В Новое и
Новейшее индустриальное время (1835-1917 гг., 1918-2010 гг.)
в 23 угледобывающих странах мира произошло не
менее 170 значительных угольных катастроф (с гибелью в каждой 90 и более человек).
Рис. 5. Крупнейшие (до 100 погибших и более) аварии
в шахтах угледобывающих стран
в Новое и Новейшее индустриальное время (1835-1917 гг., 1918-2010 гг.).
/Составлено автором
по данным открытых источников/
Более века крупные угольные катастрофы с гибелью более 100
человек сопровождали индустриально развитые страны Европы, США и Японию,
начиная с аварии в английской шахте «Wallsend» в Нортумберленде (18.01.1835 г.,
погибло 102 человека) и заканчивая разрушением дамбы хвостохранилища американской
угольной компании Pittston в Буфало Грик Западной Виржинии (26.02.1972 г.,
погибло 114 человек). Всего таких аварий было не менее 110, а погибло в них более 21,6 тыс. человек.
В течение почти 140 (137) лет, начиная с первой
трети XIX века (с 1835 г. по 1972 г.) индустриально
развитые страны в среднем каждые пять лет получали 4 крупные (более 100 погибших) угольные
аварии, в каждой из которых в среднем гибло 175-250 человек. Большинство аварий
пришлось на сорокалетие с 1890 по 1930 гг.
В первой
трети ХХ века (1900-1933 гг.) 25 из 55 катастроф (с гибелью более 90 чел.)
пришлись на США, 11 – на Японию, 8 – на Британскую империю, 7 – на Германию и
Польшу, и по одной – на Францию, Мексику и Российскую империю. В середине ХХ
века (1934-1966 гг.) зафиксировано 36 угольных аварии с гибелью более 90 чел.,
из них по 7 – в Японии и Китае, 6 – в Германии, по 3 – в США и Великобритании,
по две – в Польше, Чехии, и Индии, и по одной – в Австрии, Бельгии, ЮАР,
Югославии, УССР и РСФСР. В «затишье» с 1967 по 1991 гг. мир поразили 14 угольных
катастроф (более 90 погибших), из них 6 – в Китае, и по одной в Родезии, США, Мексике,
Индии, Колумбии, Японии, Турции и в Боснии и Герцеговине.
Черный шлейф
угольных катастроф клубится за сверкающим промышленным прогрессом
высокоразвитых стран Запада и Японии (см. Рис.
5). На историческую арену угольных аварий индустриальные
страны врывались с ростом объема добычи, и медленно уходили с модернизацией
технологии или (и) исчерпанием «рентабельных/неопасных» ископаемых угольных
запасов и сокращением доли подземной добычи. Кратко рассмотрим историю добычи и мировых угольных катастроф в Великобритании, США, Германии, Польше, Японии, Китае, Индии и Турции:
Великобритания
Двести пятьдесят восемь аварийных лет Великобритании с 1708
по 1966 гг. унесли жизни 8462
человек в 66 угольных катастрофах с числом погибших более 50 чел, из них 30
аварии были с гибелью более чем 100 чел. Особо крупные угольные аварии
произошли в Соединенном Королевстве в столетний период резкого роста добычи и
его первой коррекции – с 1835 по 1934
г. случилось 27 катастроф с гибелью в каждой более 100,
из них 8 с гибелью в каждой более 200 человек. Перед Первой мировой войной
спрос на валлийские энергетические угли был высоким, особенно со стороны Королевского
флота с его прожорливым парком паровых линкоров, дредноутов и крейсеров, а
также военно-морских сил союзников Британской империи. За год до английского
рекорда добычи произошла и рекордная английская угольная катастрофа – 14 октября
1913 на угольной копи «Universal» недалеко от г. Сенгхенид в южном Уэльсе при взрыве рудничного газа погибло
439 шахтеров. Следующая подобная масштабная катастрофа произошла в
Южно-Африканском Союзе (совр. ЮАР) за год до его выхода из Содружества наций, возглавляемого
Великобританией. В аварии на шахте «Coalbrook» 1 января 1960 г. погибло 437
человек.
