Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?
Социализм и коммунизм в России: история и перспективы (Часть 4. Перспективы социализма и коммунизма в России)
Каковы же перспективы
восстановления, модернизации и создания структур социализма и коммунизма в
России на путях ее развития из «точки 2010»? Дело видится так.
Кризис, который переживает
Россия ― эпизод русской революции. Ее заряд не был исчерпан в первой трети ХХ
века, процесс был лишь «заморожен» после схватки 30-х годов сталинизмом, войной
и восстановительной программой. Он начал оттаивать в «оттепели», снова слегка
«подморожен» в период Брежнева, но вырвался наружу в перестройке. На арену вновь
вышли духовные «внучата» прежних акторов с прежними проектами, вплоть до
столыпинской реформы. Такая их живучесть свидетельствует о том, что советское
общество было традиционным. Оно сохранило почти все множество «малых
народов», групп и сословий, а классовое гражданское общество все их сплавило бы
в своем тигле.
Какова же социокультурная
«карта» общества в свете нашего вопроса? Грубо, ее надо представить в двух
пространствах ― плоскости скрытых, не всегда осознаваемых чаяний и в
плоскости расхожих суждений (идеологических, конъюнктурных, внушенных
СМИ). Ортега-и-Гассет писал: «Секрет политики состоит всего-навсего в
провозглашении того, что есть, где под тем, что есть, понимается
реальность, существующая в подсознании людей, которая в каждую эпоху, в каждый
момент составляет истинное и глубоко проникновенное чаяние какой-либо части
общества… В эпохи кризисов расхожие суждения не выражают истинное общественное
мнение».
Сведения о такой «карте»,
если она кем-то составляется, не публикуются, это было бы контрпродуктивно и
для власти, и для всех входящих в «систему» политических организаций. Поэтому
мои оценки основаны на совокупности отрывочных данных и на интуиции.
Прежде всего, почти
очевидными являются два важных факта: легкость свержения советской
власти под социал-демократическими и либеральными лозунгами ― и в то же время невозможность
осуществить социал-демократические и либеральные реформы. Как объяснить
эти, на первый взгляд, противоречащие друг другу факты?
Первый факт я объясняю тем,
что в ходе урбанизации иссяк ресурс общинного крестьянского коммунизма,
который служил центральным блоком мировоззренческой матрицы, которая
легитимировала советский строй. Обновления и «ремонта» этой матрицы
идеологическая машина КПСС провести не могла (да она сама была поражена
культурным кризисом гораздо больше, чем остальные подсистемы). Подорвать
остатки легитимности «сверху», воздействуя именно на стереотипы советской
идеологии (равенство и справедливость), было нетрудно. С помощью «гласности»
были возбуждены расхожие суждения.
СССР и его политическая
система были ликвидированы, но затем оказалось, что реформа во всех своих
главных установках противоречит чаяниям большинства. Это большинство, не
имея политических средств, чтобы остановить реформу, оказывает ей пассивное
«молекулярное» сопротивление. Каков его вектор? Исходит ли он из системы
ценностей социал-демократии или из коммунизма?
Я считаю, что из
коммунизма, как это и было сто лет назад. Это резко осложняет всю картину.
А.С. Панарин писал: «Современный «цивилизованный Запад» после своей победы над
коммунизмом открыл «русское народное подполье», стоящее за коммунизмом и втайне
питавшее его потенциалом скрытой общинности… В тайных нишах народной общинности
находил укрытие жизненный мир с его до сих
пор скрытыми законами, может быть, в принципе не переводимыми на язык
прогрессизма» [59, с. 243].
Первые же шаги реформы
оживили и резко усилили коммунистические «архетипы». Уже в предчувствии реформы
общественное мнение стало жестко уравнительным. В октябpе 1989 года на вопpос «Считаете ли вы спpаведливым нынешнее pаспpеделение доходов в нашем обществе?»
52,8% ответили «неспpаведливо», а 44,7% ― «не совсем спpаведливо». Что же считали неспpаведливым 98% жителей СССР ― невыносимую
уpавниловку? Совсем
наобоpот ― люди считали pаспpеделение недостаточно уpавнительным.
84,5% опрошенных считали,
что «госудаpство
должно пpедоставлять
больше льгот людям с низкими доходами» и 84,2% считали, что «госудаpство должно гаpантиpовать каждому доход не ниже пpожиточного минимума»1. В 1996
г. ВЦИОМ повторил этот опрос, и выяснилось, что уравнительные настроения
усилились: 93% опрошенных считали, что государство должно обеспечивать всех
желающихработой,91%―чтоонодолжногарантироватьдоходнениже прожиточного минимума.
