Опасности крупных промышленных аварий зародились в колыбели
индустриализации – горнодобывающей промышленности. К первым из известных подземных
катастроф относятся обрушение в германском руднике «Rammelsberg» около г. Гослар
в 1376 г.
(погибло более 100 чел.), затопление австрийского рудника «Heilig-Kreuz-Stollen»
около г. Швац в 1448 г.
(погибло до 260 чел.) и обвал 1565 г. в германском руднике «Der Goldene Esel» в Силезии
у современного польского г. Злоты-Сток (погибло до 95 чел.). Самыми
масштабными авариями промышленного XIX-го века стали взрывы в английской
угольной копи Окс в Барнсли 12 декабря 1866 г. (погиб 361 человек), пожар в чешском
железном руднике Святая Мария в Пршибраме 31 мая 1892 г. (погибли
319 человек) и оползень отвала японского медного рудника Сумитомо Бесши у
города Ниихама на о-ве Сикоку 28 августа 1899 г. (погибли 512 человек). В Новое время история промышленного развития была запущена
капиталистической индустриализацией. Философ кризиса индустриализма Освальд
Шпенглер, автор широко известного произведения «Закат
Европы» (1918-1922 гг.), в одной из своих последних работ «Человек и
техника» (1931 г.)
писал: «Неслыханное превосходство Западной Европы и Северной Америки во второй
половине XIX века по
мощи всякого рода — хозяйственной, политической, военной мощи — покоилось на
неоспоримой промышленной монополии. Крупная индустрия имелась только там, где
были залежи угля этих стран Севера. Остальной мир служил только рынком сбыта, и
колониальная политика всегда была направлена на поиск новых рынков сбыта и
сырья, а не на образование новых районов производства. Уголь имелся и в других
местах, но добывать его мог только «белый» инженер. Мы были единственными
владельцами не природных ископаемых, но методов и мозгов, обученных для
применения этих методов. На этом покоилась роскошь жизненного уровня белого
рабочего, доход которого был сравним с доходом цветного князька [Под «цветными»
я подразумеваю и жителей России, а также части Южной и Юго-Восточной Европы – прим. О. Шпенглера]… К началу XX в. «мир» на этой небольшой планете выглядел следующим
образом: группа наций нордической крови под руководством англичан, немцев,
французов и янки была хозяином положения. Их политическая власть покоилась на
богатстве, а богатство заключалось в силе их промышленности, она, в свою
очередь, была связана с углем. Наличие освоенных угольных шахт практически
обеспечивало чуть ли не монополию германских народов и влекло за собой
беспримерное во всей истории умножение населения. В местах добычи угля и в
узловых точках путей сообщения собирались неслыханные человеческие массы …» [1]. Собственно
там, где оказывались рядом накопленная промышленная энергия и собравшиеся человеческие
массы и должны были происходить техногенные катастрофы.
Промышленная
энергия угля и «неслыханные человеческие массы» образовали питательную среду
для возникновения техногенных катастроф. Ископаемый уголь стал основной
энергетической базой индустриализации, а угледобыча источником первых крупных
промышленных аварий.
В
классическом индустриализме и современном гипериндустриализме «настоящим хлебом
промышленности» был и остается*
уголь (как когда-то на Западе, в Японии, СССР, и сегодня в США, Китае и Индии).
В период промышленной революции XVIII–XX вв.
типичными промышленными бедствиями стали аварии в шахтах и рудниках – Mine disaster**.
* Так в 2009 г. 45% электроэнергии в
мире вырабатывалось при сжигании угля.
** Согласно типовому
определению американской Mine Safety and Health Administration
(MSHA) –термин «Mine disaster»
исторически применяется к авариям, в которых погибли 5 и более человек.
Одно из наиболее ранних упоминаний о групповой гибели
шахтеров относится к 3 октября 1705
г., когда при
взрыве в шахте «Gates head (Stony Flatt)» в графстве Дарем на севере Англии погибли 30 человек.
В том же районе при
взрыве в шахте «Fatfield» 18 августа
1708 г. погибли 69 шахтеров. Из ранних так же известна авария в английской угольной копи Felling близ г. Гейтсхед, в которой 25 мая 1812 года погибло 92 шахтера, причем 30 их них были дети и
подростки в возрасте от 8 до 16 лет.
Начиная с
1835 года в угольных копях Великобритании, Германии, США, Чехии и Канады начат
отсчет крупных промышленных аварий с гибелью более 100 человек:
Знаковая технологическая
катастрофа зафиксирована 16 января 1862 г. в английской угольной копи «Hartley»
близ г. Нортумберленд (первая в мире особо крупная угольная авария с
гибелью более 200 чел.). Массивный чугунный балансир паровой машины-насоса для откачки
воды внезапно разрушился (вследствие дефектов литья и усталости металла), и обвалил
верх ствола шахты своим обломком.
Шахта работала с одним приточно-вытяжным вентиляционным
стволом, разделенным на две половины вертикальной герметичной деревянной
перемычкой, часть которой была разрушена обломком балансира. Вентиляция в шахте
нарушилась и 204 шахтера (мужчины и подростки*)
задохнулись. После аварии было введено законодательное требование об
оборудовании всех шахт двумя стволами.