Последняя крупнейшая угольная авария на осколках
Британской империи произошла сразу после известного "мятежа в
колонии", когда в 1970 г.
Родезия (совр. Зимбабве) стала республикой. В аварии 6 июня 1972 на шахте «Wankie»
погибло 427 человек. В самой же Великобритании одна из последних больших
угольных аварии произошла 29 мая 1951 года на шахте Easington в графстве Дарем
на севере Англии (погибло 83 человека). Всего после национализации английского
углепрома в 1947 году зафиксировано 3 крупные технологические аварии на шахтах
«Whitehaven, William Pit» (15.08.1947, погибло 104 чел.), «Creswell»
(26.09.1950, погибло 80 чел.) и Easington (29.05.1951, погибло 83 чел.).
Последним
отголоском былой масштабной добычи 21 октября 1966 г. обрушило
оползень горного отвала шахты «Merthyr Vale» близ валлийского Аберфана. Оползень накрыл ферму, двадцать близлежащих
домов и добрался до зданий местной школы, – тогда погибло 116 детей и 28
взрослых. Во время спасательной операции, шок и горе родных и горожан
усугублялись бесчувственностью средств массовой информации. Широко стала
известна история о том, как фотокорреспондент предложил выжившему ребенку
заплакать о его погибших друзьях, дабы получились хорошие снимки.
С
исчерпанием*
ископаемого угля подземная добыча в Великобритании постепенно сократилась более
чем вдвое с 213,6 млн. т в 1954 г. до 91,5 млн. т в 1984 г. Известные забастовки
английских шахтеров 1984-1985 гг. закончились победой правительства
М. Тэтчер, когда с принятием закона The Coal Industry (Restructuring Grants) Order 1994 (Minister for Energy Department of Trade and Industry No. 1422)
государственная компания British Coal была приватизирована и с 1997 г. перестала существовать, а ее
активы перешли в UK Coal plc. В России эхо тех событии известно как
имитационная реформа 1993-2004 гг. по реструктуризации советского
углепрома.
*Доказанные угольные запасы
Соединенного Королевства в 1905
г. оценивались в 100 млрд.т (Энциклопедия
Британника , 11 издание, 1911 год), а в конце 2008 г – 0,288 млрд..т (2010
Survey of Energy Resources, World Energy Council)
После приватизации 90-х годов ХХ-го века английский углепром
добывает около 16 млн. т (2009
г.), причем большую часть малоопасным открытым способом.
Начав ХХ век крупнейшим производителем угля с крупными угольными авариями, и за
столетие опустошив свои угольные кладовые, в начале XXI века Великобритания стала крупнейшим мировым углеимпортером
(в 2009 г.
седьмое место с 42,2 млн. т), схоронив в пустотах подземелья концы своей
трагической угольной истории. Груз аварий в углепроме на англичан больше не
давит – в тяжелой конкурентной борьбе теперь он возложен на плечи «неизвестного
шахтера» с цивилизованного рынка угля.
США
Современный технологический лидер мировой угледобычи США пришел
к настоящему относительно безопасному состоянию через свой особый трагический
путь, не раз спотыкаясь о барьеры угольных катастроф.
Более чем
130 лет США сотрясали крупные угольные аварии. С 1839 г по 1972 г. в 37 крупных
авариях погибли 5269 человек. После 1972 г. произошло две больших аварии с
гибелью 27 (шахта «Wilberg», Юта, 1984 г.) и 29 человек (шахта «Upper Big
Branch», Западная Виржиния 2010 г.),
а всего с 1972 г.
в 21 аварии с гибелью более 5 человек смертельно травмированы 224 человека.