Это ― уpавнительная
пpогpамма коммунизма, а не рациональной
социальной защиты социал-демократии.
1Следует подчеркнуть, что в СССР был принят и выдерживался принцип,
согласно которому минимальная заработная плата составляла не менее
полутора минимальных потребительских бюджетов (этот бюджет и составлял
прожиточный минимум) – так, чтобы обеспечивать воспроизводство работника и «половины» иждивенца. В конце 80-х годов
прожиточный минимум был определен в размере 100 руб. в месяц, а
минимальная зарплата – в 165 руб. В 1992 г. критерий изменился - «прожиточный
минимум» был оторван от минимального потребительского бюджета, он стал меньше
него в 2,25 раза. Само понятие «минимальной зарплаты» потеряло свой социальный
смысл – в январе 1999 г. она составляла 10,6% от прожиточного минимума и
равнялась 3 долларам США в месяц. В начале 2006 г. минимальная зарплата в РФ
составляла 30,2% от прожиточного минимума.
И дело не только в
социальных установках. Парадоксальным образом и рыцари реформы следуют
культурным принципам, несовместимым с либерализмом и социал-демократией. Они
исполнены иррационального мессианского чувства, которое было присуще именно
большевикам. Теперь оно было направлено на разрушение советского строя, но это
люди из породы большевиков. Их можно уподобить зомби ― умершим большевикам,
вышедшим из могилы и выполняющим волю оживившего их колдуна. Конечно, наличие в
стране контингента таких людей, да еще гиперактивных, не улучшает шансы
коммунизма, но сильно ухудшает положение мягкого социал-демократического направления.
Каким может быть проект
«нового коммунизма» (или, не используя такой шокирующий термин, «нового
советского строя»)? Уход активного крестьянского коммунизма на подсознательный
уровень «архетипов» очень сильно меняет институциональную матрицу желаемого
будущего жизнеустройства. Если смена вектора нынешнего развития произойдет до
катастрофы, то можно предвидеть, что будущий строй будет складываться как
система с принципиально бóльшим разнообразием, нежели «первый советский строй».
Большинство ограничений, которые
предопределили тип жизни в старом СССР, утратили свою силу, нет нужды их
восстанавливать. Коммунизм СССР обладал большим потенциалом для прорыва в постиндустриализм посредством
«туннельного эффекта» ― в отличие от социал-демократии, обязанной «исчерпать
конструктивный потенциал капитализма». Этот потенциал можно оживить и быстро
провести модернизацию хозяйства и быта, создать эффективную инновационную
систему. Нынешний «переходный» тип государства и экономики таких возможностей
не имеет.
Политический механизм
«перехода» требует для разработки больших усилий, нежели конструирование
«образа будущего». Предварительно можно сказать, что надо ожидать возникновения
сильной партии, которую можно назвать «социал-демократической на российский
манер» ― совмещающей стереотипы (расхожие суждения) социал-демократии с
подсознательными архетипами русского коммунизма. Такие гибриды возможны и
эффективно действуют, не вступая в борьбу с устоями национальной культуры. К
несчастью, этого не получилось в начале ХХ века, но вполне может быть
достигнуто сейчас. Если бы возникла такая партия, достаточно интеллектуальная и
честная, она бы завоевала культурную гегемонию, и вокруг нее сложился бы
исторический блок, способный изменить ход событий.
Литература
1.Gramsci А. La revolución contra "El Capital”. – In: A. Gramsci.
Antología. México: Siglo XXI Eds. 1984. P. 34-37.
2.Энгельс Ф. Соч., т. 39.
3.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского
коммунизма. М.: Наука. 1990.
4.Чураков Д.О.
Русская революция и рабочее самоуправление. М.: Аиро-ХХ. 1998.
5.Панарин А. Народ без элиты. М.:
Алгоритм-ЭКСМО. 2006.
6.Маркс К. Экономико-философские рукописи
1844 г. Соч., т. 42.
7.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.
Соч., т. 3, с. 30–31.
8.Ненароков А.,
Павлов Д. Политическое завещание П.Б. Аксельрода. «Россия XXI». 1999, № 6.
9.Булгаков С.Н.
Апокалиптика и социализм. Соч., т. 2. М.: Наука, 1993. С. 388–389.