Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

... Российская империя,СССР, РСФСР, РФ... [21]
исторический опыт, настоящее и будущее жизнеустройства Нашей Страны
Стратегические ядерные силы (СЯС) [7]
Прошлое, настоящее и будущее СЯС
Безопасность вне промышленности [25]
Защищеность и устойчивость жизнеустройства в нашем Отечестве
Безопасность в промышленности [36]
Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
20 лет без советской власти. Роспромтехносфера 2010+: границы безопасности [7]
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [12]
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 47


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Безопасное жизнеустроение » Стратегические ядерные силы (СЯС) [ Добавить статью ]

Стратегические ядерные силы США и России - состав, ядерные доктрины и программы развития (ЧАСТЬ 2)

2. Стратегические ядерные вооружения США. Общая характеристика их развития. Нынешнее состояние

Как известно, стратегические ядерные вооружения и в США, и у нас включают:

  • межконтинентальные баллистические ракеты (МБР)
  • баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ)
  • стратегическую авиацию (тяжелые бомбардировщики)

-- так называемую "триаду".

Надо сказать, что с началом "холодной войны" военно-политическое руководство США уделяло большое внимание наращиванию боевого потенциала стратегической авиации. Стратегические бомбардировщики являлись основным средством нанесения ядерных ударов на межконтинентальных дальностях.

Носителями ставших поступать на вооружение атомных бомб были модернизированные бомбардировщики В-29. Создание самолетов В-29 имеет давнюю историю, а начало создания флота тяжелых бомбардировщиков (ТБ) - носителей ядерного оружия США на базе этих самолетов относится к декабрю 1944г.

Самолеты В-29, называвшиеся "Сверхкрепостью", по тем временам обладали неплохими летно-техническими характеристиками, оснащались новейшим радио и навигационно-пилотажным оборудованием, включая обзорные РЛС.

В 1947г. части САК располагали 148-ю машинами этого типа. Тем не менее, как считалось, они не в полной мере отвечали требованиям, предъявляемым к носителям ЯО. И в 1953г. начался их быстрый вывод из состава САК.

В 1950г. для замены устаревших В-29 на вооружение принимается тяжелый реактивный бомбардировщик В-47. В США было организовано массовое его производство. В-47 стал самым массовым типом в составе САК.

В 1955г. на вооружение стали поступать тяжелые бомбардировщики В-52. К этому времени США уже имели 4750 атомных бомб трех типов, в т.ч. и водородную бомбу Мк17, имеющую вес 21т и тротиловый эквивалент, равный 20Мт.

Таблица 0
Основные ТТХ ТБ B-52
Наименование параметраВеличина
Экипаж, чел.6
Практическая дальность полета, км16300
Потолок, км14,3
Максимальная скорость полета, км/ч957
Габариты:
   размах крыла, м
   длина, м
   высота, м

56,39
47,85
12,4
Взлетная масса, т229






 Всего было построено 744 самолета В-52 различных модификаций.

В начале 60-х годов на вооружение стали поступать бомбардировщики В-52G и В-52Н. Их было выпущено соответственно 193 и 102 ед. В 1982г. эти самолеты начали переоборудоваться в носители ядерных крылатых ракет (КР) большой дальности (дальность полета - 2500 км, мощность - 200 кт).

С 1965г. в США начались работы по созданию бомбардировщика В-1, который, как предполагалось, должен был идти на замену В-52. В-1 - первый в мире боевой самолет, в конструкции которого были широко использованы элементы технологии "Стелс".

Первый полет опытного самолета В-1А состоялся 23 декабря 1974г. Однако в 1977г. по политическим соображениям программа создания В-1 была прекращена. После прихода к власти Р.Рейгана работы по созданию В-1 были возобновлены.

Модернизированный самолет В-1В планировалось принять на вооружение в качестве временной меры до создания бомбардировщика В-2.

