Главная » 2012»Август»15 » Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Промышленная безопасность и грузооборот.
Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Промышленная безопасность и грузооборот.
09:50
РискПром.рф продолжает следить за промышленными опасностями на магистральных трубопроводах. В разделе Фоновый риск промышленных аварий
приведены актуальные оценки риска гибели людей при авариях на магистральном
трубопроводном транспорте, а динамика аварийности на российских
магистральных нефтепроводах выглядит так (использованы официальные
данные Ростехнадзора):
На сайте РискПром.рф наиболее популярны материалы об анализе опасностей промышленных аварий на магистральных нефтегазопроводах, например:
К этим материалам и сведениям о промышленных опасностях на магистральном трубопроводном транспорте полезно добавить данные о грузообороте, перекачке и протяженности российских нефте(продукто)проводов (использованы официальные данные Росстата):
Грузооборот
магистрального трубопроводного транспорта (нефте и нефтепродуктопроводного) в
РСФСР и РФ,млрд. тонно-км
Протяженность
(тыс. км) и перекачка (млн. т) магистральным трубопроводным транспортом (нефте
и нефтепродуктопроводным) в РСФСР и РФ
Как известно степень обеспечения промышленной безопасности в российском магистральном трубопроводном транспорте гораздо выше среднего уровня относительно других отраслей промышленности РФ.
Магистральный трубопроводный транспорт (МТТ) - важнейшее стратегическое звено экспортной цепочки отправок российских энергоносителей за рубеж. За МТТ следят внутри и вне новой России. Крупные промышленные аварии на МТТ все же случаются (например недавно одна из последних, как установила официальная комиссия, произошла из-за досадного "обстоятельства непреодолимой силы малоизученного природного явления - грозовой разряд" - см. об этом на РискПром.рф здесь>>, здесь>> и здесь>>). Но "протрубные" СМИ быстро топят аварийные сообщения вокруг МТТ в информационном шуме -и правильно делают, иначе "дело труба" грозит всей РФ.
В 1990-е годы деиндустриализации РФ магистральный трубопроводный транспорт пострадал не так сильно, как в целом отечественные промышленность, транспорт и энергетика. Возьмем магистральные нефте(продукто)проводы - МН. Как значительный транспорт создан в советские 1970-80 годы. Хотя грузооборот на МН к середине 1990-х ополовинился, на сегодняшний день удалось его восстановить на уровне начала 1980-х. (см. график выше) С точки зрения потенциала промышленных опасностей ситуация в отечественном магистральном нефтепроводном транспорте улучшилась - при застывшей в новой РФ протяженности нефтепроводов, объемы перекачки сначали упали вдвое в конце 1990-х, а затем постепенно выросли до уровня конца 1970-х. Грузооборот восстанавливался быстрее за счет увеличения средних расстояний перекачки - платежеспособные потребители далековато обосновались. Труба работает как часы, да и аварии не сильно беспокоят (вскрики ангажированных СМИ вяловаты, транспорт не так трогают как добычу >>). Все же следят в РФ за угрозой крупных промышленных аварий на МТТ, - в отличие от других отраслей сохранены научные институты, достигнуты значительные научные и практические результаты по внутритрубной диагностике мирового уровня.
Развиваются и методические подходы анализа опасностей и оценки риска аварий на МТТ.
В 2010-2011 гг. ЗАО «Научно-технический центр
исследований проблем промышленной безопасности» (ЗАО НТЦ ПБ) и ООО «Научно-исследовательский
институт транспорта нефти и нефтепродуктов» (ООО «НИИ ТНН») выполняли совместные
работы по актуализации Методического руководства по оценке степени риска аварий
на магистральных нефтепроводах /1999 г./. Указанный документ широко применялся при декларировании
промышленной безопасности и оценки риска для обоснования проектных решений по
безопасности опасных производственных объектов магистрального трубопроводного
транспорта /см подробнее здесь >>/. Новый актуализированный РД-13.020.00-КНТ-148-11
Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных
нефтепроводах и нефтепродуктопроводах (МР) распространяется
на:
- разработку
деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов
магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов организации системы
«Транснефть», ОАО «АК «Транснефть» (далее – МН), в том числе линейной
части, насосных станций, резервуарных парков, перевалочных нефтебаз и терминалов;
- разработку
специальных технических условий на проектирование и строительство МН;
- оценку
соответствия условий эксплуатации МН требованиям промышленной безопасности;
- разработку
планов по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- обоснование
условий страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за
причинение вреда в результате аварии на МН;
- иные
работы, связанные с определением степени опасности и проведением количественной
и балльной оценки риска аварий с выбросом нефти и нефтепродуктов на МН.
Основные нормативные положения учитывают практический опыт
декларирования промышленной безопасности, анализа риска и положения РД
03-418-01, РД-03-14-2005, РД 03-357-00 и известных специальных документов в области анализа
риска аварий магистральных трубопроводов:
Pipeline Risk Management. Manual Ideas,
Techniques, and Resources. Third Edition, W. Kent Muhlbauer. Gulf Professional
Publishing, 2004.
СТО
Газпром 2-2.3-351-2009. Методические указания по проведению анализа риска для
опасных производственных объектов газотранспортных предприятий
ОАО «ГАЗПРОМ». ООО «Газпром ВНИИГАЗ» (утв. распоряжением № 83 ОАО «Газпром»
от 30.03.2009, введен в действие 30.12.2009)
Актуализированное
методическое руководство на практике помогает реализовать для МН положения одобренной Президиумом
Правительства РФ 28 июля 2011 года «Концепции совершенствования государственной
политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости
стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года».
Руководящим принципом Концепции обозначен риск-ориентированный подход к обеспечению безопасной
эксплуатации опасных производственных объектов. Расчет показатели и оценка степени риска аварии на ЛЧ МН (участках) и
площадочных объектах (составляющих) МН используются в МР для обоснования
приоритетов в мероприятиях по оптимальному обеспечению безопасного
функционирования МН в условиях возможного возникновения опасностей
промышленных аварий. Другими словами МР позволяет оптимизировать затраты и
результаты по предупреждению аварий, а значит помогает сохранить и упрочнить
достигнутый высокий уровень промышленной безопасности на российских МН. Есть еще чему поучиться в обеспечении промышленной безопасности у российских магистральных трубопроводчиков.