В Новое
индустриальное время объемы угледобычи в США практически удваивались каждые
десять лет: в 1850 г. добыто 7,6 млн. т, в 1870 г. – свыше
36 млн. т, в 1900 г. – 245 млн. т, в 1905 г. – 318,3 млн. т,
в 1918 г.
– 616,8 млн. т. За 78 лет до 1918 г. в США произошли 22 крупные аварии с
гибелью в них 3596 человек (всего же за этот период зафиксировано 345 аварий с
гибелью более 5 человек, с общим числом в них погибших 8505 чел. – в среднем по
110 человек ежегодно). Великая депрессия уронила добычу почти вдвое до 326,6
млн. т в 1932 году. С 1919 по 1949 годы произошло 13 крупных
аварий, в которых погибло 1608 человек (всего за эти 30 лет в 223 угольных
авариях погибло 4447 человек – в среднем по 148 смертей ежегодно).
С
середины ХХ-го к началу XXI-го века
объемы американской добычи угля выросли почти вдвое с 560,4 млн. т в 1950 г. до исторического
максимума 2008 г.
в 1171,8 млн. т., главным образом за счет роста открытой добычи – уже
в начале 1970-х годов американский углепром прошел точку превышения объемов
открытой добычи над подземной. За 60 стабильных лет, когда с 1950 г. объемы
подземной добычи держались на уровне 349±11 млн.т., в США произошли только три
крупные угольные аварии (1951, 1968 и 1972 гг. – см. Рис. 6) – в них погибло 322 человека. Всего же в этот период
55 аварий в американском углепроме унесли жизни 931 человека, в среднем по 16 погибших
ежегодно. По данным Mine Safety and Health Administration (MSHA) общее число
смертельно травмированных в американском углепроме с 1900 по 1930 год составило
71 160 чел., с 1931 по
1949 год – 22 792 чел., а с 1950 по 2008 год – 10 446 чел,
т.е. в последние полвека в США на каждого погибшего в аварии приходилось не
менее 10 смертельно травмированных на производстве.
Германия
Без малого сто лет Германия содрогалась под ударами 17 катастроф
(с гибелью более 95 чел.), в которых с 1867 по 1962 гг. погибли 3144 человека.
Все они произошли в период активной угледобычи. В Рурской области добыча угля возрастала
с 1,8 млн. т в 1850 г.
до 20 млн. т в 1880 г.,
54,4 млн. т – в 1900 г.
и 103,4 млн. т – в 1913 г. перед Первой мировой
войной. В 1932 г.
добыча сократилась до 66,2 млн. т, а в 1940 г. выросла до 118 млн. т.
В 1945 г.
добыча каменного упала до 38,9 млн. т и до 109,5 млн. т бурого
угля. В послевоенное время добыча каменного угля в Германии достигла своего
пика в 1956 г.
(151,4 млн. т), и держалась выше 140 млн. т вплоть до 1964 года. В 1973 г. добыча каменного
угля упала ниже 100 млн. т, в 1996 г. – ниже 50 млн. т, в 2006 г. – ниже 25 млн. т.,
в 2008 г.
– 19,1 млн.т. Добыча бурого угля достаточно быстро росла после 1945 года: 1950 г. – 212,9 млн. т,
1960 г.
– 321,6 млн. т, 1970 г.
– 369,3 млн. т, 1980 г
– 388 млн. т и, достигнув исторического максимума 425,6 млн. т в
1986 г,
затем сокращалась: 1990 г.
– 356,5 млн. т, 2000 г.
– 167,7 млн. т, 2001 г.
– 175,4 млн. т, 2008 г.
– 175,3 млн. т, 2009 г.
– 169,9 млн. т, 2010 г.
