РФ, в сопоставимых ценах (1990 г.=100)
К концу 2000-х гг. в растениеводстве был восстановлен, а в середине 2010-х гг. на 40% превышен дореформенный уровень производства. В животноводстве пока достигнут только уровень на 30% ниже дореформенного, – как в конце 1960-х гг. (падение в конце 1990-х гг. было на уровень начала 1960-х гг.). В 1990 г. удельный вес продукции животноводства в продукции сельского хозяйства составлял 63%, в 2000 г. – 47%, в 2010 г. – 54%, в 2017 г. – 49%.
Уже имеющийся провал в производстве сельхозпродукции допущенный за годы реформ оценивается в более чем 6 лет работы всей фермерской РФ на уровне прорывного 2018 г. Через 28 лет реформ только достигли дореформенного уровня производства сельхозпродукции. И еще недопроизвели ее в размерах шестилетнего объема (все это выпало из потребления, не пошло на экспорт, покрыто импортом и т.п.). Для этого нужны были реформы?
Факт: в эпоху Путина сельское хозяйство вставало с колен. Можно это и рывком назвать.
Подробнее см. актуализированный подраздел Белой книги России Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.
Отечественные производители практически полностью обеспечивают страну по основным группам продовольственных товаров, активно осваивают внешние рынки. По итогам прошлого года объём экспортных поставок продовольствия и сельхозсырья прибавил 21 процент и превысил 20 миллиардов долларов. Это казалось совсем недавно абсолютно невероятным. Напомню: объём продаж оружия у нас – чем мы всегда гордились – составляет 15 миллиардов долларов. Сельхозпроизводители на пять миллиардов долларов превысили объём экспорта.
За семь месяцев текущего года аграрный экспорт вырос ещё почти на треть, до 13 миллиардов долларов. Отмечу: ещё 20 лет назад Россия была вынуждена закупать зерно за границей, а сегодня наша страна является крупнейшим поставщиком пшеницы, крупнейшим в мире, и занимает второе место в мире по поставкам зерновых вообще.
Увеличивается экспорт сахара, растительного масла, свинины, мяса птицы. За семь месяцев текущего года вывоз зерна из России вырос в 1,7 раза, а объём экспорта мяса птицы вырос на 31 процент, свинины – на 20 процентов, растительных масел – на пять, сахара – на четыре процента.
Переход к экспортной модели развития – ещё одно подтверждение того, что в отечественном АПК происходят качественные сдвиги, что наше сельское хозяйство вышло на новый уровень устойчивости и становится менее уязвимым к перепадам рыночной конъюнктуры, а внутреннее потребление продовольствия всё меньше зависит от импорта.
Так, для справки: по итогам 2017 года показатели продовольственного самообеспечения составили по зерну 170,8 процента, растительного масла – 153,1 процента, сахар – 105,2 процента, по мясу и мясопродуктам – 93 процента, по картофелю – 87 процентов, овощам – 85,9, молоку и молочным продуктам – 82.
Горе побежденным – победитель получает все.
Производство 500 кг зерна на душу населения – порог нарушения продовольственной безопасности страны. Особенно это важно для таких крупных стран, как Россия. За шесть лет 1985-1990 гг. в РСФСР было произведено в среднем по 763 кг зерна на душу населения в год, а за 1995-2000 гг. в РФ произведено по 440 кг зерна на душу населения. В среднем за 1991-2018 гг. производилось 592 кг зерна на душу населения (за 1963-1990 гг. – 753 кг, т.е. реформы привели к спаду на 21% по этому показателю). Последний раз порог производства зерна в 500 кг на чел. был преодолен в РСФСР в 1954 г., через 40 лет РФ вновь опустилась ниже этой черты в 1995 г. (а затем еще в 1996 г., в 1998-2000 гг., в 2003 г., в 2010 г., в 2012 г.).
И сейчас бывают благодатные годы с благоприятными условиями и высокой урожайностью, но в целом уровень производства сокращен под воздействием непреодолимых для села экономических, социальных и технологических причин. Это видно на Рис. 5- 37, где представлена динамика подушевого производства зерна в России за 1913-2018 гг.
Рис. 5- 37. Производство зерна в России
в весе после доработки (с 1955 г.), кг на душу населения
На таком фоне с производством зерна происходит сокращение его внутреннего использования (на кормовые и пищевые цели, на семена и проч.) при существенном росте экспорта из РФ (Рис. 5- 38). Так в последний неурожайный 2012 г. была экспортирована почти треть имевшегося для использования зерна, а на внутренние потребности осталось только 346 кг на душу населения – в 2,6 раза меньше чем в 1990 г. За два десятилетия реформ использование зерна и на кормовые, и на пищевые цели сократилось примерно вдвое. Если бы на экспорт зерно не отправлялось в неурожайный 2012 г., то для внутреннего использования в РФ осталось бы 495 кг зерна на душу населения (в 2017 г. из произведенных 922 кг на душу населения для внутреннего потребления осталось 632 кг, по оперативным данным в 2018 г. ожидается 726 и 610 кг соответственно).
