Тема риска не относится к числу
традиционных социологических проблем. Риск – это то, что отнюдь не
предусматривалось проектом современности для мирного гражданского благоустроения.
Если рискует предприниматель, то отсюда не следует, что вся цивилизованная
жизнь пронизана риском. Как раз напротив: все антибуржуазные движения
последнего столетия проходили под знаком презрения к бюргерскому идеалу
безопасности. Однако именно после двух мировых войн в обстановке
продолжительной политической стабильности и технического прогресса обострилось
сознание сквозной рискованности происходящего.
Для социологии интересно это сознание,
коммуникация о риске, его восприятие и реакция на него в обществе. Дело в том,
что риск и опасность только на первый взгляд кажутся чем-то самоочевидным. На
самом деле, они потому и очевидны, что соответствующие представления
поддерживаются обществом. Поэтому при обсуждении темы риска социологи нередко
ограничиваются просветительско-алармистскими задачами. Они считают необходимым
показать обществу, что в своем стремлении к благополучию люди избегают одних
опасностей, но при этом навлекают на себя другие, быть может, еще большие
("риск событий со значительными последствиями" называет такие
опасности Э. Гидденс). Общество, таким образом, оказывается "обществом
риска", как это сформулировал в одноименной книге немецкий социолог У.Бек
(термин "общество риска" используют теперь и другие авторы).
Другая возможность для социологов
состоит в исследовании различных типов оценки риска и отношения к риску в
разных обществах и культурах (одна из наиболее заметных публикаций истекшего
десятилетия по этой теме – книга М. Дуглас и А.Вилдавски "Риск и
культура"). В той или иной мере этот круг вопросов затрагивается авторами
специального выпуска журнала "Дедалус", с материалами которого
читатели могут познакомиться в IV разделе альманаха.
Наконец, имеется еще один, быть может,
наиболее фундаментальный уровень рассмотрения проблемы риска в социологии,
представленный в публикуемых нами работах Э. Гидденса и Н.Лумана. Если речь
идет о риске, это значит, что под вопрос ставится рациональная природа
человеческого поведения. Когда исход всех событий и поступков можно однозначно
скалькулировать, о риске как таковом речи нет. Риск появляется вместе с
непредсказуемостью, неопределенностью будущего. Иными словами, встает вопрос о
рациональном поведении человека или рациональном функционировании систем или институтов
ввиду неопределенного будущего. Здесь для исследователя открывается широкое
поле работы. С одной стороны, современной социальной жизни свойственна, как
известно, тенденция к рутиниза-ции, исключающей саму постановку вопроса о
рациональном выборе (Гидденс, например, часто говорит в этой связи о
"защитном коконе", базисном, "элементарном" доверии). С
другой стороны, в ряде областей риск институционализирован, т.е. является
неотъемлемой частью социальности. С точки зрения Лумана, следует различать риск
и опасность: опасности есть всегда, потому что нет абсолютной надежности, а
риск имеет место там, где есть решение (причем отказ от решения – это тоже
решение). Неопределенность будущего рассматривается в двух разных перспективах,
в зависимости от того, соотносим ли мы ее с каким-то решением или нет. Крушение
новоевропейской рациональности сказывается и в современном сознании риска:
"Чем больше знаешь, тем больше знаешь, чего не знаешь, и тем скорее
формируется сознание риска. Чем более рациональны, чем более сложно задуманы
калькуляции, тем больше граней проблемы попадает в поле зрения. В этом
отношении будущее неопределенно, а потому существует риск." Умножение
знания (в том числе рационального, научно-экспертного знания) не снижает, но
обостряет сознание риска – в оценке важности этого социального факта Луман и
Гидденс едины.
Задача социолога состоит не в том,
чтобы еще сильнее обострить это сознание, но показать обществу, как оно уже
живет "с риском", как продуцирует и меняет свое к нему отношение. От
прямолинейных попыток указать все новые и новые области риска следует перейти к
более гибкому, рефлексивному и в этом смысле опять-таки более рациональному к
нему отношению.
Источник: http://igiti.hse.ru/Editions/THESIS/Issue5 |