– 169,4 млн. т. Темп сокращения добычи бурого угля, ведущейся в основным
открытым способом, существенно отставал от спада подземной добычи каменного
угля (сокращение с максимумов добычи в 1986 г. и 1956 г. к 2010 г. – в 2,5 и в 11,7
раз, соответственно). В годы крупнейших германских угольных катастроф – 1869 г. (шахта «Freiherrlich
von Burgker Coaln und Eisenhüttenwerke», 276 погибших), 1885 г. (шахта «Grube
Camphausen», 180 погибших), 1908
г. (шахта «Zeche Radbod Schacht 1/2», 348 погибших), 1930 г. (шахта «Grube
Anna», 271 погибший), 1946 г
(шахта «Zeche Monopol Schacht Grimberg 3/4», 405 погибших) – добыча находилась
на подъеме и составляла соответственно: 0,2; 11; 67,6; 200 и 220 млн.т.
К концу 2010 г. в Германии
осталось пять действующих шахт, а добыча каменного угля составила 12,9 млн. т
(2009). Германия – второй по величине импортер угля в Европе (в 2007 г. 19,7%
импорта поступило из стран бывшего СССР, 17,7% – из Польши, 16,8 % – из
ЮАР). Собственные запасы каменного угля в Германии составляют 23 млрд. т,
а бурого 40,8 млрд. т. Реструктуризация в Германии продолжается: занятость (на
начало 2008 г.
– 30,05 тыс. чел.) сокращается быстрее падения добычи, а производительность
растет – с 6,41 т/чел в 2006
г до 7,07 т/чел в 2007 г.
Польша
В соседней Польше промышленная угледобыча насчитывает не
менее 130 лет. Из них за первые 65 лет (1880-1945 гг.) в польском углепроме
произошло 5 крупных аварий с гибелью 787 человек (1880 г. шахта «Renard» – 200
погибших; 1896 г.
шахта «Kleofas» – 104 погибших; 1923
г. шахта «Rozbrat» – 145 погибших; 1930 г. шахта «Wacław» – 151
погибший; 1941 г.
шахта «Nowa Ruda» – 187 погибших).
Всего за первый «аварийно-угольный» период
(1880–1945 гг.) в 10 известных авариях (с гибелью более 10 человек)
погибли 892 человека. В 20-30-е годы ХХ века в Польше добывалось не более
50 млн. т и произошло две крупные аварии. В годы Второй мировой войны
наблюдался почти двукратный рост добычи и произошла одна крупная авария.
Современный польский исследователь Кристоф Матусецкий аварии периода фашистской
оккупации не считает польскими [30]
За 65 послевоенных лет второго «аварийно-угольного»
периода (1945-2010 гг.) в Польше в 55 авариях (с гибелью более 5 человек)
погибло 890 человек. После Второй мировой войны в Польской Народной Республике
объемы добычи каменного угля выросли к 1980-м годам вдвое до уровня 200 млн.т.
В фазе «социалистического» роста (1945-1989 гг.) произошло две крупные
угольные аварии (1954 г.
шахта «Barbara-Wyzwolenie» – 102 погибших; 1958 г. шахта
«Makoszowy» – 72 погибших) и 22 аварии с гибелью более 10 чел., в которых погиб
451 человек.
В период
реструктуризации польского углепрома (1989-2010 гг.) объемы добычи
каменного угля упали почти в 2,5 раза с 192,7 до 77,6 млн.т. На «реструктуризационном»
спаде крупных аварий в Польше не зафиксировано, но произошло 10 аварий (с
гибелью более 5 чел.) в которых погибло 105 человек, причем 3 аварии были
относительно масштабными (1990
г. и 2006
г. шахта «Halemba» – 19 и 23 погибших, 2009 г. шахта «Wujek-"Ruch
Śląsk"» – 20 погибших).
Япония
В Японии добыча угля активно росла всю первую половину ХХ-го
века (1903 г.
– 9,2 млн. т, 1912 г.
– более 20 млн. т, 1922 г.
– более 25 млн. т, 1932 г.
– более 30 млн. т, 1940 г.
