Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

... Российская империя,СССР, РСФСР, РФ... [21]
исторический опыт, настоящее и будущее жизнеустройства Нашей Страны
Стратегические ядерные силы (СЯС) [7]
Прошлое, настоящее и будущее СЯС
Безопасность вне промышленности [25]
Защищеность и устойчивость жизнеустройства в нашем Отечестве
Безопасность в промышленности [36]
Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
20 лет без советской власти. Роспромтехносфера 2010+: границы безопасности [7]
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [12]
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?

Наш опрос

Опыт крупных промышленных аварии в РФ (СШГЭС-09, Распадская-10, Кольская-11, Воркутинская-13)
Всего ответов: 308


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Безопасное жизнеустроение » Стратегические ядерные силы (СЯС) [ Добавить статью ]

Стратегические ядерные силы США и России - состав, ядерные доктрины и программы развития (ЧАСТЬ 3)


3. Основные этапы развития отечественных СЯС

Как шло их развитие?

Основным средством доставки ядерных и термоядерных зарядов в Советском Союзе как и в США, сначала была авиация. Основу авиационных носителей составили Ту-4 с дальностью полета 5400 км, состоявшие на вооружении с 1949г., а в последующем - Ту-95 и с 80-х годов - Ту-160.

К концу 1957г. на бомбардировщиках Ту-95, оснащенных турбовинтовыми двигателями, были достигнуты: скорость - 905 км/ч, потолок - 12150 м, дальность полета - 16750 км. Бомбовая нагрузка Ту-95 колебалась от 5 до 15т в зависимости от дальности полета. Один из этих бомбардировщиков был переделан для испытания сверхмощной (50-ти Мт) водородной бомбы, масса которой составляла 26т. В 1961г. эта супербомба была сброшена на полигон на Новой Земле. Бомбардировщики Ту-95 различных модификаций были основным стратегическим носителем до появления МБР.

Носителем крылатых ракет стал бомбардировщик Ту-95 МС. Он способен нести 6 КР Х-55, имеющих дальность пуска до 3000 км. В 80-х годах появилась модификация Ту-95МС-16. На них запас КР был доведен до 16ед.

Всего до 1991г. в ВВС поступило 84 Ту-95МС и Ту-95МС-16. После распада СССР большая их часть осталась за пределами России (21 - на Украине, 40 - в Казахстане).

Когда в США начались работы по бомбардировщику В-1, в СССР было принято решение создать ему свой "противовес" - бомбардировщик, который впоследствии получил наименование Ту-160. 19 декабря 1981г. этот самолет выполнил свой первый полет. Предполагалось развернуть 100 машин этого типа - ровно столько, сколько В-1В, планировавшихся в США.

Вооружение Ту-160 состоит из ядерных КР Х-55С (12ед.), управляемых ракет различного назначения, ядерных и обычных бомб - общей массой до 45т (грузоподъемность В-1В - до 34т). Скорость и дальность полета Ту-160 также больше, чем у В-1В.

Что касается стратегических БР наземного базирования, то нужно отметить, что первая советская ракета Р-5, оснащенная для ядерных боезарядов, прошла ЛИ в 1956г. В последующем, в развитии отечественного стратегического ракетного вооружения условно можно выделить несколько этапов.

Первый этап охватывает период с 1958 по 1965гг. На этом этапе создавались и разрабатывались ракетные комплексы средней и межконтинентальной дальности первого поколения - БРСД - "Р-12" и "Р-14", МБР - "Р-16". Все они были жидкостными, оснащались моноблочными ГЧ. Их пуск осуществлялся с наземных ПУ (пусковых столов). Заправка компонентами топлива осуществлялась в войсках, и как следствие, эти ракетные комплексы обладали невысокой живучестью и низкой боевой готовностью.

Ракетный комплекс Р-12 был принят на вооружение 4 марта 1958г. и именно эти ракеты стали основным оружием нового вида ВС -- РВСН, образованных в декабре 1959г. Ракета "Р-12" несла ядерную ГЧ мощностью в 1Мт. Во время Карибского кризиса эти ракеты были переброшены на Кубу. Со второй половины 70-х годов начался массовый процесс вывода этих ракет из боевого состава. На момент подписания Договора РСМД их оставалось всего 65 ед. Все они были ликвидированы по этому Договору.

