Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?
Социализм и коммунизм в России: история и перспективы (Часть 3 Какие задачи решил русский коммунизм)
Какие главные задачи,
важные для судьбы России, смог решить русский коммунизм? Что из этих решений
необратимо, а в чем 90-е годы пресекли этот корень? Что из разработок
коммунистов будет использовано в будущем? Главное я вижу так.
Большевизм преодолел
цивилизационную раздвоенность России, соединил «западников и славянофилов». Это
произошло в советском проекте, где удалось произвести
синтез космического чувства русских крестьян с идеалами Просвещения и
прогресса. Это ― исключительно сложная задача, и сегодня, разбирая ее суть,
поражаешься тому, как это удалось сделать. Японцам это было сделать гораздо
проще, а уже Китай очень многое почерпнул из опыта большевиков.
Если брать шире, то
большевики выдвинули большой проект модернизации России, но, в отличие от Петра
и Столыпина, не в конфронтации с традиционной Россией, а с опорой на ее главные
культурные ресурсы. Прежде всего, на культурные ресурсы русской общины, как это
предвидели народники. Этот проект был в главных своих чертах реализован ― в
виде индустриализации, модернизации деревни, культурной революции и создания
специфической системы народного образования, своеобразной научной системы и
армии. Тем «подкожным жиром», который был накоплен в этом проекте, мы питаемся
до сих пор. А главное, будем питаться и в будущем ― если ума хватит. Пока что
другого источника не просматривается (нефть и газ ― из того же «жира»).
Второе, чего смогли
добиться большевики своим синтезом, это на целый исторический период
нейтрализовать западную русофобию и ослабить накал изнуряющего противостояния с Западом. С 1920 по
конец 60-х годов престиж СССР на Западе был очень высок, и это дало России
важную передышку. Россия в облике СССР стала сверхдержавой, а русские ―
полноправной нацией. О значении этого перелома писали и западные, и русские
философы, очень важные уроки извлек из него первый президент Китая Сунь Ятсен и
положил их в основу большого проекта, который успешно выполняется.
Из современных об этом
хорошо сказал А.С. Панарин: «Русский коммунизм по-своему блестяще решил эту
проблему. С одной стороны, он наделил Россию колоссальным «символическим
капиталом» в глазах левых сил Запада — тех самых, что тогда осуществляли
неформальную, но непреодолимую власть над умами — власть символическую.
Русский коммунизм
осуществил на глазах у всего мира антропологическую метаморфозу: русского
национального типа, с бородой и в одежде «а lacozak», вызывающего
у западного обывателя впечатление «дурной азиатской экзотики», он превратил
в типа узнаваемого и высокочтимого: «передового пролетария». Этот передовой
пролетарий получил платформы для равноправного диалога с Западом, причем на
одном и том же языке «передового учения». Превратившись из экзотического
национального типа в «общечеловечески приятного» пролетария, русский человек
стал партнером в стратегическом «переговорном процессе», касающемся поиска
действительно назревших, эпохальных альтернатив» [5, с. 139].
Третья задача, которую
решили большевики и масштаб которой мы только сейчас начинаем понимать, состоит
в том, что они нашли способ «пересобрать» русский народ, а затем и вновь
собрать земли «Империи» на новой основе ― как СССР. Способ этот был настолько
фундаментальным и новаторским, что приводит современных специалистов по
этнологии в восхищение ― после того, как опыт второй половины ХХ века показал,
какой мощью обладает взбунтовавшийся этнический национализм.
Но в решении этой задачи еще
важнее было снова собрать русских в имперский (теперь «державный») народ. Этот
народ упорно «демонтировали» начиная с середины ХIХ века ― и сама российская элита,
перешедшая от «народопоклонства» к «народоненавистничеству», и Запад,
справедливо видевший в русском народе «всемирного подпольщика» с мессианской
идеей, и западническая российская интеллигенция. Слава Богу, что сильна была
крестьянская община, и она сама, вопреки всем этим силам, начала сборку народа
на новой матрице. Матрица эта (представление о благой жизни) изложена в тысячах
наказов и приговоров сельских сходов 1905–1907 гг., составленных и подписанных
крестьянами России. И слава Богу, что нашлось развитое политическое движение,
которое от марксизма и перешло на эту матрицу («платформу»). Так и возник
русский коммунизм. Это был случай, о котором Брехт сказал: «Ведомые ведут
ведущих».
Сборка народа была
совершена быстро и на высшем уровне качества. Так, что Запад этого не мог и ожидать ― в 1941 г. его Нашествие встретил не
«колосс на глиняных ногах», а образованная и здоровая молодежь с высоким
уровнем самоуважения и ответственности. Давайте сегодня трезво оглянемся
вокруг: видим ли мы после уничтожения русского коммунизма хотя бы зародыш
такого типа мышления, духовного устремления и стиля организации, который смог
бы, созревая, выполнить задачи тех же масштабов и сложности, что выполнил
советский народ в 30–40-е годы, «ведомый» русским коммунизмом? А ведь такие
задачи на нас уже накатывают.