– исторический максимум в 57 млн. т), достигнув своего последнего пика в 1961 г – 56 млн. т. Все 18(19) известных крупных японских
угольных катастроф с гибелью от 101 до 687(1549) человек произошли с 1899 г. по 1965 г. (см. Рис. 5) – т.е. в период активной фазы роста японской
угледобычи. Последние 6 угольных аварии с гибелью от 25 до 93*
человек произошли в двадцатилетие заката японской добычи в 1965-1985 гг.
*16 ноября 1981 г при взрыве в шахте «Tiyou» в Юбари на о-ве
Хоккайдо погибло 93 человека
К
1980 г.
добыча угля в Японии сократилась до 20,4 млн. т, и далее по ниспадающей: в
1990 г.
– до 10,3 млн. т,
в 2000 г.
– до 3 млн. т, а с 2002 г. внутренняя добыча угля фактически прекращена.
При этом японский углеимпорт достиг своего исторического максимума в
198,6 млн. т в 2007 г.
Сегодня Япония занимает первое место в мире по импорту угля: в 2009 г. – 17,5% от всех 1,04 млрд. т
мирового импорта (далее идут Китай – 14,5%, Южная Корея – 10,6%, Индия – 7,4%,
Тайвань – 6,2%, Германия – 4,4%, Великобритания – 4,1%). Хотя с 1980 г.
потребление угля в Японии выросло к 2007 г. более чем в два раза с 88,5 до
188,3 млн. т (в 2009 г.
– 164,7 млн. т), собственный источник угольных аварий исчез, а с ним
и сама проблема крупных угольных аварий. Другими словами, индустриальная Япония
за 96 лет с 1899 по 1985 гг. заплатила цену в 29 угольных катастроф (6 912
погибших), прежде чем в XXI веке стать
гипериндустриальной страной, потребляющей импортный уголь с уже чужой «кровью
аварий».
Китай За более чем 60 лет существования Китайской
Народной Республики произошло 25 крупных (100 погибших и более) аварий, в которых
погибло 3957 человек. Индустриальная история стремительного развития
китайского углепрома началась в середине прошлого века. В год образования Китайской
Народной Республики (1949 г.) угледобыча составляла 32,43 млн. т. Уже
в 1952 г.
добыча угля в Китае удвоилась до 66 млн. т, в 1957 году в конце первого
пятилетнего плана добыто 131 млн. т угля, а к завершению второй
пятилетки в 1962 году – 220 млн. т. В середине 1970-х добыча перевалила за 400 млн. т,
а в год провозглашения Дэн Сяопином курса на социалистическую рыночную
экономику (Пленум ЦК КПК 11 созыва, декабрь 1978 г.) добыто 618 млн. т
угля [6]. С начала 1980-х до середины 1990-х рост добычи
шел стомиллионными шагами: 1983
г. – 714,5 млн. т, 1985 г. – 872,3 млн.,
1987 г.
– 928,1 млн. т, 1989 г.
– 1054,2 млн. т, 1992 г.
– 1114,6 млн. т, 1994 г.
– 1276,5 млн. т, 1995 г.
– 1389,3 млн. т. Далее до 2000 г. наблюдался откат до 1,15 млрд.
т, а затем форсированный рост полумиллиардными рекордами: 2003 г. – 1,69 млрд.
т, 2004 г.
– 2,09 млрд. т, 2007 г.
– 2,52 млрд. т, 2009 г.
– 3,05 млрд. т (EIA, 2010 г.). Подобных масштабов угледобычи мировая
промышленная история не знала. Предыдущие волны капиталистической
индустриализации с высоким ростом добычи угля прокатились в Западной Европе и в
США примерно на сто, а в Японии – на пятьдесят лет раньше, чем в Китайской
Народной Республике.
Распространенная
сегодня критика безопасности китайской угледобычи, в сравнении с американским,
европейским или японским углепромом, вне культурно-исторического контекста познавательной
ценностью не обладает. В 2007 г.
