Необходимость использования
международного стандарта ИСО 9001 опробована экономиками развитых стран. На
алтарь этого почтенного документа, кодекса качества промышленные предприятия,
футбольные команды и культовые организации, и даже целые населенные пункты
приносят в жертву лучших специалистов, отвлекая силы от технологии и назначая
их на должность экспертов и аудиторов систем менеджмента качества (СМК). И в
России рамки с надписями «ISO 900х» как мухи облепили офисные стены. Но 15-летний
опыт внедрения международной СМК в России к промышленному расцвету не привел.
По официальным статистическим данным объем производства промышленной продукции
в РФ после двукратного провала 90-х сегодня лишь подтягивается к уровню РСФСР конца
80-х годов прошлого века. Да и сам темп промышленного оживления мало отличается
от «ускорения времен застоя». Эмпирический факт неумалим: работавшая в РСФСР с
1971 г. Единая система аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП)
обеспечивала устойчивый рост российской промышленности, а СМК на основе международных
стандартов серии ИСО 9000 оправдывала в РФ дейндустриализацию.
14 сентября
2010 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в вступительном слове на конференции партии
«Единая Россия» прямо заявил: «деиндустриализация России - это абсолютно
тупиковый путь. И дело тут не в амбициях и не в разговорах о национальном
престиже, а в абсолютно здравом, прагматичном расчёте».
Теперь
промышленникам придется повышать качество и количество отечественной продукции с
«прагматичным расчетом» из ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
В первых
строках этого документа записано, что: «На разработку и внедрение систем
менеджмента качества (СМК) организации влияют… внешняя среда, изменения или
риски, связанные с этой средой…». Как же учтено это влияние в принятом в России
национальным вариантом ИСО 9001 - стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2008? Как учтен
наш выраженный сырьевой уклон экономики, повышенный уровень монополизации, и
вытекающий отсюда факт упрощенной системы управления по сравнению с той, на
которую опирается конкурентная экономика? Как учтен российский лоббизм,
противодействующий конкуренции? Фактически никак. Хотя ясно, что в наших
условиях необходимо было предусмотреть, по меньшей мере, более четкую опору на
измерения и испытания, на другие методы и инструменты эффективного контроля. Вместо
этого в стандарте записано полуанекдотическое требование «осуществлять
мониторинг, измерение, там где это возможно» (п. 4.1е). Очевидно, что измерять
следует не там, где возможно, а там, где нужно для принятия управленческих
решений. Российская версия ИСО 9001 в целом явно неудовлетворительно для России
выражает «метрическое лицо» СМК, невыгодно отличающее эту систему, например, от
«шести сигм».
Разработанная
для стран с развитой рыночной экономикой, с соответствующей корпоративной
культурой и тонким подходом к менеджменту, подобная система непригодна для
сырьевой экономики с упрощенным менеджментом. Вот, например, читаем в ГОСТ Р
ИСО 9001, что он «устанавливает требования к СМК в тех случаях, когда
организация …нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять
продукцию, отвечающую требованиям потребителей…» (п. 1.1). И какой же предприниматель
в этой демонстрации не нуждается? Может быть, в ней не нуждаются поставщики
контрафактной и фальсифицированной продукции, которой завален российский рынок?
«Демонстрация способности» и качество реальной продукции – вовсе не одно и то
же, особенно при модернизации экономики, и реформе технического
законодательства. Здесь СМК и качество продукции начинают жить своими независимыми
жизнями, линии которых не сходятся. А задачу сведения этих двух линий вместе
упомянутый ГОСТ Р не решает. Поэтому бесчисленные жрецы от ГОСТ Р ИСО 9001 за
легкие деньги и обещают нам город солнца.
Этот стандарт вообще
загадочен для отечественного промышленника, привыкшего к техническим
стандартам, устанавливающим требования понятным русским языком. Почему, например,
«документы СМК должны быть управляемыми» (п. 4.2.3 стандарта), а не учтенными
или почему требования должны «формулироваться» (п. 7.2.2б), а не
устанавливаться? Что это за «обеспечение наличия» (пп. 4.2.3, 5.1 и др.),
«обеспечение сохранения», «оценивание способности результатов» (п. 7.3.4а)? С
какой целью надо было очевидные правила заменять такими загадками, например:
«Персонал, выполняющий работу, влияющую на соответствие продукции требованиям (каким?), должен быть компетентным на
основе полученного образования (почему «на
основе», а не благодаря?)…» п. 6.2.1? При том, что, как далее оказывается, имеется
в виду «персонал, выполняющий любую работу в рамках СМК»?
Недопустимы в
стандарте, тем более, стандарте основополагающем, такие невнятные обороты, как «менеджмент
конфигурации» для… «поддержания идентификации» (п. 7.5.3) или несуразности типа
«сохранение соответствия продукции должно включать в себя …
погрузо-разгрузочные работы» (п.7.5.5), а «измерение работы СМК» - осуществляться
путем «мониторинга информации» (п. 8.2.1). И почему авторы (переводчики
стандарта) решили, что «критерии приемки продукции» (п. 7.3.3) устанавливают «выходные
данные проектирования», а не потребитель?
Вряд ли подобное
произведение, именуемое «стандарт», послужит «результативности СМК» (п. 8.4),
«устранению причин потенциальных несоответствий» и «потенциальных проблем» (п.
8.5.3). Тем более, что нужно хорошо постараться, чтобы понять, как проблемы и
несоответствия оказываются «потенциальными».
Дано известно,
что стандарт – это образец для подражания, эталон для сопоставления с ним
других подобных объектов. Даже в узком смысле технического регулирования это - документ,
в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и
характеристики процессов производства, выполнения работ или оказания услуг.
Не подпадает
под такие определения ГОСТ Р ИСО 9001. Его пафос неизбежно конвертируется в
имитацию СМК и далее – в пародию на сертификацию. Упраздняются обязательные
требования реальных и необходимых технических стандартов, пополняется каталог
трагедий на фоне признаний и похвал этого «псевдостандарта» (МОС №10, 2009, Трагедии
в сертифицированных компаниях).
ГОСТ Р ИСО
9001 наглядно отражает состояние дел в отечественной стандартизации (теперь ее
стыдливо называют техническим регулированием в РФ). По определению Международной организации ISO «стандартизация
— установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в
определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в
частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении
функциональных условий и требований техники безопасности». Вроде бы и стороны
заинтересованные у нас имеются (обычно говорят о бизнесе, государстве, обществе
и СМИ) и калейдоскопические цели деятельности озвучиваются (ускорение,
перестройка, разгосударствление, либерализация, рынок, инвестиции,
модернизация), а результат «упорядочивания» один и тот же – невиданный в
истории индустриальных стран упорядоченный регресс культуры производства и
быта. И нет в этом процессе ни экономии, ни безопасности. Техническое
регулирование попало в историческую ловушку: российский объект стандартизации
уже не может жить советским гостам, а по западным лекалам он лишь безнадежно
деградирует. Заграница нам поможет? Увы, о нашем постсоветском настоящем в
рыночных учебниках не пишут. Ответ придется искать самим. Достаточно прочитать ГОСТ
Р ИСО 9001, чтобы признаться, что пока у России нет ответа на вызов времени.
Примитивная механистическая имитация у передовых чужеземцев – болезненный симптом
провалов рационального сознания и здравого смысла. Лечить придется и ГОСТ Р ИСО
9001.
См. в PDF: Гражданкин А.И. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - имитация качества. - Методы оценки соответствия» № 11. - 2010 г. - с.20-22
Источник: http://safety.moy.su/_ld/2/230_Grajdankin.pdf |