Публикации по коррупции и взяткам многочисленны. Они содержат большое число примеров, комментариев законов и уголовного кодекса, но не содержат технологий и математических моделей для оценки вероятностей взяток и коррупции. Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток и незаконных денежных доходов государственными чиновниками, которые вымогают их ради личного обогащения. Взятки имеют место при получении лицензий (компании, туризм, медицина, строительство), разрешений (ГАИ, таможня), образования (аттестаты, дипломы, экзамены), при регистрации (органы МВД, посольств, власти), при судебных процессах (судьи, прокуроры) и т.п. ЛВ-модели для противодействия взяткам и коррупции начали разрабатываться 5 лет назад. Первыми были созданы ЛВ-модели для оценки вероятностей мошенничеств наемных работников, менеджеров и афер с инвестициями. Далее построена ЛВ-модель для оценки вероятностей взяток и коррупции в учреждении, которое выдает ресурсы и разрешения. Позже была создана ЛВ-модель для оценки вероятности взяток по анализу параметров обслуживания. В итоге пришло понимание, что нужны интеллектуальные инновационные информационные технологии (И3-технологии) для противодействия взяткам и коррупции. И3- технологии являются: • информационными, так как используют базы данных и автоматизированная обработка статистических данных; • инновационными, так как используют ЛВ-модели риска, обеспечивающие решение новых задач; • интеллектуальными, так как используют базы знаний (системы Л-уравнений), что позволяет получать новые знания и решать задачи анализа, прогнозирования и управления. Общая проблема взяток и коррупции включает в себя частные проблемы. К ним относятся такие как противодействие взяткам в учреждении, чиновников и при обслуживании. Каждая из частных проблем, собственно, не поддается простому решению. Частные проблемы взяток имеют большую вычислительную сложность из-за громадного числа возможных комбинаций взяток. Успех решения проблемы противодействия взяткам и коррупции возможен при разных стратегиях. Это или установление диктатуры, как во времена И. Сталина, или существование влиятельного общественного мнения (демократии и сильной оппозиции), как в развитых западных странах, или введение смертной казни, как в Китае, или отрубание рук, как в некоторых мусульманских странах. И3-технологии предлагают прозрачные, гласные и контролируемые общественностью решения частных проблем риска и коррупции с ориентацией на западную стратегию. Частные проблемы оценки вероятностей взяток и коррупции Системы противодействия взяткам и коррупции должны исходить из аксиом: • каждый способен на мошенничество, если «давят» жизненные обстоятельства, можно на время скрыть факт мошенничества и нет контроля за решениями; • без количественной оценки и анализа риска нельзя эффективно бороться с мошенничеством, взятками и коррупцией; • каждый коммерческий банк и компания способны на взятки и коррупцию, если нет прозрачности в их бизнесе и отсутствует контроль за их деятельностью; • за непрозрачностью методик и технологий оценки рисков и рейтингов клиентов и проектов может скрываться мошенничество и взятки; • сложность организационной структуры учреждения или компании может являться признаком мошенничества и коррупции; • на всякого мудреца довольно простоты, ибо статистика знает все. Частные ЛВ-модели вероятностей взяток и коррупции строят на основе описания конечными множествами значений параметров функционирования учреждения, поведения чиновников и обслуживания клиентов. Распределения параметров задаются дискретными рядами. Вводятся события для параметров и множества значений каждого параметра. Строят базы знаний в виде системы Л-уравнений по статистическим данным состояний объектов. Оценка вероятностей взяток является задачей классификации по статистическим данным. Поэтому имеются ошибки в распознавании «хороших» (без взяток) и «плохих» (с взятками) чиновников и учреждений. Например получают оценку, что чиновник Иванов берет взятки с вероятностью 0,85. Хотя вероятность и высокая, но она может быть только основой для проведения расследования службой внутренней безопасности самого учреждения. далее и полностью см. здесь>>
Источник: http://safety.moy.su/load/26-1-0-123 |