Ракета "Р-14" была принята на вооружение в апреле 1961г. Дальность полета ее составляла 4500 км. Ракета оснащалась моноблочной ГЧ мощностью 1 или 2,3 Мт. В ее конструкции был целый ряд оригинальных технических решений. Впервые в качестве топлива были использованы азотная кислота (окислитель) и несимметричный демитилгидразин (горючее). Впервые была установлена гиростабилизированная платформа с воздушным подвесом гироскопов. В качестве органов управления использовались газоструйные рули. Ракета находилась на боевом дежурстве до 1983г. МБР "Р-16" создавалась с использованием наработок по ракетам "Р-12" и "Р-14". При подготовке к первому пуску 24 октября 1960г. на полигоне Байконур произошел взрыв (из-за преждевременной подачи команды на запуск ДУ 2-ой ступени). Погибли большая часть боевого расчета, Главнокомандующий РВСН М.И.Неделин, ряд конструкторов и руководящих работников от министерств. В 1963г. началась постановка ракеты на боевое дежурство. Ракета имела дальность пуска от 11000 до 13000 км - в зависимости от массы ГЧ. Ракета могла оснащаться головными частями 2-х типов - мощностью примерно 3 Мт и 6 Мт.

До 1965г. было развернуто 186 ПУ ракет "Р-16" и "Р-16У". Простояли они на боевом дежурстве 12 лет.

Второй этап в отечественном ракетостроении охватывает период примерно с 1965 по 1973 годы. Основными чертами ракетных комплексов второго поколения стали:

  • применение ампулизированных ракет с высокой степенью боевой готовности
  • использование шахтных ПУ, защищенных от поражающих факторов ядерного взрыва (ПФ ЯВ)
  • более высокая точность попадания в цель
  • оснащение средствами преодоления ПРО

К представителям ракет второго поколения можно отнести МБР "УР-100" и "Р-36".

УР-100 разрабатывалась под руководством академика В.Н.Челомея. Ее испытания начались весной 1965г. Через год с небольшим (24 ноября 1966г.) ракета была принята на вооружение. МБР "УР-100" - 2-х ступенчатая, с ЖРД и моноблочной ГЧ (заряд мощностью 1Мт). Ракета ампулизировалась, контроль технического состояния и предстартовая подготовка проводились дистанционно с командного пункта полка. Для своего времени это была лучшая по своим боевым и эксплуатационным характеристикам ракета.

К концу 1971г. на боевое дежурство было поставлено 940 комплексов с ракетами этого типа. В последующем на вооружение было принято несколько модификаций этой ракеты - УР-100К и УР-100У. Последняя оснащалась уже РГЧ рассеивающего типа.

МБР Р-36 стала родоначальницей советских тяжелых ракет и постоянной головной болью американских стратегов. В сентябре 1963г. состоялся первый испытательный пуск этой МБР, в июле 1967г. она была принята на вооружение. Некоторое представление о ракете может дать информация о ее ТТХ, приведенных в Таблице 3.

Таблица 3
Основные ТТХ БР Р-36
Наименование параметраВеличина
Максимальная дальность стрельбы с РГЧ, км10200
Максимальная стартовая масса, т211
Длина ракеты, м34
Диаметр, м3
Масса ГЧ, т7,3
Количество ступеней2

Всего до 1972г. было развернуто 288 ШПУ с ракетами Р-36. Эти комплексы простояли на боевом дежурстве до конца 70-х гг., после чего ракета была заменена на более совершенную.

В середине 60-х годов в США в центр внимания выдвинулись 2 программы - программа ПРО и программа создания БР с РГЧ ИН. И, естественно, что в Советском Союзе основным содержанием третьего этапа (охватывающего период с 1973г. по 1985г.) стало оснащение МБР РГЧИН, более эффективными средствами преодоления ПРО. Осуществлялось также повышение защищенности ракетных комплексов (РК) к воздействию ПФ ЯВ.

К РК этого поколения относятся МБР УР-100Н, МР-УР-100 и Р-36М.

Ракеты УР-100Н и МР-УР-100 создавались на конкурсной основе, но в итоге обе ракеты были приняты на вооружение. Обе ракеты - жидкостные, 2-х ступенчатые. РГЧ обеих ракет выполнены по тянущей схеме. На ракете УР-100Н устанавливалось 6 ББ (с тротиловым эквивалентом по 550 Кт), на МР-УР-100 - 4ББ (с тротиловым эквивалентом 750 кт). Обе ракеты прошли модернизацию.

Первый РК с ракетой УР-100НУ заступил на боевое дежурство 6 ноября 1979г. (было развернуто 300 таких РК), модернизированный комплекс с ракетой МР-УР-100У был принят на вооружение в 1980г. и они простояли на вооружении до 1995г.

Началом четвертого этапа можно считать 1985г. Для этого этапа характерно дальнейшее совершенствование стационарных ракетных комплексов (прежде всего, по точности стрельбы и стойкости к ПФ ЯВ) и принятие на вооружение мобильных РК.

К мобильным РК данного поколения относятся грунтовый комплекс "Тополь" и комплекс железнодорожного базирования "РТ-23".