В 1984г. первый серийный самолет В-1В впервые поднялся в воздух, а летом 1985г. эти бомбардировщики начали поступать в войска. В 1984-1988гг. было построено 100 самолетов этого типа.

На В-1В установлен ряд мировых рекордов. В частности, в 1993г. он пролетел расстояние в 36800км с шестью дозаправками со средней скоростью 1015 км/ч.

Основным вооружением В-1В являлись управляемые ракеты типа "СРЭМ" и ядерные бомбы различных модификаций.

В середине 90-х годов МО США приняло решение о выводе самолетов В-1В из состава СЯС и ВВС США приступили к переоснащению их неядерным оружием.

В 1993г. США принимают на вооружение ТБ В-2. Этот самолет обладает чрезвычайно малой заметностью. Выполнен по схеме "летающее крыло" и не имеет вертикального оперения. Построен в основном из титановых и алюминиевых сплавов с широким применением углепластиков. Его основные ТТХ приведены в Таблице 1

Таблица 1
Основные ТТХ ТБ B-2
Наименование параметраВеличина
Экипаж, чел.2
Практическая дальность полета, км18530
Потолок, км15,24
Максимальная скорость полета, км/ч950-1010
Габариты:
   размах крыла, м
   длина, м
   высота, м

52,43
21,03
5,18
Взлетная масса, т181,44
Масса пустого самолета, т56,7
Боевая нагрузка, т18
Вооружение:
   бомбы В-61 или
   бомбы В-83

20
16

Несмотря на успехи, достигнутые в США в области авиации и важность решаемых ею задач, следует констатировать, что "золотой век" ее стал проходить с принятием на вооружение стратегических БР.

В 1953г. командование ВВС США после проведения анализа очередного "проигрыша" ядерной бомбардировки объектов Советского Союза и подсчета потерь своей стратегической авиации окончательно укрепились во мнении о необходимости разработки межконтинентальных БР.

Тактико-технические требования (ТТТ) к МБР были сформулированы быстро и уже в июле 1957г. было объявлено о готовности к проведению летных испытаний (ЛИ) ракеты, которая получила наименование "Атлас". Эта ракета имела несколько модификаций.

МБР "Атлас-D" в 1960г. была поставлена на боевое дежурство (до весны 1961г. было развернуто 30 таких ракет). Она несла моноблочную ГЧ Мк3, мощность которой составляла 1,5 Мт. Хранилась в горизонтальном положении. Техническая готовность к старту 15-20 мин.

Последующие модификации "Атлас-E" и "Атлас-F" запускались уже с полуподземных позиций и шахтных сооружений. К концу 1963г. МБР этого типа считались морально устаревшими и в 1964-1965гг. ракеты этого типа всех модификаций были сняты с вооружения.

В 1955г. командование ВВС США утвердило ТТТ на создание тяжелой МБР.

В сентябре 1959г. был проведен первый пуск тяжелой МБР "Титан-1". Она пролетела 16 тыс.км. Ракета - 2-х ступенчатая, с ЖРД, оснащалась моноблочной ГЧ мощностью в 3,75 Мт. Планировалось развернуть 108 МБР "Титан-1", но в виду высокой стоимости этой ракеты и ее уязвимости, ограничились лишь развертыванием половины этого количества.

Жизнь этих МБР оказалась очень короткой. В боевой состав они были введены в 1962г., а к концу апреля 1965г. все ракеты этого типа были сняты с вооружения. Еще в период отработки МБР "Титан-1" стало ясно, что ее ТТХ можно значительно улучшить за счет внедрения новых технологий.

В июне 1963г. на вооружение была принята МБР "Титан-2". Это - 2-х ступенчатая, жидкостная ракета. Оснащалась термоядерной моноблочной ГЧ Мк6 мощностью в 9Мт., а также КСП ПРО, состоящем из ложных целей и дипольных отражателей. Ракета находилась в шахте в заправленном состоянии, что позволило довести ее техническую готовность к пуску до 1,5 минут.

