Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Разделы новостей

Последние публикации [89]
Извещения о проектах публикаций и опубликованных статьях
Семинары НТЦ ПБ [35]
Научный семинар "Промышленная безопасность" (дважды в год - в мае и ноябре) Тематический семинар "Об опыте декларирования" (ежегодно осенью)
Новое на сайте [189]
Информация о последних материалах на нашем сайте
Архив [71]
материалов и публикаций на сайте

Наш опрос

Опыт крупных промышленных аварии в РФ (СШГЭС-09, Распадская-10, Кольская-11, Воркутинская-13)
Всего ответов: 308
Главная » 2012 » Август » 15 » Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Промышленная безопасность и грузооборот.
Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Промышленная безопасность и грузооборот.
09:50
РискПром.рф продолжает следить за промышленными опасностями на магистральных трубопроводах. В разделе Фоновый риск промышленных аварий приведены актуальные оценки риска гибели людей при авариях на магистральном трубопроводном транспорте, а динамика аварийности на российских магистральных нефтепроводах выглядит так (использованы официальные данные Ростехнадзора):


На сайте РискПром.рф наиболее популярны материалы об анализе опасностей промышленных аварий на магистральных нефтегазопроводах, например:

Анализ риска аварий на магистральных нефтепроводах: обоснование проектных решений

Аварийность на морских трубопроводах

Анализ риска аварий на опасных производственных объектах трубопроводного транспорта, хранения и перевалки нефти и нефтепродуктов (2000-2004)

Анализ риска аварий на магистральных трубопроводах при обосновании минимальных безопасных расстояний

К этим материалам и сведениям о промышленных опасностях на магистральном трубопроводном транспорте полезно добавить данные о грузообороте, перекачке и протяженности российских нефте(продукто)проводов (использованы официальные данные Росстата):


Грузооборот магистрального трубопроводного транспорта (нефте и нефтепродуктопроводного) в РСФСР и РФ,млрд. тонно-км


Протяженность (тыс. км) и перекачка (млн. т) магистральным трубопроводным транспортом (нефте и нефтепродуктопроводным) в РСФСР и РФ

Как известно степень обеспечения промышленной безопасности в российском магистральном трубопроводном транспорте гораздо выше среднего уровня относительно других отраслей промышленности РФ.

Магистральный трубопроводный транспорт (МТТ) - важнейшее стратегическое звено экспортной цепочки отправок российских энергоносителей за рубеж. За МТТ следят внутри и вне новой России. Крупные промышленные аварии на МТТ все же случаются (например недавно одна из последних, как установила официальная комиссия, произошла из-за досадного "обстоятельства непреодолимой силы малоизученного природного явления - грозовой разряд" - см. об этом на РискПром.рф здесь>>, здесь>> и  здесь>>). Но "протрубные" СМИ быстро топят аварийные сообщения вокруг МТТ в информационном шуме -и правильно делают, иначе "дело труба" грозит всей РФ.

В 1990-е годы деиндустриализации РФ магистральный трубопроводный транспорт пострадал не так сильно, как в целом отечественные промышленность, транспорт и энергетика.
Возьмем магистральные нефте(продукто)проводы - МН. Как значительный транспорт создан в советские 1970-80 годы.
Хотя грузооборот на МН к середине 1990-х ополовинился, на сегодняшний день удалось его восстановить на уровне начала 1980-х.  (см. график выше)
С точки зрения потенциала промышленных опасностей ситуация в отечественном магистральном нефтепроводном транспорте улучшилась - при застывшей в новой РФ протяженности нефтепроводов, объемы перекачки сначали упали вдвое в конце 1990-х, а затем постепенно выросли до уровня конца 1970-х. Грузооборот восстанавливался быстрее за счет увеличения средних расстояний перекачки - платежеспособные потребители далековато обосновались. Труба работает как часы, да и аварии не сильно беспокоят (вскрики ангажированных СМИ вяловаты, транспорт не так  трогают как добычу >>). Все же следят в РФ за угрозой крупных промышленных аварий на МТТ, -  в отличие от других отраслей сохранены научные институты, достигнуты значительные научные и практические результаты по внутритрубной диагностике мирового уровня.

Развиваются и методические подходы анализа опасностей и оценки риска аварий на МТТ.
В 2010-2011 гг. ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» (ЗАО НТЦ ПБ) и ООО «Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов» (ООО «НИИ ТНН») выполняли совместные работы по актуализации Методического руководства по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах /1999 г./. Указанный документ широко применялся при декларировании промышленной безопасности и оценки риска для обоснования проектных решений по безопасности опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта /см подробнее здесь >>/.
Новый актуализированный РД-13.020.00-КНТ-148-11 Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах (МР) распространяется на:
-    разработку деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов организации системы «Транснефть», ОАО «АК «Транснефть» (далее – МН), в том числе линейной части, насосных станций, резервуарных парков, перевалочных нефтебаз и терминалов; -    разработку специальных технических условий на проектирование и строительство МН;
-    оценку соответствия условий эксплуатации МН требованиям промышленной безопасности;
-    разработку планов по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
-    обоснование условий страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на МН;
-    иные работы, связанные с определением степени опасности и проведением количественной и балльной оценки риска аварий с выбросом нефти и нефтепродуктов на МН.

Основные нормативные положения учитывают практический опыт декларирования промышленной безопасности, анализа риска и положения РД 03-418-01, РД-03-14-2005, РД 03-357-00 и известных специальных документов в области анализа риска аварий магистральных трубопроводов:
  •   Pipeline Risk Management. Manual Ideas, Techniques, and Resources. Third Edition, W. Kent Muhlbauer. Gulf Professional Publishing, 2004.
  •  СТО Газпром 2-2.3-351-2009. Методические указания по проведению анализа риска для опасных производственных объектов газотранспортных предприятий ОАО «ГАЗПРОМ». ООО «Газпром ВНИИГАЗ» (утв. распоряжением № 83 ОАО «Газпром» от 30.03.2009, введен в действие 30.12.2009)
Актуализированное методическое руководство на практике помогает реализовать для МН положения одобренной Президиумом Правительства РФ 28 июля 2011 года «Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года». Руководящим принципом Концепции обозначен риск-ориентированный подход к обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Расчет показатели и оценка степени риска аварии на ЛЧ МН (участках) и площадочных объектах (составляющих) МН используются в МР для обоснования приоритетов в мероприятиях по оптимальному обеспечению безопасного функционирования МН в условиях возможного возникновения опасностей промышленных аварий. Другими словами МР позволяет оптимизировать затраты и результаты по предупреждению аварий, а значит помогает сохранить и упрочнить достигнутый высокий уровень промышленной безопасности на российских МН.
Есть еще чему поучиться в обеспечении промышленной безопасности у российских магистральных трубопроводчиков.


Категория: Архив | Просмотров: 4925 | Добавил: safety

Форма входа

Календарь новостей

«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0