Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

Понятия и толкования [11]
Опасность, безопасность, риск. Что есть что
Близкие общеупотребительные термины [2]
Терминология теории управления и теории надежности
Регламентация в сфере безопасности [34]
Вопросы стандартизации, техрегулирования, критерии опасности
Современные опасности крупных промышленных аварий (от углепрома в постиндустрию) [7]
Cостояние, предупреждение и прогноз КПА - техногенных происшествий на ОПО с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения. (На примерах смертельных аварий в угольной промышленности)
рИсковое общество постиндустриализма (Risikogesellschaft, risk society, "общество риска") [11]
одна из известных попыток определить контуры надвигающегося за индустриализмом будущего на языке опасностей. Термин "risk society" введен в оборот в 1990-е в трудах социологов Энтони Гидденса и Ульриха Бека

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 47


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Опасности и безопасность » Современные опасности крупных промышленных аварий (от углепрома в постиндустрию) [ Добавить статью ]

Часть 3.1. Новая и новейшая индустриальная история добычи и мировых угольных катастроф (от Великобритании, США, Германии до Японии и Китая)

В Новое и Новейшее индустриальное время (1835-1917 гг., 1918-2010 гг.) в 23 угледобывающих странах мира произошло не менее 170 значительных угольных катастроф (с гибелью в каждой 90 и более человек).

Рис. 5. Крупнейшие (до 100 погибших и более) аварии в шахтах угледобывающих стран в Новое и Новейшее индустриальное время (1835-1917 гг., 1918-2010 гг.). /Составлено автором по данным открытых источников/

Более века крупные угольные катастрофы с гибелью более 100 человек сопровождали индустриально развитые страны Европы, США и Японию, начиная с аварии в английской шахте «Wallsend» в Нортумберленде (18.01.1835 г., погибло 102 человека) и заканчивая разрушением дамбы хвостохранилища американской угольной компании Pittston в Буфало Грик Западной Виржинии (26.02.1972 г., погибло 114 человек).

Всего таких аварий было не менее 110, а погибло в них более 21,6 тыс. человек. В течение почти 140 (137) лет, начиная с первой трети XIX века (с 1835 г. по 1972 г.) индустриально развитые страны в среднем каждые пять лет получали 4 крупные (более 100 погибших) угольные аварии, в каждой из которых в среднем гибло 175-250 человек. Большинство аварий пришлось на сорокалетие с 1890 по 1930 гг.

В первой трети ХХ века (1900-1933 гг.) 25 из 55 катастроф (с гибелью более 90 чел.) пришлись на США, 11 – на Японию, 8 – на Британскую империю, 7 – на Германию и Польшу, и по одной – на Францию, Мексику и Российскую империю. В середине ХХ века (1934-1966 гг.) зафиксировано 36 угольных аварии с гибелью более 90 чел., из них по 7 – в Японии и Китае, 6 – в Германии, по 3 – в США и Великобритании, по две – в Польше, Чехии, и Индии, и по одной – в Австрии, Бельгии, ЮАР, Югославии, УССР и РСФСР. В «затишье» с 1967 по 1991 гг. мир поразили 14 угольных катастроф (более 90 погибших), из них 6 – в Китае, и по одной в Родезии, США, Мексике, Индии, Колумбии, Японии, Турции и в Боснии и Герцеговине.

Черный шлейф угольных катастроф клубится за сверкающим промышленным прогрессом высокоразвитых стран Запада и Японии (см. Рис. 5). На историческую арену угольных аварий индустриальные страны врывались с ростом объема добычи, и медленно уходили с модернизацией технологии или (и) исчерпанием «рентабельных/неопасных» ископаемых угольных запасов и сокращением доли подземной добычи.

