Cостояние, предупреждение и прогноз КПА - техногенных происшествий на ОПО с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения. (На примерах смертельных аварий в угольной промышленности)
одна из известных попыток определить контуры надвигающегося за индустриализмом будущего на языке опасностей. Термин "risk society" введен в оборот в 1990-е в трудах социологов Энтони Гидденса и Ульриха Бека
Часть 3.3. Смертельные отпечатки угольных катастроф в массовой культуре
Более века крупные угольные катастрофы с гибелью более 100
человек сопровождали индустриально развитые страны Европы, США и Японию,
начиная с аварии в английской шахте «Wallsend» в Нортумберленде (18.01.1835 г.,
погибло 102 человека) и заканчивая разрушением дамбы хвостохранилища американской
угольной компании Pittston в Буфало Грик Западной Виржинии (26.02.1972 г.,
погибло 114 человек). Всего таких аварий было 105, а погибло в них 22 231
человек.
В течение почти 140 (137) лет, начиная с первой трети XIX века (с 1835 г. по 1972 г.) индустриально
развитые страны каждые четыре года получали 3 крупные (более 100 погибших) угольные
аварии, в каждой из которых в среднем гибло 175-250 человек. Большинство аварий
пришлось на сорокалетие с 1890 по 1930 гг. (см. Рис. 5)
Такой трагический
смертельный след должен был остаться в памяти народов в первую очередь западной
культуры, где количество угольных катастроф было максимальным. Большинство
угольных аварий скрыто под землей. Смерть без зрелища рождает панический страх
обывателей, что особенно было характерно для Запада, который метафорически
называют «культурой Страха» (в этих же терминах, например, Япония – «культура
Стыда», а Россия- «культура Любви»).
Поэтому каждая крупная подземная авария подспудно вскрывает
обывательские представления о преисподней (см. например «Схему ада» от автора
«Рождение Венеры» Рис.
14) и технострах временно спаивает в безумные толпы
массы зевак. Важную роль в удержании этого процесса в допустимых рамках играют
средства массовой коммуникации (от слухов до официальных сообщений).
Рис. 14. Схема ада. Сандро Боттичелли. Ок. 1480-1490 гг.
(Источник: Botticelli : de Laurent le Magnifique à
Savonarole : catalogue de l'exposition à Paris, Musée du Luxembourg, du 1er
octobre 2003 au 22 février 2004 et à Florence, Palazzo Strozzi, du 10 mars au
11 juillet 2004. Milan
: Skira editore, Paris : Musée du Luxembourg, 2003. ISBN 9788884915641)
Например, после крупнейшей в Европе аварии на
французской угольной шахте «Courrières» в Нор-Па-де-Кале (10.03.1906, погибло 1099
человек) фотографии, как теперь говорят
«с места события», еще не могли быть опубликованы в газетах по
техническим причинам, поэтому зрелище трагедии было широко распространено в
виде открыток, художественно удовлетворявших голод на страх перед
неизвестностью происшедшего под землей.
Рис. 15. Иллюстрация последствий
подземной катастрофы «Courrières»
(Источник Le Petit Journal. Nr. 801. 23. März 1906)
Крупные
аварии потрясают массовое сознание не только на Западе и не только посредством
СМИ. След подземных трагедий проникает и в художественное творчество. В 1979 году индийский Болливуд выпустил драматический
кинофильм «Kaala Patthar» (Черный камень), навеянный аварией в шахте «Chasnala Sudamdih» в Дханбаде (27.12.1975, погибло 375 человек).
Рис. 16. Обложка DVD-диска индийского фильма «Kaala
Patthar» (1979)
По сюжету фильма владелец угольной шахты Дханрай делает жизнь
и работу шахтеров очень трудной (плохое оборудование, вредные условия и низкая
оплата труда). Ставший шахтером бывший капитан Виджай, инженер Рави и шахтер с
криминальным прошлым Мангал, отбросив свои бытовые разногласия, решили вместе
бороться за справедливость против Дханрая, когда осознали угрозу внезапного
затопления шахты и гибели сотен беззащитных рабочих.