Разработку ракеты, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси, было поручено КБ А.Д. Надирадзе (Московский институт теплотехники) в конце 70-х годов. В декабре 1983г. начались летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты. За все время испытаний неудачным был только один пуск. 1 декабря 1988г. РК был принят на вооружение. К середине 1991г. было развернуто 288 ракет этого типа.

Основные ТТХ МБР "Тополь-М"

Вид топлива6 чел.
Количество ступеней   3
Стартовый вес47,2 т
Дальность полета> 10000 км
Габариты:
   длина
   диаметр

22,7 м
1,95 м

После развала Советского Союза ракетный комплекс "Тополь" оказался единственным из всех РК, производство которого продолжилось в России. "Тополь-М" - обладает высокой вероятностью преодоления противоракетной обороны. Особенности ракеты -- высокая устойчивость к воздействию ПФ ЯВ, способность быстро набирать высокую скорость полета.

В начале 80-х годов конструкторскому бюро "Южное" было поручено создать новую ракету в противовес американской МБР "МХ", получившей наименование РТ-23. Ракета РТ-23 - твердотопливная, 3-х ступенчатая, пригодная для размещения как на мобильной железнодорожной платформе, так и в ШПУ.

Летные испытания РТ-23 начались в феврале 1985г. и завершились в декабре 1987г. Ракета несет РГЧ с 10 ББ мощностью по 500 Кт. В состав железнодорожного комплекса входят три пусковые установки, командный пункт и вагоны с техническими системами.

Параллельно с развитием МБР примерно по тем же направлениям велись работы и над морскими системами в ядерном оснащении - ядерными торпедами, крылатыми и баллистическими ракетами.

Строительство подводных лодок для оснащения баллистическими ракетами у нас началось в 1954г.

В 1954г. было выдано тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку технического проекта ракетной ПЛ. Это ТТЗ предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ пр.611. Главным конструктором ПЛ был назначен Н.Н. Исанин, ответственным за разработку ракеты - С.П.Королев. Первый пуск ракеты Р-11 ФМ с подвой лодки состоялся в ночь с 14 на 15 сентября 1955г. Ракета Р-11ФМ - одноступенчатая, жидкостная. Она комплектовалась неотделяемой ГЧ с тротиловым эквивалентом, равным 10кт. Стрельба ракетами могла осуществляться только с надводного положения, при волнении моря не более 4-5 баллов и скорости хода 8-12 узлов. Дальность пуска ракеты составляла до 250 км.

В феврале 1959г. состоялось решение о принятии на вооружении ПЛ, оснащенных ракетами Р-11ФМ.

В 1959 г. ВМФ получил первую ракетную ПЛ специальной постройки (т.е. специально спроектированный под ракетный комплекс) - подводную лодку проекта 629. Эти ПЛ оснащались баллистическими ракетами Р-13. Как и Р-11ФМ, ракета Р-13 могла запускаться только с надводного положения. Всего было построено 22 ПЛ пр.629 и одна ПЛ пр.629Б. Последняя создавалась в качестве опытной - для отработки ракетной техники, в частности ракет Р-15.

В июле 1962г. было принято решение модернизировать лодки с целью установки на них ракетного комплекса с ракетами Р-21. При этом ставилась задача обеспечения подводного старта ракеты. Это была задача чрезвычайной сложности по тому времени.

Ракета Р-21 должна была поступать на вооружение дизельных ПЛ пр.629 и атомных ПЛ пр.658М. Работой по созданию этой ракеты руководил молодой талантливый конструктор Виктор Петрович Макеев.

Первый пуск ракеты Р-21 из подводного положения состоялся 24 февраля 1962г. В мае 1963г. ракетный комплекс с ракетой Р-21 был принят на вооружение. Ракета Р-21 - одноступенчатая, жидкостная, с отделяемой ГЧ с термоядерным зарядом. Максимальная дальность полета ее составляла 1300 км при оснащении ГЧ, имеющей мощность 1Мт, и 1450 км - при использовании ГЧ с мощностью 0,8 Мт. Ракета могла запускаться с глубины 60м при скорости хода 2-4 узла и волнении моря до 5 баллов.

Ракета Р-21 оказалась достаточно надежной и простой в эксплуатации. Она находилась на вооружении почти 20 лет.

Надо отметить, что несмотря на значительно худшие ТТХ дизельных ПЛ по сравнению с атомными, корабли проекта 629 сыграли огромную роль на первом этапе обеспечения ядерного сдерживания.

Строительство первых отечественных ракетных атомоходов (ПЛАРБ) пр. 658 было начато в октябре 1958г., а ввод в строй состоялся в ноябре 1960г.

В 1967г. в состав ВМФ поступил первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пр.667А (шифр "Навага"), вооруженный 16 БР Р-27. Перечень нововведений на нем был впечатляющим. По существу это был качественный скачек в отечественном подводном кораблестроении.

