Опыт крупных промышленных аварий показал, что основная угроза
от них не в масштабах абсолютных техногенных потерь, хотя и они могут быть значительными.
Любая крупная промышленная авария – сигнал соприкосновения с пределом текущего
индустриального развития (или деградации), вызов основам индустриализма, как
доминирующей форме прогресса в высокоразвитых странах. Такие фундаментальные
угрозы обязательно порождают острые социальные и техногенные опасности, имеющие
в разных культурах свои проявления и особенности. Например, в массовом общественном
сознании на Западе возник техногенный страх, а в России – социальная апатия. В
норме реальность техногенных опасностей и должна порождать адекватное
социальное беспокойство. Тогда в обществе запускаются защитные противоугрозные функции,
основанные на рефлексии прошлого, оценке настоящего и прогнозировании будущего.
И техно, и социально опасна острая несоразмерность реальных
промышленных угроз с их восприятием массовым сознанием. По-разному опасны как гипертрофированное
преувеличение (техно)угроз (панический страх), так и безразличное хладнокровие
(слепоглухонемая апатия). В обоих случаях требуется подходящее социальное и организационно-техническое
«лечение». Для проблемы крупных промышленных аварий «общечеловеческие» рецепты
евроцентризма, доминирующие в последние 30-40 лет в России, не пригодны –
особенно опасна квазимессианская имитация «лучшей мировой практики», что
наглядно продемонстрировал российский опыт реформ деиндустриализации и
технического регулирования. Уже не спасет и официально отвергаемый советский
опыт – слишком велики трансформации отечественного хозяйства и общества. В
любом случае начинать придется с оценки прошлого, определения настоящего и
прогноза будущего уровня техногенных и социальных угроз промышленных аварий,
причем применительно именно к современной России, а не к воображаемому Западу, ностальгическому
СССР или абстрактному Китаю.
После свертывания советской отраслевой науки систематические
научные исследования по мониторингу, прогнозу и предупреждению техногенных
промышленных опасностей в России существенно сократились. Из-за
«неконкурентоспособности науки» зачаточный бизнес не может быть заказчиком таких
работ, а сжавшееся государство собирает оставшиеся силы и средства для
ликвидации последствий случившихся бедствий и катастроф – дееспособные
госслужбы в пожарном порядке латают дыры от уже вызревших опасностей и
реализовавшихся угроз социального и техногенного характера.
В больших долговременных сообществах людей любая
созидательная деятельность (в т.ч. и производственная) всегда уходит корнями в
прошлое, притирает противоречия настоящего и проектирует безопасное будущее. Из
прошлого опыта хорошо известно, что в настоящем не обойтись без адекватных
защитных мер, соответствующих уровню угрожающих бедствий и катастроф. В
противном случае жизнеустроение большого народа быстро становится историей.
Угрозы настоящего зарождались в прошлом, а опасности будущего вызревают сейчас.
Ответные меры для безопасного будущего жизнеустройства необходимо закладывать и
разрабатывать уже сегодня. В свое время советская Россия, готовясь к угрозе
нашествия еврофашизма, творчески освоила индустриализацию (с новыми научными, традиционными,
и художественными знаниями). Зерна угроз форсированной индустриализации вызрели
сегодня феноменом крупных промышленных аварий, угрожающих основам существованию
самой индустриальной отечественной культуры. Особенно эта угроза актуальна для
современной деиндустриализирующейся России, у которой нет благосклонной индустриальной
периферии.
Без прогнозной карты динамики опасностей и угроз социального,
техногенного и природного характера современной индустриальной стране не
обойтись. Даже если и срисуешь контуры такой карты в другой исторической
культуре, в лучшем случае они будут отброшены прагматиками за ненадобностью, а
в худшем – заведут мечтателей в
смертельный тупик. Каждый должен сам чертить карту своих опасностей, обновлять
ее, следовать по ней к своему более безопасному будущему.