Кратко рассмотрим  историю добычи и мировых угольных катастроф  в Великобритании, США, Германии, Польше, Японии, Китае, Индии и Турции: 

Великобритания

Двести пятьдесят восемь аварийных лет Великобритании с 1708 по 1966 гг. унесли  жизни 8462 человек в 66 угольных катастрофах с числом погибших более 50 чел, из них 30 аварии были с гибелью более чем 100 чел. Особо крупные угольные аварии произошли в Соединенном Королевстве в столетний период резкого роста добычи и его первой коррекции – с 1835 по 1934 г. случилось 27 катастроф с гибелью в каждой более 100, из них 8 с гибелью в каждой более 200 человек. Перед Первой мировой войной спрос на валлийские энергетические угли был высоким, особенно со стороны Королевского флота с его прожорливым парком паровых линкоров, дредноутов и крейсеров, а также военно-морских сил союзников Британской империи. За год до английского рекорда добычи произошла и рекордная английская угольная катастрофа – 14 октября 1913 на угольной копи «Universal» недалеко от г. Сенгхенид в южном Уэльсе при взрыве рудничного газа погибло 439 шахтеров. Следующая подобная масштабная катастрофа произошла в Южно-Африканском Союзе (совр. ЮАР) за год до его выхода из Содружества наций, возглавляемого Великобританией. В аварии на шахте «Coalbrook» 1 января 1960 г. погибло 437 человек.

Последняя крупнейшая угольная авария на осколках Британской империи произошла сразу после известного "мятежа в колонии", когда в 1970 г. Родезия (совр. Зимбабве) стала республикой. В аварии 6 июня 1972 на шахте «Wankie»  погибло 427 человек. В самой  же Великобритании одна из последних больших угольных аварии произошла 29 мая 1951 года на шахте Easington в графстве Дарем на севере Англии (погибло 83 человека). Всего после национализации английского углепрома в 1947 году зафиксировано 3 крупные технологические аварии на шахтах «Whitehaven, William Pit» (15.08.1947, погибло 104 чел.), «Creswell» (26.09.1950, погибло 80 чел.) и Easington (29.05.1951, погибло 83 чел.).  

Последним отголоском былой масштабной добычи 21 октября 1966 г. обрушило оползень горного отвала шахты «Merthyr Vale» близ валлийского Аберфана. Оползень накрыл ферму, двадцать близлежащих домов и добрался до зданий местной школы, – тогда погибло 116 детей и 28 взрослых. Во время спасательной операции, шок и горе родных и горожан усугублялись бесчувственностью средств массовой информации. Широко стала известна история о том, как фотокорреспондент предложил выжившему ребенку заплакать о его погибших друзьях, дабы получились хорошие снимки.

  С исчерпанием* ископаемого угля подземная добыча в Великобритании постепенно сократилась более чем вдвое с 213,6 млн. т в 1954 г. до 91,5 млн. т в 1984 г. Известные забастовки английских шахтеров 1984-1985 гг. закончились победой правительства М. Тэтчер, когда с принятием закона The Coal Industry (Restructuring Grants) Order 1994 (Minister for Energy Department of Trade and Industry No. 1422) государственная компания British Coal была приватизирована и с 1997 г. перестала существовать, а ее активы перешли в UK Coal plc. В России эхо тех событии известно как имитационная реформа 1993-2004 гг. по реструктуризации советского углепрома.

*Доказанные угольные запасы Соединенного Королевства в 1905 г. оценивались в 100 млрд.т (Энциклопедия Британника , 11 издание, 1911 год), а в конце 2008 г – 0,288 млрд..т (2010 Survey of Energy Resources, World Energy Council)

После приватизации 90-х годов ХХ-го века английский углепром добывает около 16 млн. т (2009 г.), причем большую часть малоопасным открытым способом. Начав ХХ век крупнейшим производителем угля с крупными угольными авариями, и за столетие опустошив свои угольные кладовые, в начале XXI века Великобритания стала крупнейшим мировым углеимпортером (в 2009 г. седьмое место с 42,2 млн. т), схоронив в пустотах подземелья концы своей трагической угольной истории. Груз аварий в углепроме на англичан больше не давит – в тяжелой конкурентной борьбе теперь он возложен на плечи «неизвестного шахтера» с цивилизованного рынка угля.

