Что ожидает сферу Промышленной безопасности в будущем. Какие просторы и бездны откроются Ростехнадзору за горизонтом утекающего настоящего - прекрасные, опасные, туманные ... какие?
Если образ будущего не описан и не воспринят, то, как говорят, нет и будущего. Нет своего будущего. А будет реализовываться что-то в фарватере чужих (и даже чуждых) планов на будущее.
Об истории Ростехнадзора написано много - образ его прошлого есть и динамично развивается.
"Есть только миг между прошлым и будущим..." О настоящем тоже явно или неявно представления имеются (А зачем сегодня нужен Ростехнадзор?).
А вот о будущем Ростехнадзора (шире - промышленной безопасности) говорят очень мало. Чтобы оно оказалось состоятельным срочно нужно начинать обсуждение уже сегодня. Особенно это важно для нашего подрастающего поколения, только вступающего в опасное производственное настоящее. Все трудности, заметаемые сегодня под ковер современниками - вылезут шипами "непонятных" угроз уже завтра. Если в настоящем петь только песни и славить былые достижения и победы, то прекрасное далеко будет жестоко. Очень жестоко.
* * *
Износ основных фондов в промышленности – одна из основных причин возникновения аварий на российских опасных производственных объектах. Вместе с тем, в последние десятилетия все более возрастает масштабная угроза возникновения крупных промышленных аварий. Последовательные попытки кардинально изменить здесь ситуацию преимущественно рыночными механизмами (приватизация и реструктуризация, повышение конкурентоспособности и улучшение инвестиционного климата, техническое регулирование и страхование, саморегулирование, ожидание прямых иностранных инвестиций и проч.) не привели к существенным общепризнанным положительным качественным изменениям (и по эффективности, и по безопасности) для подавляющего большинства опасных производств российской промышленности.
Отдельные положительные примеры не стали локомотивами модернизации даже в экспорт-ориентированных отраслях промышленности. Скорее наоборот, обновление и повышение безопасности в анклавах технологической реконструкции происходит за счет архаизации и увеличения опасностей периферийного окружения смежников.
Заканчиваются ресурсы промышленного роста последнего десятилетия, который был обусловлен экстенсивной загрузкой производственных мощностей, омертвленных после двукратного спада в начале 1990-х. В непростые для промышленников России годы рыночных трансформаций в целом удалось предотвратить неудержимый каскад промышленных аварий, о котором предупреждали многие эксперты в начале реформ.
Иными словами, «темная и неприятная сторона» промышленного производства (аварийность и травматизм) была во многом подавлена быстро созданными «вопреки реформам» структурами обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах (во многом сохранены действенные структуры государственного контроля и надзора; с потерями, но адаптировалась к реформам система опытных знаний экспертного и научно-технического сообщества). Сфера промышленной безопасности стала оберегающей оболочкой российского производства, не только от проявления аварийности и травматизма, но и от последствий неэффективных реформ. К сожалению, защитные ресурсы промышленной безопасности истощаются при значительном износе основных фондов – базиса безопасного производства.
Поскольку в реформы не воспроизводятся традиционные механизмы обновления основных фондов (планирование амортизационных отчислений и капвложений), а рыночные механизмы не работают («свободные» инвестиции не идут в наиболее изношенные отрасли), то система обеспечения промышленной безопасности должна начать активно стимулировать обновление основных фондов опасных производств, а не быть их пассивным заложником (как, например, в советские времена). В противном случае, на определенном этапе наступления достаточно высокого износа основных фондов защитная оболочка промышленной безопасности будет отброшена по нецелесообразности (высокая цена защиты и низкая эффективность; пока это не так).
Свободная рыночная модернизация российской промышленности оказалась несостоятельной трансформацией и во многом разрушительной реструктуризацией без декларировавшегося качественного обновления, экономического чуда не случилось, процветание не предвидится. Созданный инвестиционный климат вытесняет индустриальную Россию на периферию постиндустриального обслуживания энергетической безопасности западных потребителей.
Нетривиальным и альтернативным выходом для российской промышленности на траекторию суверенного постиндустриального развития должна стать не вялая и догоняющая рынок, «неизбежная» и неконкурентоспособная вестернизация, а опережающая и безопасная технологическая модернизация российской промышленности. Ее базис – система опасных производственных объектов, пока еще относительно безопасных. За годы реформ эта система во многом утратила былую технологическую целостность и несет существенные скрытые потери (в том числе в инвестициях, в основных фондах и в кадрах) от утрачивания статуса высокоразвитого, масштабного и безопасного промышленного производства.
В ходе грядущей реиндустриализации неизбежно встанут новые проблемы обеспечения промышленной безопасности ОПО. От их упреждающего решения во многом зависит успешность технологического перевооружения и нового российского промышленного строительства – ведь любая крупная промышленная авария может надолго заморозить этот процесс (наглядный и известный пример здесь - волны подъемов и спадов в опасном становлении безопасном развитии ядерной энергетики).
С другой стороны, адаптировавшиеся к резкой технологической реструктуризации, и обстрелянные в административных реформах государственные, производственные и общественные институты, структуры и системы обеспечения промышленной безопасности могут и должны стать той российской матрицей, на которой вполне возможно построение новой постиндустриальной и безопасной российской промышленности.
Первым этапом на этом пути должна стать обоснованная и осознанная стратегия масштабного обновления основных фондов опасных производственных объектов, реализуемая посредством постепенного свертывания злокачественных квазирыночных программ типа «даешь эффектную свободу безответственному предпринимателю», и исполнения конструктивных планов безопасного (и как следствие эффективного) обновления основных фондов опасных производств ответственными российскими промышленниками. Такие планы в постиндустриальном обществе уже не могут быть всецело директивными, они должны использовать принципы т.н. «мягкой силы» (в основном для предпринимателей), которая для сферы обеспечения промышленной безопасности больше известна как специальная технико-социальная технология «управление риском».
Кратко вектор концепции будущего промышленной безопасности может быть сформулирован так: от опасной вестернизации к безопасной технологической модернизации с риск-ориентированным надзором.
В этом контексте Ростехнадзор должен (как и его предшественники в царской России, «которую мы потеряли») стать целеустанавливающим надзорным органом, ответственным за безопасную и эффективную технологическую модернизацию опасных производственных объектов, на первом этапе особенно на чрезвычайно высоко опасных и высоко опасных (ОПО 1-го и 2-го класса опасности).
Нет готовых и тривиальных рецептов по выходу из создавшегося положения, угрожающего потере обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Необходимо исследовать текущее состояние и основные причины "вчерашне-сегодняшней" проблемной ситуации (деградация основных фондов и угроза крупных промышленных аварий на ОПО), описать образ желаемого будущего и определить возможные по ресурсам пути его достижения. Такую посильную работу должны вести все специалисты-современники. Иначе "прекрасное далеко" станет "близкое жестоко". |