умеренный китайский диссидент из Канады Тю Джайньюн, отсылая заинтересованных к
китайским источникам (до 1991 года [7], после 1991 [8]), заявил, что «с 1949 г. официальная статистика дает число смертельных случаев в угледобыче
более 250 000, а неофициальные цифры уверенно выше» [10]. Ссылаясь на независимые оценки своих более
радикальных коллег [11] Тю Джайньюн утверждает, что потери в китайском
углепроме «в начале 1950-х, в 1980-е и в 1990‑е оцениваются приблизительно в 70
000, 40 000 и 10 000 смертельных случаев соответственно» [10].
В том же
2007 году был опубликован официальный отчет Азиатского Банка Развития о
безопасности в китайских угольных шахтах [9], из которого следует, что за период с 1949 по
2006 гг. в китайском углепроме погибло 230 180 чел, за все 1950-е –
12 642 чел, в 1960-х – 22 480 чел., в 1970-х – 34 543 чел.,
в 1980-х – 57 778 чел., в 1990-х – 60 398 чел.
После
учреждения 30.12.1999 г. государственного надзора за безопасностью в
шахтах и реализации стратегии «Guanjingyachan» (программы обеспечения безопасности
или закрытия малых шахт) абсолютный смертельный травматизм в начале XXI-го века
упал (по данным китайского Государственного управления по безопасности в
угольной промышленности – State Administration of Coal Mine Safety) более
чем вдвое с пика 6995 чел (2002
г) до 2631чел. (2009 г.). Это произошло на фоне почти
трехкратного роста добычи с 1,15 до 3,05 млрд. т (2000-2009 гг.) –
удельный смертельный травматизм снизился почти в семь раз – с 5,86 до 0,86
погибших на 1 млн. т добытого угля (Рис.
8).
Индия
Соседняя с Китаем Индия имеет официальную 220-летнюю историю
промышленной добычи угля, стартовавшую углеразработками Ост-Индской компании в 1774 г. Однако,
около века индийская угледобыча имела лишь исторические объемы добычи: 1775 г. – ок. 100
тонн, 1815-1823 гг. – ок. 400 тонн, 1842 г. – ок. 50 тыс. т, 1846 г. – 91 тыс. т.
После 1853 года с ростом использования паровых
машин, работавших на угле, индийская добыча выросла до 6,12 млн. т к 1900 г. и до 18 млн. т к 1920 г. В начале
тридцатых годов был спад, а уже в 1942 г. объем добычи составлял 29 млн. т,
а в 1946 г.
– 30 млн. т. После получения независимости в 1947 г. в конце первой пятилетки было
добыто 33 млн. т угля, а к концу второй в 1956 г. –
55,7 млн. т.
После национализации угольной промышленности в 1971-1973 гг.
добыча с 79 млн. т в 1974 г. удвоилась к 1984 г. до 166,8 млн. т
и далее без спадов шла рекордными стомиллионными шагами: 1989 г. – 205,4 млн. т.,
1997 г.
– 306,7 млн. т., 2004 г.
– 405,2 млн. т, 2008 – 515,7 млн. т, причем до 80% угля добывается
открытым способом [17].
Сегодня Индия занимает третье место по объему добычи (после
Китая и США), четвертое – по импорту (после Японии, Китая и Кореи) и пятое – по
запасам (после США, России, Китая и Австралии). В 2009 г. в Индии
добыто 554,7 млн. т. угля (EIA, 2010).
С середины XX века,
когда началась активная промышленная добыча, в Индии произошло 7 больших аварий
с гибелью более 50 человек, три из них в 1958, 1965 и 1975 гг. были очень
крупными (погибло 175, 268 и 375 человек). Всего в истории современной
независимой Индии произошла 31 угольная авария (с гибелью более 5 человек), в
которых погибли 1447 чел.
За последние 15 лет в индийском углепроме смертельно
травмированы 2178 чел., – дает себя знать более безопасная открытая добыча (в 2009 г. относительная смертность
в индийском углепроме составила 0,25 чел./млн. т добычи, тогда как в 1995 г. еще была втрое выше).
