Выездное заседание секции по безопасности объектов нефтегазового комплекса НТС Ростехнадзора по теме: «Анализ опасностей аварий на ОПО нефтегазового комплекса и методические подходы к оценке риска аварий» 17.02.2015 г. Тобольск, Тюменская область
Тезисы доклада
Подходы установления допустимого риска аварии с использованием показателей опасности аварий на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса
Риск-ориентированный подход все шире внедряется в сферу обеспечения промышленной безопасности. Например, он уже используется в ФЗ-116 при классификации опасных производственных объектов (ОПО). Из актуальных его применений можно отметить проблемную необходимость более четкой формализации процедуры обоснования безопасности ОПО с соответствующими критериями обоснованности тех или иных возможных отступлений от требований промышленной безопасности.
Согласно ФНП «Общие требования к обоснованию безопасности ОПО» обоснование отступлений от требований промышленной безопасности проводится в соответствии с результатами оценки риска аварии на ОПО и условиями безопасной эксплуатации ОПО. При сопряжении этих процедур и возникает проблема установления допустимых уровней опасности на ОПО, которые оцениваются по значениям соответствующих показателей опасности, непосредственно характеризующих угрозу аварии и глубину возможного отступления от требований ФНП на конкретном ОПО.
Определение критериев обеспечения безопасной эксплуатации опасного производственного объекта при отступлении от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности – важнейший вопрос развивающейся процедуры обоснования безопасности ОПО. В отдельных случаях, с некоторыми оговорками, риск аварии, как один из важнейших стохастических показателей опасности, может использоваться для определения критериев обеспечения безопасной эксплуатации.
К наиболее общим условиям безопасной эксплуатации ОПО относятся:
1) выполнение требований промышленной безопасности, содержащихся в ФЗ-116, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности;
2) соответствие значений показателей безопасной эксплуатации опасного производственного объекта критериям обеспечения безопасной эксплуатации.
Для случая 2), при отступлении от требований ФНП, для надлежащего обоснования безопасности ОПО могут потребоваться критерии обеспечения безопасной эксплуатации. Такими критериями в отдельных случаях могут быть приняты, с некоторыми допущениями и оговорками - критерии допустимого риска аварии на ОПО.
Важнейшее здесь допущение – являются ли расчетные (уже «стандартные» в количественной оценке риска) величины риска аварии показателями безопасности ОПО? Однозначно утверждать (и отрицать) это нельзя. Впрямую риск – это показатель опасности, а не безопасности.
Для решения любой проблемы требуется свой язык объяснения. Для однозначного понимания проблемных вопросов установления допустимого риска аварии обозначим некоторые современные объяснительные трактовки необходимых терминов:
Риск аварии – это мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и соответствующую ей тяжесть последствий. В свою очередь, опасность аварии – возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрыва и (или) выброса опасных веществ на ОПО.
Важнейшей «стороной» опасности аварии является угроза ее приближения (и во времени, и в пространстве). Так инспектор призван останавливать не просто опасный объект, а именно тот, где возникает угроза аварии (для сравнения: потенциал, опасность аварии есть всегда, а угроза - нет). Т.е. не просто одно требование нарушено – и сразу остановка, обычно выявляется совокупность нарушений, а решающее внимание заостряют на требовании, ставшем «последней каплей».
Иными словами, под угрозой понимают актуализированную опасность аварии, т.е. состояние, когда более четко, «здесь и сейчас», проявляется источник опасности и конкретизируется жертва аварии (не просто абстрактный неизвестный «индивидуальный рискующий», а конкретный работник или житель). Угроза характеризует непосредственно предаварийное состояние ОПО. Резкое изменение соотношения «тяжелых» и «легких» инцидентов – один из косвенных признаков наступления угрозы и приближения аварии. В законодательном смысле угроза аварии надвигается при необоснованных отступлениях от требований промышленной безопасности, а также в случаях приближения внешних и внутренних нагрузок на ОПО (техногенных, антропогенных, природных) к предельным проектным уровням. Если показано, что опасность не перерастает в угрозу, то только в этом случае отступления могут быть признаны обоснованными.
Для различения перехода «опасность-угроза» собственно и нужна своя специальная мера, ее обычно и называют допустимым риском.