   

США

Современный технологический лидер мировой угледобычи США пришел к настоящему относительно безопасному состоянию через свой особый трагический путь, не раз спотыкаясь о барьеры угольных катастроф.

Более чем 130 лет США сотрясали крупные угольные аварии. С 1839 г по 1972 г. в 37 крупных авариях погибли 5269 человек. После 1972 г. произошло две больших аварии с гибелью 27 (шахта «Wilberg», Юта, 1984 г.) и 29 человек (шахта «Upper Big Branch», Западная Виржиния 2010 г.), а всего с 1972 г. в 21 аварии с гибелью более 5 человек смертельно травмированы 224 человека.


В Новое индустриальное время объемы угледобычи в США практически удваивались каждые десять лет: в 1850 г. добыто 7,6 млн. т, в 1870 г. – свыше 36 млн. т, в 1900 г. – 245 млн. т, в 1905 г. – 318,3 млн. т, в 1918 г. – 616,8 млн. т. За 78 лет до 1918 г. в США произошли 22 крупные аварии с гибелью в них 3596 человек (всего же за этот период зафиксировано 345 аварий с гибелью более 5 человек, с общим числом в них погибших 8505 чел. – в среднем по 110 человек ежегодно). Великая депрессия уронила добычу почти вдвое до 326,6 млн. т в 1932 году. С 1919 по 1949 годы произошло 13 крупных аварий, в которых погибло 1608 человек (всего за эти 30 лет в 223 угольных авариях погибло 4447 человек – в среднем по 148 смертей ежегодно).  

  С середины ХХ-го к началу XXI-го века объемы американской добычи угля выросли почти вдвое с 560,4 млн. т в 1950 г. до исторического максимума 2008 г. в 1171,8 млн. т., главным образом за счет роста открытой добычи – уже в начале 1970-х годов американский углепром прошел точку превышения объемов открытой добычи над подземной. За 60 стабильных лет, когда с 1950 г. объемы подземной добычи держались на уровне 349±11 млн.т., в США произошли только три крупные угольные аварии (1951, 1968 и 1972 гг. – см. Рис. 6) – в них погибло 322 человека. Всего же в этот период 55 аварий в американском углепроме унесли жизни 931 человека, в среднем по 16 погибших ежегодно.

По данным Mine Safety and Health Administration (MSHA) общее число смертельно травмированных в американском углепроме с 1900 по 1930 год составило 71 160 чел.,  с 1931 по 1949 год – 22 792 чел., а с 1950 по 2008 год – 10 446 чел, т.е. в последние полвека в США на каждого погибшего в аварии приходилось не менее 10 смертельно травмированных на производстве.


Германия

Без малого сто лет Германия содрогалась под ударами 17 катастроф (с гибелью более 95 чел.), в которых с 1867 по 1962 гг. погибли 3144 человека. Все они произошли в период активной угледобычи. В Рурской области добыча угля возрастала с 1,8 млн. т в 1850 г. до 20 млн. т в 1880 г., 54,4 млн. т – в 1900 г. и 103,4 млн. т –  в 1913 г. перед Первой мировой войной. В 1932 г. добыча сократилась до 66,2 млн. т, а в 1940 г. выросла до 118 млн. т. В 1945 г. добыча каменного упала до 38,9 млн. т и до 109,5 млн. т бурого угля. В послевоенное время добыча каменного угля в Германии достигла своего пика в 1956 г. (151,4 млн. т), и держалась выше 140 млн. т вплоть до 1964 года. В 1973 г. добыча каменного угля упала ниже 100 млн. т, в 1996 г. – ниже 50 млн. т, в 2006 г. – ниже 25 млн. т., в 2008 г. – 19,1 млн.т. Добыча бурого угля достаточно быстро росла после 1945 года: 1950 г. – 212,9 млн. т, 1960 г. – 321,6 млн. т, 1970 г. – 369,3 млн. т, 1980 г – 388 млн. т и, достигнув исторического максимума 425,6 млн. т в 1986 г, затем сокращалась: 1990 г. – 356,5 млн. т, 2000 г. – 167,7 млн. т, 2001 г. – 175,4 млн. т, 2008 г. – 175,3 млн. т, 2009 г. – 169,9 млн. т, 2010 г. – 169,4 млн. т. Темп сокращения добычи бурого угля, ведущейся в основным открытым способом, существенно отставал от спада подземной добычи каменного угля (сокращение с максимумов добычи в 1986 г. и 1956 г. к 2010 г. – в 2,5 и в 11,7 раз, соответственно). В годы крупнейших германских угольных катастроф – 1869 г. (шахта «Freiherrlich von Burgker Coaln und Eisenhüttenwerke», 276 погибших), 1885 г. (шахта «Grube Camphausen», 180 погибших), 1908 г. (шахта «Zeche Radbod Schacht 1/2», 348 погибших), 1930 г. (шахта «Grube Anna», 271 погибший), 1946 г (шахта «Zeche Monopol Schacht Grimberg 3/4», 405 погибших) – добыча находилась на подъеме и составляла соответственно: 0,2; 11; 67,6; 200 и 220 млн.т.