Рис. 5- 38. Потребление зерна на душу населения (1 – левая шкала, кг)
и доля экспорта в использовании зерна (2 – правая шкала, %) в России
См. подробнее Производство зерновых культур в РСФСР и РФ в 1950-2018 гг.
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: растениеводство
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: животноводство
При этом отмечу, как вы видите, сейчас я эти цифры привёл, по ряду позиций уровень самообеспеченности нашей страны пока ещё недостаточно высок. Это прежде всего касается овощей и фруктов, молочной продукции, говядины.
Нужно последовательно работать над тем, чтобы российские производители расширяли своё присутствие на внутреннем рынке и осваивали внешние, чтобы отечественные продукты по своим качественным и ценовым характеристикам были конкурентны, пользовались устойчивым, растущим спросом покупателей как в стране, так и за рубежом.
Для этого необходимо укреплять базу российского АПК, его кадровый и производственный потенциал, оснащать хозяйства современной техникой, повышать производительность труда, продвигать отечественные разработки в сфере селекции, генетики, биотехнологий для выпуска качественной, экологически чистой и безопасной продукции.
Это происходит, мы это видим. Только сейчас с Дмитрием Анатольевичем были в одном из хозяйств, не таком уж и крупном, можно сказать, среднем хозяйстве, но всё шире и шире применяющем хорошие современные технологии.
Золотые слова об укреплении базы российского АПК. А на сколько ее надо укрепить? И кто и когда допустил нарушения скрепы фермерской РФ?
Изменение в ходе реформы экономических условий деятельности сельскохозяйственных предприятий подорвало воспроизводство их материально-технической базы. До этого, особенно начиная с 1970-х годов, эта база в РСФСР развивалась очень быстро – село насыщалось техникой и кадрами, энергетическими мощностями и другими основными фондами. Налаживалась система обеспечения и топливом, и удобрениями, развивались новые отрасли промышленности, производящие нужные для села материалы.
Основные фонды колхозов, совхозов и межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий РСФСР выросли с 1970 по 1990 г. в расчете на одного работника с 3,7 до 27,3 тыс. руб., а в расчете на 100 га сельхозугодий с 19,3 до 129,8 тыс. руб. При этом и в ходе пятилетки 1985-1990 гг. продолжался быстрый рост основных фондов. За эту пятилетку, например, энергетические мощности в расчете на одного работника выросли с 40,3 л.с. до 50,5 л.с.
По этим основным показателям советское сельское хозяйство вышло в число высокоразвитых. В 1989 г. в РСФСР на одного работающего приходилось 35,3 киловатт энергетических мощностей, а в Италии в 1988 г. 23 кВт, в Нидерландах 30,5, в Дании 39, в Венгрии 9,5 кВт (Энерговооруженность 1 работника в сельском хозяйстве РСФСР была примерно на 40% выше, чем в среднем по СССР.). Сильно различались энерговооруженность труда в сельском хозяйстве у СССР и США - в США на одного работника приходилось 105 кВт. Но по этому показателю США резко выпадали из общего ряда высокоразвитых стран – работники там снабжены избыточными энергетическими мощностями. В расчете же на 100 га пашни разница была не так велика – 259 кВт в СССР и 405 кВт в США. В каком темпе сокращались энергетические мощности в сельском хозяйстве в ходе реформы, показано выше Рис. 5- 6.
За 1970-1990 гг. материально-техническая база сельского хозяйства в СССР перешла на качественно новый уровень развития. Она обновлялась даже быстрее, чем в промышленности: в 1990 г. ввод в действие новых основных фондов (без скота) составлял в сельском хозяйстве 7%, а коэффициент выбытия 3,3% от наличия основных фондов на конец 1989 г. В промышленности эти показатели были равны 6,0% и 1,8%, соответственно.
С началом реформы, уже в 1991 г. практически прекратилось обновление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Капиталовложения (инвестиции) в основной капитал сельского хозяйства в ходе реформы к 1998 г. уменьшились по сравнению с 1990 г. в 25 раз, и в 2010-х гг. остаются в среднем в 6 раз более низкими, чем непосредственно перед реформой 1990-х гг. Динамика этого показателя приведена на Рис. 5- 11.