До появления советской МБР Р-36 "Титан-2" была самой мощной межконтинентальной ракетой в мире. Планировалось поставить на боевое дежурство 108 этих ракет, но было поставлено 54 (в это время началось развертывание БР ПЛ "Поларис"). МБР "Титан-2" несколько раз модернизировалась. На вооружении она простояла свыше 20 лет. 24 августа 1978г. и 20 сентября 1980г. в шахтах по причине неисправностей произошли взрывы ракет, и это послужило толчком для снятия их в 1986г. с боевого дежурства.

Еще в 1956г. в США начались работы по созданию твердотопливных ракет. В начале 60-х годов проводились испытания твердотопливной МБР "Минитмен-1А" и ее модификации "Минитмен-1В". "Минитмен-1А" оснащалась моноблочной ГЧ Мк5 с тротиловым эквивалентом 1Мт, "Минитмен-1В" - также моноблочной ГЧ (Мк-11, Мк-11А) с несколько большей мощностью (1,2 Мт). В конце 1962г. на боевое дежурство начали ставиться "Минитмен-1А", а с 1963г. - "Минитмен-1В". На вооружении они находились соответственно до 1970 и 1974гг.

Для своего времени МБР "Минитмен-1" обладали прекрасными ТТХ. Тем не менее, в июле 1962г. фирме Боинг был выдан заказ на разработку более современной МБР - "Минитмен-2". В сентябре 1964г. начались ЛИ этой 3-х ступенчатой твердотопливной МБР, а к 1971г. вся группировка "Минитмен-2" была поставлена на боевое дежурство. На начало 1991г. в боевом составе СЯС США числилось 450 МБР "Минитмен-2".

В конце 60-х американские специалисты закончили разработку РГЧ индивидуального наведения Мк12. Ее носителем стала МБР "Минитмен-3" (3-х ступенчатая твердотопливная ракета). РГЧ имеет три ББ с тротиловым эквивалентом по 170 кт каждый.

В течение 1970-75гг. была развернута группировка "Минитмен-3" в составе 550 ракет. Ракеты этого типа размещаются в ШПУ в 30-секундной готовности к пуску. Ракета неоднократно подвергалась модернизации.

В 1972г. было выдано задание на разработку перспективной МБР, способной нести 10 ББ. Этап исследований длился 6 лет. В 1979 г. президент США Дж. Картер принял решение о полномасштабной разработке новой МБР и в 1986г. МБР "МХ"( "Пискипер") поступила на вооружение.

МБР "МХ" - 3-х ступенчатая, твердотопливная ракета. В ней воплощены последние достижения науки и техники. Ракета комплектуется РГЧ с 10 ББ, мощность каждого - 600 кт. Двигательная установка позволяет обеспечивать разведение ББ на площади 800х400км. Комплекс средств преодоления ПРО включает легкие и тяжелые ложные цели, постановщики помех. Впервые в США на этой ракете применен минометный старт.

По оценкам американских специалистов, боевая эффективность МБР "МХ" в 6-8 раз превосходит эффективность "Минитмен-3".

В 1988г. закончилось развертывание 50 МБР "МХ".

В развитии морских СЯС Соединенные Штаты Америки сразу же сделали ставку на твердотопливные ракеты. Технология производства небольших РДТТ к тому времени уже была отработана.

В сентябре 1958г. начались ЛИ ракеты, получившей наименование "Поларис А-1", носителем ее стала ПЛ типа "Дж. Вашингтон". Через два года ракетная система была принята на вооружение.

В 1960г. начались ЛИ БР "Поларис-А2", которые длились всего один год. Эта ракета отличалась от своей предшественницы большей дальностью. Она предназначалась для оснащения ПЛАРБ типа "Этен Аллен" - первых американских подводных лодок, специально сконструированных для развертывания БРПЛ.