К концу 2010 г. в Германии осталось пять действующих шахт, а добыча каменного угля составила 12,9 млн. т (2009). Германия – второй по величине импортер угля в Европе (в 2007 г. 19,7% импорта поступило из стран бывшего СССР, 17,7% – из Польши, 16,8 % – из ЮАР). Собственные запасы каменного угля в Германии составляют 23 млрд. т, а бурого 40,8 млрд. т. Реструктуризация в Германии продолжается: занятость (на начало 2008 г. – 30,05 тыс. чел.) сокращается быстрее падения добычи, а производительность растет – с 6,41 т/чел в 2006 г до 7,07 т/чел в 2007 г.


Польша

В соседней Польше промышленная угледобыча насчитывает не менее 130 лет. Из них за первые 65 лет (1880-1945 гг.) в польском углепроме произошло 5 крупных аварий с гибелью 787 человек (1880 г. шахта «Renard» – 200 погибших; 1896 г. шахта «Kleofas» – 104 погибших; 1923 г. шахта «Rozbrat» – 145 погибших; 1930 г. шахта «Wacław» – 151 погибший; 1941 г. шахта «Nowa Ruda» – 187 погибших). Всего за первый «аварийно-угольный» период (1880–1945 гг.) в 10 известных авариях (с гибелью более 10 человек) погибли 892 человека. В 20-30-е годы ХХ века в Польше добывалось не более 50 млн. т и произошло две крупные аварии. В годы Второй мировой войны наблюдался почти двукратный рост добычи и произошла одна крупная авария. Современный польский исследователь Кристоф Матусецкий аварии периода фашистской оккупации не считает польскими [30]


За 65 послевоенных лет второго «аварийно-угольного» периода (1945-2010 гг.) в Польше в 55 авариях (с гибелью более 5 человек) погибло 890 человек. После Второй мировой войны в Польской Народной Республике объемы добычи каменного угля выросли к 1980-м годам вдвое до уровня 200 млн.т. В фазе «социалистического» роста (1945-1989 гг.) произошло две крупные угольные аварии (1954 г. шахта «Barbara-Wyzwolenie» – 102 погибших; 1958 г. шахта «Makoszowy» – 72 погибших) и 22 аварии с гибелью более 10 чел., в которых погиб 451 человек.  

В период реструктуризации польского углепрома (1989-2010 гг.) объемы добычи каменного угля упали почти в 2,5 раза с 192,7 до 77,6 млн.т. На «реструктуризационном» спаде крупных аварий в Польше не зафиксировано, но произошло 10 аварий (с гибелью более 5 чел.) в которых погибло 105 человек, причем 3 аварии были относительно масштабными (1990 г. и 2006 г. шахта «Halemba» – 19 и 23 погибших, 2009 г. шахта «Wujek-"Ruch Śląsk"» – 20 погибших).