Русский коммунизм доработал
ту модель государственности, которая была необходима для России в новых,
труднейших условиях ХХ века. Основные ее контуры задала та же общинная мысль
(«Вся власть Советам»), но в этом крестьянском самодержавии было слишком много
анархизма, и мириады Советов надо было стянуть в мобильное современное
государство. Это и сделали коммунисты, и это была творческая работа высшего
класса.
Русский коммунизм (именно в
его двуединой сущности) спроектировал и построил большие технико-социальные
системы жизнеустройства России, которые позволили ей вырваться из исторической
ловушки периферийного капитализма начала ХХ века, стать индустриальной и
научной державой и в исторически короткий срок подтянуть тип быта всего
населения к современному уровню развитых стран. Мы не понимали масштабов и сложности
этой задачи, потому что жили «внутри нее» ― как не думаем о воздухе, которым
дышим (пока нас не взяла за горло чья-то мерзкая рука).
На деле большие системы
«советского типа» ― большое творческое достижение. Достаточно упомянуть такие
создания, как советская школа и наука, советское здравоохранение и советская
армия, советское промышленное предприятие с его трудовым коллективом и
советская колхозная деревня, советское теплоснабжение и Единая энергетическая
система.
За первыми шагами на этом
пути наблюдал Кейнс (в 20-е годы он работал в Москве). Он сказал, что в России
тогда была главная лаборатория жизни, что Советская Россия, как никто,
близка и к земле, и к небу. Это объяснялось тем, что в СССР выполнялся
самобытный цивилизационный проект, движимый мощной духовной энергией, а не
эпигонское повторение формул западной социал-демократии. Кейнс писал в 1925 г.:
«Ленинизм — странная комбинация двух вещей, которые европейцы на протяжении
нескольких столетий помещают в разных уголках своей души, — религии и бизнеса».
Ортега-и-Гассет в
«Восстании масс» (1930) предупреждал: «В Москве существует тонкая пленка
европейских идей ― марксизм, ― рожденных в Европе в приложении к европейским
проблемам и реальности. Под ней ― народ, не только отличный от европейского в
этническом смысле, но, что гораздо важнее, и другого возраста, чем наш. Это
народ еще бурлящий, то есть юный... Я жду появления книги, в которой марксизм
Сталина был бы переведен на язык истории России. Потому что именно в том, что
он имеет от русского, его сила, а не в том, что он имеет от коммуниста».
Все мы ― наследники
русского коммунизма, никакая партия или группа не имеет монополии на его явное
и тайное знание. И все же, антисоветизм и антикоммунизм отвращают от него.
Отворачиваться от этого знания глупо.
Для советского строя,
который складывался на матрице крестьянского общинного коммунизма, был
характерен высокий уровень уравнительности ― прежде всего, выражавшийся в
искоренении безработицы («право на труд»), в доступе к главным социальным
благам (жилье, образование и здравоохранение) и в ценообразовании. Маркс
называл это «казарменным коммунизмом». Мысль о его реакционности сохраняла свой
антисоветский потенциал. Он был активизирован после смерти Сталина, когда резко
ослабли инструменты «вульгаризации марксизма».
C 60-х годов, в условиях
спокойной и все более зажиточной жизни, в умах заметной части горожан начался
отход от жесткой идеи коммунизма в сторону социал-демократии. Это явно
наблюдалось в среде интеллигенции и управленцев, понемногу захватывая и
квалифицированных рабочих. Для перерождения были объективные причины. Главная ―
глубокая модернизация России, переход к городскому образу жизни и быта, к новым
способам общения, европейское образование, раскрытие Западу. Идеологическая
машина КПСС не позволила людям увидеть этот сдвиг и поразмыслить, к чему он
ведет. Беда в том, что левая интеллигенция, вскормленная рационализмом и
гуманизмом Просвещения, равнодушна к фундаментальным, «последним» вопросам. А
обществоведы не могли внятно объяснить, в чем суть отказа от коммунизма и
отхода к социал-демократии, который мечтал осуществить Горбачев.
В интеллигентных кругах
стали ходить цитаты Маркса такого рода: «Первое положительное упразднение
частной собственности, грубый коммунизм, есть только форма проявления
гнусности частной собственности» [6, с. 114–115]. Эта изощренная
конструкция была квинтэссенцией антисоветского кредо меньшевиков в 1917–1921
гг. и команды Горбачева и Ельцина в конце ХХ века. Согласно идеологии
перестройки, советский коммунизм был выражением зависти и жажды нивелирования,
он отрицал личность человека и весь мир культуры и цивилизации, он возвращал
нас к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей
человека, который не дорос еще до частной собственности.
Антисоветским идеологам
Горбачева и Ельцина не пришлось ничего изобретать, все главные тезисы они взяли
у Маркса почти буквально. Более того, даже сегодня ортодоксальные
марксисты опираются на концепцию «грубого уравнительного коммунизма» в своем
отрицании советского строя. Вновь стал муссироваться и старый тезис о
«неправильности» русской революции «в одной стране», тем более «отсталой». Есть
и в нынешней России марксисты, которые считают советский строй «мутантным
социализмом», используя слово «мутант» как ругательство.