* Британским Законом 1842 г. (The Mines Act of
1842) запрещалась работа в шахтах всех женщин и мальчиков младше тринадцати
лет. Закон был принят через 5 лет после аварии в шахте «Huskar» (п. Силкстоун,
Южный Йоркшир, 6.7.1838 г. При затоплении шахты утонули 15 мальчиков и 11
девочек возрастом от 7 до 17 лет (младшие работали дверовыми, а старшие –
саночниками и коногонами). 14 более старших детей смогли выбраться на
поверхность. Общественность была шокирована. Газета «Таймс» проиллюстрировала
скандал, опубликовав изображения полуголых детей и женщин, работающих наравне с
мужчинами.
Английская
угольная копь «Hartley» начинает в XIX веке
отсчет крупнейших угольных аварий с гибелью более 200 чел. В середине-конце
XIX века в индустриальных странах, в основном Европы, произошло 10 таких катастроф (см. поз. 5 ‑ 14 в табл. 3). С крупнейшими угольными авариями начинают ХХ век
Япония (шахта «Hokoku», 1899 г.,
210 погибших) и США (шахта «Winter Quarters», 1900 г., 200
погибших). Всего в мире таких масштабных угольных аварий в ХХ веке было
уже как минимум 35 (см. поз. 15 ‑ 49 в табл. 3). В XXI веке
счет крупнейшим угольным катастрофам открывает Китай (шахта «Sunjiawan», 2005 г., 214 погибших).
За все Новое и Новейшее индустриальное время (нач. XVIII – нач. XXI
вв.) в мировом углепроме произошли 46 аварии с гибелью более 200 чел. Самые крупные – в оккупированной Японией Манчжурии
(шахта «Honkeiko», 1942 г.,
1549 погибших), во Франции (шахта «Courrières», 1906 г., 1090 погибших), в Японии (шахта «Mitsubishi Hojo», 1914 г., 687 погибших) и в Китае (шахта «Laobaidong», 1960 г., 682 погибших). Самая смертельная
авария в отечественном углепроме произошла 18.06.1908 г. в Малороссии
Российской Империи – тогда в аварии на шахте № 4‑4 бис Макарьевского
(Рыковского) рудника в Юзовке погиб 271 рабочий.
В Новое и Новейшее индустриальное время в 23 угледобывающих
странах мира произошло не менее 170 значительных угольных катастроф (с гибелью
в каждой 90 и более человек). На территорию в границах бывшего СССР широко
известно о семи таких авариях (подробнее см. табл.
9).
Чтобы оценить опасность отечественных угольных катастроф
необходимо задать меру – сравнить с мировыми тенденциями и уровнями угроз,
сопоставить динамику частоты и тяжести отечественных аварий с темпами индустриализации
и деиндустриализации (реструктуризации) в историческом масштабе, оценить
направление и изменение вектора прошлых трагедий и грядущих угроз.
Мировая индустриальная история обильно осыпана трагическими
точками крупных промышленных аварий в угольных шахтах. Во второй половине XIX века из 43 крупных угольных катастроф (с гибелью более 100
чел.) большинство произошли в наиболее индустриально развитых странах того
времени: 19 – в Великобритании, 6 –
в Германии и Польше, 5 – в США, 4 – в Бельгии,
3 – во Франции.
В период капиталистической индустриализации Нового
времени, материально-энергетической базой которой послужил комплекс угля и
железа, большинство крупных угольных аварии произошло в крупных угледобывающих
странах того времени. Только в первые десять лет ХХ-го века в мире произошла 21
угольная катастрофа с гибелью более ста человек – за исключением Мексики, все
аварии пришлись на восьмерку лидеров угледобычи начала ХХ века (см. табл. 5): США – 10 аварий, Великобритания – 4, Германия и
Япония – по 2, Россия, Франция и Мексика – по 1. В те годы, когда Франция
входила в пятерку мировых угледобытчиков, произошла ее единственная крупная
авария, остающаяся самой смертельной угольной катастрофой в Европе – 10 марта 1906 г. в угольной
шахте «Courrières» в Нор-Па-де-Кале погибло 1099 человек. Заметим, что Франция
находилась в нижней части табеля мировых угледобывающих стран по уровню
смертельного травматизма (характерный среднегодовой диапазон тогда составлял
1-3 погибших на тыс. рабочих).
Хотя с
1875 по 1895 гг. в Бельгии произошло 4 крупных аварии с гибелью более 100 чел, считалось,
что в конце XIX-го века эта страна опередила всех в отношении
уменьшения числа несчастных случаев при горных работах (см. диаграмму на Рис. 4). Напомним, что и развитие углепрома в Бельгии
началось достаточно рано – с начала XVIII-го века. Например, в период между 1822 и 1829 гг. добыча угля в
бельгийском районе Borinage провинции Эно удвоилась с 0,602 до 1,26 млн.т, что превосходило добычу
Франции и Германии вместе взятых в это же время [2].