Задачи по творческому созданию, сохранению и приращению
решает любая крупная и самобытная культура. Историческая Россия доселе всегда
успевала дать свой ответ на вызовы времени. Сегодня спектр опасностей и угроз для
всех участков нашей культуры очень широк – от распада межнационального
общежития, до творческого бесплодия элит. Осматривать и ремонтировать,
достраивать и заселять необходимо весь отеческий дом жизнеустройства. Но без
материального фундамента негде будет даже разместить людские потребности и
интересы, как возвышенные – социальные, художественные, религиозные и научные, так
и приземленные – материальные и биологические. В Новое и Новейшее время индустриальная
страна не может обойтись без подконтрольного ей промышленного базиса – станка материальной
культуры.
Любая промышленная деятельность омрачается нежелаемыми смертельными,
материальными и даже смысловыми потерями. Важно чтобы негативный напор неудач не
препятствовал промышленному существованию как таковому. Техногенные аварии в
промышленности были, есть и, видимо, будут всегда. На их трагических ошибках
учатся, копят и обобщают опыт побед и поражений, а впоследствии совершенствуют
производственную деятельность, целесообразное движение которой вовсе не прекращается
с малыми и средними авариями (из-за отказов техники, ошибок персонала или
внешних нерасчетных, обычно природных и социальных, воздействий).
Иное дело – крупные промышленные аварии. В пределе такие
аварии замедляют и пресекают промышленную деятельность, а значит, ведут к
угасанию сначала технической культуры, а с ней и всего самобытного
жизнеустроения индустриальной страны. С другой стороны сам факт возникновения
крупной промышленной аварии – сигнал о приближении производства к смертельной
черте. От того, как мы распорядимся этим сигналом, как распознаем и отреагируем
на него, зависят не только тяготы и страдания, жизнь и здоровье наших соотечественников,
но и безопасное будущее наших потомков, нашей общей России. Проект российского будущего
обязательно должен включать представления о «динамической» безопасности, а не об
«абсолютной» безбедности, как мечтали и проектировали до- и послевоенные
советские поколения, оказавшиеся в растерянности при гибели СССР.
Только традиционными знаниями о бедствиях современную
проблему крупных промышленных аварий в индустриальной стране, находящуюся в
фазе тяжелого мировоззренческого кризиса, уже не вытащить из болота смуты. Сегодня
жизненно актуальны и требуются новые научные знания о генезисе и развитии
опасностей крупных промышленных аварий для индустриальной России, стихийно
сопротивляющейся вестернизации имитационных реформ деиндустриализации и
технического регулирования.
Большинство
фундаментальных понятий и формулировок проблем мы получаем впервые с Запада,
как наиболее активного отряда человечества. Если любая незападная большая
культура собирается существовать и развиваться, то она обязательно должна
наполнять «общечеловеческие» понятия своим ценностным содержанием и предлагать
свои решения общих проблем (здесь можно вспомнить подобный успешный опыт,
например Японии, Китая, Индии, СССР, и недавнюю гибель локальных цивилизаций
Америки, Африки и Австралии). Феномен «Major Industrial Accidents»*
– проблема крупных промышленных аварий – не станет для нашей страны
исключением, особенно в условиях культурного освоения новой Россией наследия
индустриализма и основ гипериндустриализма.
*См., например: ILO Convention concerning the
Prevention of Major Industrial Accidents, 1993 (No. 174)
Промышленные аварии – мрачные спутники индустриальной истории Нового
(~ 1700
- 1917 гг.) и Новейшего времени (~ 1918 - 1991 гг.). Наиболее уникальные
и крупные промышленные аварии (КПА) выступали предвестниками нарождавшегося постиндустриализма
(~ с 1991 г.). Колыбель
промаварий – горнорудная добыча прединдустриальной эпохи – перенесла КПА в
углепром времен классического индустриализма – «цивилизации угля и железа». Всплеск
поздних КПА зафиксирован в 1970‑80‑х гг. в химической и нефтехимической
промышленности, энергетике и нефтегазодобыче.