Рис. 5- 11. Индексы инвестиций (в сопоставимых ценах, 1990=100)
в основной капитал сельского хозяйства РСФСР и РФ
(с 2005 г. сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях)
Государство в ходе реформы практически перестало делать капиталовложения в сельское хозяйство. В 1990 г. государственные ассигнования составили 71% инвестиций в производственные объекты сельского хозяйства РСФСР (остальные капиталовложения делали колхозы). В 2001 г. доля бюджетных средств в капиталовложениях в АПК (и так уже многократно уменьшившихся, в 14 раз) составила всего 5,6%. С 1995 г. по 2001 г. доля средств для инвестиций в агропромышленную сферу из федерального бюджета сократилась с 16,8% до 2% из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – с 13,8% до 3,4%. В 2005 г. доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, составляли 4,3%, в 2010 г. – 2,3%, в 2015 г. – 3,7%.
Надежды на иностранного инвестора пока не оправдались. Доля сельского хозяйства (с 2005 г. включая охоту и лесхоз) в общем объеме инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала составляла в 1993 г. 0,16%, в 1995 г. 0,7%, в 2000 г. 0,5%, в 2005 г. 0,8%, в 2010 г. 1,3% в 2012 г. 2,3%. Суммарная доля сельского хозяйства, охоты и лесхоза в иностранных инвестициях составила в 2005 г. 0,2%, в 2010 г. и 2012 г. – по 0,4%, в 2014 г. – 1,6%. При этом доля прямых иностранных инвестиций составляла в 2010 г. – 0,3%, в 2012 г. – 0,2%, в 2013 г. – 1,5%.
За более чем двадцать пять лет реформ 1991-2016 гг. недовложения в основной капитал сельского хозяйства РФ (по уровню 1990 г.) составили ок. 1,1 трлн долл. США. Для сравнения, это составляет 86% объема ВВП России за 2016 г., или почти втрое больше всех доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2016 г.
См. подробнее Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: инвестиции и капиталовложения
Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: воспроизводство основных фондов
Для реализации экспортных возможностей российских аграриев нужно продолжить создание современной инфраструктуры, логистики, «расшивать» узкие места на железной дороге и наращивать мощности морских портов, элеваторов, терминалов хранения. Знаю наверняка, сегодня мы будем говорить подробнее, здесь ещё много нерешённых проблем. Уверен, сегодня вы будете об этом говорить.
И конечно, нужно устранять торговые барьеры, обеспечивать выполнение санитарных и ветеринарных требований для расширения доступа на внешние рынки. Прежде всего имею в виду такие перспективные направления, как Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Африки, Персидского залива.
Напомню, в майском указе поставлена задача в 2024 году нарастить экспорт продукции АПК до 45 миллиардов долларов в год. Это очень непростая задача. Если мы сейчас вышли на 20, то к 2024 году достичь цифры 45 миллиардов – это серьёзная задача. Необходимо расширить линейку таких поставок, увеличить в них долю товаров высокого передела.
При этом хочу подчеркнуть: речь идёт не о какой-то погоне за валовыми показателями, о стремлении вывезти как можно больше. Дело совершенно не в этом. Увеличение экспорта должно стать следствием роста качества отечественных товаров, их глобальной конкурентоспособности.
На это должны быть нацелены меры аграрной, торговой, промышленной, научно-образовательной политики. Сегодня тоже обсуждали с производителями вопрос, очень важный, который становится всё более и более актуальным, – подготовка кадров. Потому что отрасль становится высокотехнологичной, и нужны, конечно, люди, которые соответствуют этим требованиям.
Демонтаж колхозно-совхозной системы означал деиндустриализацию и демодернизацию сельского хозяйства.
Этот массивный процесс характеризуется быстрым сокращением энергетических мощностей сельского хозяйства, резким снижением использования электроэнергии для производственных целей, катастрофическим уменьшением парка сельхозтехники и сокращением числа работников сельскохозяйственных предприятий. Динамика этих процессов представлена на Рис. 5- 5 - Рис. 5- 8.
С 1990 г. по 2010 г. число сельхозработников сократилось почти в 6 раз – с 10 до 1,7 млн человек (в 2015 г. – 1,3 млн чел.).
Рис. 5- 5. Число работников в сельскохозяйственных организациях РСФСР и РФ, млн
Энергетические мощности сельскохозяйственных организаций в реформы сократились более чем в 4,5 раза, – в 2016 г. их осталось, как полвека назад.
Рис. 5- 6. Энергетические мощности сельскохозяйственных организаций
РСФСР и РФ, млн л.с.
В реформы парк тракторов сократился более чем в 6 раз – с 1366 до 223 тыс. шт. (это даже меньше, чем было в РСФСР в предвоенное время – Рис. 5- 7).
Рис. 5- 7. Парк тракторов в сельскохозяйственных предприятиях РСФСР и РФ¸ тыс.