Турция
История турецкого углепрома официально стартовала в 1829 г. разработками
в угольном бассейне Зонгулдак. Почти сто лет объемы добычи, по меркам других
современных индустриальных стран, были незначительными. Заметная промышленная
добыча начинается в 1848 г.
с 40-50 тыс. т угля. К 1907 г.
производственные мощности позволили добыть уже 735 тыс. т. После Первой мировой
войны турецкая добыча сократилась к 1920 г до 570 тыс. т. В год 110‑летия с начала углеразработок
в Турции было добыто 2,7 млн. т каменного и 0,19 млн. т бурого угля и была
официально зафиксирована первая угольная катастрофа – 27 февраля 1939 г. в аварии на шахте «Kasaptarla»
погибло 23 человека.
За
двадцать лет с середины 70-х по середину 90-х ежегодная добыча упала вторе до
уровня ниже 3 млн.т. На стадии стагнирующего спада 7.03.1983 произошла авария
на шахте «Armutçuk» (103
погибших), а на стадии резкого «реструктуризационного» падения 3 марта 1992 г. – крупнейшая
турецкая угольная катастрофа на шахте
«Incirharman» (263 погибших). Последние угольные катастрофы случились в Турции
в 2009-2010 гг.: по данным CNN в
декабре 2009 г.
в западной провинции Бурса в угольной аварии погибли 19 шахтеров, а в феврале 2010 г. на шахте в
Баликесире погибло 13 человек [29]. По официальным данным Министерства энергетики
Турции в провинции Зонгулдак 17 мая 2010 г. произошла авария на шахте «Karadon», в которой погибло
30 человек.
За
последние 70 лет в турецком углепроме было добыто 382 млн. т каменного угля и произошло
не менее 15 аварий (с гибелью более 5 чел.), в которых погибли 716 чел., а
всего в нечастных случаях и авариях было смертельно травмировано не менее 3788
чел. – в среднем каждый добытый миллион тонн каменного угля в Турции омрачен
потерей 10 человеческих жизней.
Литература к части 3.1 6. China’s coal industry for 60
years (China Coal Industry Yearbook 2008 Supplement). – Coal Information
Research Institute. – 2010.
7. Jiang. K. Analysis of Safety Situation in China's Coal-mining Industry /
Coal Enterprises Management –
No. 2. – 2003. – p. 27-28.
8. Editorial Board of the China Coal
Industry Yearbook (EBCCIY)/China Coal Industry Yearbook (1991-2006). – Beijing:
Coal Industry Press
9. Peoples Republic of China: Coal
Mine Safety Study. Part I: Preliminary Analysis – National consultants. – Asian
Development Bank: TA 4849- PRC. FINAL REPORT – 2007.
10. Tu Jianjun. Coal Mining Safety:
China’s Achilles’ Heel/ China Security. – Vol 3. – No 2. – Spring 2007. – pp.
36 - 53
11. Guo G., et al. Coal Mine Safety Technology and Management. Beijing:
Metallurgical Industry. Press, 2006.
17. Гірничий
енциклопедичний словник , т. 3. / За ред. В. С. Білецького. —
Донецьк: Східний видавничий дім, 2004. — 752 с.
29. Watson I., Comert Y. Bodies of
28 trapped Turkish miners found \\CNN. – May 20. – 2010 (http://edition.cnn.com/2010/WORLD/europe/05/20/turkey.miners )
30. Matuszewski K.
Zapobieganie katastrofom górniczym w kopalniach wêgla kamiennego // Bezpieczenstwo
Pracy. – №5. – 2009. – с.20-23
Riskprom.ru, январь-сентябрь 2011 См. полный текст. в PDF здесь>>
Источник: http://riskprom.ru/TemaKtlg/HazSaf/2011_coal_postmodern.pdf |