Индустриальные социотехнические (например, ОПО) системы ведут энергомассобменные процессы и получают новую ценную промышленную продукцию для внутреннего потребления и для обмена вовне. Эти энергомассобменные процессы не совершенны (даже у идеальной тепловой машины Карно есть и топка и труба) и требуют постоянного наблюдения, обслуживания, надзора.
Наиболее изучены и известны сбои производственных энергомассообменных процессов, происходящие в форме промышленных аварий (информационные потоки тоже важны для выпуска и распределения продукции, но для упрощения будем считать их стабильными). Отложим в сторону организационно-технические причины аварий на опасных производственных объектах и заострим только энергетическую составляющую.
В первом грубом приближении можно считать, если энергии обращается больше, то и потенциал промышленных аварий возрастает (при прочих примерно равных условиях – например, в РФ по сравнению с РСФСР промышленность «качественно» не изменилась, но съежилась «количественно»).
На рис.1 представлена динамика изменения доли основных добываемых в России минеральных топливно-энергетических полезных ископаемых, остающихся на потребление в нашей стране (включая потери, запасы и проч., - из поступления вычтен только экспорт).
Энергообеспечение российской нефтью и каменным углем для РФ уменьшилось, а для Запада - увеличилось. В советские времена россияне потребляли до 70% добытой нефти, а теперь более 70% отправляется на экспорт. В РСФСР своего угля не хватало, даже получали из союзных республик (Казахстан и Украина), - теперь же добываем меньше (по добыче угля откатили на уровень середины 1960-х), и еще почти 40% добытого рынком угля продаем - обеспечиваем энергетическую безопасность (кого?). С газом - стабильность. Прожигаем газовую жизнь как немногие евробогачи.
Как там еще внутри достающиеся РФ минеральные энергоресурсы потребляется - не рассматриваем, - значителен и вторичный передел в экспортные энергопродукты (удобрения, металлы, мазут и проч. - все, чем славится РФ - подробнее:
Не забываем, что на рис.1 - доля от добычи, а сама добыча в годы реформ для нефти и угля "просела", а для газа - "стагнировала" (рис.2).
Рис. 2. Добыча угля нефти и газа в РСФСР и РФ (по официальным данным ЦСУ РСФСР и Росстата)
Видно, что в хозяйство и промышленность РФ с каждым годом вливается существенно меньше «исходной» энергии, поэтому априори и промышленных аварий должно быть меньше, что и наблюдается – см. о Фоновом риске промышленных аварий здесь>>.
Хотя энергии в целом стало поступать меньше (и вал аварийности и травматизма все понижается), но перераспределение информационных и масс-энергетических потоков внутри отечественной индустрии изменилось – и не в лучшую сторону – об этом свидетельствуют сигналы крупных промышленных аварий - КПА, которых в таких количествах и масштабности в РСФСР не было (о КПА см. здесь>>).
Понизить энергопотенциал – еще не сделать безопасность (см. подробнее на рискпром.рф, как управляют этим энергосырьевым советским потенциалом новые эрефяне - эффективные менеджеры).
Для современного этапа российской деиндустриализации и выхода из нее, в РФ старые знания о безопасности из периоде промышленного расцвета РСФСР уже не вполне подходят – средняя аварийность падает ("все хорошо, прекрасная маркиза"), а угрозы КПА растут ("голову в песок"). Реформа техрегулирования породила системный кризис в обеспечении безопасности в РФ .
В ответ реформаторы несут на блюдечке западные обложечные директивы (нарасхват не пошло как то). Не подлежит сомнению, что евронормы точно "хорошие и правильные" - наше (предпринимательское) все. Уж если заграница нам не поможет, то проблема, дескать, не в евронормах, а в самой "нехорошей и неправильной" РФ - тогда точно крышка этой «немытой России», как крышка "этой" СШГЭС.
Посмотрим на конкретном примере, каких "структурных реформ" требуют революционеры перестроек.
Б) энергопотенциал взрывоопасности
Для опасных производственных объектов (ОПО) в России уже несколько десятилетий действуют и периодически актуализируются «Общие правила взрывобезопасности…» (далее - ОПВБ).
Ключевой стержень ОПВБ - 1) разделение ОПО на "замкнутые" блоки, 2) последующая классификация блоков по энергопотенциалу взрывоопасности, 3) установление требований безопасности в зависимости от "класса опасности" блока. Т.е. действующими правилами устанавливаются одинаковые требования безопасности не для всего ОПО, а поблочно - в зависимости от энергопотенциала взрывоопасности блока.
Инвесторы руками прогрессистов предлагают эту схему реформировать (а фактически сломать не предложив ничего взамен). Как это делается, какие доводы и контрдоводы приводятся - рассмотрим на примере предложений предпринимателей по внесению изменений в действующие ОПВБ.
См. полностью и далее здесь: Реформа Энергопотенциала взрывоопасности блока опасного производственного объекта>>