Допустимый риск аварии – установленные либо полученные согласно формализованной установленной процедуре значения риска аварии на опасном производственном объекте, превышение которых характеризует угрозу возникновения аварии. Допустимый риск характеризует общественно-допустимый уровень опасности аварий для сложившихся (или будущих) социально-экономических условий, технического и технологического состояния отрасли опасного производства. Определяться допустимый уровень может только с учетом значений фонового риска инцидентов и аварии на конкретном ОПО, риска аварий в отрасли или риска ЧС техногенного характера.
Установление допустимых уровней риска на ОПО предполагает:
1. определение характерных показателей опасности аварий, с учетом отраслевой специфики ОПО (риск аварии обычно относят к вероятностным количественным показателям опасности);
2. определение значений выбранных показателей опасности, которые с учетом фоновой аварийной опасности и возможной тяжести последствий (для косвенного учета приемлемости) могут быть установлены в качестве допустимой опасности аварии на ОПО (в том числе и в формате допустимого риска аварии).
В случае обоснования безопасности для установления допустимого риска аварии могут быть использованы следующие показатели опасности аварии:
а) прогнозные оценки возможности роста влияния факторов, способствующих:
-эскалации аварии, приводящей к возникновению крупной промышленной аварии на ОПО I и II класса опасности;
-эскалации аварии, приводящей к возникновению аварии на ОПО III и VI класса опасности;
-возникновению зон смертельного поражения при крупной аварии на ОПО I и II класса опасности или при эскалации аварии на ОПО III и VI класса опасности;
б) фоновые риски:
-аварии и инцидентов на опасном производственном объекте, для которого разрабатывают обосновании безопасности (возможна оценка по результатам сведений о производственном контроле на ОПО);
-аварии на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса (возможна оценка по результатам отраслевого анализа аварийности и травматизма на поднадзорных ОПО, с последующем установлением фоновых значений за последние 5…10 лет, например, для отраслей нефтегазового комплекса);
-наиболее распространенных чрезвычайных ситуаций техногенного характера (например, фоновый риск гибели россиян в ДТП и Пожарах составляет 277 погибших на 1 млн населения в среднем за 2009-2013 гг.);
в) степень расхождения значений риска аварии на конкретном ОПО и соответствующего фонового риска аварии.
Показатели опасности аварии (в т.ч. различные виды риска аварии) должны соответствовать характеру отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Кроме того, выбранный показатель должен быть чувствителен (т.е. принимать разные значения) к организационно-техническим и отраслевым особенностям ОПО до и после возможных и фактических отступлений от требований ФНП, а также до и после возможного и фактического внедрения компенсирующих мер безопасности.
В зависимости от степени аварийной опасности ОПО допустимый риск аварии определяется как частное от деления значения достигнутого на ОПО риска аварии (или, в порядке убывания приоритета, отраслевого фонового риска аварий, или риска распространенных чрезвычайных ситуаций техногенного характера), и соответствующего коэффициента запаса, учитывающего во многих случаях весьма высокую неопределенность результатов количественной оценки риска.
Вследствие значительного разнообразия возможных причин аварий на ОПО, сценариев их протекания и спектра возможных последствий промышленных аварий, установление абсолютно одинаковых для всех ОПО критериев допустимого риска аварии не представляется возможным, как по методическим, так и по этическим соображениям (уловки вида «индивидуальный риск 10-6 решит все проблемы» ведут в лучшем случае к ползучей деградации обеспечения промышленной безопасности в системе поднадзорных ОПО). Допустимый риск аварии должен обосновываться для каждого отдельного случая отступления от ФНП в конкретном обосновании безопасности ОПО не произвольно, а по установленной методике. Ответственность за выбор критерия допустимого риска аварии лежит на заказчике и разработчике обоснования безопасности ОПО и экспертизе промышленной безопасности по данному документу.
Обоснование безопасности ОПО – это не безответственная «индульгенция» от требований ФНП с помощью т.н. «расчетов рисков», а стимул к безопасной модернизации отечественной промышленности. Обоснование безопасности невозможно без разработки и внедрения компенсирующих мероприятий, преимущественно инновационного характера.
17 февраля 2015 г. Тобольск
Презентация размещена здесь http://riskprom.ru/load/0-0-0-377-20
Доклад по слайдам с текстом см. здесь http://riskprom.ru/publ/podkhody_ustanovlenija_dopustimogo_riska_avarii_tobolsk_17_fev_2015/19-1-0-339
Источник: http://riskprom.ru/load/nts_rostekhnadzora_17_fev_2015_v_g_tobolsk/45 |