Память об авариях в шахтах европейцы чеканят даже в
юбилейных монетах. К 50-летию аварии в бельгийской шахте «Bois du Cazier (Puits Saint-Charles)» в Марсинелле
(8.8.1956, погибло 262 человека) бельгийским Королевским монетным двором была
выпущена ограниченная серия серебряных монет номиналом в 10 Евро.
Рис. 17. Юбилейные монета в 10 Евро, выпущенная в 2006 году к 50-летию
бельгийской катастрофы Буа дю Казьер в Марсинелле
Версия
монеты с отчеканенным в меди профилем шахтера (Рис. 17, справа) выпущена самым малым тиражом из всех
бельгийских юбилейных серебряных и золотых евромонет с момента введения
Евровалюты в январе 2002 г. Уникальный характер этой монеты особым образом
подчеркивает и уникальный характер подземной аварии – тогда из пожара «геенны
огненной» спаслось только 12 человек (число «отверженных» и «избранных»
специально отмечено в описании монеты).
Все мы
еще хорошо помним телевизионный калейдоскоп погребения погибших в недавних
крупных авариях на шахтах России и Украины в начале XXI‑го века.
Такие сюжеты сильно бьют по чувствам людей, оставляют в памяти черный осадок,
но конструктивных решений не созидают, скорее, наоборот уводят обсуждение
проблемы в телемонологи суеверий. В советские времена такого явления не было,
поэтому массовое сознание россиян к такой «атаке» не приспособлено. Первая
защита – научно-обоснованная оценка степени техногенной опасности таких аварий.
Если таких знаний нет, то на сцену выходит активный обскурантизм с внедрением
веры в сверхъестественное.
Например, сразу после крупнейшей в Российской империи и отечественной истории аварии на шахте № 4–4
бис Макарьевского (Рыковского) рудника в Юзовке, (18.06.1908 г. погиб 271
человек) газеты подняли большую волну, где между правдивым освещением событий
допускались вольности душераздирающих фантасмагорий. На месте событий присутствовали
только два корреспондента харьковских газет. Все другие писали по слухам и
сплетням. К чести фотографов и редакторов, тогда снимки трупов широко в газеты не
проникли. В подписи под одной из известных фотографий (Рис. 18) было указано дословно следующее: «Рыковскiй
Макарьевскiй рудникъ. Передъ рудникомъ толпа, ожидающая выноса труповъ
погибших».
Рис. 18. Фрагмент печатного сообщения об аварии на Макрьевском руднике
18.06.1908. В подписи под фотографией было напечатано «Рыковскiй Макарьевскiй рудникъ. Передъ рудникомъ толпа, ожидающая выноса
труповъ погибших» (Источник: infodon.org.ua)
Как там было на самом деле сложно сказать, но толпа
читателей российских газет действительно
«ожидала выноса трупов» – точнее и не скажешь. И она их получила.
После
взрыва на шахте «Итальянка» в Макеевке (1 марта 1912 года, погибло 56
шахтеров), еженедельный иллюстрированный художественно-литературный и
юмористический журнал с карикатурами «Искры» (№ 12, Воскресенье, 18 марта 1912 г.) отвел разворот под фотографии в основном с гробами
и телами погибших (Рис.
19). С таким разворотом информационного облучения
народного самосознания Россия и шла к Революции. Уже тогда техногенные
опасности вплетали свои черные нити в ковер социального взрыва.
Рис. 19. Примеры фотографий опубликованных после аварии «Итальянка» в Макеевке
1.05.1912 (Искры, №12 от 18.05.1912, Источник: infodon.org.ua)
Современная Россия
испытывает в чем-то сходное информационное давление последствий угольных
катастроф.
Смертельное угольное подземелье рождает панический
страх. Средствами массовой культуры разрабатывались и внедрялись
художественные образы крупных угольных аварий для контроля
техногенных фобий обывателей (управление риском). Под влияние
виртуальности "управления риском" все чаще попадают, к сожалению,
специалисты технических наук. На стражу техники безопасности добычи заступили
испуганные романтики. Караул безопасности засыпает мертвым сном.
Господствующий возвышенный пафос «герой-спасания» придется вытеснять
деятельным предупреждением смертельных промышленных опасностей с опорой на
исторический опыт и результаты новых научных исследовании проблемы крупных
промышленных аварий.