Успехи в развертывании ракетной системы "Поларис", высокая скрытность подводных лодок и практически безраздельное господство объединенного флота НАТО на просторах Мирового океана побудило в начале 60-х гг. американское военно-политическое руководство дать зеленый свет массовому строительству ПЛАРБ. Они должны были стать основным средством нанесения ядерных ударов.

Хотя американские ПЛ и не были лишены некоторых конструктивных недостатков, они практически по всем показателям превосходили советские ракетные лодки, введенные в строй в то же время.

С середины 1962г. США проводили ЛИ БРПЛ третьего поколения - "Поларис-А3". Ракета несла моноблочную термоядерную ГЧ с тротиловым эквивалентом в 1Мт или РГЧ рассеивающего типа с тремя ББ мощностью по 200 Кт.

Примерно в это же время ВМС США получили новую ПЛАРБ типа "Лафайет".

В июле 1961г. президент США Кеннеди одобрил строительство 10 ПЛАРБ, которые получили обозначение "Джеймс Мэдисон". По своим размерам они не отличались от ПЛ типа "Лафайет", однако они были менее шумные, в них использовалось более совершенное оборудование. Первоначально на всех ПЛ этого типа были установлены БРПЛ "Поларис-А3".

Дальнейшее совершенствование боевых морских ядерных сил проводилось по двум направлениям: создание новых БРПЛ с высокими ТТХ и модернизация уже принятых на вооружение образцов.

В 1963г. США приступили к отработке новой БРПЛ "Посейдон-С3". Для этой ракеты разрабатывалась РГЧ индивидуального наведения Мк17 с 10 ББ (по 50кт каждый). При такой ГЧ дальность полета составила 4600 км. Летом 1970г. новая ракета была принята на вооружение.

Руководство США выделило финансовые средства на программу перевооружения 31 ПЛАРБ типа "Лафайет" ракетами "Посейдон".

С принятием на вооружение ракетной системы "Посейдон" боевые возможности морских СЯС значительно возросли. Так, в 1977г. 496 БРПЛ "Посейдон" могли нести 4960 боезарядов и 160 БРПЛ "Поларис-А3Т" еще 480 ББ. Таким образом, при неизменном числе носителей количество ядерных ББ выросло по меньшей мере в 2,6 раза.

По количеству боезарядов, установленных на носителях, морские СЯС вышли на первое место в структуре американских СНВ.

Но работы по качественному совершенствованию ПЛ и БР продолжались.

В 1979г. были закончены ЛИ ракеты, получившей обозначение "Трайдент-1". Производство этих ракет планировалось завершить в 1986г. Новая ракета имела очень высокие ТТХ (РГЧ - 8 ББ с тротиловым эквивалентом 100-150кт), дальность полета - 800 км.

В апреле 1976г. было начато строительство новой атомной ПЛ "Огайо" - самой совершенной из всех ПЛАРБ.

С развертыванием ПЛАРБ с ракетным комплексом "Трайдент-1" морские СЯС США вышли на новый качественный уровень.

Последней американской БРПЛ, поступившей в конце 90-х гг. на вооружение стала ракета "Трайдент-2". Ее основные ТТХ приведены в Таблице 2.

Таблица 2
Основные ТТХ БРПЛ "Трайдент-2"
Наименование параметраВеличина
Дальность стрельбы, км11000
Число ББ8 (w88)
Мощность заряда, кт475
Точность стрельбы (кво), м120
Стартовый вес, т57,5
Число ступеней2
УправлениеИнерциальное с астрокоррекцией
Габариты:
   длина, м
   диаметр, м

13,42
2,11


Таковы в самых общих чертах основные этапы развития СЯС США.



Источник: http://www.armscontrol.ru/course/lectures03b/vsk031001.htm
Категория: Стратегические ядерные силы (СЯС) | Добавил: safety (28.05.2009) | Автор: Виктор Стефанович КОЛТУНОВ
Просмотров: 2940 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]