Новая
угроза КПА времен развитого индустриализма не только в чувствительных масштабах абсолютных
ущербов, но и в острой несоразмерности промышленных угроз с их восприятием
массовым сознанием – от технофобий до социальных апатий. Традиционные индикаторы аварийности и травматизма (число аварий и несчастных
случаев на объем производства, число рискующих) для прогнозирования и
предупреждения КПА стали малопоказательны.
КПА сигнализировали о соприкосновении с пределом современного
индустриального развития (или деградации) и фактически стали вызовом
механицистским постулатам классического индустриализма (безсвязность-обратимость-экспансия),
которые подспудно питали промышленные революции и научно-технический прогресс в
XVIII‑XX вв.
Индустриальное производство не исчезает в постиндустриальном
обществе, как в свое время не исчезла аграрная культура в индустриализме.
Название «постиндустриализм» лишь указывает на новую стадию жизнеустройства классической
«цивилизации угля и железа», но ничего не говорит о принципах и векторе
дальнейшего существования замещаемой индустриальной культуры. Характер наметившихся
постиндустриальных переходов отчетливо прослеживается на исторических примерах
крупных углепромышленных аварий в промышленно развитых странах, в первую
очередь в угледобывающих США, России и Китая.
Китай находится в фазе классической индустриализации, а
происходящие угольные аварии осаживают небывалую стремительность добычи. Так, углепром
Китайской Народной Республики за последние 60 лет суммарно подземно добыл угля уже
больше, чем США за всю свою более чем 180-летнюю угольную историю (~ 48,5 и 42,3
млрд. т), а абсолютное число жертв во всех известных угольных катастрофах
(с гибелью более 100 чел.) в Китае пока меньше, чем в США (3957 и 4159
чел. соответственно).
Основную часть КПА американский углепром получил в период своей
индустриализации (~1860‑1930 гг.) С 1980-х явно наметилось расставание с кризисным
подпорченным индустриализмом и переход в гипериндустриализм, когда промышленный
рост не только продолжается, но и усиливается за счет масштабной
реализации
анклавно-периферийной модели развития современного капитализма (модель Валлерстайна)
В стадии гипериндустриализма опасности
КПА экспортируются из высокоразвитых стран в услужливую периферию
«развивающихся» регионов. Большинство промышленно высокоразвитых стран прекратили
собственную опасную, как правило подземную, угледобычу, переключились на импорт
угля и на другие энергоисточники (напр., Япония, Германия, Великобритания, Франция,
Бельгия и др.).
Современная Россия последние 20 лет реализует специфическую форму
перехода индустриальной страны в постиндустриализм, посредством
деиндустриализации.
Рост
удельного числа и тяжести КПА, даже по сравнению со временами застойного
советского индустриализма – сигнал о беспромышленной опасности для нашей страны. В пределе КПА замедляют и пресекают промышленную
деятельность, ведут к угасанию сначала технической культуры, а с ней и всего
самобытного жизнеустроения (бывшей) индустриальной страны.
По иному у нас встает и
проблема предупреждения КПА – ни западные гипериндустриальные, ни индустриальные
прокитайские рецепты для деиндустриализирующейся страны не подходят. Любые
аварии помимо трагического опыта генерируют новые знания – на изломе аварий
проступает устройство российских промышленных технико-социальных систем. Сегодня
нужен синтез научных и практических знаний для выработки адекватных способов
предупреждения аварий в деиндустриализованной, морально, физически и кадрово
изношенной промтехносфере.
"Стихийную" тенденцию
на спасение от бедствий необходимо замещать «технико-информационным» пресечением
постиндустриальных КПА
. Предупреждать придется как собственно техногенные
опасности таких аварий, так и информационное нагнетание массовых страхов перед угрозами
«новой индустриализации».
Riskprom.ru, январь 2011 См. полный текст. в PDF здесь>>
Источник: http://safety.moy.su/_ld/2/256___2011_001_.pdf |