Япония

В Японии добыча угля активно росла всю первую половину ХХ-го века (1903 г. – 9,2 млн. т, 1912 г. – более 20 млн. т, 1922 г. – более 25 млн. т, 1932 г. – более 30 млн. т, 1940 г. – исторический максимум в 57 млн. т), достигнув своего последнего пика в 1961 г – 56 млн. т.  Все 18(19) известных крупных японских угольных катастроф с гибелью от 101 до 687(1549) человек  произошли с 1899 г. по 1965 г. (см. Рис. 5) – т.е. в период активной фазы роста японской угледобычи. Последние 6 угольных аварии с гибелью от 25 до 93* человек произошли в двадцатилетие заката японской добычи в 1965-1985 гг.

*16 ноября 1981 г при взрыве в шахте «Tiyou» в Юбари на о-ве Хоккайдо погибло 93 человека  

К 1980 г. добыча угля в Японии сократилась до 20,4 млн. т, и далее по ниспадающей: в 1990 г. – до 10,3 млн. т, в 2000 г. – до 3 млн. т, а с 2002 г. внутренняя добыча угля фактически прекращена. При этом японский углеимпорт достиг своего исторического максимума в 198,6 млн. т в 2007 г. Сегодня Япония занимает первое место в мире по импорту угля: в 2009 г. – 17,5% от всех 1,04 млрд. т мирового импорта (далее идут Китай – 14,5%, Южная Корея – 10,6%, Индия – 7,4%, Тайвань – 6,2%, Германия – 4,4%, Великобритания – 4,1%).

Хотя с 1980 г. потребление угля в Японии выросло к 2007 г. более чем в два раза с 88,5 до 188,3 млн. т (в 2009 г. – 164,7 млн. т), собственный источник угольных аварий исчез, а с ним и сама проблема крупных угольных аварий. Другими словами, индустриальная Япония за 96 лет с 1899 по 1985 гг. заплатила цену в 29 угольных катастроф (6 912 погибших), прежде чем в XXI веке стать гипериндустриальной страной, потребляющей импортный уголь с уже чужой «кровью аварий».

 

Китай

За более чем 60 лет существования Китайской Народной Республики произошло 25 крупных (100 погибших и более) аварий, в которых погибло 3957 человек. Индустриальная история стремительного развития китайского углепрома началась в середине прошлого века. В год образования Китайской Народной Республики (1949 г.)  угледобыча составляла 32,43 млн. т. Уже в 1952 г. добыча угля в Китае удвоилась до 66 млн. т, в 1957 году в конце первого пятилетнего плана добыто 131 млн. т угля, а к завершению второй пятилетки в 1962 году – 220 млн. т. В середине 1970-х добыча перевалила за 400 млн. т, а в год провозглашения Дэн Сяопином курса на социалистическую рыночную экономику (Пленум ЦК КПК 11 созыва, декабрь 1978 г.) добыто 618 млн. т угля [6]. С начала 1980-х до середины 1990-х рост добычи шел стомиллионными шагами: 1983 г. – 714,5 млн. т, 1985 г. – 872,3 млн., 1987 г. – 928,1 млн. т, 1989 г. – 1054,2 млн. т, 1992 г. – 1114,6 млн. т, 1994 г. – 1276,5 млн. т, 1995 г. – 1389,3 млн. т. Далее до 2000 г. наблюдался откат до 1,15 млрд. т, а затем форсированный рост полумиллиардными рекордами: 2003 г. – 1,69 млрд. т, 2004 г. – 2,09 млрд. т, 2007 г. – 2,52 млрд. т, 2009 г. – 3,05 млрд. т (EIA, 2010 г.). Подобных масштабов угледобычи мировая промышленная история не знала. Предыдущие волны капиталистической индустриализации с высоким ростом добычи угля прокатились в Западной Европе и в США примерно на сто, а в Японии – на пятьдесят лет раньше, чем в Китайской Народной Республике.  

