Крупные промышленные
аварии последних лет (Ульяновская-2007, Саяно‑Шушенская-2009, Распадская-2010)
настойчиво посылают России грозные сигналы опасности. Распознать их у нас все
чаще и нечем, и некому. Порча инструментов рефлексии быстро топит бесценный
трагический опыт в информационном шуме до очередного всплеска от следующей
«непонятной» аварии. Ослабленное государство, зачаточный бизнес и привойное среднеклассное
общество не предлагают жизнеспособного ответа на вызревшие техногенные угрозы
из промышленной части техносферы. В статье «Имитационная
модернизация: от безопасности к "рискам"»,
на примере обеспечения промышленной безопасности, кратко обозначено текущее состояние
утрат и перспективы регресса отечественной технической культуры. Под флагами
ускорения, деиндустриализации, инновации и модернизации осуществляется
анклавно-периферийное расщепление техносферы и общества. Погибельный пот страха перед
образами крови аварий заливает
трудовой пот их предупреждения. Рано или поздно тяжесть техногенных потерь
придется взвалить на свои плечи большинству обитателей постсоветских
техноландшафтов. По этическим и экономическим причинам нам вряд ли удастся сбросить
свои производственные издержки обеспечения безопасности на страны третьего
мира. Второй мир порушен, а в первом мест нет. Постпассажиры второго вагона
обреченно бегут по платформе, провожая счастливчиков из первого класса.
Ознакомившись
со статьей «Имитационная
модернизация: от безопасности к "рискам"», редакция массового
всеукраинского научно-практического журнала «Промислова Безпека», задает важный
вопрос от имени своих читателей: «Что же делать, какая альтернатива модернизации, если на
Российском примере она всего лишь "вестернизация"?»[Всего было задано четыре
вопроса. См. развернутые ответы здесь >>].
Совместный поиск ответа жизненно
важен для сбережения рассыпающегося настоящего и собирания будущего безопасной промышленности
на просторах евразийской технической культуры – в первую очередь в индустриальных
Украине, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и России.
На культурном спаде
цивилизация обеспечивает безопасность своих техноландшафтов сбережением
доставшихся технико-социальных систем. Из кризиса так не выйдешь, зато не
скатишься в коллапс. В фазе культурного подъема одним сбережением не обойтись.
Развитие сопряжено с опасностями подвижек. Понадобится совсем другая программа
– безопасного созидания технико-социальных систем без тоталитарной конкуренции.
Тогда безопасно рискуют настоящим ради будущего. С жизнестойким образом
будущего еще необходимо определиться. Опираться все равно придется на большие
технико-социальные системы. Глупо рисковать ими ради шампанского. Но рисковать
будущим ради «шампанского» настоящего – болезненный припадок неоварварского
европейничания. Любые аварии и их предвестники генерируют новое знание – им и
заполнять шипучую пустоту настоящего.
Сегодня стал доступен для
обсуждения и плодотворного анализа обширный опыт жесткой аварийной адаптации больших
отечественных производственных технико-социальных систем*,
попавших в необычное «рыночное» окружение. Бытующее преклонение перед конкуренцией
на глазах ведет к утратам безопасноспособности**.
________________________ *) К таким системам и
подсистемам опасных производств (промтехносфера) относят промышленность,
транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, агропром, леспром,
связь и др. В наиболее опасной части промышленности обычно выделяют
электроэнергетику, топливную промышленность (нефтегазодобычу и
нефтегазопереработку, угольную и сланцевую промышленность), горнодобывающую
промышленность, черную и цветную металлургию, химическую и нефтехимическую
промышленность, машиностроение и металлообработку, и др.
**) В широком смысле под
безопасностью в промтехносфере понимают способность производственных
технико-социальных систем устойчиво и целенаправленно функционировать в
условиях внутренних и внешних опасностей и угроз. Акцентируя опасность на
аварийности и травматизме, говорят о промышленной безопасности и охране труда
(включающей технику безопасности, производственную санитарию,
электробезопасность, противопожарные мероприятия и др.).
Сколько еще продержится
под напором вестернизации наполовину изношенная отечественная промтехносфера –
вопрос гипотез. Видимо пока пена надвигающегося вала техногенных происшествий
не пощекочет сверкающие пятки удирающего «поконкурировать» в Европу бизнеса.
Эксперты давно предрекали нам технологический крах, а его все нет – прочность
советского «технолома» была сильно недооценена в момент видимого краха СССР.
Упущено два десятилетия – одни верили в невидимую руку рынка, другие в
обуздание ее твердой рукой государства. Пока рука руку моет, пята хаоса
«абсолютной свободы» раздавила прежние границы безопасного существования
отечественной промтехносферы.