Почти в 7 раз за 1991-2016 гг. сократился парк зерноуборочных комбайнов (Рис. 5- 8) – с 408 до 59 тыс. машин.
Рис. 5- 8. Число зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях в РСФСР и РФ, тыс. штук
Примерно такая же картина наблюдалась и с парками другой сельхозтехники. К 2017 г. в реформы парк плугов сократился в 9 раз, культиваторов – в 7 раз, сеялок – в 8 раз, жаток – в 13 раз, косилок – в 9 раз, пресс-подборщиков – в 4 раза, дождевальных и поливальных машин – в 13 раз, машин для внесения минеральных удобрений – в 7 раз, доильных установок и агрегатов – в 10 раз, кукурузоуборочных комбайнов – в 14 раз, льноуборочных – в 30 раз, картофелеуборочных – в 15 раз, кормоуборочных – в 9 раз, свеклоуборочных машин – в 11,5 раз. Никаких существенных признаков замедления сокращения или возрастания числа этих машин не наблюдается, кроме дождевальных и поливальных машин и установок, количество которых возросло в 2013‑2016 гг. в 1,16 раз – с 5,2 до 6 тыс. ед.
В реформы потребление электроэнергии на производственные цели в сельскохозяйственных предприятиях снизилось более чем в 5 раз и находилось в РФ в середине 2010-х гг. на уровне РСФСР середины 1970-х гг.
Рис. 5- 9. Потребление электроэнергии на производственные цели в РСФСР и РФ: в сельскохозяйственных предприятиях (1) и в отраслях «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (2), млрд кВт-ч.
См. подробнее Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: от колхозов к сельхозпредприятиям
Необходимо совершенствовать и механизмы государственной поддержки сельхозпроизводителей. Отдельное важное направление – это стимулирование малого и среднего предпринимательства на селе, поддержка деловой инициативы.
Сегодня в России на долю фермеров приходится около 13 процентов сельхозпроизводства. За последние пять лет на фоне общего роста отрасли эта доля увеличилась более чем на треть.
Серьёзным стимулом для развития фермерских и личных подсобных хозяйств должно стать вовлечение в сельхозкооперацию, расширение сотрудничества с крупным бизнесом. Это позволит успешнее встраиваться в производственные и логистические цепочки, приобретать новые технологии и ресурсы, развивать современную переработку.
И конечно, крайне важно поддержать предпринимателей в самом начале их работы, на этапе открытия своего дела. Знаю, что Минсельхоз совместно с ведущими финансовыми институтами в сфере сельского хозяйства и предпринимательства работает над созданием комплексной системы поддержки фермеров и развития сельхозкооперации.
Эта система будет включать механизмы грантового финансирования начинающих фермеров и действующих хозяйств, субсидии на расширение деятельности кооперативов, а также создание центров компетенций, которые будут оказывать консультационную помощь аграриям.
Предлагаю сегодня обсудить, как обеспечить максимальную эффективность средств, выделяемых на эти цели, а также какие дополнительные меры поддержки малых форм бизнеса на селе можно предложить дополнительно.
Поддерживать надо бы не фермеров, а подворья, которые продержались в реформы, кормили россиян с грядки. В 2010-2016 гг. доля мяса, произведенного фермерами составляла 3%, молока – 6%, яиц – 0,8%, меда – 4%, картофеля – 8%, плодов и ягод – 2%, винограда – 1,5%. В структуре производства зерна, семян подсолнечника и в овцеводстве в последние годы отмечается тенденция роста доли крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. В 2010-16 г. ими получено в среднем 24% зерна от общего сбора в хозяйствах всех категорий, и 29% подсолнечника.
С падением (и восстановлением) производства сельхозпродукции резко изменилась и структура его распределения по категориям хозяйств (Рис. 5- 2). Если до реформ три четверти продукции растениеводства и животноводства производилась в сельскохозяйственных предприятиях, то теперь – чуть более половины (в 2017 г. – 54%). И наоборот, если ранее на подворьях производилось примерно четверть сельхозпродукции, то после реформ – от половины до трети.
Рис. 5- 2. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства по категориям хозяйствв РСФСР и РФ, в сопоставимых ценах (1990=100)
В середине 2010-х гг. доля производства сельхозпродукции в созданных в реформы крестьянских (фермерских) хозяйствах превысила 10% (в 2017 г. составляла 12,5%, в т.ч. 19% в растениеводстве и 5% в животноводстве).
См. подробнее Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950-2016 гг.: фермерские(крестьянские) хозяйства (Часть 4)
Пожалуйста, слово Министру сельского хозяйства Дмитрию Николаевичу Патрушеву.
Д.Патрушев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Продолжение следует….
Источник: http://Реформы РФ |