  Распространенная сегодня критика безопасности китайской угледобычи, в сравнении с американским, европейским или японским углепромом, вне культурно-исторического контекста познавательной ценностью не обладает. В 2007 г. умеренный китайский диссидент из Канады Тю Джайньюн, отсылая заинтересованных к китайским источникам (до 1991 года [7], после 1991 [8]), заявил, что «с 1949 г. официальная статистика  дает число смертельных случаев в угледобыче более 250 000, а неофициальные цифры уверенно выше» [10]. Ссылаясь на независимые оценки своих более радикальных коллег [11] Тю Джайньюн утверждает, что потери в китайском углепроме «в начале 1950-х, в 1980-е и в 1990‑е оцениваются приблизительно в 70 000, 40 000 и 10 000 смертельных случаев соответственно» [10].  

  В том же 2007 году был опубликован официальный отчет Азиатского Банка Развития о безопасности в китайских угольных шахтах [9], из которого следует, что за период с 1949 по 2006 гг. в китайском углепроме погибло 230 180 чел, за все 1950-е – 12 642 чел, в 1960-х – 22 480 чел., в 1970-х – 34 543 чел., в 1980-х – 57 778 чел., в 1990-х – 60 398 чел.


После учреждения 30.12.1999 г. государственного надзора за безопасностью в шахтах и реализации стратегии «Guanjingyachan» (программы обеспечения безопасности или закрытия малых шахт) абсолютный смертельный травматизм в начале XXI-го века упал (по данным китайского Государственного управления по безопасности в угольной промышленности – State Administration of Coal Mine Safety) более чем вдвое с пика 6995 чел (2002 г) до 2631чел. (2009 г.). Это произошло на фоне почти трехкратного роста добычи с 1,15 до 3,05 млрд. т (2000-2009 гг.) – удельный смертельный травматизм снизился почти в семь раз – с 5,86 до 0,86 погибших на 1 млн. т добытого угля (Рис. 8).  

 

Индия  

Соседняя с Китаем Индия имеет официальную 220-летнюю историю промышленной добычи угля, стартовавшую углеразработками Ост-Индской компании в 1774 г. Однако, около века индийская угледобыча имела лишь исторические объемы добычи: 1775 г. – ок. 100 тонн, 1815-1823 гг. – ок. 400 тонн, 1842 г. – ок. 50 тыс. т, 1846 г. – 91 тыс. т.

После 1853 года с ростом использования паровых машин, работавших на угле, индийская добыча выросла до 6,12 млн. т к 1900 г. и до 18 млн. т к 1920 г. В начале тридцатых годов был спад, а уже в 1942 г. объем добычи составлял 29 млн. т, а в 1946 г. – 30 млн. т. После получения независимости в 1947 г. в конце первой пятилетки было добыто 33 млн. т угля, а к концу второй в 1956 г. – 55,7 млн. т.

  После национализации угольной промышленности в 1971-1973 гг. добыча с 79 млн. т в 1974 г. удвоилась к 1984 г. до 166,8 млн. т и далее без спадов шла рекордными стомиллионными шагами: 1989 г. – 205,4 млн. т., 1997 г. – 306,7 млн. т., 2004 г. – 405,2 млн. т, 2008 – 515,7 млн. т, причем до 80% угля добывается открытым способом [17].

Сегодня Индия занимает третье место по объему добычи (после Китая и США), четвертое – по импорту (после Японии, Китая и Кореи) и пятое – по запасам (после США, России, Китая и Австралии). В 2009 г. в Индии добыто 554,7 млн. т. угля (EIA, 2010).

С середины XX века, когда началась активная промышленная добыча, в Индии произошло 7 больших аварий с гибелью более 50 человек, три из них в 1958, 1965 и 1975 гг. были очень крупными (погибло 175, 268 и 375 человек). Всего в истории современной независимой Индии произошла 31 угольная авария (с гибелью более 5 человек), в которых погибли 1447 чел.


За последние 15 лет в индийском углепроме смертельно травмированы 2178 чел., – дает себя знать более безопасная открытая добыча (в 2009 г. относительная смертность в индийском углепроме составила 0,25 чел./млн. т добычи, тогда как в 1995 г. еще была втрое выше).