В начале ХХ-го века распространенный уже тогда показатель
среднегодового удельного смертельного травматизма на число работающих мало что
показывал об опасности крупных промышленных аварий.
За более
чем 125 лет после первой большой угольной
аварии 1812 г.
к началу 1939 г.
в мире произошло более ста угольных катастроф (с гибелью более 90 чел.), из них
в США – 34, в Британской империи – 33, в Японии – 13, в Германии и Польше ‑ 13, во Франции
и Бельгии – 9.
В известном труде «Техника и цивилизация» (1934) [4] американский историк и философ техники Льюис
Мамфорд едко называет эту эпоху как «угольная цивилизация» (здесь и далее цит.
по [5]). Там же он определяет рудник, с его
обесчеловеченным подземельем, как праформу капиталистической индустриализации.
Тяжесть и специфика горняцкого труда – учебный пример бесчеловечности при
становлении капитализма. Пессимизм Мэмфорда зашкаливает: «Шахта – это только
взрывы кругом, печаль, подавленность, измождение, … что-то поистине
безжизненное, зловещее». В пылу обличения Мэмфорд упускает, что энергия солнца,
запасенная в угле, не только сеет смерть, но и дает тепло и жизненный уют. Шахтерский
труд долгое время оставался типичным примером общинного соработничества, именно
в угольной шахте зародилось стахановское движение – трудовой подвиг по
сокращению страданий и лишений в послевоенной разрухе*.
С научно-техническим прогрессом безопасное жизненное пространство угледобычи
интенсивно расширялось и углублялось. Но и в Новейшее индустриальное время
граница безопасной угледобычи изрешечена болью угольных катастроф,
происходивших, как правило, при экстенсификации углеразработок.
*А.Г. Стаханов, И.М.
Кавчук, Винцентий Пстровский (Польша) — в угольной промышленности, П.Н.
Анге́лина — в сельском хозяйстве, А.Х. Бусыгин — в автомопроме, М.Н. Мазай — в
металлургии, И.И. Гудов — в станкостроении,
П.Ф. Кривонос и К.П. Королёва — на железнодорожном транспорте,
Н.С. Сметанин — в обувной промышленности, Е.В. и М.И. Виноградовы — в
текстильной промышленности
В первой трети ХХ века (1900-1933 гг.) 25 из 55
катастроф (с гибелью более 90 чел.) пришлись на США, 11 – на Японию, 8 – на
Британскую империю, 7 – на Германию и Польшу, и по одной – на Францию, Мексику, Российскую империю и РСФСР. В середине ХХ века (1934-1966 гг.) зафиксировано 38
угольных аварии с гибелью более 90 чел., из них по 7 – в Японии и Китае, 6 – в
Германии, по 3 – в США и Великобритании, по две – в Польше, Чехии, и Индии, и
по одной – в Австрии, Бельгии, ЮАР, Югославии, УССР и
РСФСР. В «затишье» с 1967 по 1991 гг.
мир поразили 14 угольных катастроф (более 90 погибших), из них 6 – в
Китае, и по одной в Родезии, США, Мексике, Индии, Колумбии, Японии, Турции и в Боснии
и Герцеговине.
Рис. 5. Крупнейшие (до 100 погибших и более) аварии
в шахтах угледобывающих стран
в Новое и Новейшее индустриальное время (1835-1917 гг., 1918-2010 гг.).
/Составлено автором
по данным открытых источников/
Черный шлейф угольных катастроф клубится за сверкающим промышленным
прогрессом высокоразвитых стран Запада и Японии (см. Рис. 5). На историческую арену угольных аварий индустриальные
страны врывались с ростом объема добычи, и медленно уходили с модернизацией
технологии или (и) исчерпанием «рентабельных/неопасных» ископаемых угольных
запасов и сокращением доли подземной добычи.
Литература к части 3
1.
Шпенглер О. Человек и техника. // Культурология XX век.
Антология. – М., 1995. – С.454-492.
2. Adriaan Linters, Architecture
industrielle en Belgique, Industriële architectuur in België, Industria
architecture in Belgium, Pierre Mardaga, Liège, 1986.
3.
Коцовский Н.Д. Отчет по осмотру каменноугольных копей
донецкого бассейна с точки зрения их безопасности и надзора за ними. – С.-Пб.:
Тип. Сойкина. – 1906 г.
4. Mumford L. Technics and Civilization. New York, Harcourt Brace ,1934.
5.
Тавризян Г.М. Философы ХХ века о технике и «технической
цивилизации». – М.: РОССПЭН, 2009. – 216 с.
Riskprom.ru, февраль-сентябрь 2011
См. далее
Часть 3.1. Новая и новейшая индустриальная история добычи и мировых угольных катастроф (от Великобритании, США, Германии до Японии и Китая)
Часть 3.2. Угольные катастрофы в исторической России (Российская империя, СССР, Российская Федерация, Украина, Республика Казахстан)
Часть 3.3. Смертельные отпечатки угольных катастроф в массовой культуре
См. полный текст. в PDF здесь>>
Источник: http://riskprom.ru/TemaKtlg/HazSaf/2011_coal_postmodern.pdf |