В дальнейшем на базе данного проекта был создан целый ряд модификаций ракетоносцев (Таблица 4).

Таблица 4 Модификации РПКСН пр. 667
Тип ПЛ
(шифр)
РакетаГоловная частьГод принятия ПЛ на вооружение
ТипДальность стрельбы, кмВид топлива
667 АУ ("Налим")Р-27У3000 211Моноблочная(РГЧ, 3 ББ)1973 (1974)
667 Б ("Мурена")Р-299100ЖидкоеМоноблочная1974
667 БД ("Мурена-М")Р-29Д9100ЖидкоеМоноблочная1978
667 АМ ("Навага-М")Р-31~3300ТвердоеМоноблочная1980
667 БДР ("Кальмар")Р-29Р6500ЖидкоеРГЧ (3 ББ)1979
667 БДРМ ("Дельфин")Р-29РМ8300ЖидкоеРГЧ (4ББ)1986

С момента закладки первого крейсера пр.667А в 1964г. и до сдачи флоту последнего корабля пр.667 БДРМ в нашей стране ежегодно вступало в строй почти 3 лодки этой серии. За 28 лет было построено 77 атомных ПЛ пр.667А и его модификаций.

Последним кораблем, разработанным в СССР и строящимся серийно, был тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) пр.941, шифр "Акула" (другое его наименование - "Тайфун"). Этот уникальный корабль, как считается, был нашим ответом на появление в США "Огайо", несущим 24 БР большой дальности.

"Акула" и по нынешний день остается самым большим в мире подводным крейсером, обладающим уникальной инженерной конструкцией. ТТЗ на его разработку было выдано в декабре 1972г. Проект разрабатывался ЦКБ "Рубин", возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, а первая отечественная БРПЛ на твердом топливе Р-39, предназначенная для установки на "Акуле", разрабатывалась в КБ Машиностроения под руководством В.П. Макеева.

В подтверждение вышеуказанного уместно привести некоторые данные, характеризующие ТРПКСН пр.941 (Таблица 5) и БРПЛ Р-39 (Таблица 6).

Таблица 5
Основные ТТХ ТРПКСН пр. 941 ("Акула", "Тайфун")
Наименование параметраВеличина
Длина, м172,8
Ширина, м23,3
Средняя осадка, м11,5
Полное водоизмещение, т49800
Глубина погружения:
   предельная, м
   рабочая, м
 
500
380
Экипаж, чел.179
Автономность, сутки120

 

Таблица 6
Основные ТТХ БРПЛ Р-39
Наименование параметраВеличина
Стартовая масса, т90,1
Вид топливатвердое
Количество ступенейКоличество ступеней 3
Количество ББ10
Мощность ББ, кт100
Габариты:
длина, м
диаметр, м
 
16
2,4
УправлениеИнерциальное с астрокоррекцией

"Акула" обладает огромным запасом плавучести (31,3%), что позволяет ей всплывать в сплошном льду толщиной до 2,5м. Первая лодка этого типа была заложена в 1976г., спуск на воду состоялся в сентябре 1980г., передача флоту - в 1981г., выход на боевое патрулирование - в 1983г. Всего в 1981-1989гг. в состав Северного флота было введено 6 лодок пр.941.

И в заключение несколько слов о перспективах развития СЯС сторон. Очевидно, что на развитие этих вооружений будут оказывать влияние многие факторы, такие как состояние международных отношений, процесс дальнейшего ограничения и сокращения вооружений, в том числе "судьба" Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), появление новых вызовов и угроз и др. Судя по дискуссиям в открытой печати, развитие ядерных вооружений связывается с совершенствованием их ТТХ, созданием нового поколения ядерных боеприпасов - проникающих, малой и сверхмалой мощности.

Литература

  1. Военная доктрина Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000г. № 706.
  2. Изменение военной доктрины США в период с 1945 по 1996 год и основные концепции.
  3. Все о ядерном и термоядерном оружии.
  4. Русский щит. Межконтинентальные баллистические ракеты.
  5. А.Вырский, В.Ульянов. История подводного флота России. М., С-Петербург, 2002г.
  6. Подводные лодки России.
  7. Развитие морских стратегических ядерных сил в период с конца 50-х по середине 90-х годов.
  8. Ракетная техника. Баллистические ракеты морского базирования.
  9. Стратегический бомбардировщик В-2.

Дополнительные сетевые материалы:



Источник: http://www.armscontrol.ru/course/lectures03b/vsk031001.htm
Категория: Стратегические ядерные силы (СЯС) | Добавил: safety (28.05.2009) | Автор: Виктор Стефанович КОЛТУНОВ
Просмотров: 4163 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]