Турция

История турецкого углепрома официально стартовала в 1829 г. разработками в угольном бассейне Зонгулдак. Почти сто лет объемы добычи, по меркам других современных индустриальных стран, были незначительными. Заметная промышленная добыча начинается в 1848 г. с 40-50 тыс. т угля. К 1907 г. производственные мощности позволили добыть уже 735 тыс. т. После Первой мировой войны турецкая добыча сократилась к 1920 г до 570 тыс. т. В год 110‑летия с начала углеразработок в Турции было добыто 2,7 млн. т каменного и 0,19 млн. т бурого угля и была официально зафиксирована первая угольная катастрофа – 27 февраля 1939 г. в аварии на шахте «Kasaptarla» погибло 23 человека.


  За двадцать лет с середины 70-х по середину 90-х ежегодная добыча упала вторе до уровня ниже 3 млн.т. На стадии стагнирующего спада 7.03.1983 произошла авария на шахте «Armutçuk» (103 погибших), а на стадии резкого «реструктуризационного» падения 3 марта 1992 г. – крупнейшая турецкая угольная катастрофа на  шахте «Incirharman» (263 погибших). Последние угольные катастрофы случились в Турции в 2009-2010 гг.: по данным CNN в декабре 2009 г. в западной провинции Бурса в угольной аварии погибли 19 шахтеров, а в феврале 2010 г. на шахте в Баликесире погибло 13 человек [29]. По официальным данным Министерства энергетики Турции в провинции Зонгулдак 17 мая 2010 г. произошла  авария на шахте «Karadon», в которой погибло 30 человек.

За последние 70 лет в турецком углепроме было добыто 382 млн. т каменного угля и произошло не менее 15 аварий (с гибелью более 5 чел.), в которых погибли 716 чел., а всего в нечастных случаях и авариях было смертельно травмировано не менее 3788 чел. – в среднем каждый добытый миллион тонн каменного угля в Турции омрачен потерей 10 человеческих жизней.


Литература к части 3.1 

6. China’s coal industry for 60 years (China Coal Industry Yearbook 2008 Supplement). – Coal Information Research Institute. – 2010.

7. Jiang. K. Analysis of Safety Situation in China's Coal-mining Industry / Coal Enterprises Management – No. 2. – 2003. – p. 27-28.

8. Editorial Board of the China Coal Industry Yearbook (EBCCIY)/China Coal Industry Yearbook (1991-2006). – Beijing: Coal Industry Press

9. Peoples Republic of China: Coal Mine Safety Study. Part I: Preliminary Analysis – National consultants. – Asian Development Bank: TA 4849- PRC. FINAL REPORT – 2007.

10. Tu Jianjun. Coal Mining Safety: China’s Achilles’ Heel/ China Security. – Vol 3. – No 2. – Spring 2007. – pp. 36 - 53

11. Guo G., et al. Coal Mine Safety Technology and Management. Beijing: Metallurgical Industry. Press, 2006.

17. Гірничий енциклопедичний словник , т. 3. / За ред. В. С. Білецького. — Донецьк: Східний видавничий дім, 2004. — 752 с.

29. Watson I., Comert Y. Bodies of 28 trapped Turkish miners found \\CNN. – May 20. – 2010 (http://edition.cnn.com/2010/WORLD/europe/05/20/turkey.miners )

30. Matuszewski K. Zapobieganie katastrofom górniczym w kopalniach wêgla kamiennego // Bezpieczenstwo Pracy. – №5. – 2009. – с.20-23  


Riskprom.ru, январь-сентябрь 2011

См. полный текст. в PDF здесь>> 



Источник: http://riskprom.ru/TemaKtlg/HazSaf/2011_coal_postmodern.pdf
Категория: Современные опасности крупных промышленных аварий (от углепрома в постиндустрию) | Добавил: safety (12.05.2011) | Автор: Гражданкин (янв-сент 2011)
Просмотров: 5470 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]