«Непонятные» крупные
аварии кровью чертят новый опасный рубеж отступления для нашей технической
культуры. Без трудового пота нам не вернуться на безопасные высоты.
Пространство доступных
безопасных состояний отечественной промтехносферы резко сжимается.
Капитулировавшие «избранные» не могут и не хотят коленопреклоненно копать
спасительный для них модерн-тоннель вестернизации – одни жгут сигнальные костры
для евродесанта, другие машут белым флагом для евроэвакуации. Исторический опыт
оставляет тщетную надежду, что «заграница нам поможет». Помогут нам собственные
знания и силы, направляющие кропотливый труд на устроение безопасной жизни
соотечественников на географических, исторических и духовных просторах
евразийских земель.
Запад, как единственный
автор, исполнитель и запевала песни о (своей) Свободе, доминирует и на
сцене, и в зале. Повторяя припевы в хоре мальчиков, новым РФ и Украине долго
там не удержаться. Трагикомедия «свобода или тоталитаризм» годится лишь для
спектакля. Еще есть шанс улизнуть в антракте из «ловушки свободы», – пускай пропадут
билеты, а не наше будущее.
Жизнь – не спектакль,
ставит Последние вопросы. Вопросы для всех. Запад ответил Свободой, многого
достиг, и зашел в тупик.
Представления о западной Свободе сформировалась
при господстве механистической картины мира с атомистическими представлениями о
человеке, уверенностью в обратимости фундаментальных процессов и идеей
бесконечности. Порожденная западной культурой Свобода имеет весьма специфичные,
механицистские постулаты (безсвязность-обратимость-экспансия-прогресс):
1. Человек-атом (индивид) освобождается от структур
культуры. Традиции, моральные нормы и табу заменяются ощущением свободы.
Свобода индивида уподобляется свободе червяка***.
________________________ ***)
«Функцией всех структур
является сохранение формы и создание опоры, что, очевидно, требует пожертвовать
определенной долей свободы... Червяк может согнуть свое тело где пожелает, в то
время как мы сгибаем его только в сочленениях. Но мы можем выпрямиться, встав
на ноги, а червяк не может» [Конрад Лоренц, 1988] 2. Свободна обратимая механическая
цикличность. Свободен мир рынка,
поскольку все обратимо: деньги‑товар‑деньги. Встречающиеся негативы необратимых
последствий – досадное отсутствие проявителя и печати Свободы. Необратимо
зависший компьютер жизни всегда можно перезагрузить. Необратимость со Свободой не совместима.
3. Экспансия – ключевой механизм Свободы: от географических открытий, экономической
и культурной глобализации, до выхода в космос и проникновение в атом. Свобода
не знает предела, все границы
преодолимы.
4. Прогресс – самодвижущаяся машина Свободы, на которой индивид лихо
объезжает аномалии необратимости и преодолевает видимые преграды. Для ощущения
безграничности прогресса в миропредставлении индивида сам он выведен за пределы
Природы, противостит ей, побеждет ее, познает и извлекает из нее нужные
ресурсы. Непрогрессивный, связный, несвободный человек – часть дикой Природы.
«Абсолютная свобода», как
бессвязная беспредельная возвратность, порождает безответственность с опасностями
разрушения культурных скрепов, игнорирования необратимостей и приближения к
гибельным неодолимым пределам.
Исторической России
придется давать свой ответ на угрозу «абсолютной свободы». В первом приближении
наш ответ и для атомизированных индивидов и для соборных людей, ответ для Всех
– Безопасность. Всеохватность опасностей и угроз объединяет жизнь людей общим
делом насущного противостояния и конструирования Безопасного будущего. Сегодня у
Всех на повестке дня вопрос о смертельной опасности.
В эпоху агрессивного
модерна спичку для взрыва «абсолютной свободы» гремучего газа индивидов притушил
Советский человек – человек традиционного культурно-исторического типа,
адаптировавшийся в модерне (неокрестьянин в индустриализме). Во время детской
болезни роста Советский человек получил прививку неослабленного вируса
«абсолютной свободы», индивидом не стал, но оказался парализован.
Без надзора ответственности
начат переход из модерна в постмодерн, копится критическая масса
индивидов для распада
в дивиды. Грядет ядерный взрыв «абсолютной свободы» индивида. Срочно
нужен новый Ответственный, направляющий постМодерн в постПросвещение.
Потребуется проникновение и адаптация в постмодерне Человека
традиционного
типа (неорабочий в постиндустриализме). Его цель – обуздать энергию
бомбы Свободы
индивидов и создать из нее Безопасный реактор с загрузкой твэлов
Разнообразия.
Ноябрь 2010
Источник: http://safety.moy.su/TemaKtlg/BZD/SafetyModernFreedom.pdf |